ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1179/2023 от 04.09.2023 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

04 сентября 2023 года г.Тулун

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Богданове Г.А., с участием истца Губиной А.В., ее представителя адвоката Ситдикова Р.З., представившего ордер № 034476, выданному 04.09.2023, с использованием ВКС на базе Березовского городского суда Свердловской области, представителя ответчика МУ «Администрация города Тулуна» Стяжкиной О.А. действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1179/2023 (УИД 38RS0023-01-2023-001365-58) по иску Губиной А.В. к министерству строительства Иркутской области, муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун», областному государственному казенному учреждению «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» об обязании восстановления срока приема заявления о переселении в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, обязании переселения в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу в рамках программы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами), в рамках подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп

у с т а н о в и л

Истец Губина А.В. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями иска к ответчикам министерству строительства Иркутской области, муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун».

Просит суд обязать ответчиков восстановить срок приема заявления о переселении в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, обязать ответчиков переселить ее в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу в рамках программы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами), в рамках подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп.

Определением суда от 03.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено - областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области»; в качестве третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Башкирова Т.Г.

В обоснование иска истец Губина А.В. указывает, что решением Тулунского городского суда Иркутской области от 26.09.2022 по делу 2-1298/2022 за ней признано право собственности в порядке наследования на жилой дом, площадью 30,8 кв.м., кадастровый ***, расположенный по адресу: ****.

Апелляционным определением от 11.01.2023 судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, решение вступило в законную силу 11.01.2023.

20.02.2023 истец прибыла в г.Тулун для вступления в наследство, получила в суде вступившее в законную силу решение суда от 26.09.2022 и апелляционное определение от 11.01.2023, после чего обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и получила выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.03.2023, согласно сведениям которой, правообладателем наследуемого названного имущества на основании решения суда от 26.09.2022 является она.

06.03.2023 она обратилась с заявлением на имя мэра города Тулуна Кариха Ю.В., в котором указала, что ею получено наследственное имущество, которое признано непригодным для проживания на основании постановления администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун» «О признании жилого помещения непригодным для проживания» от 14.01.2020 № 118 и что наследуемый жилой дом включен в перечень индивидуальных жилых домов, являющихся приложением к подпрограмме «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, что ранее она не подавала заявление о предоставлении жилого помещения взамен утраченного жилого помещения в ОГКУ «Единый заказчик строительства Иркутской области», так как вступила в права наследования 11.01.2023.

15.03.2023 она обратилась с заявлением в министерство строительства Иркутской области в котором просила рассмотреть вопрос о предоставлении ей другого равнозначного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу в рамках программы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами).

05.04.2023 за № 03-59-1900/23 из министерства строительства Иркутской области поступил ответ, в котором указано, что «реализация мероприятий по обеспечению жильем граждан, жилые помещения которых не включены в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в июне 2019 года на территории Иркутской области, расположены за границами пострадавшей территории», т.е. наследование истцом имущества - жилой дом, площадью 30,8 кв.м. кадастровый номер 38:30:010506:567, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Тулун, ул.1-я Анганорская, д. 11, по мнению министерства, не входит в подпрограмму по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами), в рамках подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 года, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 №780-пп, что, указывает истец, не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит ответам администрации города Тулуна и сведениям с официальных сайтов Минстроя России и администрации города Тулуна.

На официальном интернет-портале «Фонд развития территорий» (https://www.reformagkh.ru/relocation/alarm-after-2012/view/9380997#content) дом по адресу: ****, по состоянию на 14.01.2020 за № 118, дом является аварийным и подлежит сносу. Плановая дата окончания расселения 14.01.2025.

Не получив ответа от мэра города Тулуна истец повторно 22.04.2023 обратилась в администрацию города Тулуна с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.

15.05.2023 № 7145 получено письмо из администрации города Тулуна, в котором указано, что «жилой дом по адресу: ****, включен в Перечень подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп, в рамках указанной подпрограммы подлежат расселению граждане, жилые дома которых пострадали в результате негативных последствий чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами), в соответствии с положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области, срок приема заявления на переселение был установлен до 01.07.2021, в связи с чем, подать заявление на переселение в настоящее время не представляется возможным».

Указывает, что в указанный срок она объективно не могла подать заявление о переселении в связи с тем, что вступила в наследство лишь 11.01.2023 и ранее не знала и не предполагала о наличии наследственного имущества.

Согласно сведений с официального сайта администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун» (http://tulunadm.ru:85), дом по адресу: ****, значится в реестре жилых помещений, признанных непригодными (аварийными) для проживания, в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами) по состоянию на 17.12.2020, что подтверждается заключением № 3610 от 13.01.2020 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, актом № 2429 от 13.01.2020 обследования помещения (многоквартирного дома).

Постановлением мэра города Тулуна № 118 от 14.01.2020 вышеназванный дом признан администрацией города непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Считает, что приобретенное право собственности в порядке наследования на жилое помещение после признания его непригодным для проживания и подлежащим сносу не может препятствовать реализации права истца на получение другого жилого имущества в рамках подпрограммы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами).

Просит суд обязать ответчиков восстановить срок приема заявления истца о переселении в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, обязать ответчиков переселить истца в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, в рамках программы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами), в рамках подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп.

В судебном заседании истец Губина А.В. и ее представитель адвокат Ситдиков Р.З., представивший ордер № 034476, выданному 04.09.2023, с использованием ВКС на базе Березовского городского суда Свердловской области, требования иска, по доводам, изложенным в нем, поддерживают, просят суд удовлетворить.

Истец Губина А.В. суду пояснила, что из города Тулуна она выехала вместе с матерью в 1991-1992 годах, точную дату не помнит, выехали в Омскую область, в г.Тулун с того времени до 2023 года она никогда не приезжала, мама про отца ничего не говорила, о наследстве ей стало известно со слов двоюродного брата в 2022 году, она обратилась в суд, решение суда состоялось в ее пользу. В связи с тем, что дом, на который она вступила в права наследования признан аварийным и подлежащим сносу, она считает, что ее обязаны включить в Программу по переселению, восстановить срок для подачи заявления, так как решение суда вступило в законную силу 11.01.2023. До 01.07.2021 она не могла обратиться с заявлением о переселении, поскольку не знала о наследственном имуществе. Несмотря на то обстоятельство, что срок принятия заявлений на переселение закончился 01.07.2021 и в указанный срок она с заявлением о переселении в службу заказчика не обращалась, считает, что ее нарушенное право должно быть восстановлено судом. Дополнила, что своего жилья в собственности у нее нет, жилое помещение и земельный участок, расположенные в **** зарегистрированы на праве собственности на ее имя формально по просьбе ее тети, так как последней не одобряли ипотеку. Пояснила, что в администрацию города Тулуна с заявлением о постановке ее на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, она не обращалась, поскольку для этого у нее не было оснований, семьи у нее нет, она проживает одна. Нарушенное право заключается в том, что она не может проживать в г.Тулуне, так как другого жилья, кроме наследственного имущества в виде дома, признанному аварийным и подлежащим сносу, у нее нет, она нуждается в жилье. Дополнила, что Башкирова Т.Г. членом ее семьи не является, именно она обращалась в администрацию с заявлением о признании дома непригодным для проживания, она (истец) с таким заявлением в администрацию не обращалась, Башкирова Т.Г. в доме проживала незаконно, кто ее туда вселил, ей неизвестно. В регистрации (прописка) в наследственном доме ей было отказано, в связи с признанием дома аварийным. Просит суд требования иска удовлетворить.

Представитель истца Губиной А.В. - адвокат Ситдиков Р.З. суду дополнил, что вступление в права наследства не препятствует получению жилья, в связи с признанием его аварийным, и подлежащим сносу. Истец имеет наследство в виде жилого дома, однако не имеет возможности вселиться в него и проживать в нем, в связи с признанием его аварийным, несмотря на то обстоятельство, что Конституцией РФ признано право на наследование, истец лишена возможности реализовать это право. Просит суд требования иска удовлетворить.

Представитель ответчика - МУ «Администрация города Тулуна» Стяжкина О.А. действующей по доверенности № 4 от 09.01.2023 сроком по 31.12.2023, без права передоверия, в судебном заседании пояснила, что администрация города требования иска не признает, считает себя ненадлежащим ответчиком, срок подачи заявлений на переселение истек 01.07.2021. Считает, что, то обстоятельство, что истец вступила в права наследования в 2023 году, не является основанием к обеспечению ее жилым помещением по Программе переселения, поскольку истец не обращалась в администрацию города Тулуна о признании ее нуждающейся в жилом помещении, на территории муниципального образования - «город Тулун» не проживает. В рамках реализации постановлений Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп, № 594-пп, уполномоченным органом по переселению, является министерство строительства Иркутской области, осуществляющее полномочия через Единого заказчика в сфере строительства Иркутской области, именно эта служба занималась принятием заявлений на переселение, а не администрация города Тулуна. Просит суд в удовлетворении требований иска истцу отказать.

Представитель ответчика - министерства строительства Иркутской области в судебное заседание не явился, в суд от представителя ответчика Рамского М.А. действующему по доверенности от 30.08.2022 № 02-59-18д/22 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства и письменные возражения относительно заявленных требований иска, в которых указано, что по решению суда за истцом признано право собственности полученного путем наследования на жилое помещение, расположенному по адресу: **** (далее - жилой дом), решение суда вступило в законную силу 11.01.2023. Жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в соответствии с постановлением администрации муниципального образования - «город Тулун» от 14.01.2020 № 118, принятого на основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение № 47) от 13.01.2020 № 3610, а так же акта обследования помещения от 13.01.2020 № 2423. Жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу по основаниям, указанным в абзаце 2 пункта 33 Положения № 47, в соответствии с которым, основанием для признания непригодным для проживания и подлежащим сносу жилого дома является, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Из хронологии событий следует, что Губина А.В. приобрела право собственности на жилой дом 11.01.2023, который уже признан непригодным для проживания и подлежащим сносу 14.01.2020. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В ст. 26.3-1 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В соответствии с абз. 1, 2 ч. 3 ст. 38 Устава Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов), устанавливаются законами Иркутской области. До принятия соответствующих законов Иркутской области дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, осуществляемые за счет средств областного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета областному бюджету на осуществление целевых расходов), могут устанавливаться нормативными правовыми актами Губернатора Иркутской области, нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области. Таким образом, из указанных правовых норм следует, что Иркутская область вправе за счет средств областного бюджета предоставлять дополнительные меры социальной поддержки (в том числе по предоставлению жилых помещений) тем категориям граждан, которые в них нуждаются и которые определены Иркутской областью самостоятельно, а также устанавливать срок реализации таких мероприятий. Постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы (далее - Государственная программа). В рамках Государственной программы реализуется подпрограмма «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020 - 2022 годы (далее - Подпрограмма), ответственным исполнителем которой является министерство. Целью Подпрограммы является обеспечение жильем семей, жилые помещения которых были расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области. Сроки реализации Подпрограммы - 2020-2022 годы. В соответствии с разделом 2 Подпрограммы обеспечение жильем семей, жилые помещения которых были расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Иркутской области и перечнем многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющимся приложением к Программе (далее - Перечень). В соответствии со ст. 26.3-1 ФЗ № 184-ФЗ, постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области (далее - Положение № 594-пп). Положение № 594-пп, определяет порядок и условия предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области (далее соответственно - жилое помещение, государственный жилищный фонд, утрачиваемое жилое помещение). Согласно п. 2 Положения № 594-пп, включение жилых помещений в государственный жилищный фонд и исключение жилых помещений из указанного фонда осуществляются на основании правового акта министерства имущественных отношений Иркутской области. В соответствии с п. 3 Положения № 594-пп, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда является министерство, осуществляющее соответствующие полномочия через подведомственное ему областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» (далее - Учреждение). В пункте 6 Положения № 594-пп, указано, что жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень, и отвечающим на дату обращения за предоставлением жилого помещения одному из следующих условий: 1) гражданин является собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения; 2) гражданин является нанимателем утрачиваемого жилого помещения по договору социального найма. В пункте 15 Положения № 594-пп, предусмотрено, что в целях предоставления жилого помещения гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утрачиваемое жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 01.07.2021 обращается (обращаются) в учреждение или к представителю учреждения по месту нахождения утрачиваемого жилого помещения с заявлением (совместным заявлением) о предоставлении жилого помещения (далее - заявление) по форме согласно приложению 1 к Положению, то есть, срок подачи заявления является пресекательным. Таким образом, в соответствии с Подпрограммой, Положением № 594-пп, гражданам, жилые помещения которых расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории, утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, и включены в Перечень, в заявительном порядке предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда. Следует отметить, что заявление от собственников жилого дома, в том числе от Губиной А.В. или ее представителей, о предоставлении жилого помещения в срок до 01.07.2021 в учреждение или к представителю учреждения не поступало. С учетом изложенного, реализация права Губиной А.В. на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области, жилое помещение которого признано непригодным для проживания или располагается в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, не может быть осуществлено в рамках Положения 594-пп, так как право собственности на жилой дом Губина А.В. приобрела 11.01.2023. 24.03.2023 от нее в министерство поступило обращение. По результатам рассмотрения обращения, Губиной А.В. было разъяснено, что жилой дом признан непригодным для проживания 14.01.2020. Жилой дом включен в Реестр аварийных многоквартирных жилых домов Иркутской области. Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в настоящее время в рамках действующих программ расселяются только многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 01.01.2017. Индивидуальные жилые дома и жилые дома блокированной застройки за счет бюджетных средств в рамках действующих программ не расселяются. Также следует отметить, что в Иркутской области принята региональная адресная программа по софинансированию расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, в 2019 - 2025 годах, утвержденная постановлением правительства Иркутской области от 01.04.2019 № 270-пп. Действующих мероприятий по софинансированию расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодными для проживания в Иркутской области не предусмотрено. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение нуждающихся граждан жилыми помещениями относится к вопросам местного значения, в том числе жилыми помещениями неподлежащими для проживания или аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, ст. ст. 14, 16. Таким образом, вопрос о переселении истца в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, относится к вопросам местного значения. В соответствии с ГПК РФ ответчик - это, лицо, которое судом привлекается в гражданский процесс в качестве нарушителя прав и законных интересов истца для ответа по предъявленному иску. Им может быть любое лицо, обладающее гражданской процессуальной правоспособностью, которая признается в равной степени за всеми гражданами и организациями. В соответствии с Положением о министерстве строительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 № 121-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по реализации государственной политики в сфере строительства на территории Иркутской области, и не уполномочено на решение вопросов, связанных с переселением истца в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу. Исходя из требований истца, министерство не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, так как не нарушает права и законные интересы истца. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, просит суд исключить министерство строительства Иркутской области из числа ответчиков. В удовлетворении исковых требований Губиной А.В. в отношении министерства строительства Иркутской области отказать полностью.

Представитель соответчика - областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежаще, о чем в материалах дела имеются доказательства, письменные возражения в суд от соответчика не поступили.

Третье лицо на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Башкирова Т.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлена судом надлежаще, о чем в материалах дела имеются доказательства.

Выслушав стороны, учитывая возражения ответчика министерства строительства Иркутской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу норм ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) выбор способа защиты нарушенных прав принадлежит гражданину.

Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, ст. 12 ГК РФ.

Частью 1 ст. 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований или возражений.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, п. 1.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.

Частью 2 ст. 209 ГПК РФ предусмотрено, что после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Разъяснения по вопросу применения ст. 61 и ч. 2 ст. 209 ГПК РФ даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

Исходя из правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что решением Тулунского городского суда Иркутской области от 26.09.2022, оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда от 11.01.2023, исковые требования Губиной А.В. к МУ «Администрация города Тулуна» о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования на жилой дом площадью 30,8 кв.м., кадастровый ***, расположенному по адресу: ****, удовлетворены, л.д. 9-12, 13-16.

Таким образом, судом установлено, что решением суда за истцом Губиной А.В. признано право собственности в порядке наследования на жилое помещение, расположенному по адресу: **** (далее по тексту решения - жилой дом), решение суда вступило в законную силу 11.01.2023.

На основании решения суда за истцом Губиной А.В. на жилой дом зарегистрировано право собственности ***, дата регистрации права 01.03.2023, кадастровый ***, площадь 30,8 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.03.2023, из содержания которой следует, что здание (жилой дом) признано непригодным для проживания на основании постановления администрации МО - город Тулун от 14.01.2020 № 118, л.д. 17-19.

Судом установлено, что жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в соответствии с постановлением администрации муниципального образования - «город Тулун» от 14.01.2020 № 118, принятого на основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту решения - Положение № 47) от 13.01.2020 № 3610 и акта обследования помещения от 13.01.2020 № 2423. Жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу по основаниям, указанным в абз. 2 п. 33 Положения № 47, в соответствии с которым, основанием для признания непригодным для проживания и подлежащим сносу жилого дома являются ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, л.д. 20-21, 22-23, 24.

Таким образом, суд, оценивая представленные суду истцом в обоснование иска доказательства, соглашаясь с доводами, изложенными представителем ответчика министерства строительства Иркутской области в письменных возражениях, приходит к выводу, что истец Губина А.В. приобрела право собственности на жилой дом 11.01.2023, который уже был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу на основании постановления администрации городского округа от 14.01.2020.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что по сведениям отдела по вопросам миграции МО МВД России «Тулунский» от 03.07.2023 Губина А.В. зарегистрированной по месту жительства/пребывания на территории г.Тулуна и Тулунского района не значится. Согласно паспортным данным истец значится зарегистрированной по адресу: ****, дата регистрации 02.09.2009.

По информации Комитета по управлению муниципальным имуществом МУ «Администрация города Тулуна» от 29.06.2023 № 10526 Губина А.В. на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, с заявлением о принятии ее на соответствующий учет не обращалась.

Согласно выписки из ЕГРН от 22.06.2023, представленной по запросу суда № КУВИ-001/2023-143807820, правообладателю Губиной А.В. принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: жилое помещение по адресу: ****, вид права собственность, дата государственной регистрации права 01.03.2023, основание: решение Тулунского городского суда Иркутской области, выдано 26.09.2022, площадью 30,8 кв.м.; жилое помещение, местоположение: РФ, **** площадью 116,9 кв.м., вид права собственность, дата государственной регистрации права 31.01.2020, ***, основание: договор купли-продажи недвижимости, выдан ......, ипотека в силу закона; земельный участок, кадастровый ***, местоположение: ****, площадью 631 кв.м., вид права собственность, номер государственной регистрации ***4, основание государственной регистрации: договор купли-продажи объекта недвижимости, выдан ......, ипотека в силу закона.

В обоснование иска истцом Губиной А.В. представлена выписка из реестра аварийных домов № ***, из содержания которой следует, что жилой дом на основании решения органа местного самоуправления признан аварийным, дата признания дома аварийным 14.01.2020, дата включения в реестр программы переселения - 28.07.2020, л.д. 25-27.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что 22.04.2023 истец Губина А.В. обратилась в администрацию города Тулуна с заявлением о принятии ее заявления и предоставлении другого равнозначного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу в рамках программы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами), по основаниям, изложенным в исковом заявлении, л.д. 28-29.

15.05.2023 за исх. № 7145 в адрес Губиной А.В. КУМИ МУ «Администрация города Тулуна» дан ответ, из содержания которого следует, что жилой дом включен в Перечень Программы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп. В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп, срок приема заявлений на переселение был установлен до 1 июля 2021 года, в связи с чем подать заявление на переселение в настоящее время не представляется возможным. При рассмотрении вопроса по продлению срока приема заявлений на переселение, будет сообщено дополнительно, л.д. 30-31.

Судом из содержания ответа усматривается, что истцу Губиной А.В. разъяснено, что администрация города Тулуна предоставляет жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма малоимущим гражданам, признанными в установленном ст. 51 ЖК РФ порядке признанными нуждающимися и состоящих на соответствующем учете граждан в качестве нуждающихся.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что 24.03.2023 в министерство строительства Иркутской области поступило обращение от Губиной А.В. от 15.03.2023 о предоставлении ей другого равнозначного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, л.д. 32.

По результатам рассмотрения обращения Губиной А.В. от 05.04.2023 *** министерством строительства Иркутской области дано разъяснено, что реализация мероприятий по обеспечению жильем граждан, жилые помещения которых не включены в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в июне 2019 года на территории Иркутской области, расположены за границами пострадавшей территории, осуществляется путем предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области в рамках подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2023 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп (далее - Подпрограмма). Жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Тулун, ул.1-я Анганорская, д. 11, включен в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к Подпрограмме. В рамках Положения о предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам в целях развития инфраструктуры Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп, срок приема заявлений граждан ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» установлен до 01.07.2021. В соответствии с п. 6 Положения жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень, отвечающим на дату обращения за предоставлением жилого помещения одному из следующих условий: 1) гражданин является собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения; 2) гражданин является нанимателем утрачиваемого жилого помещения по договору социального найма. Заявление от граждан о предоставлении жилого помещения, соответствующее условиям Положения, в учреждение не поступало. Продлить срок приема заявлений в рамках Положения в настоящее время не представляется возможным. Дополнительно сообщают, что министерстве имеется информация о том, что дом признан непригодным для проживания 14.01.2020, включен в Реестр аварийных многоквартирных жилых домов Иркутской области. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в настоящее время в рамках действующих программ расселяются только многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 01.01.2017. Индивидуальные жилые дома и жилые дома блокированной застройки за счет бюджетных средств в рамках действующих программ не расселяются. Разъяснено право на обращение в администрацию городского округа муниципального образования - «город Тулун» по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при наличии таких оснований.

Суд, принимая во внимание все установленные по делу обстоятельства, оценив представленные суду сторонами доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований иска истца Губина А.В. не находит, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований полностью.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд соглашается с доводами, изложенными представителем ответчика министерства строительства Иркутской области изложенными в письменных отзывах, принимает их во внимание при вынесении по делу решения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы (далее по тексту решения - Государственная программа).

В рамках государственной программы реализуется подпрограмма «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020 - 2022 годы (далее по тексту решения - Подпрограмма), ответственным исполнителем которой является министерство строительства Иркутской области.

Целью Подпрограммы является обеспечение жильем семей, жилые помещения которых были расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

Сроки реализации Подпрограммы - 2020-2022 годы.

В соответствии с разделом 2 Подпрограммы обеспечение жильем семей, жилые помещения которых были расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Иркутской области и перечнем многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющимся приложением к Программе (далее по тексту решения - Перечень).

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области (далее по тексту решения - Положение № 594-пп).

Положение № 594-пп, определяет порядок и условия предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области (далее по тексту решения - жилое помещение, государственный жилищный фонд, утрачиваемое жилое помещение).

Согласно п. 2 Положения № 594-пп, включение жилых помещений в государственный жилищный фонд и исключение жилых помещений из указанного фонда осуществляются на основании правового акта министерства имущественных отношений Иркутской области.

В соответствии с п. 3 Положения № 594-пп, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда является министерство строительства Иркутской области, осуществляющее соответствующие полномочия через подведомственное ему областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» (далее по тексту решения - Учреждение).

В пункте 6 Положения № 594-пп, указано, что жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень, и отвечающим на дату обращения за предоставлением жилого помещения одному из следующих условий: 1) гражданин является собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения; 2) гражданин является нанимателем утрачиваемого жилого помещения по договору социального найма.

В пункте 15 Положения № 594-пп, предусмотрено, что в целях предоставления жилого помещения гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утрачиваемое жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 01.07.2021 обращается (обращаются) в Учреждение или к представителю Учреждения по месту нахождения утрачиваемого жилого помещения с заявлением (совместным заявлением) о предоставлении жилого помещения (далее по тексту решения - Заявление) по форме согласно приложению 1 к Положению, из чего следует, что срок подачи заявления является пресекательным.

Таким образом, суд, дав анализ вышеуказанным нормативно-правовым актам, приходит к выводу о том, что в соответствии с Подпрограммой, Положением № 594-пп, гражданам, жилые помещения которых расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории, утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, и включены в Перечень, в заявительном порядке предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда.

При этом как установлено судом и не опровергнуто истцом и ее представителем, лично Губина А.В., ее представитель с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен утраченного (переселение) в срок до 01.07.2021 в учреждение или к представителю учреждения не обращалась, следовательно, суд приходит к выводу, что реализация права истца Губиной А.В. на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области, жилое помещение которого признано непригодным для проживания или располагается в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, не может быть осуществлено в рамках постановления Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп, Положения 594-пп, так как право собственности на жилой дом у Губиной А.В. возникло 11.01.2023 (дата вступления в законную силу решения суда от 26.09.2022), то есть, после даты 01.07.2021.

При наличии всех установленных по делу судом обстоятельств, у суда оснований для обязания ответчиков восстановить срок для приема заявления истца Губиной А.В. о переселении в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, расположенного по адресу: ****, а также обязании переселения в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу в рамках программы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами) в рамках подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 3, 12, 13, 56, 67, 61, 209, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л

В удовлетворении исковых требований к министерству строительства Иркутской области, муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун», областному государственному казенному учреждению «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» об обязании восстановления срока приема заявления о переселении в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, расположенного по адресу: ****, обязании переселения в другое равнозначное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу в рамках программы по переселению граждан в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (подтопление грунтовыми водами) в рамках подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп, Губина А.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

Судья Н.А. Рыжова