Дело № 2-1177/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2016 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Мухориной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «ТеплоВодоканал» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ТеплоВодоканал» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоканал» (далее - ООО «ТеплоВодоканал», Общество) осуществляет использование водного объекта - реки Кылтовка, левый приток реки Вымь, бассейн реки Вычегда для целей сброса сточных и дренажных вод на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту - Минприроды Республики Коми) о предоставлении водного объекта в пользование № 11-03.02.02.002-Р-РСВХ-С-2015-03083/00 от 30.09.2015, действующего по 01.10.2017. Сброс сточных и дренажных вод осуществляется Обществом в реку Кылтовка, в границах МО МР «Княжпогостский», п. Ракпас в районе точки с координатами: 62°40’45”СШ, 51°06’12,6”ВД. В соответствии с предоставляемыми ежеквартально в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отчетами о водопользовании, Обществом за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года через предоставленный вышеуказанным решением водный объект - реку Кылтовка, осуществлен сброс сточных и дренажных вод в суммарном объеме 4,21 тыс. м3. При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества - азот аммонийный, нефть и нефтепродукты, фосфаты, эфиры, кальций, железо, магний, медь, нитраты, а также иные вещества (предоставленные Обществом копии отчетов об использовании воды за 1, 2, 3 кварталы 2016 года прилагаются). Вместе с тем, предприятием не разработаны и не согласованны в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемые водные объекты, что подтверждается информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, пояснениями ООО «ТеплоВодоканал» от 25.11.2016 № 11/2257.
Представитель прокуратуры – Поколинская Л.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в иске.
Представитель ООО «ТеплоВодоканал» - Кочетов Н.А. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
Как следует из положений ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями статей 22 и 23 Закона № 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.
Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333. Как следует из пункта 12 указанной Методики, величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектируемых, так и для действующих организаций - водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией-водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией. Каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.
Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать, в том числе, ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой Методикой, и его результаты.В соответствии с требованиями п. 4 ст. 23 Закона № 7-ФЗ, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются только на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными подразделениями.
Для получения разрешения на сбросы в соответствии с п.п. 16, 18 Приказа, хозяйствующий субъект подает заявление, содержащее полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации юридического лица и почтовый адрес его местонахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись предоставляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, а также указывает реквизиты документов (или предоставляет их копии). Заявление и опись прилагаемых материалов предоставляются в двух экземплярах. Выдача разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.
Согласно п. 13 рассматриваемого Приказа, разрешениями на сбросы для хозяйствующих субъектов устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством условий, показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ на период действия разрешения с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод отдельно по каждому выпуску в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и в пределах лимитов на сбросы.
Из материалов дела следует, что Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоканал» (далее - ООО «ТеплоВодоканал», Общество) осуществляет использование водного объекта - реки Кылтовка, левый приток реки Вымь, бассейн реки Вычегда для целей сброса сточных и дренажных вод на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту - Минприроды Республики Коми) о предоставлении водного объекта в пользование № 11-03.02.02.002-Р-РСВХ-С-2015-03083/00 от 30.09.2015, действующего по 01.10.2017. Сброс сточных и дренажных вод осуществляется Обществом в реку Кылтовка, в границах МО МР «Княжпогостский», п. Ракпас в районе точки с координатами: 62°40’45”СШ, 51°06’12,6”ВД. В соответствии с предоставляемыми ежеквартально в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отчетами о водопользовании, Обществом за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года через предоставленный вышеуказанным решением водный объект - реку Кылтовка, осуществлен сброс сточных и дренажных вод в суммарном объеме 4,21 тыс. м3. При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества - азот аммонийный, нефть и нефтепродукты, фосфаты, эфиры, кальций, железо, магний, медь, нитраты, а также иные вещества (предоставленные Обществом копии отчетов об использовании воды за 1, 2, 3 кварталы 2016 года прилагаются). Вместе с тем, предприятием не разработаны и не согласованны в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемые водные объекты, что подтверждается информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, пояснениями ООО «ТеплоВодоканал» от 25.11.2016 № 11/2257.
Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных актов, водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В нарушение вышеназванных требований закона, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект - реку Кылтовка, левый приток реки Вымь, бассейн реки Вычегда ответчиком не разработаны и не утверждены. Сброс загрязняющих веществ в водный объект - реку Кылтовка осуществляется ООО «ТеплоВодоканал» в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.
Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты, при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания.
Представитель ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательства, опровергающие доводы истца.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения на ответчика обязанности устранить нарушения водного законодательства, поскольку данный вывод основан на материалах дела и согласуется с вышеприведенными требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от её уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры действующего в интересах Российской и неопределенного круга лиц к ООО «ТеплоВодоканал» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоканал» (ИНН 1108022040, КПП 112101001, ОГРН 1131108000110):
Разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Кылтовка, левый приток реки Вымь, бассейн реки Вычегда;
Получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в реку Кылтовка, левый приток реки Вымь, бассейн реки Вычегда.
Взыскать с ООО «ТеплоВодоканал» в доход бюджета МР «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2017 года в 09 час. 00 мин.
Судья О.Н. Мишина