ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1178/2022 от 29.09.2022 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-1178/2022

УИД 48RS0005-01-2022-001155-18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,

с участием помощника прокурора Липецкого района Липецкой области Алексеевой Я.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к определенным действиям, указывая, что прокуратурой района в деятельности МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области проведена проверка исполнения трудового законодательства в сфере охраны труда, в ходе которой установлено, что в МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ созданы следующие рабочие места: ведущий (старший) экономист, экономист, что подтверждается штатным расписанием, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, на момент проведения проверки в нарушение ст. 212 ТК РФ, ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №-426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на указанных рабочих местах проведение специальной оценки условий труда работодателем не обеспечено, что нарушает права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Просит суд обязать МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области в срок до 01.10.2022 провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: ведущий (старший) экономист, экономист.

В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Алексеева Я.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, возражений (отзыва) относительно исковых требований не представил.

Руководствуясь положениями статьями 167, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения помощника прокурора Липецкого района Липецкой области, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 статьей 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 15 Трудового кодекса РФ определено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В ст. 212 Трудового кодекса РФ указано, что работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Статьей 4 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 закреплено, что работодатель обязан:

обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона;

предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрен ь: гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в течение двенадцати месяцев с момента ввода эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Из материалов дела следует, что в МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ созданы следующие рабочие места: ведущий (старший) экономист, экономист, что подтверждается штатным расписанием, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка исполнения трудового законодательства в сфере охраны труда в деятельности. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области.

На момент проведения проверки в нарушение ст. 212 ТК РФ, ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №-426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на рабочих местах: ведущий (старший) экономист, экономист проведение специальной оценки условий труда работодателем МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области не обеспечено, что нарушает права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области законны обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу. Указанный срок устанавливается судом с учетом обеспечения реального исполнения судебного постановления.

На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: ведущий (старший) экономист, экономист.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области.

Судья С.Ю. Мартышова

Мотивированное заочное

решение изготовлено 03.10.2022