ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-117/14 от 31.01.2014 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-117/2014 (2-3069/2013)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2014 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Татарниковой Т.В.,

при секретаре Нач Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 , К.Л.МА. , ФИО4 , ФИО5 , ФИО6 , ФИО7 , ФИО8 , ФИО9 , ФИО10 к ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)», Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о возложении обязанности осуществить ремонт дома, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с иском к ответчику ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)», просили возложить обязанность на ответчика выполнить: ремонт асфальтового покрытия от 6ти подъездов дома до проезжей части, ремонт металлических и деревянных частей перил в 6ти подъездах дома, системы холодного и горячего водоснабжения, отопления с заменой запорной арматуры и восстановлением теплоизоляции, системы водоотведения, лестничных марша входа в подвальное помещение, ремонт полового покрытия в подвале, системы электроснабжения жилого дома по <адрес> в <адрес>, ремонт стеновых и потолочных панелей, пола, очистку подвального помещения от мусора, ремонт козырьков над подъездами дома, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда и штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке.

В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что они являются собственниками жилых помещений в <адрес> по <адрес> в <адрес>. На основании заключенных с собственниками помещений договоров бремя содержания и ремонта указанного дома возложено на ответчика. В нарушение условий заключенных договоров управления многоквартирным домом ответчиком не проводятся осмотры общего имущества дома, недостатки в его состоянии не выявляются, мероприятия по их устранению не проводятся, что приводит к ухудшению состояния общего имущества дома.

В ходе судебного разбирательства истцы требования изменили, предъявив их также к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, просили возложить обязанность на КЖКХ города Барнаула провести капитальный ремонт общего имущества жилого дома по <адрес>, ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» - текущий ремонт, согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы. Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖЭУ-47 «Строитель» выполнить указанные выше работы в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Установить Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула срок для проведения указанных выше работ до ДД.ММ.ГГГГ. Также просили взыскать ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» в пользу каждого истца денежную компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей, штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя в размере 50% от присужденной судом суммы.

В судебном заседании истица ФИО1 не настаивала на требованиях к КЖКХ <адрес> о возложении обязанности осуществить капитальный ремонт пробивки дверных проемов в бетонных стенах подвала, а также в проведении тех работ по капитальному ремонту, необходимость которых отсутствовала на ДД.ММ.ГГГГ год, а также тех, необходимость проведения которых не стоит в причинно-следственной связи с возникшими последствиями в связи с несвоевременностью проведения ремонта.

Остальные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном заявлении поддержали вышеназванную позицию истца ФИО1

Представитель ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» ФИО11 в судебном заседании требования не признал в полном объеме. Кроме того, указал, что в заявленный истцами срок невозможно выполнить такой объем работ.

В возражениях на иск Комитет Жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула указал на то, что законодателем установлено несение расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома собственниками помещений; положение ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» нашло отражение в ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ отменен п. 5 ст. 16.1. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем орган местного самоуправления не может осуществлять финансирование или софинансирования капитального ремонта жилых помещений, не находящихся в муниципальной собственности.

Представитель ответчика Комитета Жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула ФИО12 требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы являются собственниками квартир многоквартирного жилого дома по ул. <адрес>: ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 по <данные изъяты> доли в праве собственности на кВ. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 кВ. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 доля в праве собственности на кВ. на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 кВ. на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 <данные изъяты> доли в праве собственности на кВ. на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 собственником кВ. на основании договора передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 на основании договора передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ

Управление многоквартирным домом, его содержание и ремонт в настоящее время осуществляет ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)», договором от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривалось сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками произведен осмотр состояния общего имущества в доме, в ходе которого выявлены недостатки в его состоянии.

Согласно заключения эксперта ООО <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по ул.<адрес> в <адрес> нуждается в следующем текущем ремонте: ремонт кирпичной кладки перегородки в подвале; смена примыканий кровли к парапетам и вентшахтам, смена кровли над выходами на кровлю; заделка выбоин в лестницах и площадках; ремонт металлического ограждения лестниц и поручней, установка отсутствующего ограждения; демонтаж ограждения балконов из архитектурных экранов «Алмазная грань» и др., окраска металлического ограждения; восстановление штукатурки откосов оконных блоков лестничных клеток с последующей окраской масляной краской; ремонт отделки клеток с расчисткой старой краски до 35% в подъездах № 1-5.

Согласно заключения эксперта ООО <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по ул. <адрес> в <адрес> нуждается в следующем капитальном ремонте в настоящее время:

- заделка трещин в наружных стенах кирпичом;

- штукатурка наружных стен по сетке с последующей окраской;

- устройство обделки деформационных швов;

- ремонт и восстановление поврежденных плит балконов;

-демонтаж площадки входа в подъезд №1, устройство площадок входа в подъездах №1-6;

- восстановление гидроизоляционного слоя по плитам козырьков подъездов;

- пробивка дверных проемов в бетонных стенах подвала;

- разборка железобетонных лотков и плит каналов теплотрассы в подвале;

- очистка подвала от строительного мусора;

- планировка грунта и устройство бетонного пола в подвале;

- устройство пола из керамической плитки 1-го этажа и в тамбурах;

- установка оконных блоков в надстройке входа на кровлю;

- смена дверей тамбура и установка дверей входа на кровлю;

- разборка облицовки цоколя из сайдинга;

- разборка кладки и решеток в оконных проемах в наружных стенах подвала;

- установка оконных блоков подвала с последующим остеклением и окраской масляной краской и установка сеток;

- смена системы отопления жилого дома (трубопроводы, запорная арматура, приборы отопления на лестничных клетках) с последующей окраской и изоляцией трубопроводов;

- смена трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения (магистральные стояки, отводы в квартирах до первого отсекающего крана), запорной арматуры, с последующей окраской и изоляцией горячего водоснабжения;

- смена трубопровода холодного водоснабжения диаметром 89 мм от ввода до водомерного узла с последующей окраской;

- смена кирпичной кладки верха вентшахт и установка крышек вентшахт, очистка вентиляционных каналов от мусора;

- смена трубопроводов системы канализации (стояки, отводы, выпуска и фановые трубы);

- смена электропроводки и электрооборудования в местах общего пользования (от распределительного щита в подвале до счетчиков, освещение лестничных клеток, подвала);

- очистка помещений от строительного мусора после выполнения капитального ремонта.

Кроме того, согласно заключения эксперта жилой дом по ул. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году нуждался в проведении выборочного капитального ремонта:

-смена рулонной кровли;

- смена входных дверных заполнений в подвал и тамбуры;

- смена цементных полов 1-этажа и тамбура;

- смена трубопроводов холодной воды из газовых черных труб;

- смена задвижек и вентелей из чугуна системы водопровода;

- смена трубопровода горячей воды из газовых черных труб при открытых схемах;

- смена полотенцесушителей из черных труб;

- смена изоляции трубопроводов горячего водоснабжения и отопления в подвале;

- смена стояков отопления при закрытых схемах;

- смена магистральных трубопроводов отопления при закрытых схемах;

- смена вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей с распределительными щитками электрооборудования;

- смена сети освещения мест общего пользования;

- устройство асфальтобетонного покрытия проездов, тротуаров, отмосток.

Исследуемый жилой дом нуждался в ДД.ММ.ГГГГ году в восстановительных работах, относящихся к капитальному ремонту, в результате дефектов, допущенных при строительстве:

- заделка трещин в наружных стенах кирпичом;

- штукатурка наружных стен по сетке с последующей окраской;

- пробивка дверных проемов в бетонных стенах подвала;

- разборка железобетонных лотков и плит каналов теплотрассы в подвале;

- очистка подвала от строительного мусора;

- планировка грунта и устройство бетонного пола в подвале.

Жилой дом по ул. <адрес> имеет физический износ 36%, год постройки ДД.ММ.ГГГГ год.

Из технического паспорта на жилой дом следует, что в нем ни разу не производился капитальный ремонт, что не опровергнуто ответчиками.

Ответчиком КЖКХ г. Барнаула капитальный ремонт дома не проводился.

Согласно экспертного заключения после сдачи дома в эксплуатацию проводился ремонт цоколя, кровли, входных дверей, элементов благоустройства, частично трубопроводов отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, электроснабжения и др. В настоящее время элементы здания и инженерное оборудование имеют значительный физический износ и неудовлетворительное техническое состояние, рекомендованные ВСН 58-88 (р) сроки минимальной эффективной эксплуатации отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования исследуемого здания до замены исчерпаны.

Ведомственными строительными нормами (ВСН 58-88 (р), утвержденными Государственным Комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР 23.11.1988 года, действующими в настоящее время, установлена продолжительность эффективной эксплуатации зданий и сооружений, а также периодичность проведения капитального ремонта элементов жилых зданий, в частности для перекрытий установлен срок для постановки на капитальный ремонт 15-20 лет, для других элементов здания - от 10 до 30 лет.

Разрешая требования в части возложения обязанности на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула произвести капитальный ремонт, суд исходит из положений ст. 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой, приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась в ст. 147 ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР 1983 года с последующими изменениями.

Из данных норм следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Как видно из материалов дела, первым из истцов произвела приватизацию <адрес> ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ году, последней - ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат только нарушенные или оспариваемые права, иные лица - собственники квартир настоящего дома, приватизировавшие квартиры о нарушении своих прав по настоящему делу требований не заявляли, то суд при постановке решения принимает во внимание начальный срок приватизации ДД.ММ.ГГГГ год, конечный ДД.ММ.ГГГГ год.

Экспертным заключением была установлена необходимость проведения капитального ремонта жилого <адрес>.

В данном случае бремя доказывания проведения капитального ремонта, и отсутствие необходимости проведения такого ремонта на момент приватизации дома, возложено на ответчика (то есть КЖКХ г. Барнаула).

Между тем, КЖКХ г. Барнаула таких доказательств в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

Руководствуясь экспертным заключением, с учетом того, что ответчиком КЖКХ г.Барнаула в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено доказательств производства капитального ремонта дома как до, так и после передачи в собственность квартир, суд приходит к выводу о том, что на момент начала приватизации квартир в спорном доме данный дом нуждался в капитальном ремонте.

Поскольку факт нуждаемости в проведении капитального ремонта жилого дома нашел подтверждение, ответчиком доказательств исполнения обязанностей по производству капитального ремонта не представлено, суд удовлетворяет требования истцов в части производства следующего капитального ремонта жилого <адрес> в <адрес>:

- заделка трещин в наружных стенах кирпичом;

- штукатурка наружных стен по сетке с последующей окраской;

- устройство обделки деформационных швов;

-демонтаж площадки входа в подъезд №1, устройство площадок входа в подъездах №1-6;

- разборка железобетонных лотков и плит каналов теплотрассы в подвале;

- очистка подвала от строительного мусора;

- планировка грунта и устройство бетонного пола в подвале;

- смена системы отопления жилого дома (трубопроводы, запорная арматура, приборы отопления на лестничных клетках) с последующей окраской и изоляцией трубопроводов;

- смена трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения (магистральные стояки, отводы в квартирах до первого отсекающего крана), запорной арматуры, с последующей окраской и изоляцией горячего водоснабжения;

- смена трубопровода холодного водоснабжения диаметром 89 мм от ввода до водомерного узла с последующей окраской;

- смена кирпичной кладки верха вентшахт и установка крышек вентшахт, очистка вентиляционных каналов от мусора;

- смена трубопроводов системы канализации (стояки, отводы, выпуска и фановые трубы);

- смена электропроводки и электрооборудования в местах общего пользования (от распределительного щита в подвале до счетчиков, освещение лестничных клеток, подвала);

- очистка помещений от строительного мусора после выполнения капитального ремонта.

При этом суд учитывает выводы эксперта о том, что исследуемый жилой дом нуждался в ДД.ММ.ГГГГ году в восстановительных работах, относящихся к капитальному ремонту, в результате дефектов, допущенных при строительстве: заделка трещин в наружных стенах кирпичом; штукатурка наружных стен по сетке с последующей окраской; пробивка дверных проемов в бетонных стенах подвала; разборка железобетонных лотков и плит каналов теплотрассы в подвале; очистка подвала от строительного мусора; планировка грунта и устройство бетонного пола в подвале.

Поскольку данный недостатки возникли на момент принятия дома в эксплуатацию, соответственно сохранялись весь период эксплуатации дома, то за наймодателем сохранилась обязанность по производству данных видов ремонта.

Согласно заключению эксперта эксплуатация входов в подъезд, - смена дверей тамбура и установка дверей входа на кровлю составляет нормативный срок 20 лет, соответственно на ДД.ММ.ГГГГ год, и ДД.ММ.ГГГГ год данный вид работ был необходим, но не был своевременно выполнен.

Экспертом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ год требовался следующий капитальный ремонт дома: смена трубопроводов холодной воды из газовых черных труб; смена задвижек и вентелей из чугуна системы водопровода; смена трубопровода горячей воды из газовых черных труб при открытых схемах; смена полотенцесушителей из черных труб; смена изоляции трубопроводов горячего водоснабжения и отопления в подвале; смена стояков отопления при закрытых схемах; смена магистральных трубопроводов отопления при закрытых схемах; смена вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей с распределительными щитками электрооборудования; смена сети освещения мест общего пользования.

Данные виды работ не были своевременно осуществлены наймодателем, не осуществлены и до настоящего времени.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01 марта 2012 г. N 389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан, имеет обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О).

Поскольку несвоевременный капитальный ремонт в названной части как следствие привел к необходимости полной замены систем отопления, водоснабжения, освещения, то в данной части суд находит подлежащими удовлетворению требования с возложением на КЖКХ г. Барнаула обязанности провести капитальный ремонт: смена системы отопления жилого дома (трубопроводы, запорная арматура, приборы отопления на лестничных клетках) с последующей окраской и изоляцией трубопроводов; смена трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения (магистральные стояки, отводы в квартирах до первого отсекающего крана), запорной арматуры, с последующей окраской и изоляцией горячего водоснабжения; смена трубопровода холодного водоснабжения диаметром 89 мм от ввода до водомерного узла с последующей окраской; смена кирпичной кладки верха вентшахт и установка крышек вентшахт, очистка вентиляционных каналов от мусора; смена трубопроводов системы канализации (стояки, отводы, выпуска и фановые трубы); смена электропроводки и электрооборудования в местах общего пользования (от распределительного щита в подвале до счетчиков, освещение лестничных клеток, подвала); очистка помещений от строительного мусора после выполнения капитального ремонта.

В части обязания КЖКХ г. Барнаула произвести ремонт в виде пробивки дверных проемов в бетонных стенах подвала истцы не настаивали, не поддержали, суд не находит оснований для удовлетворения данных требований.

Также суд отказывает в удовлетворении требований о возложении на КЖКХ г. Барнаула обязанности провести капитальный ремонт в виде: ремонт и восстановление поврежденных плит балконов; восстановление гидроизоляционного слоя по плитам козырьков подъездов (поскольку ВСН 58-88 (р) установлен срок для капитального ремонта 80 лет); устройство пола из керамической плитки 1-го этажа и в тамбурах (поскольку на ДД.ММ.ГГГГ год такой вид работ не был необходим, кроме того, согласно ВСН 58-88 устройство пола из керамической плитки носит рекомендательный, необязательный характер, необходимо в случае, если бетонный пол разбит).

Согласно заключению эксперта разборка облицовки цоколя из сайдинга, разборка кладки и решеток в оконных проемах в наружных стенах подвала необходимы, поскольку в нарушение ВСН 58-88 (р) были заложены в процессе эксплуатации дома; установка оконных блоков в надстройке входа на кровлю, установка оконных блоков подвала с последующим остеклением и окраской масляной краской и установка сеток необходимы, поскольку в процессе эксплуатации дома были разбиты. При этом суд учитывает, что эксперту не удалось установить период времени, когда были заложены отверстия, либо выбиты окна. Однако такие недостатки возникли не по вине КЖКХ г. Барнауле (в лице наймодателя в настоящее время), а в связи с ненадлежащим содержанием дома жильцами, потому суд не находит оснований для возложения обязанности в производстве данного вида работ на КЖКХ г. Барнаула.

Доводы ответчика КЖКХ г. Барнаула о том, что в силу п.8 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» применению не подлежат, как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации, обязанность по капитальному ремонту в силу ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит на управляющей организации, проведение капитального ремонта возможно по решению всех собственников помещений в многоквартирном доме, суд не принимает во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Так, в соответствии со ст.5 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Сохранение обязанности муниципального образования как наймодателя жилищного фонда произвести капитальный ремонт обусловлено тем, что указанная обязанность возникла и не была исполнена на момент приватизации, то есть до возложения бремени содержания имущества на граждан, приватизировавших жилые помещения, в связи с этим оснований для неприменения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст.16 вышеназванного Закона, ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Неисполненная наймодателем обязанность по производству капитального ремонта не прекращается в связи со сменой собственника квартиры и сохраняется до момента надлежащего исполнения, поэтому суд не принимает во внимание и доводы о том, что истцы, приобретшие право собственности на жилые помещения не в результате приватизации, не имеют право требования с ответчика исполнения обязанности по капитальному ремонту.

В соответствии со ст.57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края полномочием администрация города в области жилищно-коммунального хозяйства является организация содержания муниципального жилищного фонда.

Свои полномочия администрация города реализует через отделы, управления и комитеты.

В соответствии со ст.63.4 Устава, Комитет жилищно-коммунального хозяйства осуществляет учет муниципального жилищного фонда, контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.

Пунктом 3.5 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 № 694, на Комитет возложено исполнение функций муниципального заказчика по организации и проведению капитального ремонта.

В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Судом установлено, что управление многоквартирным домом, его содержание и ремонт в настоящее время осуществляет ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)».

Как видно из материалов дела, в жильцами дома был заключен договор управления, содержания многоквартирного дома по ул. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные требования к ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» о производстве текущего ремонта общего имущества жилого дома по ул. <адрес>, суд приходит к выводу о понуждении ответчика к производству текущего ремонта жилого дома исходя из условий договора управления многоквартирным домом.

Судом установлено на основании заключения эксперта ООО <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ с момента заключения договора управления домом ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» до настоящего времени не произведен текущий ремонт общего имущества дома в части, установленной экспертом.

В соответствии с ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно п. 28-29 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

При этом порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доказательств того, что установленный размер платы не обеспечивает поддержание общедомового имущества в надлежащем состоянии, а также то, что ответчик предпринимал меры к изменению размера платы в целях надлежащего исполнения договора, не было представлено суду.

Довод ответчика о том, что управляющая компания оказывает услуги в отношении общего имущества всех собственников, неоплата услуг хотя бы одним лицом препятствует осуществлению работ, поэтому в случае не оплаты, управляющая компания может не оказывать услуги, является необоснованным, поскольку жилищным законодательством, а также законодательством о защите прав потребителей, не предусмотрена возможность отказа управляющей компании от исполнения договора управления, не предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства и нормами гражданского законодательства.

Поскольку собственники помещений данного жилого дома выступают на одной стороне по договору управления многоквартирным домом, то наличие задолженности по оплате жилого помещения у некоторых из них не может являться основанием для отказа в исполнении договора управляющей компанией, учитывая, что остальными собственниками оплата за жилое помещение производится в полном объеме.

При этом суд учитывает, что законом не поставлено в зависимость надлежащее исполнение управляющей компанией договора управления от внесения собственниками платы за жилое помещение. В этом случае ответчик не лишен возможности защиты своих прав иными способами.

При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования истцов о возложении обязанности на ответчика ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» произвести текущий ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>.

При этом на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула срок для выполнения работ по капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» - срок для выполнения работ по текущему ремонту - в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» в пользу каждого истца подлежит взысканию <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Поскольку истцы ФИО1, ФИО2, ФИО13, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обращались к ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» в досудебном порядке о проведении текущего ремонта, такой ремонт не проведен до настоящего времени, суд взыскивает с ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» в пользу каждого из истцов штраф в размере 50% от присужденной суммы, то есть по <данные изъяты> рублей. Иные истцы К-ны в досудебном порядке к ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» не обращались, доказательства обратному отсутствуют, потому нет основания для взыскания в их пользу штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

В силу п.п. 19 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации КЖКХ г. Барнаула от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)» в доход бюджета муниципального образования городского округа города Барнаула суд взыскивает государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей за удовлетворение требования истцов нематериального характера.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 , К.Л.МА. , ФИО4 , ФИО5 , ФИО6 , ФИО7 , ФИО8 , ФИО9 , ФИО10 к ООО «УК ЖЭУ-47 (Строитель)», Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о возложении обязанности осуществить ремонт дома, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖЭУ-47 «Строитель» (ИНН , ОГРН ) произвести следующие виды работ по текущему ремонту жилого дома по улице <адрес>:

- ремонт кирпичной кладки перегородки в подвале;

- смена примыканий кровли к парапетам и вентшахтам, смена кровли над выходами на кровлю;

- заделка выбоин в лестницах и площадках;

- ремонт металлического ограждения лестниц и поручней, установка отсутствующего ограждения;

- демонтаж ограждения балконов из архитектурных экранов «Алмазная грань» и др., окраска металлического ограждения;

- восстановление штукатурки откосов оконных блоков лестничных клеток с последующей окраской масляной краской;

- ремонт отделки клеток с расчисткой старой краски до 35% в подъездах № 1-5.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖЭУ-47 «Строитель» (ИНН , ОГРН ) выполнить указанные выше работы в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула произвести следующие виды работ по капитальному ремонту жилого дома по улице <адрес>:

- заделка трещин в наружных стенах кирпичом;

- штукатурка наружных стен по сетке с последующей окраской;

- устройство обделки деформационных швов;

-демонтаж площадки входа в подъезд №1, устройство площадок входа в подъездах №1-6;

- разборка железобетонных лотков и плит каналов теплотрассы в подвале;

- очистка подвала от строительного мусора;

- планировка грунта и устройство бетонного пола в подвале;

- смена дверей тамбура и установка дверей входа на кровлю;

- смена системы отопления жилого дома (трубопроводы, запорная арматура, приборы отопления на лестничных клетках) с последующей окраской и изоляцией трубопроводов;

- смена трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения (магистральные стояки, отводы в квартирах до первого отсекающего крана), запорной арматуры, с последующей окраской и изоляцией горячего водоснабжения;

- смена трубопровода холодного водоснабжения диаметром 89 мм от ввода до водомерного узла с последующей окраской;

- смена кирпичной кладки верха вентшахт и установка крышек вентшахт, очистка вентиляционных каналов от мусора;

- смена трубопроводов системы канализации (стояки, отводы, выпуска и фановые трубы);

- смена электропроводки и электрооборудования в местах общего пользования (от распределительного щита в подвале до счетчиков, освещение лестничных клеток, подвала);

- очистка помещений от строительного мусора после выполнения капитального ремонта.

Установить Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула срок для проведения указанных выше работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖЭУ-47 «Строитель» (ИНН , ОГРН ) в пользу ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 , К.Л.МА. , ФИО4 , ФИО5 , ФИО6 , ФИО7 , ФИО8 , ФИО9 , ФИО10 в счет компенсации морального вреда по <данные изъяты> рублей в пользу каждого.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖЭУ-47 «Строитель» (ИНН , ОГРН ) в пользу ФИО1 , ФИО2 , К.Л.МА. , ФИО4 , ФИО5 , ФИО6 штраф по <данные изъяты> рублей в пользу каждого.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖЭУ-47 «Строитель» (ИНН , ОГРН ) в доход бюджета муниципального образования городского округа города Барнаула государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Татарникова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>