Дело №2-84/2021 (№2-1179/2020) УИД 89RS0002-01-2020-002507-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи Сукач Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Петраускайте В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приуральского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к АО "Харп-Энерго-Газ, Ямало-Ненецкому окружному отделению Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы Брикс "Международный альянс стратегических проектов Брикс", Администрации МО п.Харп о возложении обязанности устранить нарушения, допущенные при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п.Харп,
у с т а н о в и л:
Прокурор Приуральского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Акционерному обществу "Харп-Энерго-Газ" (далее по тексту – АО "Харп-Энерго-Газ"), Ямало-Ненецкому окружному отделению Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы Брикс "Международный альянс стратегических проектов Брикс" (далее по тексту – ЯНОО АНО МАСП "БРИКС"), Администрации МО п.Харп о возложении обязанности устранить нарушения, допущенные при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п.Харп.
Представитель истца, помощник прокурора г.Лабытнанги Коткеева Д.В., в судебном заседании исковые требования прокурора Приуральского района поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО "Харп-Энерго-Газ" Новиков А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требований не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Ответчик ЯНОО АНО МАСП "БРИКС" своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, с ходатайствами об отложении дела слушанием либо рассмотрении дела в отсутствие представителя не обращался.
Ответчик Администрация МО п.Харп своего представителя для участия в судебном заседании также не направил, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту – Федеральный закон №116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения Федеральный закон №116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.4 Федерального закона №116-ФЗ правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом №116-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности и обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно материалам дела, прокуратурой Приуральского района проведена проверка исполнения требований закона о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно резервуарных парков для хранения воспламеняющихся веществ (далее по тексту – склад ГСМ), по результатам которой выявлены многочисленные нарушения требований закона к обеспечению безопасности на данных объектах.
Проверкой установлено, что 04 декабря 2014 года между Администрацией МО п.Харп и АО "Харп-Энерго-Газ" заключен Договор аренды муниципального имущества №31-а по которому АО "Харп-Энерго-Газ" во временное пользование и владение передан склад ГСМ в п.Харп (далее по тексту – Договор №31-а).
В соответствии со ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ч.1 ст.611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч.ч.1, 2 ст.615 ГК РФ).
В силу ч.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Пунктами 3.2.3, 3.2.4, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.11 вышеуказанного Договора №31-а предусмотрено, что АО "Харп-Энерго-Газ", как арендатор, обязано соблюдать технические, экологические, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу, использовать в соответствии с принятыми нормами эксплуатации; своевременно производить текущий ремонт; нести риск случайно гибели или случайного повреждения имущества; нести все расходы по содержанию переданного в аренду имущества; использовать переданное имущество в соответствии с его целевым назначением.
На территории склада ГСМ в п.Харп согласно Договора №31-а фактически находится два резервуара вертикальных стальных (далее по тексту – РВС) по 1 000 м3, четыре РВС по 2 000 м3 и один противопожарный РВС объемом 2 000 м3, а также железнодорожная эстакада дизтоплива, автомобильная наливная станция, здание насосной, в которой размещены насосы (8 шт.) и теплообменники (3 шт.).
Фактически общий объем горюче-смазочных материалов, которые могут храниться (находится) в РВС склада ГСМ в п.Харп составляет до 10 000 м3, что превышает 1 000 тонн в зависимости от значений плотности горючих жидкостей размещаемых в резервуарах (плотность нефти колеблется в пределах 0,730—1,040 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей от 7 300 до 10 400 тонн; плотность нефти сырой колеблется в пределах 0,830 – 0,895 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей от 8 300 до 8 950 тонн; плотность зимнего дизтоплива — 0,840 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей 8 400 тонн)
С учетом изложенного данный склад ГСМ в п.Харп относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности.
06 августа 2020 года прокуратурой Приуральского района был проведен осмотр склада ГСМ в п.Харп по результатам которого были установлены нарушения Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07 ноября 2016 года №461 (далее по тексту – Правила), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 (далее по тексту – ППР) и Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту – Федеральный закон №123-ФЗ).
Так, на корпусах РВС склада ГСМ в п.Харп не нанесены порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка (п.2.5.10 Правил); РВС не оснащены приборами контроля и сигнализации (п.2.5.7 Правил); на одном РВС в 1 000 м3 и двух РВС в 2 000 м3 отсутствует дыхательная и предохранительная арматура с огнепреградителями (п.2.5.7 Правил); резервуарный парк не оснащен средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров (п.2.5.26 Правил); на железнодорожной эстакаде слива не установлены датчики загазованности (п.2.2.27 Правил); автомобильная наливная станция не оборудована установкой автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту (п.2.3.3 Правил), ограничителями уровня налива, позволяющими автоматически прекращать налив при достижении заданного значения (п.2.3.6 Правил); не предусмотрен каплесборник для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы при извлечении ее из цистерны (п.2.3.10 Правил); не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (п.2.3.14 Правил); здание насосной станции не оборудовано сигнализаторами довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП не предусмотрено автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов (п.2.8.15 Правил); насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, не имеют дистанционного отключения из операторной (п.2.8.7 Правил); на территории опасного производственного объекта не установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра (п.5.6 Правил).
На данном опасном производственном объекте III класса опасности в п.Харп также имеются нарушения обязательных требований пожарной безопасности: по границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных устройств отсутствуют проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м. и покрытием переходного типа (п.2 ч.1 ст.6, ч.4 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ, п.6.16 СП 155.13130.2014, п.2.16 СНиП 2.11.03-93); не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) и не организовано проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и не оформлены акты проверки, в зданиях и сооружениях не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п.61 ППР); наружная технологическая установка (сливо-наливная эстакада), удаленная на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, не оборудована пожарными щитами (приложение №5 и №6 ППР, п.481 ППР); допускается использование вентиляционной камеры для хранения предметов, в том числе личных вещей, одежды работников (п.23(б) ППР); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42(в) ППР); не обеспечено наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (главы 5, 7 Федерального закона №123-ФЗ, п.20 ППР); на двери помещения топливно-насосной указана категория В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, вместо категории А или Б по взрывопожарной и пожарной опасности, так как в помещении обращается сырая нефть, которая является легковоспламеняющейся жидкостью (п.20 ППР, п.5.1 табл.1 СП 12.13130.2009).
Указанный склад ГСМ в п.Харп АО "Харп-Энерго-Газ" по договору субаренды от 17 сентября 2019 года передало ЯНОО АНО МАСП "БРИКС" (далее по тексту – Договор субаренды).
Пунктами 3.2.4, 3.2.5, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.12 вышеуказанного Договора субаренды предусмотрено, что ЯНОО АНО МАСП "БРИКС", как субарендатор, обязано соблюдать технические, экологические, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу, использовать в соответствии с принятыми нормами эксплуатации; своевременно производить текущий ремонт, а при необходимости капитальный ремонт имущества; нести риск случайно гибели или случайного повреждения имущества; нести все расходы по содержанию переданного в аренду имущества; использовать переданное имущество в соответствии с его целевым назначением.
Кроме того, 17 сентября 2020 года между АО "Харп-Энерго-Газ" и ЯНОО АНО МАСП "Брикс" заключен договор хранения ГСМ, по которому в настоящее время в РВС склада ГСМ в п.Харп хранится 445,11 тонн сырой нефти, что с учетом значений плотности нефти сырой в пределах 0,830 – 0,895 грамм на см3, составляет от 369,4 до 398,3 тонн.
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела, ответчиками доказательств устранения выявленных прокуратурой нарушений представлено не было.
Суд принимает во внимание, что из смысла норм действующего законодательства следует, что арендатор и субарендатор имеют аналогичные права и обязанности, как в отношении содержания арендованного имущества, так и в отношении ответственности возникающей перед третьими лицами, в связи с чем, суд приходит в выводу, что возложить обязанность по устранению имеющих нарушений необходимо на всех ответчиков, которые в силу закона и договора должны были осуществлять контроль и надзор за находящимся в их владении и пользовании имуществе.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора Приуральского района подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Приурaльского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Администрацию МО п.Харп, Акционерное общество "Харп-Энерго-Газ", Ямало-Ненецкое окружное отделение Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы Брикс "Международный альянс стратегических проектов Брикс" обязанность устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07 июля 2016 года №461, Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, допущенных при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п.Харп в рамках прав и обязанностей вытекающих из договора аренды №31-а от 04 декабря 2014 года и договора субаренды от 17 сентября 2019 года, а именно:
- на корпуса резервуаров вертикальных стальных нанести порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка;
- оснастить резервуары вертикальные стальные приборами контроля и сигнализации;
- на резервуаре вертикальном стальном в 1 000 м3 и двух резервуарах вертикальных стальных в 2 000 м3 установить дыхательную и предохранительную арматуру с огнепреградителями;
- резервуарный парк оснастить средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров;
- на железнодорожной эстакаде слива установить датчики загазованности;
- автомобильную наливную станцию оборудовать установкой автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту ограничителями уровня налива, позволяющими автоматически прекращать налив при достижении заданного значения;
- установить каплесборник для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы при извлечении ее из цистерны;
- установить сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
- здание насосной станции оборудовать сигнализаторами довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
- предусмотреть при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объема от нижнего (верхнего) концентрационного предела распространения пламени автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов;
- насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, оборудовать дистанционными выключателями из операторной;
- установить на территории прибор, определяющий направление и скорость ветра;
- по границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных, обустроить проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м и покрытием переходного типа;
- обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации);
- организовать проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) в соответствии с инструкциями на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;
- оборудовать наружную технологическую установку (сливо-наливная эстакада), удаленную на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарными щитами;
- обеспечить наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- на двери помещения топливно-насосной указать соответствующую категорию по взрывопожарной и пожарной опасности;
- обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты склада горюче-смазочных материалов, топливно-насосной, сливо-наливной эстакады (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в топливно-насосной, электрической пожарной сигнализации).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение в окончательной форме принято 12 февраля 2021 года.
...
...
...
...