УИД44RS0003-01-2023-001439-67
Дело № 2-1175/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г.Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В.,
с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Фроловой Д.С., Самохваловой Ю.И., представителя администрации городского округ город Шарья – Фэрэмэ К.С.,
при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Самохваловой Ю.И. к администрации городского округа города Шарьи о предоставлении Самохваловой Ю.И. на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Самохваловой Ю.И. ДАТА года рождения, обратился в суд с иском к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении Самохваловой Ю.А. на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заявлению Самохваловой Ю.И.ДАТА года рождения, которая является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно записи акта о рождении от ДАТА№ матерью Самохваловой ЮМ. является С.А.А.ДАТА г.р., сведения об отце отсутствуют. Ввиду лишения С.А.А. родительских прав (решение Уссурийского городского суда Приморского края от 10.03.2009), в последующем признания ее безвестно отсутствующей с ДАТА (решение Шарьинского районного суда Костромской области от 08.11.2021) Самохвалова Ю.И. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. В связи с указанными обстоятельствами над Самохваловой Ю.И. на основании распоряжения территориального отдела опеки и попечительства по Уссурийскому городскому округу от 10.04.2009 №-р установлена опека и назначен опекун С.Ю.Ю., на основании приказа комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по г.о.г.Кострома (далее - КСЗН,О и П по г.о.г.Кострома) от 12.04.2013 № над несовершеннолетней установлена возмездная опека и назначены опекуны С.Ю.Ю. и С.Е.Н. В силу приказа КСЗН,О и П по г.о.г.Кострома от 18.06.2015 №С.Ю.Ю. и С.Е.Н. освобождены от исполнения обязанностей опекунов. В последующем, над несовершеннолетней Самохваловой Ю.И. на основании приказа КСЗН,О и П по г.о.г.Кострома от 22.07.2015 № установлена возмездная опека и назначен опекун Г.Т.Г. (договор о приёмной семье от 31.07.2015 №).
Самохвалова Ю.И. ДАТА достигла совершеннолетия. С 01.09.2023 по настоящее время проживает на территории г.о.г.Шарья Костромской области, обучается в *** планирует и в дальнейшем проживать на территории г.огШарья. На период обучения Самохваловой Ю.И. предоставлена комната № в общежитии образовательной организации по адресу: АДРЕС.
В силу ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» данной категории лиц жилые помещения предоставляются по месту их жительства. Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, федеральным законодательством и законодательством Костромской области названо место жительства этих лиц. В настоящее время Самохвалова Ю.И. проживает на территории г.о.г.Шарья, планирует и в дальнейшем проживать на территории указанного муниципального образования. Сведения, представленные регистрирующими органами, свидетельствуют об отсутствии у Самохваловой Ю.И. и её матери на праве собственности или ином законном праве жилых помещений, отвечающих установленным требованиям законодательства. Администрации г.о.г.Шарьи и Поназыревского муниципального района не предоставляли Самохваловой Ю.И. жилые помещения на основании договора специализированного найма, при этом в администрацию г.о.г.Шарья поступило заявление Самохваловой Ю.И. по вопросу обеспечения её жилым помещениям как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которое оставлено без удовлетворения.
Из вышеизложенного следует, что Самохвалова Ю.И. по настоящее время не обеспечена жилым помещением, постоянно обосновалась и проживает в г.Шарье, в связи с чем жилое помещение должно быть ей предоставлено на территории г.огШарья.
Согласно информации Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Самохвалова Ю.И. на основании приказа департамента от 20.12.2019 № включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Из норм действующего законодательства Костромской области следует, что обязанность осуществления государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при известных условиях возложена на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Костромской области. Таким образом, с учетом вышеприведенных норм законодательства Самохвалова Ю.И. имеет право на обеспечение со стороны администрации городского округа город Шарьи жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья по месту фактического проживания - г.о.г.Шарья.
Прокурор обращается в суд в интересах Самохваловой Ю.И. с иском о возложении обязанности предоставить жилое помещение, так как имеющиеся нарушения ущемляют ее право на получение гарантируемой государством социальной помощи и требует принятия мер, направленных на защиту указанной категории лиц. Не предоставление Самохваловой Ю.И. жилого помещения является существенным нарушением ее права на получение гарантированного государством для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вида социальной поддержки, которое требует устранения. Волеизъявление Самохваловой Ю.И. на предъявление от ее имени в суд прокурором иска в защиту жилищных прав подтверждено письменным заявлением.
Шарьинский межрайонный прокурор просит суд обязать муниципальное образование - городской округ город Шарья, в лице администрации городского округа город Шарья предоставить Самохваловой Ю.И.ДАТА года рождения, на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
Представитель Шарьинской межрайонной прокуратуры Фролова Д.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении. Просила их удовлетворить.
Самохвалова Д.С. в судебном заседании заявленные в её интересах Шарьинским межрайонным прокурором требования поддержала. Суду пояснила, что осталась без попечения родителей. Её мать С.А.А. была лишена в отношении неё родительских прав. В настоящее время она признана решением суда безвестно отсутствующей. В графе «отец» в свидетельстве о рождении стоит прочерк. В последующем она воспитывалась в двух приемных семьях. До 14.08.2023г. она была зарегистрирован в АДРЕС. Сейчас она обучается на втором курсе *** и проживает в общежитии, где ей оформлена временная прописка. После окончания техникума она планирует продолжить обучение. Но после его окончания проживать в г.Шарья. она обращалась в администрацию г.о.г Шарья, что бы ей было предоставлено жилое помещение, но ей в этом было отказано.
Представитель ответчика администрации городского округа г.Шарья Костромской области Фэрэмэ К.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям указанным в предоставленных суду письменных возражениях.
Из письменных возражений ответчика на исковое заявление следует, что свободные жилые помещения в специализированном жилом фонде Костромской области на территории городского округа город Шарья Костромской области отсутствуют.
Предоставление жилого помещения помимо исполнения имеющихся вступивших в законную силу решений суда потребует привлечение денежных средств за пределами выделенных субвенций, а поскольку в соответствии со ст. 4 Закона № 620-5-ЗКО дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований - право, а не обязанность органа местного самоуправления, а у Администрации отсутствуют собственные финансовые средства для выполнения указанного делегированного полномочия, считаем необоснованным возложение на Администрацию обязанности по предоставлению Самохваловой Ю.И. жилого помещения без одновременного возложения обязанности на органы государственной власти Костромской области по финансированию переданного государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Исковые требования в нарушение п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159- ФЗ, части 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ необоснованно возлагают на Администрацию как на орган местного самоуправления ответственность за исполнение не собственных, а переданных субъектом РФ - Костромской областью - полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, что является нарушением принципа самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации как самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, принудительное исполнение обжалуемого решения суда приведёт к финансированию из местного бюджета полномочий, возложенных законодательством Российской Федерации на субъект РФ, что будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Просит суд в удовлетворении исковых требованиях Шарьинского межрайонного прокурора об обязании муниципального образования - городской округ город Шарья, в лице администрации городского округа город Шарья в предоставлении Самохваловой Ю.И.ДАТА гр., на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного благоустроенного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления жилого помещения, из специализированного жилищного фонда- отказать (л.д.50).
В судебном заседании представитель администрации городского округа г.Шарья пояснила, что возражает против удовлетворения заявленных Шарьинским межрайонным прокурором в интересах Самохваловой Ю.И. требований в связи с отсутствием у ответчика денежных средств на исполнение решения суда.
Представители третьих лиц: Департамента финансов по Костромской области, департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Администрации Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в судебном заседании не участвовали. Согласно имеющихся в материалах дела уведомлений были уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Уважительных причин неявки суду не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли (л.д.42,43,47,53).
Представитель третьего лица Департамент финансов по Костромской области направил в суд пояснения по исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Самохваловой Ю.И., в которых указал, что в силу действующего законодательства орган местного самоуправления городского округа город Шарья является надлежащим ответчиком по данному делу. Законом Костромской области от 19.12.2022 года № 297-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных районов и городских округов, в 2023 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе городскому округу город Шарья. Просил рассмотреть дело без участия представителя Департамента финансов (л.д.44-45).
Представитель департамента имущественных и земельных отношений Костромской области оставил вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда. в связи с невозможностью обеспечить явку представителя департамента в судебное заседание просил суд рассмотреть дело. В отсутствии представителя третьего лица (л.д.48-49)
Представитель департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в письменном отзыве на исковое заявление пояснил, что Самохвалова Ю.И. по состоянию на 15.12.2023г. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Департамент исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, т.к. обеспечение жильем вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя департамента (л.д.51)
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав пояснения помощника Шарьинского межрайонного прокурора Фроловой Д.С., истца Самохваловой Ю.И., представителя ответчика Фэрэмэ К.С., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора заявленные в интересах Самохваловой Ю.И., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относиться к основным правам человека и заключается в обеспечение государством стабильного, постоянного пользования жилим помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а так же в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст. 25, 40 Конституции РФ).
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу пункта 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании пунктов 7, 8, 9 статьи 8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд считает установленным, что действующим законодательством, а конкретно пунктом 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ четко определен круг лиц имеющих право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно ксерокопии паспорта № истцом является Самохвалова Ю.И.ДАТА года рождения, уроженка АДРЕС (л.д.9).
В соответствии с адресной справкой выданной ОАОР УМВ УМВД России по костромской области 01.11.2023г. Самохвалова Ю.И.ДАТА.рождения уроженка АДРЕС с период с 05.12.2019г. по 14.08.2023г. была зарегистрирована по адресу: АДРЕС., с 18.09.2023г. по 30.06.2025г. зарегистрирована пол адресу: АДРЕС (л.д.54)
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания № зарегистрированная по месту пребывания по адресу: АДРЕС (л.д.10).
В судебном заседании Самохвалова Ю.И. пояснила, что в настоящее время она фактически проживает и имеет временную регистрацию в общежитии ***, где обучается.
В соответствии с записью акта о рождении № от ДАТА матерью Самохваловой Ю.И.ДАТА года рождения является С.А.А.ДАТА года рождения (мать). Данные об отце не указаны (л.д.11).
Решением Уссурийского городского суда Приморского края от 10.03.2009 г. С.А.А. лишена родительских прав в отношении дочери Самохваловой Ю.И.ДАТА года рождения. Решение вступило в законную силу. (л.д.19-20).
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 08.11.2021 года С.А.А.ДАТА года рождения признана безвестно отсутствующей. Решение вступило в силу 14.12.2021 года (л.д. 24-26)
Самохвалова Ю.И. была передана под опеку (приказы об установлении возмездной опеки над несовершеннолетней №-р от 10.04.2009, № от 12.04.2013, № от 22.07.2015), после чего передана в приемную семью Г.Т.Г. (договор № от 31.07.2015) (л.д.13-18).
На основании изложенного суд считает установленным, что Самохвалова Ю.И. относиться к категории детей оставшихся без попечения родителей и на момент рассмотрения дела судом достигла возраста 18 лет.
Согласно информации Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Самохвалова Ю.И. на основании приказа департамента от 20.12.2019 г. № включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. (л.д. 30-32)
Согласно ответа на запрос № от 13.10.2023г. администрации городского округа г.Шарья Костромской области на основании книги выдачи договоров социального, специализированного найма, следует, что жилое помещение Самохваловой Ю.И. ДАТА.рождения. не предоставлялось. Самохвалова Ю.И. ДАТА.рождения обращалась в администрацию городского округа г.Шарья по вопросу предоставления жилого помещения на основании договора специализированного найма ка лицо из числа детей, оставшихся без попечения родители. В связи с тем, что Самохвалова Ю.И. не состоит на учете в качестве нуждающегося в администрации г.о.г Шарья вопрос о предоставлении ей жилья рассмотрен быть не может (л.д.27,28-29)
Как следует из находящихся в материалах дела выписок из ЕГРН жилых помещений, в собственности, у С.А.А. и Самохваловой Ю.И. не имеется (л.д. 33-34).
По информации предоставленной администрацией Поназыревского муниципального округа Костромской области № от 10.10.2023 г. Самохвалова Ю.И., является лицом из числа детей - сирот и детей ставшихся без попечения родителей. Её родители: мать С.А.А., ДАТА г.р. - лишена родительских прав Уссурийским городским судом Приморского края 10.03.2009 года. Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 08.11.2021 года С.А.А., признана безвестно отсутствующей с ДАТА, в свидетельстве о рождении графе «отец» стоит прочерк.
Над несовершеннолетней Самохваловой Ю.И., на основании распоряжения территориального отдела опеки и попечительства по Уссурийскому городскому фугу от 10.04.2009 года №-р установлена опека и назначен опекун С.Ю.Ю., на основании Приказа комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома от 1.04.2013г. №№ - установлена возмездная опека и назначены опекуны С.Ю.Ю. и С.Е.Н.. На основании приказа КСЗН,О и П по городскому округу город Кострома от 18.06.2015 № «Об освобождении от исполнения обязанностей опекунов на возмездной основе и срочном расторжении договора о передаче несовершеннолетней Самохваловой Ю.И. на воспитание в приемную семью» освобождены от исполнения обязанностей опекунов. Над несовершеннолетней Самохваловой Ю.И. на основании приказа КСЗН,ОиП по городскому округу город Кострома от 22.07.2015 № установлена возмездная опека и назначен опекун Г.Т.Г.. С Г.Т.Г. межрайонным территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства №6 заключен договор о приемной семье № от 31.07.2015 года.
В период нахождения на воспитании в приемной семье Самохвалова Ю.И. проживала по адресу: АДРЕС,, 24 до совершеннолетия.
Самохвалова Ю.И. обучалась с четвертого по девятый класс в МОУ Поназыревская средняя общеобразовательная школа. В 2021г. Самохвалова Ю.И. поступила в ***
Жилого помещения на основании договоров социального, специализированного найма на территории Поназыревского муниципального округа Самохваловой Ю.И. и ее родителям не предоставлялось. (л.д. 12)
Согласно информации ***№ от 12.10.2023г., Самохвалова Ю.И. обучается в образовательном учреждении в группе профессиональной подготовки (приказ о зачислении №-к от 16.08.2023). На период обучения с 01.09.2023 по 30.06.2023 г. ей предоставлена комната в общежитии по адресу: АДРЕС (л.д. 21-22).
На основании вышеизложенного, суд считает установленным, что Самохвалова Ю.И. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Отсутствуют жилые помещения и в собственности у Самохваловой Ю.И.
Таким образом, на момент рассмотрения дела Самохвалова Ю.И., является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения и на основании ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ имеет право на обеспечение жилым помещением по социальным нормам по договору найма специализированного жилого помещения органом местного самоуправления по месту жительства.
К вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На основании закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее Закон № 620-5-ЗКО) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма лицо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. ( ч. 1 ст. 3 Закона).
Согласно пункта 1 ч.2 ст. 5 Закона № 620-5-ЗКО органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций. К вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, на что ссылается в своих возражения представитель ответчика, не может являться основанием для отказа в иске. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Право Самохваловой Ю.И., относящейся к категории детей оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от финансирования и наличия в бюджете муниципального образования денежных средств.
Тем же п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилом помещении возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. При этом жилое помещение должно быть предоставлено по месту жительства указанных лиц.
Доказательств подтверждающих, отсутствие у Самохваловой Ю.И. права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей представителем ответчика суду не представлено.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, под местом жительства гражданина понимается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что г. Шарья является местом жительства Самохваловой Ю.И., а следовательно на администрации городского округа г.Шарья Костромской области лежит обязанность предоставить ей на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа г. Шарья.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком в судебном заседании суду не представлено доказательств подтверждающих наличие обстоятельств в соответствии, с которыми заявленные Шарьинским межрайонным прокурором в интересах Самохваловой Ю.И. требования удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, суд приходит выводу о том, что требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Самохваловой Ю.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Самохваловой Ю.И. к администрации городского округа города Шарьи - удовлетворить.
Обязать муниципальное образование – городской округ город Шарья, в лице администрации городского округа город Шарья Костромской области предоставить Самохваловой Ю.И.ДАТА года рождения (паспорт №) на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: О.В. Игуменова
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2023 года.