ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1177/20 от 24.02.2021 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-154/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 24 февраля 2021 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Фединой А.В.,

при секретаре Ворончихиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» о возложении обязанности обеспечить охрану периметра международного аэропорта,

у с т а н о в и л:

Вологодский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что Вологодской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения требований законодательства обеспечения транспортной и авиационной безопасности в международном аэропорту «Череповец», оператором которого является ООО «Авиапредприятие «Северсталь», в ходе которой установлено, что охрана периметра международного аэропорта «Череповец» силами Северо-Западного филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не обеспечена. По указанным нарушениям прокуратурой в адрес генерального директора вносилось представление об устранении нарушений транспортной и авиационной безопасности. До настоящего времени охрана периметра международного аэропорта «Череповец» силами Северо-Западного филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не обеспечивается. В соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов охрана границ территории (периметра) аэропорта в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством РФ, осуществляется подразделениями войск национальной гвардии РФ. Иные аэропорты, то есть не включённые в указанный перечень, подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Минтранса России. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, их эксплуатирующими. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928-р утверждён перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, в число которых входят только международные аэропорты, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе и международный аэропорт г. Симферополя. Исходя из положений изложенных правовых норм, законодательством установлен специальный субъект (подразделение ведомственной охраны Минтранса России), уполномоченный на обеспечение авиационной безопасности посредством охраны границ территории (периметра) всех аэропортов, в том числе международных, за исключением вышеуказанных. В этой связи внешние границы контролируемой зоны международного аэропорта «Череповец» подлежат обязательной охране силами ведомственной охраны Минтранса России на основании возмездного договора между ООО «Авиапредприятие «Северсталь» и государственным учреждением. Заключение с уполномоченным на охрану границ аэропортов подразделением ведомственной охраны Минтранса России соответствующего договора на оказание возмездных охранных услуг в силу ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) является безальтернативной обязанностью авиапредприятия. При этом, несмотря на установленные законом требования по организации и обеспечению надлежащей охраны международного аэропорта «Череповец» ООО «Авиапредприятие «Северсталь», являющимся его оператором и обеспечивающим функционирование объекта воздушного транспорта, своевременные и исчерпывающие меры по заключению с учреждением, имеющим принадлежность к ведомственной охране Минтранса России (ФГУП «УВО Минтранса России»), не приняты. Охрана периметра аэропорта в нарушение определённого государством порядка обеспечения авиационной безопасности осуществляется САБ юридического лица. Так, до настоящего времени ООО «Авиапредприятие «Северсталь» посредством мнимого ведения переписки с Северо-Западным филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» (г. Санкт-Петербург) на предмет заключения соответствующего договора на оказание авиапредприятию охранных услуг не согласованы его существенные условия (цена), а также порядок осуществления охраны (количество сотрудников, постов охраны), использования работниками государственной организации служебного огнестрельного оружия (предоставление места его хранения). Анализ переписки между ООО «Авиапредприятие «Северсталь» и подразделением ФГУП «УВО Минтранса России» показал, что доводы авиапредприятия о причинах невозможности заключения договора зачастую являются несостоятельными и не могут выступать препятствием к исполнению требований воздушного законодательства со стороны субъекта транспортной инфраструктуры. Длительное согласование вопроса заключения ООО «Авиапредприятие «Северсталь» договора с Северо-Западным филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» свидетельствует об умышленном неисполнении юридическим лицом нормативных предписаний, вызванном нежеланием несения дополнительных финансовых расходов.

Просил обязать ООО «Авиапредприятие «Северсталь» обеспечить постоянную охрану периметра международного аэропорта «Череповец» силами подразделения ведомственной охраны Минтранса России (ФГУП «УВО Минтранса России») в лице Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В процессе судебного разбирательства истец в связи с изменением действующего законодательства исковые требования уточнил, просил обязать ответчика обеспечить охрану периметра международного аэропорта «Череповец» силами подразделения транспортной безопасности в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 (в редакции от 24.12.2020 № 2262), в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 28.01.2020 Северо-Западный филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» исключен из числа лиц, участвующих в деле.

В судебное заседание представитель истца – заместитель Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Иванов А.Н. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.

В процессе судебного разбирательства старший помощник Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Ивойлов П.А. уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 № 2262 «О внесении изменений в правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» в п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 42, внесены изменения, в соответствии с которыми охрана границ территории аэропорта осуществляется в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности. В связи с изменениями в законодательстве просит обязать ответчика обеспечить охрану периметра международного аэропорта «Череповец» силами подразделения транспортной безопасности в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 (в редакции от 24.12.2020 № 2262), в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Ответчик имеет возможность обеспечить охрану периметра аэропорта путем создания своего подразделения транспортной безопасности либо путем заключения договора с какой-либо подведомственной организацией, что до настоящего времени не сделано.

В судебном заседании представители ответчика ООО «Авиапредприятие «Северсталь» - Гарбуз В.Е. и Сытник В.В. исковые требования не признали. Суду поясняли, что предъявляя исковые требования, прокурор ссылался на неисполнение представления прокурора о заключении ответчиком договора с ФГУП "УВО Минтранса России". Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 № 2262 «О внесении изменений в Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» (вступило в законную силу с 03.01.2021) в п. 4 Правил внесены изменения, согласно которым охрана периметра аэропорта должна осуществляться подразделениями транспортной безопасности. То есть у прокурора нет оснований полагать, что ответчиком не исполняется п.4 Правил, поскольку данный пункт с 03.01.2021 изменился. Для охраны периметра аэропорта предприятие может создать свое подразделение транспортной безопасности либо заключить договор с иной ведомственной организацией. Исключительной обязанности заключать договор на охрану аэропорта с ведомственной организацией у них нет. ООО «Авиапредприятие «Северсталь» приняло решение о создании своего подразделения транспортной безопасности, поскольку стоимость отдельной оплаты охраны аэропорта является очень высокой, эта стоимость будет заложена и в стоимость билетов, то есть оплата дополнительной охраны напрямую оказывает влияние на стоимость услуг. Создание подразделения транспортной безопасности состоит из двух стадий. Сначала сотрудники проходят специальное обучение, затем они должны пройти аттестацию и получить соответствующий документ – свидетельство об аттестации сил транспортной безопасности. После этого направляется заявление в Росавиацию о получении свидетельства об аккредитации. После аккредитации сотрудники предприятия будут иметь право охранять аэропорт. В настоящее время все сотрудники прошли обучение, проходят аттестацию. У предприятия имеется подразделение авиационной службы безопасности, которое в настоящее время охраняет аэропорт. Подразделение транспортной безопасности уже создается ответчиком, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.

Вологодской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства обеспечения транспортной и авиационной безопасности в международном аэропорту «Череповец», оператором которого является ООО «Авиапредприятие «Северсталь» в ходе которой было установлено, что охрана периметра международного аэропорта «Череповец» силами Северо-Западного филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» не обеспечена.

Согласно ч. 10 ст. 1 Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры, в число которых входит аэропорт, от актов незаконного вмешательства.

В соответствии ч. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

В силу ст. 83 ВК РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Согласно п. 3 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждённых в соответствии с ч. 4 ст. 84 ВК РФ приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 (далее по тексту - ФАЛ-142), а также п. 6 Положения о федеральной системе защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утверждённого постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих, в том числе, охрану аэропортов, объектов гражданской авиации.

В силу указанных положений нормативных актов охрана аэропортов является одним из элементов комплекса мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, к осуществлению которых привлекаются как структурные подразделения аэропортов (САБ), так и организации различной ведомственной принадлежности.

При этом в соответствии с ч. 6 ст.84 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции от 08.06.2020 № 53 – в настоящее время недействующая редакция) охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности утверждён постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 (далее по тексту - Правила охраны аэропортов).

В соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов (в редакции от 17.12.2016 № 3 – в настоящее время недействующая редакция) охрана границ территории (периметра) аэропорта в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством РФ, осуществляется подразделениями войск национальной гвардии РФ. Иные аэропорты, то есть не включённые в указанный перечень, подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Минтранса России. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, их эксплуатирующими.

Как установлено судом, ООО "Авиапредприятие «Северсталь», как субъект транспортной инфраструктуры, обязан осуществлять деятельность по обеспечению безопасности и защите аэропорта "Череповец".

ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявлением нарушений пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 42 (в редакции от 17.12.2016 № 3), а именно отсутствием возмездного договора с Северо-Западным филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» на охрану аэропорта, транспортным прокурором в адрес руководства ООО "Авиапредприятие «Северсталь» вынесено представление, в котором было предложено принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

Ссылаясь на то, что ответчиком не приняты меры, направленные на обеспечение транспортной и авиационной безопасности, вопрос о заключении договора с ФГУП "УВО Минтранса России" на охрану периметра аэропорта «Череповец» не разрешен, несмотря на ведение переписок на протяжении длительного времени и отсутствие объективных причин для его незаключения, прокурор ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с вышеуказанным иском.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 № 2262 «О внесении изменений в правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» (начало действия редакции – 03.01.2021) в п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 42, внесены изменения, в соответствии с которыми охрана границ территории аэропорта осуществляется в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности.

С учетом вышеуказанных изменений в действующем законодательстве, ссылаясь на то, что ответчиком требования к транспортной и авиационной безопасности не выполнены на момент рассмотрения спора, прокурор уточнил исковые требования и просил возложить на ответчика обязанность обеспечить охрану периметра международного аэропорта «Череповец» силами подразделения транспортной безопасности в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 (в редакции от 24.12.2020 № 2262).

Таким образом, учитывая установленные фактические обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении ответчиком вышеприведенных требований к транспортной и авиационной безопасности в части организации охраны периметра аэропорта "Череповец" как до начала действия Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 № 2262 «О внесении изменений в правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» (незаключение возмездного договора на охрану аэропорта с Северо-Западным филиалом ФГУП «УВО Минтранса России»), которым были внесены в изменения в п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, так и после начала действия указанного документа, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ООО "Авиапредприятие «Северсталь»" обязанности обеспечить охрану периметра аэропорта силами подразделения транспортной безопасности в соответствии с п. 4, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 (в редакции от 24.12.2020 № 2262).

При этом суд учитывает, что несоблюдение ответчиком требований законодательства может привести к несанкционированному проходу (проезду) лиц и транспортных средств, проносу оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропорта, тем самым создать угрозу незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы представителей ответчика об осуществлении предприятием действий по созданию своего подразделения транспортной безопасности не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку на день рассмотрения дела в суде подразделение транспортной безопасности не создано, соответственно, надлежащая охрана периметра аэропорта не организована.

При этом суд принимает во внимание, что в настоящее время достоверно не известно будет ли Росавиацией принято решение о выдаче свидетельства об аккредитации ответчика либо об отказе в выдаче такового свидетельства. А вместе с тем, ответчик не лишен возможности заключить договор на охрану аэропорта с соответствующей ведомственной организацией, таким образом исполнив требования действующего законодательства к транспортной и авиационной безопасности.

Доводы представителей ответчика о том, что охрана аэропорта в настоящее время осуществляется подразделением авиационной безопасности ООО «Авиапредприятие «Северсталь» суд во внимание не принимает, поскольку действующим законодательством в сфере транспортной безопасности установлено, что охрана периметра аэропортов, не подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, должна осуществляться подразделениями транспортной безопасности, а не авиационной.

Таким образом, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом считает, что срок – в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для организации надлежащей охраны периметра аэропорта является достаточным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования заместителя Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» обязанность обеспечить охрану периметра международного аэропорта «Череповец» силами подразделения транспортной безопасности в соответствии с п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 (в редакции от 24.12.2020 № 2262), в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Федина

Текст мотивированного решения составлен 03 марта 2021 года.

Согласовано

Судья А.В. Федина