ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1178 от 07.11.2011 Чусовского городского суда (Пермский край)

                                                                                    Чусовской городской суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Чусовской городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1178/2011 ...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гор.Чусовой 07.11.2011г.

Чусовской городской суд Пермского края

В составе председательствующего судьи Батуевой Г.Г.

При секретаре Белобородовой О.А.

С участием прокурора Садиловой Н.Н.

Заявителя ФИО1

Заинтересованного лица представителя территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района ФИО2

Рассмотрел в открытом судебном заседании в гор.Чусовом

Дело по жалобе ФИО3 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чусовского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № ..., о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Чусовского муниципального района по регистрации его в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Чусовского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № ..., суд

У С Т А Н О В И Л :

Решением территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района Пермского края № ... от ...г.. Просвирнину П.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чусовского муниципального района Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № ....

...г.. ФИО3 обратился с заявлением об оспаривании указанного решения комиссии, ссылаясь на то, что представленные им в территориальную избирательную комиссию подписи избирателей в количестве ... являются достоверными и действительными, их количество соответствует требованиям закона. Фактически ФИО3 признал,что ... подписей отбракованных комиссией, не соответствуют требованиям закона. Подписные листы он изготавливал сам, специального избирательного счета он не открывал, о чем при сдаче документов уведомил территориальную избирательную комиссию, так как по закону кандидат вправе не открывать специальный избирательный счет в избирательном округе с числом избирателей менее ... в случае письменного уведомления избирательной комиссии о неиспользовании им денежных средств на цели финансирования своей избирательной компании. Также считает, что проверка подписей была проведена неполной рабочей комиссией. Оспариваемое им решение является незаконным, так как принято избирательной комиссией, полномочия которой истекли ...г.. Просил суд признать постановление комиссии незаконным и обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата.

Представитель территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района ФИО2 в судебном заседании с требованиями ФИО3 не согласилась и пояснила, что решение комиссии от ...г. принято действующим и законным составом территориальной избирательной комиссии, так как действительно полномочия комиссии истекали ...г.., однако, по закону

-2-

в связи с назначением и проведением выборов, новая территориальная избирательная комиссия не создается, а действует ранее созданная комиссия- до окончания выборов. Также считает, что состав рабочей группы, проверявшей подписные листы ФИО3 была действительная и законна : из ... членов комиссии, работало .... Подписные листы должны оформляться в строго соответствии с законом. ФИО3 уведомил комиссию о неиспользовании им средств на цели финансирования своей избирательной компании, избирательный счет не открывал. Подписные листы же по закону изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, поэтому избирательной комиссией все ... подписи ФИО3 были признаны недействительными. Кроме того, при проверке оказалось недействительными фактически ... подписей из ... подписей представленных ФИО3 по Перечню кодов нарушений подписей. Просили суд в удовлетворении заявления ФИО4 отказать.

Обсудив доводы сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления ФИО3 отказать, суд считает, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению. исходя из следующего:

В силу пп. «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.02.2006г.№ 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием к отказу в регистрации кандидату является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и ( или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не являлется основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Такая же норма предусмотрена в подпункте « ж» пункта 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае.

Судом установлено, что число избирателей одномандатного избирательного округа № ... по выборам депутата Земского Собрания Чусовского муниципального района составляет -2888 человек.

Следовательно, количество подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, должно составлять 58 подписей( 2888х2%=57,76=58), то есть менее 200 подписей.

Суд считает, что территориальной избирательной комиссией Чусовского муниципального района правомерно признаны недействительными ... подписей в подписных листах ФИО3 на основании п. « б» ч. 11ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» ( подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе), а именно:

-лист ... строка ...(Т.Г.А..)- лицо не имеет постоянной регистрации на территории ...;

-лист ... строка ...( Б.Л.М..)- указанный в подписном листе адрес лица не соответствует регистрации;

-лист ... строка ...(Н.Ю.В..)- указанный в подписном листе адрес лица не соответствует регистрации;

-3-

-лист ... подпись ...(П.С.И..)- указанный в подписном листе адрес лица не соответствует регистрации;

-лист ... подпись ... (Я.М.С. -указанный в подписном листе адрес лица не соответствует регистрации;

-... подпись 3(Г.А.В..)- указанное лицо не имеет постоянной регистрации на территории ...

Недействительность данных подписей подтверждается справкой ... от ...г..

В судебном заседании ФИО3 фактически признал, что ... первых подписей из выше указанных не соответствуют требованиям закона.

Довод ФИО3 о том, что лицо с временной регистрацией( Г.А.В..) обладает активным избирательным правом в данном избирательном округе, суд считает неубедительным, так как не основан на законе.

Согласно п.17 ст.17 Федерального закона РФ от 22.05.2002г. № 67-ФЗ избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N" с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

Из указанного закона следует, что лица временно зарегистрированные могут быть включены в списки избирателей только при подаче ими соответствующих заявлений, при условиях, предусмотренных в п.17 ст.17 указанного закона, а могут и не подавать такие заявления и не участвовать в выборах.

Поэтому суд полагает, что при сборе подписей в подписные листы ФИО3 Г.А.В.. незаконно был включен в подписные листы, его подпись является недействительной.

Суд считает, что признание территориальной избирательной комиссией недействительной подписи М.С.В.,...г..рождения, которому на момент сбора подписей ФИО3 не исполнилось 18 лет, а на

-4-

момент голосования по выборам( ...г..) исполнится 18 лет, является ошибочным в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституциями(уставами), законами субъектов Российской Федерации, -быть избранным депутатом законодательного(представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Следовательно, законодатель закрепил на федеральном уровне за гражданином, который на день голосования достигнет возраста 18 лет, право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а также участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.

Аналогичные права предоставлены гражданину Российской Федерации положениями частей 1,2 статьи 4 Закона Пермского края № 525 -ПК.

В соответствии с п.8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002года № 67 ФЗ избиратель ставит в подписном листе, в частности, свою подпись и дату ее внесения, а также указывает фамилию, имя. отчество, год рождения( в возрасте 18 лет на день голосования- дополнительно день и месяц рождения).

Такие же требования установлены частью 6 статьи 35 Закона Пермского края № 525-ПК.

Таким образом, исходя и выше изложенного, лицо, не достигшее на день сбора подписи возраста 18 лет, но которому исполнится 18 лет на день голосования, обладает активным избирательным правом.

Судом установлено, что М.С.В.. исполняется ... лет ...г.., день голосования по выборам депутата Земского Собрания Чусовского муниципального района по одномандатному избирательному округу № ... назначено решением комиссии от ...г. на ...г.., следовательно, он имел право, ставить свою подпись в подписном листе ФИО3.

Суд считает, что решение избирательной комиссии в части признания подписи М.С.В.. на подписном листе № ... подписи № ... недействительной следует признать незаконным.

Согласно п. «л» ч.11 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдений требований., предусмотренных частью 3 статьи 35 указанного Закона.

По ч.3 ст.35 указанного Закона Пермского края подписные листы изготавливаются за счёт средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям № 1-3.

В силу ч.1 ст.58 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК кандидат вправе не открывать специальный избирательный счёт в избирательном округе с числом избирателей менее 5 тысяч в случае письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о неиспользовании им денежных средств на цели финансирования своей избирательной компании.

-5-

В судебном заседании установлено, что число избирателей одномандатного избирательного округа № ... по выборам депутатов Земского Собрания Чусовского муниципального района второго созыва 2888 человек

...г. ФИО3 уведомил при подаче документов территориальную избирательную комиссию о неиспользовании денежных средств на цели финансирования избирательной кампании, что не отрицала в судебном заседании и представитель избирательной комиссии, а также это следует и из подтверждения о приеме документов в комиссию от ФИО3 от ...г...

В судебном заседании ФИО3 заявил, что подписные листы изготовил сам, на своей компьютерной технике, денежные средства для подписных листов в данную избирательную кампанию и для сбора подписей не затратил, в населенные пункты для сбора подписей добирался бесплатно на попутном транспорте.

Эти доводы ФИО3 не опровергнуты.

Территориальной избирательной комиссией не представлено суду каких-либо доказательств того, что ФИО3 затрачены какие-либо денежные средства на изготовление и сбор подписей в подписных листах.

Кроме того, суд считает, что сам по себе факт отсутствия оплаты изготовления подписных листов из избирательного фонда действующим законодательством не предусмотрен в качестве самостоятельного основания для признания подписных листов недействительными.

Таким образом, признание территориальной избирательной комиссией ... подписей в подписных листах ФИО3 недействительными ввиду того, что подписные листы изготовлены не за счёт средств избирательного фонда кандидата, суд считает незаконным.

Следовательно, у ФИО3 из собранных подписей в подписных листах суд признает достоверными и действительными ... подписей ( ...-...=...), которые и необходимы по данному округу, чтобы зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Чусовского муниципального района по одномандатному избирательному округу № ....

Решение территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района от ....№ ... в отношении ФИО3 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания по избирательному округу № ... следует признать незаконным и возложить на территориальную избирательную комиссию обязанность зарегистрировать ФИО5 кандидатов в депутаты Земского Собрания по указанному округу.

Довод ФИО3 о недействительности рабочей комиссии, проверявшей его подписи ввиду того, что их фактически при проверке было ... человека, а документы подписаны ... членами комиссии, суд находит неубедительным.

Из показаний свидетелей Г.Р... Ф.А.А.., Л.М.Р.. следует,что они, а также ФИО2-... из ... членов рабочей комиссии по проверке подписных листов кандидатов проверяли в присутствии ФИО3 подписи в представленных им подписных листах ...г.

Это следует и из ведомости проверки и итогового протокола проверки подписных листов ФИО3.

Не доверять показаниям указанных свидетелей суд оснований не имеет.

Довод ФИО3 о том, что у члена рабочей комиссии Г.Р.. нет отчества, что может влечь недействительность проверки рабочей комиссии его подписных листов суд считает ошибочным.

Г.Р. решением территориальной избирательной комиссии от ...г.. № ... включен в состав рабочей комиссии по проверке подписных листов кандидатов.

-6-

Из паспорта Г.Р., выданного ...г.. ... следует, что отчество не указано. Во всех документах рабочей комиссии данные Г.Р. указаны в соответствии с документом о его личности-паспортом.

Также суд признает ошибочным довод ФИО3 о том, что полномочия территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района Пермского края истекли ...г.., и она невправе была принимать по нему решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания по следующим основаниям.

В силу ч.3 ст.26 Федерального закона от 12.02.2006г. № 67 -ФЗ срок полномочий территориальной избирательной комиссии составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончании кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума (в редакции на 2007г.- год создания территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района Пермского края)

Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания ( ч.3 ст.28 Федерального Закона от 12.02.2006г. № 67-ФЗ).

Территориальная избирательная комиссия Чусовского муниципального района Пермского края была создана на основании постановления избирательной комиссии Пермского края от ...г.. № ...

Первое заседание комиссии состоялось ...г...

Указом Президента Российской Федерации от 29.08.2011г. № 1124, опубликованном в Российской газете 30.08.2011г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации на 04.12.2011г.

Следовательно, полномочия территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района продлены в связи с назначением выборов в период истечения ее срока полномочий.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Чусовского муниципального района Пермского края от .... № ... в части : в отношении отказа в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Чусовского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № ... ФИО3 от ...г...

Обязать территориальную избирательную комиссию Чусовского муниципального района Пермского края зарегистрировать кандидатом в депутаты Земского Собрания Чусовского муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № ... ФИО3

Решение в 5 дней со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано, принесено представление прокурором г.Чусового в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.

Председательствующий: Г.Г.Батуева