ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1179/17 от 22.01.2018 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-51/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,

при секретаре О.А. Долговой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске, Республики Коми 22 января 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению Печорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», АО «Комиавиатранс» об обязании устранить нарушения при использовании оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»,

У С Т А Н О В И Л:

Печорский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании устранить нарушения при использовании оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Просит обязать ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в срок до дд.мм.гггг. обеспечить подключение не менее чем к двум независимым взаимно резервирующим источникам электроэнергии, один из которых должен быть автономным, оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»: датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; анеморумбометра М-63М-1, с заводским . Обязать АО «Комиавиатранс» в срок до дд.мм.гггг. обеспечить электроэнергией объекты Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» для подключения не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным, следующего оборудования: датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; - датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; Анеморумбометра М-63М-1, с заводским .

В обоснование требований указывает, что Печорской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов по результатам которой выявлены нарушения законодательства при использовании оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

Согласно п. 1 ст. 14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства обеспечивается посредством безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 2 ст. 69 ВК РФ).

Федеральные авиационные правила «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов», утверждены приказом Минтранса России от 03.03.2014 № 60, согласно п. 4 ФАП метеорологическая информация предоставляется физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим организацию, обеспечение и выполнение полетов гражданских воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации (пользователи метеорологической информации), в виде сводок прогнозов и других сообщений, касающихся наблюдаемых или ожидаемых метеорологических условий.

Метеорологический орган, осуществляющий наблюдения за метеорологическими параметрами на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке (аэродромный метеорологический орган), обеспечивает проведение регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды на аэродроме (п. 9 ФАП № 60).

В соответствии п. 10 ФАП № 60, при обеспечении точных заходов на посадку для наблюдения за фактической погодой используются автоматизированные метеорологические измерительные системы (АМИС), обеспечивающие автоматическое измерение, сбор, обработку, распространение и отображение в режиме реального времени метеорологических параметров, влияющих на посадку и взлет (приземного ветра, видимости, дальности видимости на взлетно-посадочной полосе (ВПП), текущей погоды, высоты нижней границы облаков, температуры воздуха, температуры точки росы и атмосферного давления).

Предупреждения по аэродрому выпускаются аэродромным метеорологическим органом и содержат информацию о метеорологических условиях, которые могут представлять опасность для воздушных судов на земле, в том числе на местах стоянки, а также на аэродромное оборудование, средства и службы (п. 59 ФАП № 60).

Пунктом 2.1.1 Наставления по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России, утвержденного приказом от 27.12.1995 Росгидромета № 131, Минтранса РФ № 111 определено, что целью метеорологического обслуживания гражданской авиации является обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам воздушных судов, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.

В силу п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает в том числе комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.

Пунктом 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 определено, что электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

В соответствии с п. 1.2.19 Правил устройства электроустановок, электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утверждены приказом Минтранса России от 25.08.2015 №262.

В силу п. 6.1 ФАП № 262, аэродром по степени надежности электроснабжения относится к потребителям электроэнергии первой категории.

Согласно п. 6.5 ФАП № 262, категории потребителей электроэнергии по степени надежности электроснабжения и максимально допустимое время перерывов в их электропитании приведены в приложении № 25 к ФАП № 262.

В соответствии с п. 6 к ФАП № 262, к первой категории потребителя электроэнергии отнесено метеорологическое оборудование аэродромов (регистраторы дальности видимости, измерители высоты облаков и др.)

Потребители электроэнергии первой категории должны обеспечиваться электроэнергией не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии (с автоматической коммутацией), один из которых должен быть автономным (п. 6.11 ФАП № 262).

Согласно п. 8.4 Руководства по электросветотехническому обеспечению полетов в гражданской авиации РФ (РУЭСТОП ГА-95), электропитание приемников электроэнергии на объектах РСТО, пунктах УВД, связи и метеооборудования по степени надежности и допустимому времени перерыва должно соответствовать категориям, определенным действующими в РФ Нормами годности (НГЭА).

В соответствии с п. 6 таблицы 7.1 и п. 7.2.3 Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92) метеооборудование относится к первой категории электроприемников и их питание должно осуществляется не менее чем от двух независимых источников: одного внешнего и одного автономного дизель-электрического агрегата.

Оператором аэродрома Усинск является АО «Комиавиатранс» (Сертификат от дд.мм.гггг.).

Согласно Положения Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» предметом и основной целью данного государственного учреждения является обеспечение деятельности государства, юридических и физических лиц в гидрометеологической информации.

Положением об авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» предусмотрено, что одной из ее функций является метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов.

Проверкой установлено, что авиационной метеорологической станцией Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» выполняются работы и представляется авиационная метеорологическая информация для обеспечения полетов воздушных судов, в том числе органам обслуживания воздушного движения в Аэропорту Усинск.

Взлетно-посадочная полоса Аэропорта Усинск относится к категории захода на посадку по приборам (письмо АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» от дд.мм.гггг.).

Метеорологическое оборудование метеорологической станции Усинск, а именно, измерители высоты облаков ДВО-2, анеморумбометр М-63М-1 относятся к 1 категории электроприемников по надежности электроснабжения однако, в нарушение требований законодательства их электроснабжение не обеспечено в соответствии с требованиями законодательства не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным.

В сложившейся ситуации созданы условия, не отвечающие требованиям авиационной безопасности в Аэропорту Усинск. Несвоевременное представление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов органам обслуживания воздушного движения может привести к авиакатастрофам, повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо.

В судебном заседании помощник Печорского транспортного прокурора Кекляк В.П. на исковых требованиях настаивал по доводам, приведенным в обоснование иска, пояснил, что формулировка исковых требований предполагает, что ответчик АО «Комиавиатранс» должен обеспечить электроэнергией объекты, при этом способ такого обеспечения оставлен на усмотрение ответчика, а ответчик ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», как собственник имущества обязан обеспечить непосредственно само подключение оборудования.

Представитель ответчика АО «Комиавиатранс» А.М. Василевицкий, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому ответчик полагает требования прокурора сформулированными не достаточно ясно, поскольку не понятно какие конкретно действия должно совершить АО «Комиавиатранс». С учетом буквальной трактовки требований прокурор просит обязать АО «Комиавиатранс» за свой счет производить или закупать для ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» электроэнергию и обеспечивать ею его объекты в аэропорту Усинска, при этом такое производство или закупка должна осуществляться из двух независимых взаимно резервирующих источников, один из которых автономный. По мнению ответчика речь должна идти о техническом присоединении к сетям, запитанным от автономного резервного источника питания АО «Комиавиатранс». Также требования прокурора не основаны на действующих нормативных правовых актах Российской Федерации. Требования к операторам аэродромов гражданской авиации на которые ссылается в иске прокурор регулируют исключительно вопросы сертификации аэродрома, а не вопросы обеспечения электроэнергией потребителей. Вопросы электроснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об электроэнергетике». Минтранс РФ и Росавиация не являются органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ на нормативно-правовое регулирование в сфере электроэнергетики.

Фактически прокурором поставлен вопрос об электроснабжении энергопринимающих устройств (объектов), не находящихся в собственности или владении АО «Комиавиатранс». Указанные объекты находятся во владении или должны быть приобретены ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», который с помощью названных объектов будет осуществлять на платной (коммерческой) основе метеорологическое обеспечение полетов, и, соответственно, который должен нести бремя их содержания, включая энергоснабжение. АО «Комиавиатранс» по отношению к энергопринимающим устройствам ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» не может признаваться ни потребителем, ни энергоснабжающей организацией. Потребителем является непосредственно владелец энергопринимающего устройства, а энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком электроэнергии) является на всей территории Республики Коми - АО «Коми энергосбытовая компания», которой приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от дд.мм.гггг. N 40/4-Т установлен соответствующий тариф. АО «Комиавиатранс» вообще не является участником оптового рынка электроэнергии, соответственно, не вправе осуществлять даже техническое присоединение потребителей электроэнергии к своим сетям электроснабжения. У ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» заключен договор на электроснабжение своих объектов в аэропорту Усинск с АО «Коми энергосбытовая компания», т.е. энергоснабжение его объектов осуществляется, а ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» является самостоятельным потребителем электроэнергии. Таким образом, вопросы электроснабжения энергопринимающих устройств законом возложены исключительно на потребителя. АО «Комиавиатранс» не является на территории городского округа «Усинск» гарантирующим поставщиком электроэнергии или энергосбытовой организацией, не имеет соответствующих прав по реализации электроэнергии и не вправе выступать по отношению к ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета» организацией, обеспечивающей его электроэнергией.

По вопросу автономного устройства для резервного питания объектов ФГБУ Авиаметгелеком Росгидромета», в силу положений п. 2 ст. 539, ст. 543 Гражданского кодекса РФ, приобретение и содержание автономных резервных источников, установленных категорией потребителя также является обязанностью потребителя - ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета». Действующими нормативными правовыми актами обязанность по обеспечению надежности электроэнергетической системы, включая приобретение и поддержание в рабочем состоянии автономных резервных источников питания, возлагается на потребителя, которым в данном случае является ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Аэропорт Усинск имеет в своем распоряжении автономный источник резервного питания, однако этот автономный резервный источник электроэнергии предназначен исключительно для обеспечения нужд энергопринимающих устройств, принадлежащих АО «Комиавиатранс». В отношении ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета» вынесено предписание УГАН НОТБ СЗВО Ространснадзора от дд.мм.гггг. по содержанию аналогичное исковым требованиям прокурора, срок исполнения предписания - октябрь 2018 г. Таким образом, заявленный иск прокурора является попыткой пересмотра законного предписания компетентного органа в сфере транспорта.

Ответчик ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также письменный отзыв, согласно которому считают, что ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» не может являться надлежащим ответчиком на основании следующего. АМСГ-2 Усинск является обособленным структурным подразделением Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», расположенном на аэродроме Усинск, согласно Государственному реестру аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, лицом, эксплуатирующим аэродром, отнесенный к категории «В», является АО «Комиавиатранс». Деятельность АМСГ-2 Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» на аэродроме Усинск осуществляется на основании Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме Усинск, утвержденной директором филиала АО «Комиавиатранс» ФИО1, а также согласованной с начальником службы движения Усинского центра ОВД Филиала СевУралАэронавигация ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФИО2. В состав Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме Усинск входят схема расположения метеооборудования на аэродроме Усинск и Схема ориентиров видимости. Входящие в состав Инструкции по метеообеспечению схемы включают исчерпывающий перечень объектов и оборудования принадлежащих и используемых Северным филиалом ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета» для создания авиационной метеорологической информации, необходимой для обеспечения безопасности полетов на аэродроме Усинск.

Оборудование ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета» предусматривает и готово к подключению по 1 категории надежности - не менее чем к двум независимым взаимно резервирующим источникам электроэнергии, в том числе к — автономному, это известно лицу, эксплуатирующему аэродром - АО «Комиавиатранс».

Северный филиал ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета» неоднократно обращался к АО «Комиавиатранс» с просьбой обеспечить объекты АМСГ Усинск в аэропорту Усинск энергоснабжением по 1 категории надежности, однако, АО «Комиавиатранс» в лице филиала «Аэропорт Усинск» предложил проложить кабельную линию силами и за счет Северного филиала ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета».

Согласно пункту 2.3.2 Правил устройства электроустановок (ПУЭ)2, кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями.

Для подключения объектов Северного филиала ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета» потребуется устройство подземной кабельной линии электропередачи. Соответственно, вдоль этой линии потребуется организация охранной зоны. Охранная зона, для устройства подземной кабельной линии электропередачи, организуется в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра.

То есть, кабельная линия электропередачи является объектом недвижимого имущества, которое, в соответствие с законодательством Российской Федерации подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.

Таким образом, ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета», лицом, эксплуатирующим аэродром - АО «Комиавиатранс», предложено создать объект инфраструктуры аэропорта.

Северный филиал ФГБУ «Авиаметгелеком Росгидромета» считает, что обязанность создания подземных или надземных линий электропередачи – то есть создания инфраструктуры аэропорта, в том числе для обеспечения выполнения требований по энергоснабжению объектов по 1 категории надежности на территории аэропорта относится к функциям и обязанностям оператора аэродрома, так как он является лицом, эксплуатирующим, аэродром и владельцем всей инфраструктуры этого объекта. Подтверждением этого обстоятельства - наделению обязанностями оператора аэропорта - является пункт 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утв. приказом Минтранса РФ от 25.09.2015 г. № 286 (далее - ФАП 286). Нормой этого пункта установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает электроэнергией объекты аэропорта. Электроснабжение объектов аэропорта является обязанностью оператора аэропорта и не является функцией аэродромного метеорологического органа.

Промышленное энергообеспечение датчиков ДВО-2, зав. и зав. производится от РУ-0,4 кВ ТП-2 (Аэропорт), где установлен прибор учета Меркурий 23 0 . Промышленное энергообеспечение датчика ДВО-2, зав. и анеморумбометра М-63М-1, зав. производится от ЩУ-0,4 кВ ГРМ, где установлен прибор учета’Меркурий 230 . Пунктом 2.10 Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме Усинск, утвержденной 12.04.2017 г., главный оператор аэропорта определил, что в случае отсутствия промышленного электроснабжения (и отсутствия возможности проведения метеонаблюдений) оператором аэропорта принимается решение о закрытии аэродрома на прием и выпуск воздушных судов. Неисполнение обязанности оператора аэропорта по энергообеспечению объектов аэропорта свидетельствует о несоответствии требованиям этого оператора ФАП 286.

Относительно доводов, изложенных в отзыве ответчика АО «Комиавиатранс», представили дополнения о том, что ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» заключены договоры энергоснабжения АМСГ Усинск в 2018 году - и в 2017 году - с Акционерным обществом «Коми энергосбытовая компания» (

Представленные договоры энергоснабжения приложением «Перечень точек поставки, объектов, средств учета, параметров по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию» подпункте 2 и 3, отражают принадлежность сетей, к которым производится подключение к электропитанию оборудования АМСГ Усинск - АО «Комиавиатранс». Таким образом, настоящие договоры энергоснабжения подтверждают, что ранее оператор аэропорта признавал за собой обязанность, предусмотренную пунктом 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов?гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиаций требованиям федеральных авиационных правил», утв. приказом Минтранса РФ от 25.09.2015 г. № 286.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлены, подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами следующие обстоятельства.

Взлетно-посадочная полоса Аэропорта Усинск относится к категории захода на посадку по приборам (письмо АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» от дд.мм.гггг.).

АО «Комиавиатранс» является оператором аэродрома Усинск (Сертификат от дд.мм.гггг.).

Положением об авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» предусмотрено, что одной из ее функций является метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов.

В силу п. 6.1 ФАП № 262, аэродром по степени надежности электроснабжения относится к потребителям электроэнергии первой категории.

Согласно п. 6.5 ФАП № 262, категории потребителей электроэнергии по степени надежности электроснабжения и максимально допустимое время перерывов в их электропитании приведены в приложении № 25 к ФАП № 262.

В соответствии с п. 6 к ФАП № 262, к первой категории потребителя электроэнергии отнесено метеорологическое оборудование аэродромов (регистраторы дальности видимости, измерители высоты облаков и др.)

Потребители электроэнергии первой категории должны обеспечиваться электроэнергией не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии (с автоматической коммутацией), один из которых должен быть автономным (п. 6.11 ФАП № 262).

Метеорологическое оборудование метеорологической станции Усинск, а именно, измерители высоты облаков ДВО-2, анеморумбометр М-63М-1 относятся к 1 категории электроприемников по надежности электроснабжения, вместе с тем их электроснабжение не обеспечено в соответствии с требованиями законодательства не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным.

Между АО «Комиавиатранс» (ранее ГУП РК «Комиавиатранс») и ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (ранее ФГУ«Авиаметтелеком») заключен договор от дд.мм.гггг. на метеообслуживание, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель через соответствующие авиаметеоподразделения (АМЦ, ЗГМО,АМСГ, ОГ) оказывает услуги по предоставлению метеорологической информации для обслуживания полетов (метеообслуживание) воздушных судов заказчика (или арендуемых заказчиком), выполняющих регулярные и нерегулярные перевозки на аэродромах, посадочных площадках, районах (площадях) полетов, обслуживаемых авиаметеоподразделениями исполнителя.

Согласно п. 1.2 договора предоставление метеоинформации для обеспечения полетов воздушных судов осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Росгидромета, ФА ВТ Минтранса РФ, международными правилами и другими нормативными актами, регламентирующими данный вид деятельности.

Директором филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск» 12.04.2017 утверждена инструкция по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме Усинск, в пункте 2.10 которой установлено, что по причине отсутствия резервного электропитания 1 категории надежности согласно НГЭА-92 не представляется возможным обеспечение безопасности полетов на аэродроме в связи невозможностью проведения метеонаблюдений. При отсутствии промышленного электроснабжения (и отсутствия возможности проведения метеонаблюдений) главным оператором аэропорта принимается решение о закрытии аэропорта на прием и выпуск ВС. Воздушные судна, следующие на аэродром Усинск с посадкой, направляются на запасные аэродромы.

Прокурор обосновывает предъявление требований к АО «Комиавиатранс» ссылкой на п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, согласно которому оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает в том числе комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.

Из содержания указанного пункта Федеральных авиационных правил прямо следует обязанность оператора аэродрома гражданской авиации по обеспечению комплекса мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.

Пунктом 57 ФАП установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов.

Одним из элементов обеспечения безопасности полетов является метеорологическое обслуживание гражданской авиации, а именно: предоставление экипажам воздушных судов, органам управления воздушным движением и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций (пункт 2.1.1 Наставления по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России, утвержденного приказом от 27.12.1995 Росгидромета № 131, Минтранса РФ № 111).

Соответственно, к обязанностям оператора аэродрома гражданской авиации относится и обеспечение надлежащего предоставления необходимой метеорологической информации, в порядке предусмотренном требованиями, установленными федеральными авиационными правилами.

С целью исполнения указанной обязанности оператором аэродрома гражданской авиации заключен вышеуказанный договор от дд.мм.гггг. на метеообслуживание.

Вместе с тем, заключение договора само по себе не рассматривается в качестве исполнения обязанности, в данном случае оператором аэродрома гражданской авиации должны быть обеспечены условия для фактического обеспечения надлежащего предоставления необходимой метеорологической информации исполнителем, то есть инфраструктура аэродрома должна обеспечивать возможность для осуществления надлежащей работы оборудования.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что метеорологическое оборудование метеорологической станции Усинск, а именно, измерители высоты облаков ДВО-2, анеморумбометр М-63М-1 относятся к 1 категории электроприемников по надежности электроснабжения, однако, в нарушение требований законодательства их электроснабжение не обеспечено в соответствии с требованиями законодательства не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным.

На основании изложенного являются обоснованными и подлежат удвлетворению исковые требования предъявленные к АО «Комиавиатранс», как к оператору аэродрома Усинск об обеспечении электроэнергией перечисленных объектов Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» для подключения не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным.

Возражения ответчика о неясности требований надуманы, поскольку из содержания искового заявления очевидно, что под обеспечением электроэнергией подразумевается обеспечение физической возможности (предоставление доступа) для получения электроэнергии определенными объектами, а не деятельность энергоснабжающей организации по продаже потребителям произведенной или купленной электрической энергии.

Требования, предъявленные к ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» об обеспечении подключения не менее чем к двум независимым взаимно резервирующим источникам электроэнергии, один из которых должен быть автономным, оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» также подлежат удовлетворению, в силу положений нормативных актов приведенных в инициатором иска.

Как уже было указано, оборудование Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» относятся к 1 категории электроприемников по надежности электроснабжения должно обеспечиваться электроэнергией не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии (с автоматической коммутацией), один из которых должен быть автономным.

Ответчик ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», осуществляя деятельность по предоставлению авиационной метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов обязано осуществлять ее в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, вместе с тем, в настоящее время перечисленное оборудование в нарушение установленных требований не подключено не менее чем к двум независимым взаимно резервирующим источникам электроэнергии, один из которых должен быть автономным, каких-либо достаточных и надлежащих мер со стороны ответчика к исполнению требований закона не принято.

При совокупности вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Печорского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Печорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», АО «Комиавиатранс» об обязании устранить нарушения при использовании оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» - удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в срок до 01 июля 2018 г. обеспечить подключение не менее чем к двум независимым взаимно резервирующим источникам электроэнергии, один из которых должен быть автономным, оборудования Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»: датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; анеморумбометра М-63М-1, с заводским .

Обязать АО «Комиавиатранс» в срок до 01 июля 2018 г. обеспечить электроэнергией объекты Авиационной метеорологической станции Усинск Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» для подключения не менее чем от двух независимых взаимно резервирующих источников электроэнергии, один из которых должен быть автономным, следующего оборудования: датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; - датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; датчика высоты облаков ДВО-2, с заводским ; анеморумбометра М-63М-1, с заводским .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 26 января 2018г.

Председательствующий – С.Г. Волкова