Дело № 2-1472/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 г. г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска
В составе председательствующего судьи Максимчук О.П.
При секретаре Изместьевой О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Красноярска в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее по тексту УФССП) о признании незаконным формулировки основания увольнения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Красноярска обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к УФССП о признании незаконным основание увольнения ФИО1 с должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> отдела судебных приставов по <данные изъяты> району г. Красноярска в УФССП России по Красноярскому краю по собственной инициативе, п.3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», изложенное в приказе «Об увольнении ФИО2.» от ДД.ММ.ГГГГ№; понуждении УФССП внести изменения в приказ «Об увольнении ФИО2.» от ДД.ММ.ГГГГ№, изложив в качестве основания увольнения - утрату доверия, п.п.3,4 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Свои требования мотивирует тем, что ФИО1, будучи <данные изъяты> осуществлял деятельности органа управления коммерческой организацией на платной основе, чем нарушил запрет, установленный для государственного служащего заниматься предпринимательской деятельностью.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 (удостоверение от 12.10.2015г.) исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО4(доверенность от 29.12.2015г.) исковые требования не признал.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно 13.01.2016г. и надлежащим образом - лично (уведомление №). Причину неявки суду не сообщил.
Дело рассматривается в отсутствие третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 59.2, ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Судом установлено, что приказом УФССП № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> ОСП по <данные изъяты> району г. Красноярска.
ДД.ММ.ГГГГ. между УФССП и ФИО1 заключен служебный контракт №.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 назначен в порядке перевода на должность <данные изъяты> ОСП по <данные изъяты> району г. Красноярска.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. служебный контракт с ФИО1 прекращен по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФИО1 освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с ДД.ММ.ГГГГ. (по собственной инициативе).
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> (далее <данные изъяты>») зарегистрировано МИФНС № 23 по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ., учредителем общества является ФИО1 Приказом <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 принят на должность генерального директора <данные изъяты>
Представитель истца, поддерживая исковые требования, суду пояснила, что ФИО1 с 2011г. до 14.10.2014г. занимал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя ОСП по <данные изъяты> району г.Красноярска. В период службы ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 учредил <данные изъяты>», назначил себя генеральным директором. За допущенный запрет для федеральных государственных гражданских служащих участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, ФИО1 подлежал увольнению за утрату доверия по п.п.3,4 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», однако уволен ответчиком по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (собственной инициативе). Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика, не признавая исковые требования, суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 замещал должности федеральной государственной гражданской службы, с ДД.ММ.ГГГГ должность <данные изъяты> отдела судебных приставов по <данные изъяты> г. Красноярска. Уволен с государственной гражданской службы по собственному желанию. На момент увольнения УФССП сведениями об осуществлении ФИО1 предпринимательской деятельности не обладало. Взыскания, предусмотренные ст.ст.59.1 и 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, при которых учитывается характер совершенного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении данного правонарушения. Заседаний комиссии по урегулированию конфликтов либо проверок в связи с нарушением ФИО1 запретов не проводилось. Не соблюдение данного порядка является прямым нарушений требований Федерального закона. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ФИО1, возражая против удовлетворения требований, суду пояснял, что взыскания, предусмотренные ст.ст.59.1 и 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении данного правонарушения. Срок для применения к ФИО1 меры дисциплинарного взыскания, заявленной истцом, истек. В соответствии с федеральным законодательством гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с неё по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске либо в связи с временной нетрудоспособностью. ФИО1 обратился с заявлением о расторжении трудового договора по собственной инициативе в период очередного отпуска. Оснований для отказа сотруднику в увольнении по собственной инициативе у УФССП не имелось. Порядок увольнения ФИО1 с должности государственной гражданской службы проведен в соответствии с действующим законодательством, оснований для применения мер дисциплинарного взыскания на момент издания оспариваемого приказа у УФССП не имелось. Просил в иске отказать.
Оценив доказательства по делу, суд учитывает, что с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в УФССП, с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> отдела судебных приставов по <данные изъяты> району г. Красноярска. Приказом УФССП от ДД.ММ.ГГГГ. служебный контракт с ФИО1 прекращен, ФИО1 освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с ДД.ММ.ГГГГ. по собственной инициативе.
Данные обстоятельства подтверждаются: текстами искового заявления, выпиской из приказа о приеме от ДД.ММ.ГГГГ., трудовой книжкой, служебным контрактом, приказом об увольнении, объяснениями участвующих в деле лиц.
В соответствии с действующим законодательством гражданскому служащему в период службы запрещено участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществление предпринимательской деятельности. Нарушение запрета является основанием для расторжения служебного контракта, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в связи с утратой доверия ( ст. 13.1 ФЗ РФ "О противодействии коррупции", ст. 59.2, ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Суд учитывает, что ФИО1 будучи гражданским служащим - <данные изъяты> отдела судебных приставов по <данные изъяты> району г. Красноярска, ДД.ММ.ГГГГ. учредил ООО <данные изъяты>, назначил себя на должность генерального директора созданного общества.
Таким образом, ФИО1 было допущено нарушение запрета на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, и осуществление предпринимательской деятельности, т.е. имелись основания для решения вопроса об увольнении с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.
Действующим законодательством о государственной гражданской службе предусмотрены сроки, порядок, ограничения и запреты увольнения в связи с утратой доверия, в соответствии которыми увольнение по этому основанию является увольнением по инициативе нанимателя и не может произведено в период отпуска гражданского служащего. Увольнению предшествует проверка, проводимая подразделением кадровой службы; у гражданского служащего отбирается объяснения для учета характера совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Взыскание не может быть применено по истечении шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ст.59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Из буквального содержания вышеперечисленных требований закона к применению взыскания следует, что сам по себе факт нарушения гражданским служащим предусмотренных законом запретов, не является безусловным основанием для увольнения в связи с утратой доверия. Каждый факт нарушения подлежит тщательной проверки, оценки, что соответствует принципам законности, обоснованности, справедливости и соразмерности наказания.
Суд учитывает, что проверка по факту допущенного ФИО1 нарушения запрета не назначалась, объяснения у него не требовались, оценка характера, тяжести, обстоятельств совершения правонарушения, предшествующего отношения к службе не проводилась, заключение иной документ по результатам проверки не составлялось.
Факт предъявления иска прокурором, объекта, на который посягает правонарушение, не являются в силу закона основаниями для применения мер взыскания без соблюдения установленных федеральным законом порядка и срока применения взыскания.
Доказательств соблюдения по состоянию на день увольнения порядка применения взыскания, истцом суду не представлено.
Об участии на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, осуществление предпринимательской деятельности ФИО1 сообщил нанимателю УФССП письменно ДД.ММ.ГГГГ
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ни истец, ни ответчик факт подачи третьим лицом ответчику письменного сообщения в порядке ч. 4 ст. 12 ФЗ РФ "О противодействии коррупции" не оспорили.
В соответствии с п. 3 ст. 59.3 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения её материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Иск подан прокурором г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая нахождение ФИО1 по ДД.ММ.ГГГГ. в отпуске, не проведение проверки по поступившей от него информации, месячный срок для применения взыскания истек ДД.ММ.ГГГГ., а шестимесячный срок для применения взыскания истек ДД.ММ.ГГГГ., что исключает привлечение к ответственности.
Обращение в суд с иском прокурора, привлечение третьего лица к административной ответственности в силу закона не являются основаниями для изменения, установленных п. 3 ст. 59.3 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сроков и порядка их исчисления.
Ни ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни Трудовой кодекс Российской Федерации, подлежащий применению к спорным отношениям в соответствии со ст. 11 ТК РФ не предоставляет нанимателю (работодателю), прокурору право изменять или требовать изменения формулировки основания увольнения работника, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены. В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" вопрос об изменении формулировки причины освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы рассматривается в судах по заявлениям гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Прокурору г. Красноярска в удовлетворении исковых требований о признании незаконным основание увольнения ФИО1 с должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> отдела судебных приставов по <данные изъяты> району г. Красноярска в УФССП России по Красноярскому краю по собственной инициативе, пункт 3 ч. 1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», изложенное в приказе «Об увольнении ФИО2.» от ДД.ММ.ГГГГ№; понуждении УФССП внести изменения в приказ «Об увольнении ФИО2.» от ДД.ММ.ГГГГ№ изложив в качестве основания увольнения-утрату доверия, пункты 3,4 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отказать.
Решение может быть обжаловано месячный срок с даты изготовления мотивированного текста решения в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий О.П. Максимчук