Дело № 2-122/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2016 года гор. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ильина В.Г., при секретаре Антоновой Е.Н., с участием представителя Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании организовать водоснабжение населения и очистить места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Минприроды Чувашии) обратилось в суд с иском к администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании организовать водоснабжение населения и очистить места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территории Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики. В обоснование иска указано, что Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на основании приказа о проведении плановой выездной проверки администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена соответствующая проверка, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права в собственности Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики имеются 3 водонапорные башни. Предприятий, осуществляющих обслуживание артскважины и водозаборов, на территории сельского поселения не имеется, добычу подземных вод население осуществляет самостоятельно. Отсутствует также субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» может получить лицензию на право пользования недрами в части добычи подземных вод. Кроме того, на территории Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики были выявлены места несанкционированного размещения отходов (полиэтилен, пластик, жестяные банки, стекло и др): в <адрес> – в 100 м от жилых домов, расположенных в конце <адрес>, на площади 40 кв. м.; в <адрес> – при въезде на площади 35 кв. м.; в <адрес> – в овраге на площади 15 кв. м.. В состав территории Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики входят населенные пункты: <адрес>. Минприроды Чувашии считает, что несанкционированное размещение отходов на территории населенного пункта в не предусмотренном для этого месте создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного законодательства. На основании вышеизложенного, Минприроды Чувашии просит суд обязать администрацию Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики: в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда организовать водоснабжение путем создания субъекта предпринимательской деятельности для получения права пользования недрами (лицензии) с целью добычи подземных вод; в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами.
Представитель истца – Минприроды Чувашии, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики Иванова В.В. в судебном заседании против заявленных исковых требований не возражала.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы истца, изложенные в иске, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
Из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в ходе плановой выездной проверки администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, следует, что на территории сельского поселения имеются 3 водопроводные башни, при этом предприятий, осуществляющих обслуживание артскважины и водозаборов, на территории сельского поселения не имеется, добычу подземных вод население осуществляет самостоятельно. Администрация Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики не может получить лицензию на право пользование недрами в части добычи подземных вод, поскольку не является субъектом предпринимательской деятельности (л.д. 9).
В судебном заседании представитель администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики Иванова В.В. не оспорила установленные в ходе плановой выездной проверки обстоятельства ненадлежащего исполнения обязанностей по организации водоснабжения населения на территории муниципального образования, указав, что в настоящее время ведутся соответствующие работы по организации санитарных зон водонапорных башен, планируется выбрать гарантирующую организацию, обеспечивающую систему водоснабжения населения, путем проведения торгов.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Статья 13 указанного закона устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам Сан Пин 2.1.71322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование, транспортировка отходов производства и потребления определяется проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами. Временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Судом установлено, что в нарушение указанных требований на территории Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики обнаружены места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, то есть отходов производства и потребления: полиэтилен, пластик, жестяные банки, стекло и др. в <адрес> – в 100 м от жилых домов, расположенных в конце <адрес>, на площади 40 кв. м.; в <адрес> – при въезде на площади 35 кв. м.; в <адрес> – в овраге на площади 15 кв. м..
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, закрепляющей принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств, подтверждающих надлежащую организацию сбора мусора представителем администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в вышеуказанных местах несанкционированного размещения отходов, суду не представлено.
Исходя из того, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации участков несанкционированных свалок твердых бытовых отходов лежит на администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики суд находит основанными на нормах действующего законодательства и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если действия по восстановлению нарушенных прав могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представитель ответчика Иванова В.В. в части устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами просила предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, учитывая мнение представителя ответчика, полагает возможным установить срок для организации в границах Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики водоснабжение путем создания субъекта предпринимательской деятельности для получения права пользования недрами (лицензии) с целью добычи подземных вод в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами – в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на администрацию Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики обязанность организовать в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в границах Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики водоснабжение путем создания субъекта предпринимательской деятельности (хозяйствующего субъекта) для получения права пользования недрами (лицензии) с целью добычи подземных вод.
Возложить на администрацию Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики обязанность устранить в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами: очистить места несанкционированного размещения отходов в <адрес> – в 100 м от жилых домов, расположенных в конце <адрес>, на площади 40 кв. м.; в <адрес> – при въезде на площади 35 кв. м.; в <адрес> – в овраге на площади 15 кв. м., от отходов производства и потребления.
Обязать администрацию Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики организовать своевременный сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории Чиричкасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья В.Г. Ильин
Решение в окончательной форме принято 26 января 2016 года
Председательствующий, судья В.Г. Ильин