Дело № 2- 1177/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
станица Ленинградская 29 ноября 2016 года
Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Калниной М.Ю.,
при секретаре Сдвижковой А.В.
с участием
прокурора Мороз В.В.,
истца ФИО1,
представителя ответчика ОМВД РФ по Ленинградскому району ФИО2
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОМВД России по Ленинградскому району Краснодарского края о признании незаконным отказа в приеме на службу, понуждении принять на службу,
установил:
Истец в обоснование заявленных требований указывает, что с 27.11.2007г. по 31.05.2016г. проходил службу в Региональном управлении ФСКН России по Краснодарскому краю. На момент увольнения находился в звании майора полиции на должности старшего оперуполномоченного Ленинградского МРО Регионального Управления ФСКН России по Краснодарскому краю.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ №156) Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
В соответствии п.п. «б» п. 4 Указа № 156: «сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации...».
В мая 2016 г. истцом поданы рапорты на имя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю генерал-лейтенанта полиции В.В.Н. о том, что он желает проходить службу в отделе МВД по Кавказскому району в должности начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков, а также на имя начальника отдела МВД по Ленинградскому району полковника полиции В.И.Б. о том, что он желает проходить службу в отделе МВД по Ленинградскому району в должности оперуполномоченного отдела по контролю за оборотом наркотиков, в порядке перевода, в соответствии с п.п. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. №156.
31.05.2016 г. Приказом № <...> от 31.05.2016 г. истец был уволен со службы, исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля на основании п.п. 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В июне 2016 г. истец прошел согласование на должность начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков отдела МВД по Кавказскому району с начальником Главного Управления по контролю за оборотом наркотиков Б.О.В., заместителем начальника полиции по оперативной работе К.В.П., а также с заместителем начальника УРЛС С.С.И., каждый из которых был согласен с его кандидатурой на должность.
В конце июня 2016г. от кадровых работников отдела МВД по Кавказскому району истец получил устный отказ о назначении на предложенную должность в связи с тем, что не рекомендован к прохождению службы в органах МВД России.
В июле 2016 г. начальник УРЛС отдела МВД по Ленинградскому району сообщил истцу, что по материалам проверки ОРЧ СБ ГУМВД по Краснодарскому краю он не рекомендован к прохождению службы в отделе МВД по Ленинградскому району в должности оперуполномоченного отдела по контролю за оборотом наркотиков. В связи с чем, ему было предложено подать рапорт на должность участкового уполномоченного отдела МВД по Ленинградскому району, что им и было сделано.
25.08.2016 г. начальник УРЛС отдела МВД по Ленинградскому району сообщил истцу, что по материалам проверки ОРЧ СБ ГУМВД по Краснодарскому краю он не рекомендован к прохождению службы в отделе МВД по Ленинградскому району в должности участкового уполномоченного.
В связи с чем, истцу было предложено подать рапорт на должность полицейского отдела МВД по Ленинградскому району, что он и сделал.
Однако, по прошествии почти трёх месяцев, 01.09.2016 г. истец получил уведомление (исх. № <...> от 01.09.2016 г.) в котором сообщалось, что по результатам проведенной специальной проверки, ему в приеме на службу отказано, без объяснения причины отказа.
Данное решение, по мнению истца, противоречит п.п. «б» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», согласно которого «сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации...».
Истец считает отказ в приеме на службу в органы внутренних дел незаконным и необоснованным, так как он изъявил желание проходить дальнейшую службу в органах внутренних дел и каких-либо ограничений для прохождения службы не имеет. Он просит признать решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел
в порядке перевода, незаконным. Обязать Отдел МВД России по Ленинградскому району принять его на
должность, соответствующую его уровню образования, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам.
В дальнейшем истец уточнил ранее заявленные исковые требования, ссылаясь на то, что в соответствии с Указом Президента РФ № 321 от 07.07. 2016 г. установлена придельная штатная численность органов внутренних дел РФ, после чего начались назначения на должности сотрудников упраздненной ФСКН России в органы внутренних дел МВД России. Он считает, что его права, а именно назначение на должность сотрудника ОВД по Ленинградскому району, нарушены с момента вступления Указа Президента №321 в силу, т.е. с 07.07.2016 г. Он просит обязать отдел МВД России по Ленинградскому району принять его на должность, соответствующую его уровню образования, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам с 07.07.2016 г.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОМВД РФ по Ленинградскому району ФИО2 уточненные исковые требования истца не признала, просила в удовлетворении уточненных требований истца отказать, в связи с тем, что согласно сообщения ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 26.08.2016 г. № <...>к ФИО1 не рекомендован к назначению на должность участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Ленинградскому району. На основании данного сообщения начальником отдела МВД России по Ленинградскому району принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, о чем истцу направлено соответствующее уведомление от 01.09.2016 № <...>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО3 исковые требования истца не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что истец действительно с 27.11.2007г. по 31.05.2016г. проходил службу в Региональном управлении ФСКН России по Краснодарскому краю, а именно в Ленинградском межрайонном отделе Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Краснодарскому краю в должности старшего оперуполномоченного.
Приказом и.о. начальника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю от 31.05.2016 № <...> был уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган, и исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля 31.05.2016 г.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков упразднена, а ее функции переданы в Министерство внутренних дел России.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. №156 штатная численность упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков передана Министерству внутренних дел РФ.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. №156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
ФИО1 подал рапорт в отделом МВД России по Ленинградскому району о рассмотрении его в качестве кандидата на должность участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних ОМВД России по Ленинградскому району. В связи с чем ОРЧ (СБ) ГУ МВД России в установленном порядке проведены соответствующие проверочные мероприятия. Согласно сообщения ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 26.08.2016 г. ФИО1 не рекомендован к назначению на должность участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Ленинградскому району. С учетом этого, начальником отдела МВД России по Ленинградскому району принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, о чем истцу направлено соответствующее уведомление от 01.09.2016 № <...>.
Согласно информации, предоставленной ОМВД России по Кавказскому району, каких - либо обращений, рапортов от истца о рассмотрении его в качестве кандидата на какие - либо должности не поступало.
Мнение истца о том, что перевод из органов наркоконтроля в органы внутренних дел РФ на основании п.4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» является безусловным и обязательным, является ошибочным. Просила в удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 отказать.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора Мороз В.В., полагавшего необходимым в удовлетворении требований истца отказать, исследовав письменные документы, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, согласно трудовой книжки, ФИО1 (л.д.13) с 27.11.2007 г. принят на службу в Региональное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Краснодарскому краю и до 31.05.2016 г. проходил службу в Ленинградском МРО Регионального Управления ФСКН России по Краснодарскому краю в должности старшего оперуполномоченного.
Приказом и.о. начальника РУ ФСКН России по Краснодарскому краю от 31.05.2016 № <...> л/с (л.д.10) ФИО1 в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Федеральным законом от 30.12.2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был уволен на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом в другой государственный орган, и исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля 31.05.2016 г.
По состоянию на день увольнения ФИО1 занимал должность старшего оперуполномоченного, имел специальное звание майор полиции.В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, а ее функции переданы в Министерство внутренних дел России.
Согласно п.п. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 05.04. 2016 г. №156 штатная численность упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков передана Министерству внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г. №156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
При буквальном толковании данного пункта Указа следует, что вышеуказанные сотрудники наркоконтроля именно принимаются на службу в органы внутренних дел РФ, что оформляется переводом, в упрощенном порядке - без испытательного срока и переаттестации.
Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел РФ (с приемом на службу в органы внутренних дел, прохождением службы в органах внутренних дел, прекращением службы в органы внутренних дел) регулируются Конституцией РФ, нормами Федерального закона №342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федерального закона №247-ФЗ от 19.07.2011 г. «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, а в случаях, не урегулированных указанными нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно представленной отделом МВД России по Ленинградскому району информации, от ФИО1 поступил рапорт о рассмотрении его в качестве кандидата на должность участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних ОМВД России по Ленинградскому району.
Согласно п.4 и п.5 приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03.12.2015 г. №1643 контроль за состоянием собственной безопасности в сфере кадрового обеспечения осуществляется, в том числе, посредством получения рекомендаций оперативно – розыскной части (собственной безопасности) по вопросам назначения граждан РФ, принимаемых на службу в органах внутренних дел Краснодарского края, в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел РФ.
В соответствии с ч.4 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что по результатам рассмотрения документов, с учетом всех собранных данных, уполномоченным руководителем принимается одно из предусмотренных законом решений, в том числе об отказе гражданину в приеме на службу.
В связи с чем ОРЧ (СБ) ГУ МВД России в установленном порядке проведены соответствующие проверочные мероприятия.
Согласно сообщения ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 26.08.2016 г. № <...> ФИО1 не рекомендован к назначению на должность участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Ленинградскому району.
Начальником отдела МВД России по Ленинградскому району принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, о чем истцу направлено соответствующее уведомление от 01.09.2016 № <...>.
Несмотря на то, что согласно Указа Президента РФ от 05.04.2016 №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел РФ, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, однако, безусловной обязанности по приему в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, данный Указ на органы внутренних дел РФ не возлагает, предусматривая лишь, что при приеме таких сотрудников в органы внутренних дел РФ их трудоустройство оформляется переводом и они освобождаются от прохождения испытательного срока, переаттестации.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 г. «О применении судами Трудового кодекса РФ» работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Также Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что, если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника, такой отказ является обоснованным.
В целях приема на службу в ОВД РФ граждан, способных добросовестно и качественно выполнять возложенные на них обязанности при прохождении службы (работы) в органах внутренних дел Приказом МВД России от 18.07.2014 г. №595 «О некоторых вопросах поступления граждан РФ на службу в органы внутренних дел РФ утверждена Инструкция о порядке отбора граждан РФ и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел.
В силу положений данной Инструкции прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер.
Согласно п.31.3 указанной Инструкции в отношении кандидата на поступление на службу в органы внутренних дел проводится проверка по учетам Главного управления собственной безопасности МВД России и подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России.
В соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 31 июля 2015 года №808дсп и Инструкции, утвержденной приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года №1643, не исключает возможности его назначения на должность после письменного ходатайства начальника (руководителя) подразделения ГУ, территориального органа, согласованного заместителем начальника ГУ, ответственным за соответствующее направление деятельности и УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Решение оформляется рапортом и приобщается к личному делу кандидата.
Как установлено в судебном заседании, письменного ходатайства начальника (руководителя) подразделения ГУ, территориального органа, согласованного заместителем начальника ГУ, ответственным за соответствующее направление деятельности и УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю в соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 31 июля 2015 г. №808дсп и Инструкции, утвержденной приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03.12.2015 г. №1643, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, в отсутствие обязанности работодателя безусловно принять работника на службу по изложенному в иске основанию, наличием права работодателя подбора кадров в возглавляемое им подразделение органов внутренних дел России, суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске. Тем более, что при рассмотрении настоящего гражданского дела, судом было проверено отсутствие нарушений требований действующего законодательства при принятии начальником отдела МВД России по Ленинградскому району решения об отказе в приеме на службу ФИО1
При этом, отказывая в удовлетворении иска ФИО1, суд учитывает, что в соответствии с п. 5 ст. 33 Федерального закона №305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию
Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения «в связи с переводом в другой государственный орган» подлежит изменению на основание увольнения - «в связи с проведением организационно-штатных мероприятий», либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля.
Мнение истца о том, что перевод из органов наркоконтроля в органы внутренних дел Российской Федерации на основании п.4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» является безусловным и обязательным, суд находит ошибочным, основанным на неверном толковании правовой нормы и противоречащим положениям приведенных выше Федеральных законов, приказов МВД России, приказов ГУ МВД России по Краснодарскому краю, инструкции о порядке отбора граждан РФ и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел.
При этом никаких противоречий между указанными выше документами относительно приема сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, не имеется.
Поскольку ФИО1 являлся кандидатом к назначению в подразделение по контролю за оборотом наркотических средств территориального органа МВД России на районном уровне Краснодарского края, то на него без какого-либо исключения распространялись положения вышеописанных ведомственных приказов МВД РФ, приказов ГУ МВД России по Краснодарскому краю, инструкций.
На основании ФЗ №324 от 30.11.2011г. «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Инструкции о порядке отбора граждан РФ и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ №595 от 18.07.2014г. «О некоторых вопросах поступления граждан РФ на службу в органы внутренних дел», руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении требований к ОМВД России по Ленинградскому району Краснодарского края о признании незаконным отказа в приеме на службу, понуждении принять на службу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение месяца со дня со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2016 года.
Судья М.Ю. Калнина