ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1179/19 от 27.01.2020 Заинского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0039-01-2019-001457-02

Дело №2-57/2020

Учет №087г

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 января 2020 года г. Заинск

Заинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галиуллиной А.Г.,

при секретаре Алдошиной Л.М.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с требованием о признании отказа Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны незаконным, указывая, что согласно Федеральному закону "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе и лица, проработавшие в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ветераны Великой Отечественной войны имеют льготы при получении жилья, следовательно, ФИО3 также имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Также указала, что износ ее жилого дома составляет 67%.

Просит признать решение Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан признать ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий и выдать субсидию на приобретение жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

В судебное заседание истец ФИО3, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела не явилась, направила в суд своего представителя ФИО1

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковое заявление поддержала. Суду пояснила, что ФИО3 обратилась в Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны, однако ей было отказано. Данный отказ считаем, что принят неправомерно, поскольку по законам Российской Федерации ФИО3 как ветерану Великой Отечественной войны полагается выделение субсидий для приобретения жилья в собственность. ФИО3 ответчик устно предлагал получить комнату в общежитии на основании договора социального найма, но она отказалась, так как находится в престарелом возрасте и за ней необходим уход. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан – начальник отдела учета и распределения жилья ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что ФИО3, являясь ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Меры социальной поддержки лицам, указанным в статье 20 Федерального закона «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 4 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-РТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», лицам, указанным в статье 20 Федерального закона «О ветеранах» предоставляется ежемесячная денежная выплата; бесплатные зубопротезирование и слухопротезирование. Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения гражданам данной льготной категории законодательством Российской Федерации не предусмотрено, следовательно, ФИО3 не может быть отнесена к категории граждан для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник Великой Отечественной Войны. В иске просила отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, направил письменные возражения на исковое заявление, в котором в просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав представителей истца, ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии частями 1, 2 статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО3 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 43,2 кв.м., в том числе жилой – 24,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Сарсаз-Багряж, <адрес> (л.д. 4).

Согласно справке, выданной Заинским подразделением Альметьевского филиала АО «БТИ РТ» по состоянию на 2019 год физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Сарсаз-Багряж, <адрес> составляет 67% (л.д. 10).

Судом установлено, что на основании удостоверения серии ВВ , выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, как ветеран Великой Отечественной войны является лицом, имеющим права и льготы, установленные статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 5).

Согласно удостоверению, выданному в 1998 году, ФИО3 имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 8).

Как видно из удостоверения к медали, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 награждена медалью «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд (л.д. 8).

Из пояснений представителя истца, а также материалов дела следует, что ФИО3 обратилась в Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны.

Уведомлением Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 9, 11).

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются посредством обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Как изложено выше, ФИО3, как ветеран Великой Отечественной войны, обладает правами и льготами, установленными статьей 20 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которой меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации приведенных правовых норм Федерального закона, в Республике Татарстан меры социальной поддержки данной категории лиц определены статьей 4 Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 №63-РТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», согласно которой им предоставляется: ежемесячная денежная выплата; бесплатные зубопротезирование (изготовление и ремонт зубных протезов, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и слухопротезирование.

Таким образом, на федеральном уровне статья 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» не установила в качестве меры социальной поддержки предоставление жилья, порядок и процедуру предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета названной категории лиц, к которым отнесена ФИО3

Более того, истец просит возложить на Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан обязанность по выплате ей субсидии на приобретение жилого помещения как ветерану Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в том числе и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (пункт 1 Правил).

Из содержания приведенных нормативных правовых актов следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет до 01.01.2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».

Данным Указом Президента Российской Федерации уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Следовательно, в предусмотренный Указом Президента Российской Федерации перечень лиц такая категория лиц, как лица, проработавшие в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, не включена.

Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ «5-ФЗ «О ветеранах», от ДД.ММ.ГГГГ «181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

В пункте 1 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, установлены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.

В данном пункте Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ такая категория граждан как лица, проработавшие в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны не указана.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

В данный перечень не включены лица, проработавшие в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, истец, обладая правами и льготами, установленными статьей 20 Федерального закона «О ветеранах», которая не установила порядок и процедуру предоставления жилых помещений названной категории лиц, к которым отнесена ФИО3, суд приходит к выводу, что истец не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, оснований для признания неправомерным отказа Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан в постановке ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ФИО3 к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.

Судья

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.