Дело № 2-1178/2022
УИД 36RS0003-01-2022-000008-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 05 мая 2022 года
Левобережный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Бондаренко О.В.
при секретаре Заводовской К.Е.,
с участием истца Асотовой М.С.,
представителя КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа»
по доверенности Куцова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Асотовой МС к КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» о возмещении неоплаченного труда, морального вреда,
у с т а н о в и л:
Первоначально истец Асотова М.С. обратилась в суд с иском к ответчику КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» о возмещении неоплаченного труда, морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 19.04.2021 по 31.08.2021 истец состояла в трудовых отношениях с КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа», замещая должность главного специалиста отдела приема граждан. Считает, что ответчик допустил нарушение трудового законодательства, поскольку необоснованно в период трудовой деятельности не установил ей надбавку за выслугу лет, а также не произвел премиальные выплаты, отказался оплатить расходы, понесенные на медицинский осмотр.
Истец просила взыскать с ответчика расходы на прохождение медицинского осмотра - 3 710 руб.; надбавку за выслугу лет - 9 669 руб.; премию к дню социального работника - 9 669 руб.; выплату за замещение обязанностей работников, находящихся в очередном отпуске - 9 669 руб.; квартальную премию - 7 098 руб., компенсацию морального вреда - 5 000 руб.
Определением суда от 11.04.2022 принят отказ Асотовой М.С. в части исковых требований о возмещении неоплаченного труда: выплаты за замещение и исполнение обязанностей работников, находящихся в очередном отпуске в размере 9 669 руб., квартальной премии в размере 7 098 руб. (л.д.161).
Определением суда от 11.04.2022 занесенным в протокол судебного заседания приняты уточненные исковые требования Асотовой М.С., согласно которым истец просила взыскать с ответчика: расходы на прохождение медицинского осмотра - 3 710 руб.; надбавку за выслугу лет - 10 767,75 руб.; премию ко дню социального работника - 9 669 руб.; компенсацию морального вреда - 15 000 руб.
В судебном заседании истец Асотова М.С. поддержала уточненные исковые требования.
Представитель КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» по доверенности Куцов Д.В. в судебном заседании указал, что исковые требования признают в части расходов на прохождение медицинского осмотра в размере 3710 руб., в остальной части иска просил отказать, поскольку все выплаты по заработной плате произведены согласно трудовому законодательству. В отношении ответчика по заявлению Астотовой М.С. проведена внеплановая проверка Государственной инспекции труда по Воронежской области, нарушения установлены только в невыплате расходов на прохождение медицинского осмотра.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).
Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 ТК РФ).
Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
В силу ч. 8 ст. 213 ТК РФ предварительный и периодический медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что предварительные медицинские осмотры проводятся на основании соответствующего направления, выданного работодателем лицу, поступающему на работу. Обязанность по организации проведения и оплате предварительных осмотров работников возлагается на работодателя.
Таким образом, по делам о взыскании невыплаченной заработной платы работник обязан доказать только факт наличия трудовых правоотношений между сторонами в определенный период, а факт своевременной и полной выплаты работнику заработной платы и всех причитающихся ему сумм при увольнении (в том числе компенсации за неиспользованный отпуск и процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы) либо факт наличия обстоятельств, освобождающих работодателя от указанных выплат, должен доказать именно работодатель.
Кроме того, по смыслу указанных правовых норм при установлении факта нарушения трудовых прав работника презюмируется факт причинения ему морального вреда, следовательно, подлежат удовлетворению требования работника о взыскании с работодателя компенсации морального вреда, размер которой определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела.
Установлено, что истец Асотова М.С. состояла в трудовых отношениях с КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» с 19.04.2021, что подтверждается приказом о приеме на работу (л.д.128).
При поступлении на работу, ей было выдано направление на медицинский осмотр в соответствии с приказом №/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу №/ЛС от ДД.ММ.ГГГГ в указанную дату Асотова М.С. принята на должность главного специалиста отдела приема граждан временно, на период исполнения обязанностей основного работника отсутствующего в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, и далее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с работником заключен трудовой договор № (л.д.17-20).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№/ЛС трудовой договор с истцом прекращен по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д.136).
По условиям трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работника состоит из оклада (должностного оклада) и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством и настоящим трудовым договором.
Асотовой М.С. установлена оплата труда в виде должностного оклада в размере 9 669,00 руб. (п.19) (л.д.18).
Согласно п.20 трудового договора, работнику может быть установлен персональный повышающий коэффициент к должностному окладу. Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу работника устанавливается приказом работодателя с учетом уровня профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента принимается с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Пунктом 21 трудового договора предусмотрено, что стимулирующие выплаты производятся в соответствии с действующим в учреждении Положением об оплате труда работников. Размеры стимулирующей выплаты устанавливаются в соответствии с приказом работодателя. Стимулирующая выплата работнику может быть изменена в одностороннем порядке работодателем в случае получения дисциплинарного изыскания за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.
Стимулирующие выплаты работнику осуществляются за выполнение целевых показателей эффективности деятельности работников учреждения и критериев их оценки, установленных работодателем, в соответствии с Положением об оплате труда работников казенных учреждений, в отношении которых департаментом социальной защиты Воронежской области исполняются функции и полномочия учредителя», в том числе, выплата за интенсивность и высокие результаты (пункт 22 трудового договора) (л.д.19).
Пунктом 24 трудового договора предусмотрено, что работнику может выплачиваться премия в связи с профессиональны праздником в счет средств экономии оплаты труда (л.д.19 оборот).
В соответствии с пунктом 5.1 приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 22.05.2018 № 21/н «Об утверждении Положения об оплате труда работников казенных учреждений, в отношении которых Департаментом социальной защиты Воронежской области исполняются функции и полномочия учредителя», в целях стимулирования к качественному результату труда и поощрения за выполненную работу в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера:
выплаты за интенсивность и высокие показатели работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда, утвержденного учреждению на соответствующий финансовый год, на основании приказа.
В соответствии с п. 5.4. приказа, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливаются в процентном отношении к окладу (должностному окладу) в зависимости от общего стажа работы в следующих размерах: при стаже от 3 до 8 лет – 10%; при стаже от 8 до 13 лет – 15%; при стаже от 13 до 18 лет – 20%; при стаже работы от 18 до 23 лет - 25 %.
В общий трудовой стаж, дающий право на получение ежемесячной выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, включается: периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях»; время прохождения военной службы по призыву.
Повышение размера установленной работнику ежемесячной выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, производится при наличии у работника стажа работы, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты (л.д.68).
Согласно ответу КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронеж» от 08.10.2021, Асотова М.С. была принята на должность главного специалиста в отдел приема граждан на период отсутствия основного работника Золотаревой 0.Н. с 19.04.2021, и ей было выдано направление на медицинский осмотр в связи с поступлением на работу.
Оплата медицинского осмотра учреждением не производилась.
Премия ко Дню социального работника выплачена в соответствии с приказом директора от 18.05.2021 №/ЛC. за высокие результаты по оказанию социальной помощи гражданам Левобережного района г.Воронежа, нуждающимся в поддержке государства, с учетом их личного вклада. В данный приказ Асотова М.С. включена не былв.
При увольнении Асотовой М.С. были выплачены квартальные премии по итогам работы за II и III кварталы в размере 50% должностного оклада пропорционально отработанному времени в расчетном периоде. Премия по итогам работы за квартал при выполнении целевых показателей на 100% всем работникам учреждения, в том числе и директору, выплачивается в размере 50% должностного оклада. Премирование работников учреждения осуществляется при условии обеспечения финансовыми средствами (Положение о премировании).
Выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет Асотовой М.С. не устанавливалась, так как в соответствии с п.5.4. Положения об оплате труда работников казенных учреждений, в отношении которых департаментом социальной защиты исполняются функции и полномочия учредителя, данная выплата назначается в зависимости от общего стажа работы. Согласно данному Положению в общий стаж работы, дающей право на получение ежемесячной выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, включаются: периоды работы и иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; время прохождения военной службы по призыву. Стаж трудовой деятельности у Асотовой М.С. на момент приема 19.04.2021 составлял 00л. 07м. 29дн. (л.д.45-46).
На основании обращения Асотовой М.С., проверкой Государственной инспекции труда в Воронежской области было установлено, что в соответствии с абз.12 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель не организовал проведение за счет собственных средств обязательного предварительного медицинского осмотра в отношении работника (л.д.30-31).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, при установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что, само по себе включение в систему оплаты труда системы премирования работников не влечет безусловную обязательность и гарантированность премиальных выплат, поскольку основанием для премирования является соблюдение условий, предусмотренных в локальных нормативных актах работодателя.
Ссылки истца на установленную законом и трудовым договором обязанность работодателя выплачивать премию ко дню социального работника, основаны на неверном толковании трудового законодательства и трудового договора сторон, поскольку выплата стимулирующих, в том числе премиальных сумм производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных в трудовом договоре и (или) в локальных нормативных актах работодателя, в связи с чем оснований полагать нарушенными трудовые права истца в части оплаты труда в соответствии с условиями трудового договора не имеется, ухудшения положения работника невыплатой оспариваемой стимулирующей премии, не носящей гарантированный обязательный характер, в данном случае не допущено.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права о начислении премии ко дню социального работника и о выплате указанного вознаграждения.
Суд также приходит к выводу, что основания для выплаты истцу надбавки за стаж непрерывной работы у ответчика отсутствовали, поскольку согласно п.5.4 Положения об оплате труда работников казенных учреждений, в отношении которых департаментом социальной защиты исполняются функции и полномочия учредителя (утв. приказом № 21/н от 22.05.2018), данная выплата назначается в зависимости от общего стажа работы. В общий стаж работы, согласно Положению, дающей право на получение ежемесячной выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, включаются периоды работы и иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; время прохождения военной службы по призыву. Служба в уголовно-исполнительной системе не входит в указанный перечень.
Поскольку выплата стимулирующей надбавки за непрерывный стаж работы, выслугу лет не входит в обязательную составную часть заработной платы, начисление работникам выплат стимулирующего характера является исключительным правом работодателя, оснований для возложения на работодателя обязанности начислить истцу надбавку в виде стимулирующей выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет, а также основания для ее взыскания в пользу истца, у суда не имеется.
С момента заключения трудового договора, то есть с 19.04.2021 по 31.08.2021, истец знала размер заработной платы, установленный в трудовом договоре, способ и порядок ее расчета, при этом с размером оплаты труда при заключении трудового договора не спорила и заработную плату не оспаривала и была с ней согласна.
С даты заключения трудового договора по настоящий момент ни система оплаты труда, ни заработная плата, установленная истцу, не менялась, способ ее расчета оставался неизменным.
Ответчик с даты заключения трудового договора надлежащим образом исполняет свои обязанности по выплате заработной платы в полном объеме и в срок, что подтверждается расчетными листками (л.д.25-29).
Положением об оплате труда работников казенных учреждений, в отношении которых департаментом социальной защиты исполняются функции и полномочия учредителя (утв. приказом №/н от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что премия - это стимулирующая выплата денежной суммы сверх должностного оклада, порядок расчета, размер и решение о выплате которой оформляется приказом директора. Премирование работников по результатам их работы есть право, а не обязанность организации и осуществляется при условии обеспечения финансовыми средствами (л.д.49-52).
Таким образом, задолженность у ответчика перед истцом отсутствует, в связи с чем, требования о взыскании невыплаченной заработной платы не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, учитывая, что истец прошел предварительный медицинский осмотр, оплатив его стоимость в размере 3710 руб. за счет собственных средств, в то время как в силу положений ч. 8 ст. 213 ТК РФ предварительный медицинский осмотр проводится за счет средств работодателя, что работодатель обязан возместить расходы истца, учитывая, что в дальнейшем между истцом и КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» был заключен трудовой договор, при расторжении которого ответчик не выплатил указанные расходы.
Доводы стороны ответчика об отсутствии правовых условий для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда основаны на неверном истолковании норм материального права и подлежат отклонению.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с абзацем 4 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Материалами дела установлено, что со стороны ответчика имелись нарушения трудовых прав истца, что, несомненно, причиняло истцу нравственные страдания и переживания.
С учетом установленных судом обстоятельств, принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 5000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Взыскать с КУВО «УСЗН Левобережного района г.Воронежа» в пользу Асотовой МС денежные средства на оплату медицинского осмотра в размере 3 710 рублей, компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части уточненного искового заявления Асотовой МС отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Мотивированное решение составлено 16.05.2022.
Судья О.В. Бондаренко