ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1179 от 24.01.2011 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

                                                                                    Рубцовский городской суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Рубцовский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-1179/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2011 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Иващенко Н.А.,

при секретаре Кривошеиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Рубцовского городского Совета депутатов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Рубцовска Алтайского края обратился в Рубцовский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействительным решения Рубцовского городского Совета депутатов № *** от *** года «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: Россия, Алтайский край, город Рубцовск, ...». В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, данное решение принято с нарушением Регламента Рубцовского городского Совета депутатов от *** года №*** и противоречит Конституции РФ и нормам ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», закона «Об образовании».

В судебном заседании ст. помощник прокурора   требования поддержала, указав, что принятым решением нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку принятое решение влечет нарушением прав детей, проживающих на территории города Рубцовска, которые могли бы посещать детский сад №***.

Представитель заинтересованного лица Рубцовского городского Совета депутатов  , действуя в пределах предоставленных ей полномочий требования не признала, указав в обоснование возражений, что решения Рубцовского городского Совета депутатов № *** от *** года «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: Россия, Алтайский край, город Рубцовск, ...» принято в пределах предоставленных полномочий, является правомерным.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит жалобу обоснованной, требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что *** года на пятидесятой очередной сессии Рубцовский городской совет депутатов Алтайского края пятого созыва принял решение №*** об утверждении условий приватизации нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: Россия, Алтайский край, город Рубцовск, ....

Абзацем 2 п. 6 ст. 30 Устава муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края предусмотрено, что сессия городского Совета депутатов правомочна, на ней присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов городского Совета депутатов.

Пунктом 5 ст. 30 Устава муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края установлено, что городской Совет депутатов состоит из 27 депутатов, избираемых по одномандатным округам.

Согласно ст. 67 Устава муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края городской Совет депутатов по вопросам своего ведения принимает решения нормативного и иного характера, а также другие решения, в том числе решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, за исключением процедурных, принимаются большинством от установленной численности депутатов.

Как установлено судом, *** Рубцовским городским Советом депутатов Алтайского края решение № *** было принято большинством от установленного числа депутатов: за принятое решения проголосовали 21 депутат, против - 2, воздержался - 1 депутат, что подтверждается выпиской из протокола № *** пятидесятой очередной сессии Рубцовский городской совет депутатов Алтайского края пятого созыва от ***.

Указанное решение согласно п. 3 ст. 67 Устава муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края было направлено на подпись председателю Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края и вступило в законную силу.

В соответствии со ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование, гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на законодательном обеспечении прав ребенка; поддержке семьи и целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со ст.2 Закона РФ « Об образовании», государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования.

Согласно ст.5 Закона РФ «Об образовании», государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании», п.13 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ст.55 Устава Муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края, к полномочиям администрации города относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Судом установлено, что на основании постановления № *** от *** г.

администрацией города Рубцовска Алтайского края было принято решение о резервировании помещения и оборудования детского сада № *** на случай увеличения числа детских дошкольных учреждений, передав помещение детского сада в аренду Т.. Помещение детского сада № *** было передано в аренду ООО «Т.» ЛТД на основании договоров аренды с *** для размещения телестудии. С *** указанные помещения предоставлены на основании договоров аренды № ***, № *** от *** под размещение телестудии.

В соответствии со ст.13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, перед заключением договоров аренду помещения детского сада № ***, в том числе и последнего договора аренды № *** от ***, не была проведена экспертная оценка. В договоре аренды № *** от *** определенные условия -резервирование помещения и оборудования детского сада, о которых указано в постановлении администрации города Рубцовска Алтайского края № *** от ***, сторонами предусмотрены не были.

Из представленных администрацией города Рубцовска Алтайского края в прокуратуру города Рубцовска Алтайского края сведений   в городе Рубцовске осуществляет работу 30 дошкольных образовательных учреждений и 10 дошкольных групп в МОУ П. В настоящее время в очереди на предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения состоят 3795 детей, из них с возрастом до 1 года 6 месяцев -1582 ребенка, старше 1года 6 месяцев- 2213 детей. Между тем, администрацией города Рубцовска Алтайского края муниципальное здание детского сада № *** по улице ... в городе Рубцовске до настоящего времени не включено в график восстановления муниципальных дошкольных образовательных учреждений, а инициировало решение вопроса об отчуждении помещений детского сада № *** ООО «М.» в порядке реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно условиям приватизации нежилого здания по ..., отчуждению подлежит двухэтажное здание и земельный участок, площадью *** кв.м.,   расположенные по ....

Согласно ст.4 ФЗ от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.28 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленных на рассмотрение 48 очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов *** документов в приложение к проекту решения об утверждении условий приватизации следует, что администрацией города в нарушение ст.28 ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при подготовке проекта решения не была дана оценка необходимости отчуждения всей площади земельного участка ... для использования под размещение нежилого здания.

Таким образом, решение Рубцовского городского Совета депутатов №*** от *** года «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: Россия, Алтайский край, город Рубцовск, ...» противоречит требованиям действующего законодательства.

Между тем доводы прокурора о нарушении Рубцовским городским Советом депутатов норм Регламента при принятии оспариваемого решения являются необоснованными.

В обоснование доводов прокурор указал, что в нарушение требований Регламента Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края, принятого на основании решения № *** Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от ***., проект решения «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: Россия, Алтайский край, г.Рубцовск, ...», был предоставлен без предварительного обсуждения на соответствующем комитете Рубцовского городского Совета депутатов. Кроме того, проект указанного решения вносился на рассмотрение 48 очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов ***. По заявлению депутатов, сделанному при рассмотрении указанного вопроса на 48 очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов, нормативная цена нежилого здания, составляющая *** руб., несоразмерно мала с учетом расположения отчуждаемого здания на «Красной линии», а также размера площадей здания. Какие-либо документы, касающиеся указанных заявлений депутатов в части несоразмерности нормативной цены отчуждаемого здания, депутатом Рубцовского городского Совета депутатов К. для рассмотрения вопроса об утверждении условий приватизации нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: Россия, Алтайский край, г.Рубцовск, ..., вынесенному на 50 очередную сессию, представлены не были. Полагал, что, поскольку указанный вопрос рассмотрен на сессии Совета с нарушением установленного Регламентом порядка и не подлежал включению в повестку дня 50 очередной сессии.

С учетом положений ст. ст. 19,25 Регламента Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края, принятого на основании решения № *** Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от ***., по проекту решений Совета для включения вопроса в повестку дня сессии могут вноситься депутатами Совета, а также депутат вправе вносить на рассмотрение сессии проекты решений…, которые при соблюдении порядка их подготовки и внесения на рассмотрение сессии Совета должны быть включены в повестку дня сессии Совета. При этом Регламент не предусматривает ограничений на количество вынесений одного и того же проекта решений на рассмотрение сессии Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края.

Оспариваемое решение влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в частности, детей, проживающих на территории г.Рубцовска, которые могли бы посещать детский сад № ***.

руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Решение Рубцовского городского Совета депутатов №*** от *** года «Об утверждении условий приватизации нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: Россия, Алтайский край, город Рубцовск, ...» признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд.

Судья: