Дело № 2-1177/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 29 ноября 2016 г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе судьи Аладьевой М.С., при секретаре Чередниченко В.Г., с участием помощника прокурора Новокубанского района Клепиковой А.Ю., с участием ответчика ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района к администрации муниципального образования Новокубанский район, ФИО1, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Новокубанский район, признании недействительным межевого плана земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об изменении описания местоположения границ земельных участков, восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, признании отсутствующим право собственности на объект незавершенного строительства, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии права собственности на объект незавершенного строительства, признании права собственности на объект незавершенного строительства на земельном участке с другим кадастровым номером, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве аренды на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Новокубанское городское поселение обратился в суд с иском, уточненным 31.10.2016 г., к администрации муниципального образования Новокубанский район, ФИО1, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Новокубанский район от 09.04.2014 г. № 554 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Новокубанский район от 05 июля 2013 г. № 1125 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Новокубанское городское поселение, город Новокубанск, по смежеству с <адрес> а», признании недействительным межевого плана от 18.04.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО3 в отношении земельного участка с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>-а, обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об изменении описания местоположения границ земельного участка, площадью 998 кв.м с кадастровым номером № . . . расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>-а, и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>-а, в том числе о местоположении границ земельного участка, имевшего место до осуществления филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастрового учета изменений данного земельного участка на основании межевого плана от 18.04.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО3, обязании филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об изменении описания местоположения границ земельного участка, площадью 634 кв.м, с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l-а, и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l-а, в том числе о местоположении границ земельного участка, имевшего место до осуществления филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастрового учета изменений данного земельного участка на основании межевого плана от 18.04.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО3, признании отсутствующим право собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства, площадью 153,3 кв.м, степенью готовности 28%, находящийся на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а; аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии права собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства площадью 153,3 кв.м степенью готовности 28%, находящийся на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l а, признании за ФИО1 право собственности на объект незавершенного строительства площадью 153,3 кв.м степенью готовности 28 %, находящегося на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>, признании недействительной (ничтожной) сделку - договор № . . . аренды земельного участка с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, заключенный 09.09.2013 г. между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1, применении последствий недействительности ничтожной сделки договора № 2100005889 аренды земельного участка с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, заключенного между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1 путем приведения сторон в первоначальное состояние, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии права аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, указав, что 09.09.2013 г. между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1 заключен договор № 2100005889 аренды земельного участка из земель категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Основанием для заключения данного договора явилось то, что администрацией муниципального образования Новокубанский район в ходе рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка произведена публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка в печатном издании Официальный вестник Приложение № 2 к газете «ФИО5» от 27.06.2013 г. № 74 (11273). По результатам данной публикации иных лиц, желающих получить данный участок в аренду кроме ФИО1, не нашлось. Между тем, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в 2013 г. регулировался ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ (в ред. 04.03.2013 г.). Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. № 1369 утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений. Согласно данному Перечню по Новокубанскому району утверждено одно средство массовой информации (газета) «ФИО5». Тираж данной газеты составляет более 4 тысяч экземпляров, издание имеется в розничной продаже. Вместе с тем, сообщение о предоставлении гражданам земельного участка расположенного по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, размещено администрацией муниципального образования Новокубанский район в целях его предоставления в аренду в издании «Официальный вестник» Приложение № 2 к газете «ФИО5» № 74 (11273) от 27.06.2013, исключающей возможность ознакомления с данным сообщением широкого круга потенциальных участников торгов. При этом, издание «Официальный вестник» Приложение № 2 к газете «ФИО5» № 74 (11273) от 27.06.2013 г. выпускалось отдельным от газеты «ФИО5» от 27.06.2013 г. (11273) тиражом в количестве 130 экземпляров, что значительно меньше тиража основной газеты 8 697 экземпляров. Подписчики и покупатели газеты не имели возможности ознакомиться с приложением к ней, поскольку в свободной продаже приложение отсутствовало, приложение после выпуска в свет передавалось непосредственно заказчику (администрации муниципального района). Администрацией муниципального образования Новокубанский район вопреки требованиям ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ сообщение о предоставлении гражданам в аренду земельного участка с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, сделано в порядке и способом, не соответствующим цели такой публикации, заведомо не позволяющим обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка в аренду. Изложенные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц, способных приобрести права на земельные участки в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, в конкурентных условиях. Администрацией муниципального образования Новокубанский район незаконно предоставлен ФИО1 указанный земельный участок, чем затрагиваются права муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на использование земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе заинтересованного в привлечении к участию в торгах в целях установления более высокой арендной платы как можно большего количества участников. Кроме того, администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района выдано ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Таким образом, ФИО1 в настоящее время планируется застройка неправомерно находящегося в его пользовании земельного участка с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. 17.08.2016 г. ФИО1 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а. Между тем, проведенной проверкой установлено, что 09.09.2013 г. ФИО1. земельный участок с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенный по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, предоставлялся в соответствии со схемой его места нахождения, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район от 05.07.2013 г. № 1125, в соответствии с которой участок поставлен на кадастровый учет 14.08.2013 г., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 14.08.2013 г. При этом ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.05.2013 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № . . ., расположенный по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства. Данный земельный участок ФИО1 приобретен в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 11.01.2005 г. В последующем данные участки вновь сформированы в результате изменения их конфигурации. В том числе в связи с изданием администрацией муниципального образования Новокубанский район постановления от 09.04.2014 г. № 554 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Новокубанский район от 05.07.2013 № 1125 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ново кубанский район, Новокубанское городское поселение, город Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l а». У органа кадастрового учета - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № . . . в связи с изменением описания местоположения его границ. Изменение конфигурации земельного участка, с кадастровым номером № . . ., не обусловлено образованием новых земельных участков способами, указанными в ч. 1 ст.. 11.2 ЗК РФ. Сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . . внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями Закона о кадастре, при этом в материалах землеустроительного дела по изменению конфигурации указанного земельного участка, отсутствуют сведения указывающие на то, что изменения границ участка связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Исходя из анализа положений ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 27, ч.ч. 7, 9 ст. 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка. Данная позиция высказана Минэкономразвития РФ в письмах от 17.10.2011 г. № 22781-ИМ/Д23 и от 27.12.2011 г. № 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ». Однако изменение конфигурации земельного участка, с кадастровым номером № . . . проведено в отсутствии вышеуказанных оснований. Конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в первичных документах. Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № . . . зарегистрировано 29.05.2013, а право аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № . . . зарегистрировано 16.10.2013. При этом конфигурация земельных участков после уточнения местоположения их границ существенно отличается от конфигурации содержащейся в кадастровых паспортах. Фактически данные участки поменялись местами. В соответствии с позицией Минэкономразвития России, в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28.07.2011 г. № 375). Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков. Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре, изменение конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре. Учитывая изложенное, изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . ., проведено в отсутствии на то законных оснований и с нарушением требований Закона о кадастре, в связи с чем, сведения об изменении границ земельного участка подлежат исключению из государственного кадастрового учета. В результате неправомерного изменения конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . он смещен в место где ранее располагался земельный участок с кадастровым номером № . . .. Учитывая, что изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . произведено неправомерно, сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . . также подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости. Определить точных круг лиц, чьи права затрагиваются действиями администрации муниципального образования Ново кубанский район не представляется возможным, в связи с тем, что данный круг лиц постоянно меняется. Действия по изменению конфигурации указанных земельных участков нарушают интересы публичного собственника земельного участка с кадастровым номером № . . . (т. 2 л.д. 129-139).
В судебном заседании помощник прокурора Новокубанского района Клепикова А.Ю. поддержала уточненные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, пояснив при этом, что срок исковой давности на предъявление иска не истек, так как указанная сделка является ничтожной, срок исковой давности составляет 3 года.
Представитель ответчика — администрации муниципального образования Новокубанский район в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дне слушания дела. В суд поступило ходатайство представителя ответчика - администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности ФИО4 об отложении судебного разбирательства в виду его командировки в г. Краснодар и участия второго представителя администрации муниципального образования Новокубанский район в другом судебном процессе, которое оставлено судом без удовлетворения, так как ответчиком по делу является юридическое лицо - администрация муниципального образования Новокубанский район, которая была заблаговременно — 16.11.2016 г. уведомлена дне слушания дела. Невозможность участия в судебном разбирательстве представителя администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности ФИО4, направленного в командировку в г. Краснодар, а также другого представителя администрации муниципального образования Новокубанский район, не свидетельствует о невозможности участия в судебном разбирательстве иного лица, уполномоченного представлять в судебном заседании интересы администрации муниципального образования Новокубанский район. С учетом изложенного причины неявки представителя ответчика — администрации муниципального образования Новокубанский район в судебное заседание признаны судом неуважительными, в связи с чем дело рассмотрено судом в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика — администрации муниципального образования Новокубанский район. В письменных возражениях на исковое заявление прокурора представитель администрации муниципального образования Новокубанский район просил суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований и отменить обеспечительные меры, указав, что ФИО1 подано заявление в администрацию муниципального образования Новокубанский район о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Новокубанске по смежеству с <адрес> а. Администрацией муниципального образования Новокубанский район осуществлена публикация о приеме заявлений о предоставлении указанного земельного участка в аренду в Приложении № 2 печатного издания «ФИО5» «Официальный вестник» от 27.06.2013 г. № 74 (11273). «Официальный вестник» является неотъемлемой частью, бесплатным приложением к районной газете «ФИО5», которая включена в перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений. Кроме того, сообщение о предоставлении указанного земельного участка размещено на информационном стенде. На основании постановления администрации МО Новокубанский район от 09.09.2013 г. № 1463 с ФИО1 был заключен договор № 2100005889 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, площадью 634 кв.м, расположенного в г. Новокубанске по смежеству с <адрес> а. Право на распоряжение земельным участком в г. Новокубанске по смежеству с <адрес> а в настоящее время в силу действующего законодательства принадлежит администрации Новокубанкого городского поселения. При заключении договора аренды указанного земельного участка это право принадлежало администрации муниципального образования Новокубанский район, следовательно, в 2013 г. администрации Новокубанского городского поселения не могли принадлежать какие — либо права по распоряжению данным земельным участком, поэтому права и законные интересы администрации Новокубанского городского поселения не могли быть нарушены. Заявления от граждан неопределенного круга лиц о защите нарушенных прав и свобод не поступало. Никто из заинтересованных лиц, указанных в качестве ответчиков и обладающих правами для оспаривания сделки, не предъявляет требований по признанию ее недействительной. Прокурор не обладает правом на оспаривание действий администрации муниципального образования Новокубанский район в заключении указанного договора аренды земельного участка. Сообщение о передаче в аренду указанного земельного участка было опубликовано в средствах массовой информации, размещено на сайте газеты «ФИО5», в городской библиотеке, информационном стенде администрации муниципального образования Новокубанский район. Возможность ознакомиться с его содержанием у населения была, а значит порядок опубликования данного сообщения не может считаться нарушенным. Приложение к газете «ФИО5» «Официальный вестник» является неотъемлемой частью газеты «ФИО5», которая является официальным печатным изданием на территории Новокубанского района, единственным источником опубликования нормативно — правовых актов администрации Новокубанский район. Постановление главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. № 1369 «Об утверждении перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений» является подзаконным актом. На сайте администрации Краснодарского края есть ссылка на официальный сайт Новокубанского района, на котором размещена информация о СМИ города. Данная ссылка открывает доступ ко всей информации, опубликованной с 2009 г. в газете «ФИО5» и ее приложения «Официальный вестник», «Муниципальный вестник». Таким образом, информация, опубликованная в печатном издании «ФИО5» и приложении к газете «Официальный вестник», открыта, доступна и публична, в связи с чем нормы статьи 30, 30.1 Земельного кодекса РФ администрацией муниципального образования Новокубанский район не нарушены. Также газета «ФИО5» и приложение к ней имеется в городской библиотеке, где можно ознакомиться с содержанием печатного издания бесплатно. Ссылки прокуратуры на то, что тираж «Официальный вестник» в разы меньше газеты «ФИО5» несостоятелен, так как сам тираж газеты составляет 8 365 экземпляров, однако, численность населения Новокубанского района составляет 35 440 человек. Только интернет версия газеты обеспечивает действительно неограниченный круг ознакомления читателей с газетой. Действующее законодательство не содержит требований к тиражу средств массовой информации, необходимому для признания их источником официального опубликования, также не содержит запрет на публикацию нормативно — правовых актов в специальных выпусках официальных печатных изданий. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании проведенных торгов в форме запроса котировок и заключенного по результатам торгов муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд от 01.04.2013 г. ООО «Редакция ФИО5» была определена в качестве официального средства массовой информации, в котором осуществлялась публикация. Согласно данному контракту от 01.04.2013 г., а именно п. 1.1, исполнитель принимает на себя следующие обязанности: подготовить и опубликовать информационные материалы администрации и Совета муниципального образования Новокубанский район, общий объем публикации 16 666,00 см, в связи с этим администрация не заказывала именно 130 экземпляров печатного издания, а производила заказ именно в рамках заключенного контракта. Также администрацией Новокубанского района был направлен запрос в ООО «Редакция газеты «Армавирский собеседник», подразделение Армавирская Типография с просьбой о предоставлении информации о приложениях «Муниципальный вестник», «Официальный вестник» к газете «ФИО5», а именно заключался ли отдельный контракт на изготовление данных приложений. Согласно полученному ответу от 10.11.2016 г. № 367, «ФИО5» печатается по договору № 2 от 09.12.2011 г., приложения «Муниципальный вестник», «Официальный вестник» являются приложениями к газете и соответственно не требуется отдельного договора для их печати. Также администрацией Новокубанского района был направлен запрос в ОАО Краснодарского края «Роспечать» с просьбой предоставить информацию о распространении печатного издания газеты «ФИО5» и приложений «Муниципальный вестник», «Официальный вестник» через сеть киосков «Роспечать». Согласно полученному ответу, газета «ФИО5» распространяется через торговую сеть ОАО «Роспечать» с 2012 г. по настоящее время, газета имеет вложение 1 раз в неделю под названием «Спецвыпуск», ранее выходил как вложение «Муниципальный, Официальный вестник» В апреле 2013 — мае 2014 г. прокуратурой района проводилась масштабная проверка соблюдения земельного законодательства в управлении имущественных отношений администрации муниципального образования Новокубанский район, по результатам которой прокурором района вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. Каких — либо замечаний, нарушений по опубликованию нормативно-правовых актов, а также различных сведений о земельных участках прокуратурой района не выявлено. Порядок информирования населения о наличии свободных земельных участков, о предоставлении земельного участка соблюден. В данном случае необходимо применить ч. 2 ст. 181 ГК РФ в части срока исковой давности по недействительным сделкам. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки составляет 1 год. Прокуратура знала о том, что публикация о наличии свободных участков, о предоставлении земельных участков в аренду осуществляются в приложении к газете «ФИО5», что подтверждается представлениями прокуратуры за 2013 г., 2014 г. Публичность при предоставлении земельного участка ФИО1 была соблюдена. Прокуратура Новокубанского района не имеет охраняемого законом материального интереса спорных арендных отношениях. Указанная сделка является оспоримой. Прокурором пропущен срок исковой давности для предъявления иска, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Постановлением от 09.05.2014 г. № 554 внесены изменения в связи с технической ошибкой в постановлении администрации муниципального образования Новокубанский район от 05.07.2013 г. № 1125 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Новокубанское городское поселение, город Новокубанск, по смежеству с <адрес> – а». Реализуя правомочия собственника, администрация Новокубанского городского поселения и администрация муниципального образования Новокубанский район согласовали и утвердили новую схему расположения земельного участка в связи с изменением местоположения границ земельного участка, с учетом его фактического использования, без ущерба имуществу собственника, так как площадь земельного участка не уменьшилась. Вынося оспариваемое постановление, кроме того МО руководствовалось критериями целесообразности и удобства эксплуатации земельного участка, с соблюдением его использования по целевому назначению. Поскольку определение местоположение границ земельных участков является правом собственников земельных участков, то прокурор не обладает процессуальным правом выступать по данному спору в интересах неопределенного круга лиц, поскольку их интересы не затрагиваются оспариваемым постановлением. В конкретном случае площади земельных участков остались неизменными, но конфигурация земельных участков приведена в соответствии с требованиями ЗК РФ (т. 1 л.д. 171-177, т. 2 л.д. 169-179).
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что поданное истцом уточненное исковое заявление противоречит положениям ст. 39 ГПК РФ, так как одновременно изменяется предмет и основания иска, что законом не предусмотрено. Постановлением от 09.05.2014 г. № 554 внесены изменения в связи с технической ошибкой в постановление администрации муниципальною образования Новокубанекий район от 05.07.2013 г. № 1125 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием - для индивидуальною жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край. Новокубанский район, Новокубанское городское поселение, город Новокубанск, по смежеству с <адрес>». Реализуя правомочия собственника, администрация Новокубанского городского поселения и администрация муниципального образования Новокубанский район согласовали и утвердили новую схему расположения земельного участка в связи с изменением местоположения границ земельного участка, с учетом его фактического использования, без ущерба имуществу собственника, так как площадь земельного участка не уменьшилась. Вынося оспариваемое постановление, администрация муниципального образования Новокубанский район руководствовалась критериями целесообразности и удобства эксплуатации земельного участка, с соблюдением его использования по целевому назначению. Поскольку определение местоположение границ земельных участков является правом собственников земельных участков, то прокурор Новокубанского района не обладает процессуальным правом выступать по данному спору в интересах неопределенного круга лиц, поскольку их интересы не затрагиваются оспариваемым постановлением. Площади земельных участков остались неизменными, но конфигурация земельных участков приведена в соответствии с требованиями ЗК РФ. Признание спорного межевого плана недействительным не повлечет восстановление границ земельного участка. Межевой план не носит властно-распорядительный характер, не является ненормативным правовым актом, а является техническим документом, составленным по результатам выполнения кадастровых работ. Оспариваемый межевой план, включая акт согласования местоположения границы земельного участка, также не является правоустанавливающим документом на земельный участок, и признание его недействительным не может повлечь за собой автоматическое изменение границ земельных участков. Требования действующего законодательства РФ о необходимости публикации информации о земельных участках, предоставляемых в аренду, были соблюдены. Никаких заявлений от третьих лиц о желании заключить договор аренды в отношении спорного земельного участка в адрес администрации не поступало. Он является добросовестным арендатором и застройщиком земельного участка. Сделка до настоящего времени исполняется сторонами, арендная плата оплачивается Арендатором надлежащим образом, Арендатор должным образом выполняет иные взятые на себя обязанности по договору аренды. Прокуратурой пропущен срок исковой давности для предъявления соответствующего иска. С момента совершения сделки прошло три года. Прокуратурой ежегодно осуществлялась проверка в рамках общего надзора принимаемых администрацией муниципального образования Новокубанский район постановлений и иных решений, договор аренды был в установленном порядке зарегистрирован в Росреестре по Краснодарскому краю.
Представитель ответчика - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что орган кадастрового учета не наделен полномочиями по осуществлению правовой экспертизы представленных документов, а также даче заключений по поводу действий органа местного самоуправления, полномочного осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной или государственной собственности. Кадастровый учет изменений земельного участка был осуществлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами № . . . и № . . . имело место не формирование и изменении конфигурации, а уточнение местоположения границ, то есть в уже содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения были внесены изменения. Такая процедура, как восстановление каких - либо сведений в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрена. Техническая возможность возврата к каким – либо сведениям отсутствует.
Третье лицо кадастровый инженер ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что межевой план, который прокурор просит признать недействительным, был им подготовлен в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица — администрации Новокубанского городского поселения в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дне слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд письменные возражения на исковое заявление, указав, что в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме. Размещение информации о свободных земельных участках в приложении «Официальный вестник» не является нарушением конкуренции, позволяет соблюдать принцип публичности и открытости, при такой форме извещения неопределенного круга потенциальных арендаторов права последних не нарушаются. Кроме того, с 2015 г. подобная форма извещения перестала существовать. В момент предоставления земельного участка в аренду в соответствии со ст. 3.3 ФЗ № 137 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» администрация МО Новокубанский район осуществляла свои полномочия в области предоставления земельных участков, государственная собственность которых не разграничена. Между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка от 09.09.2013 г. № 2100005889 на основании постановления от 09.09.2013 г. № 1463, которое является актом органа местного самоуправления, то есть властным решением органа власти индивидуального характера, которым устанавливаются права и обязанности для конкретных лиц, указанных в правоотношении. Признание недействительным договора аренды возможно только при признании незаконным акта — основания его заключения (постановления от 09.09.2013 г. № 1463). Однако, требований о признании постановления от 09.09.2013 г. № 1463 не заявлено, что является препятствием для признания договора аренды, как последствия принятия вышеуказанного постановления, недействительным в порядке, установленном для признания сделок ничтожными или оспоримыми. Публичность при предоставлении земельного участка ФИО1 была соблюдена. Прокуратура Новокубанского района не имеет охраняемого законом материального интереса в спорных арендных отношениях. Данная сделка является оспоримой. Истцом пропущен срок исковой давности. Прекращение существующих арендных правоотношений повлияет на пополнение доходной части бюджета не только городского поселения, но и бюджета муниципального образования Новокубанский район. Отмена договора повлечет последующие бюджетные затраты на опубликование информации в СМИ о свободных земельных участках, потребует соответствующих возвратов внесенных арендных платежей, компенсацию понесенных расходов (т. 1 л.д. 66-68, 199-205, т. 2 л.д. 77-83).
Представитель третьего лица — межмуниципального отдела по г. Армавиру и Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дне слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд считает необходимым удовлетворить уточненные исковые требования прокурора в полном объеме.
09.09.2013 г. между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1 заключен договор № 2100005889 аренды земельного участка из земель категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д. 14-21).
Основанием для заключения данного договора явилось то, что администрацией муниципального образования Новокубанский район в ходе рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка произведена публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка в печатном издании Официальный вестник Приложение № 2 к газете «ФИО5» от 27.06.2013 г. № 74 (11273) (т. 1 л.д. 27-31).
По результатам данной публикации иных лиц, желающих получить данный участок в аренду кроме ФИО1, не нашлось.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства в 2013 г. регулировался ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ (в ред. 04.03.2013), согласно которым предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования места размещения объекта, осуществляется с публикацией сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. № 1369 утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.
Согласно данному Перечню, по Новокубанскому району утверждено одно средство массовой информации - газета «ФИО5». Тираж данной газеты составляет более 4 тысяч экземпляров, издание имеется в розничной продаже.
При этом сообщение о предоставлении гражданам земельного участка расположенного по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, размещено администрацией муниципального образования Новокубанский район в целях его предоставления в аренду в издании «Официальный вестник» Приложение № 2 к газете «ФИО5» № 74 (11273) от 27.06.2013 г., исключающей возможность ознакомления с данным сообщением широкого круга потенциальных участников торгов..
Издание «Официальный вестник» Приложение № 2 к газете «ФИО5» № 74 (11273) от 27.06.2013 г. выпускалось отдельным от газеты «ФИО5» от 27.06.2013 г. № 74 (11273) тиражом в количестве 130 экземпляров, что значительно меньше тиража основной газеты 8 697 экземпляров.
Подписчики и покупатели газеты не имели возможности ознакомиться с приложением к ней, поскольку в свободной продаже приложение отсутствовало, приложение после выпуска в свет передавалось непосредственно заказчику (администрации муниципального района).
При таких обстоятельствах наличие указанного приложения «Официальный вестник» к газете «ФИО5» в городской библиотеке, на сайте в сети Интернет, или же на информационных стендах, не свидетельствует по мнению суда об обеспечении доступности для широкого круга общественности, в том числе для подписчиков газеты «ФИО5», своевременно не получивших приложение «Официальный вестник» к газете «ФИО5», сведений о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
С учетом изложенного суд находит обоснованными доводы прокурора, изложенные в иске, о том, что администрацией муниципального образования Новокубанский район вопреки требованиям ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ сообщение о предоставлении гражданам в аренду земельного участка с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, сделано в порядке и способом, не соответствующим цели такой публикации, заведомо не позволяющим обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка в аренду.
Указанные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц, способных приобрести права на земельные участки в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, в конкурентных условиях.
Администрацией муниципального образования Новокубанский район незаконно предоставлен ФИО1 указанный земельный участок.
Незаконным предоставлением данного земельного участка ФИО1 в настоящее время затрагиваются права муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района на использование земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе заинтересованного в привлечении к участию в торгах в целях установления более высокой арендной платы как можно большего количества участников.
Договор № 2100005889 аренды земельного участка с кадастровым номером № . . . площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, заключенный 09.09.2013 г. между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1 в нарушение требований закона, является ничтожной сделкой, юридических последствий не порождает, является недействительной с момента ее совершения.
Указанный договор аренды земельного участка № 2100005889 от 09.09.2013 г. является ничтожной сделкой независимо от признания или непризнания незаконным постановления администрации муниципального образования Новокубанский район от 09.09.2013 г. № 1463 «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Новокубанское городское поселение, город Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, в аренду ФИО1 сроком на 10 лет» (т. 1 л.д. 24-25).
Администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района выдано ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома (т. 1 л.д. 120, т. 2 л.д. 15).
Из содержания ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок.
17.08.2016 г. ФИО1 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а (т. 1 л.д. 219).
В судебном заседании установлено, что 09.09.2013 г. ФИО1. земельный участок с кадастровым номером № . . ., площадью 634 кв.м, расположенный по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, предоставлялся в соответствии со схемой его места нахождения, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район от 05.07.2013 г. № 1125, в соответствии с которой участок поставлен на кадастровый учет 14.08.2013 г., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 14.08.2013 г. (т. 1 л.д. 22-23).
При этом ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.05.2013 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № . . ., расположенный по адресу: Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д. 114, 115-116, т.2 л.д. 23-24)).
Данный земельный участок ФИО1 приобретен в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 11.01.2005 г. (т. 2 л.д. 34-35).
В последующем данные участки вновь сформированы в результате изменения их конфигурации, в том числе в связи с изданием администрацией муниципального образования Новокубанский район постановления от 09.04.2014 г. № 554 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Новокубанский район от 05.07.2013 № 1125 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ново кубанский район, Новокубанское городское поселение, город Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l а» (т. 2 л.д. 124).
Указанное постановление суд считает необходимым признать недействительным.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Доводы прокурора о том. что в данном случае у органа кадастрового учета - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № . . . в связи с изменением описания местоположения его границ, суд находит обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Однако, изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . не обусловлено образованием новых земельных участков способами, указанными в ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ.
Частью 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . . внесены в государственный кадастр недвижимости, при этом в материалах землеустроительного дела по изменению конфигурации указанного земельного участка отсутствуют сведения, указывающие на то, что изменения границ участка связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Кроме того, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
При этом согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
Исходя из анализа положений ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 27, ч.ч. 7, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Однако изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . проведено в отсутствии вышеуказанных оснований.
Конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в первичных документах.
При этом согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № . . . зарегистрировано 29.05.2013 г., а право аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № . . . зарегистрировано 16.10.2013 г. (т. 2 л.д. 36, 126).
При этом конфигурация земельных участков после уточнения местоположения их границ существенно отличается от конфигурации содержащейся в кадастровых паспортах.
Фактически данные участки поменялись местами.
Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка должно быть указано в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
Следовательно, в случае отсутствия в межевом плане заключения кадастрового инженера либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», изменение конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Учитывая изложенное, изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . проведено в отсутствии на то законных оснований и с нарушением требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем сведения об изменении границ земельного участка подлежат исключению из государственного кадастрового учета.
В результате неправомерного изменения конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . он смещен в место, где ранее располагался земельный участок с кадастровым номером № . . ..
Учитвая, что изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № . . . произведено неправомерно, сведения о земельном участке, с кадастровым номером № . . . также подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости.
Определить точных круг лиц, чьи права затрагиваются действиями администрации муниципального образования Новокубанский район, не представляется возможным, в связи с тем, что данный круг лиц постоянно меняется.
Действия по изменению конфигурации указанных земельных участков нарушают интересы публичного собственника земельного участка с кадастровым номером № . . ..
Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Определить точных круг лиц, чьи права затрагиваются действиями администрации муниципального образования Новокубанский район, не представляется возможным, в связи с тем, что данный круг лиц постоянно меняется.
В силу с ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного исковые требования прокурора суд считает необходимым удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Договор аренды земельного участка № 2100005889 между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1 был заключен 09.09.2013 г.
Прокурор Новокубанского района обратился в суд с иском о признании данной сделки ничтожной 04.06.2016 г.
Таким образом, срок исковой давности не пропущен.
В соответствии с ч. 3 ст. 144 ГПК РФ, при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судом мер по обеспечению иска на данный момент отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным постановление администрации
муниципального образования Новокубанский район от 09.04.2014 г. № 554 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Новокубанский район от 05 июля 2013 года № 1125 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Новокубанское городское поселение, город Новокубанск, по смежеству с <адрес> а».
Признать недействительным межевой план от 18.04.2014 г., подготовленный кадастровым инженером ФИО3 в отношении земельного участка с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>.
Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об изменении описания местоположения границ земельного участка площадью 998 кв.м с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>, и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес>, в том числе о местоположении границ земельного участка, имевшего место до осуществления филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастрового учета изменений данного земельного участка на основании межевого плана от 18.04.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО3.
Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об изменении описания местоположения границ земельного участка площадью 634 кв.м. с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, по смежеству с <адрес>, l-а, и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, по смежеству с <адрес>, l-а, в том числе о местоположении границ земельного участка, имевшего место до осуществления филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастрового учета изменений данного земельного участка на основании межевого плана от 18.04.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО3.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства площадью 153,3 кв.м, степенью готовности 28%, находящийся на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а.
Погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии права собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства площадью 153,3 кв.м, степенью готовности 28%, находящийся на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес>, l а.
Признать за ФИО1 право собственности на объект незавершенного строительства площадью 153,3 кв.м, степенью готовности 28 %, находящегося на земельном участке с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, <адрес> а.
Признать недействительной (ничтожной) сделку - договор № 2100005889 аренды земельного участка с кадастровым номером № . . . площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, заключенный 09.09.2013 г. между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора № 2100005889 аренды земельного участка с кадастровым номером № . . . площадью 634 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, заключенного между администрацией муниципального образования Новокубанский район и ФИО1 путем приведения сторон в первоначальное состояние, а именно:
погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии права аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № . . . площадью 634 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, по смежеству с <адрес> а, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: М.С. Аладьева