ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1178/2022 от 23.05.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-1178/2022

Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2022-001507-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Заволжск Ивановской области 23 мая 2022 г.

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи И. Н. Беляковой

при секретаре Н. Е. Кудряшовой,

с участием помощника Кинешемского городского прокурора Ивановской области Смирновой Е. А.,

представителя ответчика Брука С. С.,

представителя третьего лица муниципального учреждения «Управление городского хозяйства» г. Кинешмы Березиной О. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

Кинешемский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма в срок до 1 июля 2023 г. привести автомобильную дорогу по ул. имени Фрунзе городского округа Кинешма в соответствие с проектом организации дорожного движения, утверждённым постановлением администрации городского округа Кинешма от 21 мая 2018 № 664п, а именно, на участке 0км+300-395м справа и слева обустроить направляющее пешеходное ограждение, на участке с 0км+350м до 399 м справа обустроить тротуар, в том числе подход к нерегулируемому пешеходному переходу, на участке 0км+395м-399м слева обустроить подход к нерегулируемому пешеходному переходу.

В обоснование иска указано, что вышеуказанная дорога является собственностью муниципального образования «Городской округ Кинешма» и передана в безвозмездное пользование муниципальному учреждению «Управление городского хозяйства» г. Кинешмы (далее – МУ «УГХ» г. Кинешмы). Однако дорожная обстановка на этой дороге не соответствует действующему Проекту организации дорожного движения, утверждённому постановлением администрации городского округа Кинешма от 21 мая 2018 г. № 664-п, что говорит о бездействии владельца указанной дороги в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и может привести к созданию аварийных ситуаций между участниками дорожного движения, стать причиной дорожно-транспортных происшествий, а, значит, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, круг которых определить невозможно.

В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Е. А. Смирнова поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании признал заявленные исковые требования частично. Из письменных пояснений администрации городского округа Кинешма усматривается, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Кинешма и обеспечение безопасности на них относится к компетенции администрации городского округа Кинешма. Автомобильная дорога по ул. им. Фрунзе включена в Единый реестр муниципальной собственности городского округа Кинешма и закреплена за МУ «УГХ» г. Кинешмы. Однако денежных средств, необходимых для приведения автомобильной дороги по ул. имени Фрунзе городского округа Кинешма в соответствие с действующим Проектом организации дорожного движения, в бюджете городского округа Кинешма не имеется, поскольку в настоящее время этот бюджет характеризуется как дефицитный. Кроме того, для исполнения возлагаемой на администрацию обязанности необходимо решить вопросы проведения процедуры торгов, согласовать вопросы выделения лимитов, а также разработать новый проект дорожного движения. В связи с чем срок для исполнения требований прокурора не может быть установлен ранее чем 1 сентября 2023 г.

Представитель третьего лица МУ «УГХ» г. Кинешмы в судебном заседании, не оспаривая наличия у администрации городского округа Кинешма полномочий по приведению автомобильной дороги по ул. имени Фрунзе городского округа Кинешма в соответствие с действующим проектом организации дорожного движения, пояснила, что для исполнения этих работ необходимы денежные средства в размере около 1 млн. руб. и срок не менее чем до 31 декабря 2023 г.

Представитель третьего лица МО МВД РФ «Кинешемский» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён, каких-либо заявлений и ходатайств в адрес суда не представил.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя МО МВД РФ «Кинешемский».

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьего лица МУ «УГХ» г. Кинешмы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что прокурору г. Кинешма из ОГИБДД МО МВД России «Кинешемский» поступило сообщение о том, что в ходе проведения государственного контроля за обеспечением безопасности дорожного движения в г. Кинешма сотрудниками Госавтоинспекции установлено, что на участке автомобильной дороги ул. им. Фрунзе г. Кинешмы дорожная обстановка не соответствует действующему Проекту организации дорожного движения, утверждённому постановлением администрации городского округа Кинешма от 21 мая 2018 г. № 664-п, а именно на участке 0км+300-395м справа и слева отсутствует направляющее пешеходное ограждение, на участке с 0км+350м до 399 м справа отсутствует тротуар, в том числе подход к нерегулируемому пешеходному переходу, на участке 0км+395м-399м слева отсутствует подход к нерегулируемому пешеходному переходу. На представление от 30 декабря 2020 г. с требованием обеспечить безопасность движения пешеходов на вышеуказанном участке автомобильной дороги, организовать и провести работы по обустройству тротуара, подходов к пешеходному переходу и пешеходных направляющих ограждений администрация городского округа Кинешма сообщила, что в 2021 году подведомственное учреждение МУ «УГХ» г. Кинешмы планирует дополнить по ул. им. Фрунзе недостающими пешеходными ограждениями в соответствии с проектом организации дорожного движения. Однако в 2021 году указанные работы не были выполнены (л. д. 6).

В подтверждение приведённой информации приложен фотоматериал, а также выписка из Проекта организации дорожного движения на спорном участке.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьёй 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признаётся деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 6, ст. 21 вышеназванного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городских и сельских поселений регламентируются ГОСТом Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утверждённым Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст.

В соответствии с п.п. 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 в населённых пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделённым уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Учитывая полномочия органа местного самоуправления городского округа Кинешма, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в части организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения настоящего иска, поскольку неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределённого круга лиц, использующих спорную дорогу.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, обязанность по совершению которых возлагается решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В подтверждение недостаточности денежных средств для исполнения необходимых работ ответчиком суду представлена справка финансового управления администрации городского округа Кинешма о том, что муниципальное образование находится в сложной финансовой ситуации, собственных доходов бюджета хватает только на оплату жизненно важных защищённых статей расходов, но кроме того, бюджет несёт высокую кредитную нагрузку. По итогам исполнения бюджета за 2021 год сумма муниципального долга составила 183,4 млн. руб. (большая часть суммы долга или 151,8 млн. руб. - заимствования в кредитных организациях), что негативно сказывается на финансовой ситуации в целом, ведь расходы на обслуживание долга (выплату процентов) в очередном году составят порядка 15,3 млн. руб., что составляет 4,1% собственных доходов. Высокий уровень долга увеличивает финансовые риски неисполнения бюджета, так как рост ключевой ставки приведёт и к росту ставки по кредитам, и, соответственно, увеличению суммы расходов на выплату процентов коммерческим организациям. Дальнейшее увеличение заимствований может привести к банкротству города. В связи с отменой ЕНВД у бюджета города в 2021 году возникли выпадающие доходы в расчётной сумме 37,0 млн. руб., из которых 10,3 млн. руб. не компенсированы из бюджета региона при помощи установления норматива отчислений от упрощенной системы налогообложения. В 2022 году город недополучит еще 8,0 млн. руб. ЕНВД по сравнению с 2021 годом, что также негативно скажется на поступлении налоговых доходов бюджета. Кроме того, в силу различных причин, таких как переоценка земельных участков владельцами в частном порядке, льготирование населения на федеральном уровне, отсутствует рост налоговой базы и по имущественным налогам, которые составляют 30% всех налоговых доходов бюджета города. Все вышеперечисленные факторы приведут к падению в 2022 году налоговых доходов бюджета к уровню 2021 года на 9,6 млн. руб. Сложная социально-экономическая ситуация в Кинешме не позволяет увеличивать доходную часть бюджета. Поскольку собственных доходных источников городского бюджета хватает только на осуществление расходов по содержанию дорожного покрытия (очистка от снега, подсыпка и проч.), администрация города неоднократно направляла в Правительство Ивановской области заявки на выделение из бюджета региона средств на капитальный и текущий ремонт дорог. В результате в 2020 г. на ремонт дорог было предусмотрено дополнительно 190,6 млн. руб., а в 2021 г. 17,0 млн. руб. предусмотрено из дорожного фонда Ивановской области первоначально, также 134,7 млн. руб. дополнительно.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание ценность защищаемых прав граждан, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, вместе с тем принимая во внимание доводы представителя ответчика о необходимости учесть дефицитный характер бюджета городского округа Кинешма, суд считает возможным установить срок для исполнения возлагаемой на ответчика обязанности до 1 сентября 2023 г. Мнение представителя третьего лица МУ «УГХ» г. Кинешмы о недостаточности этого срока не является основанием для его увеличения, так как по сообщению органа ГИБДД работы по дополнению ул. им. Фрунзе недостающими пешеходными ограждениями в соответствии с проектом организации дорожного движения планировались МУ «УГХ» г. Кинешмы ещё в 2021 году, но не выполнены до настоящего времени, при этом представитель ответчика счёл достаточным срок до 1 сентября 2023 г.

На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма в срок до 1 сентября 2023 г. привести автомобильную дорогу по ул. имени Фрунзе городского округа Кинешма в соответствие с проектом организации дорожного движения, утверждённым постановлением администрации городского округа Кинешма от 21 мая 2018 г. № 664п, а именно, на участке 0км+300-395м справа и слева обустроить направляющее пешеходное ограждение, на участке с 0км+350м до 399 м справа обустроить тротуар, в том числе подход к нерегулируемому пешеходному переходу, на участке 0км+395м-399м слева обустроить подход к нерегулируемому пешеходному переходу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья И. Н. Белякова

В окончательной форме решение изготовлено 30 мая 2022 г.