Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2017 г. г. Ульяновск
Дело № №
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Ушковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора к Некоммерческому партнерству «Содействие развитию гражданской авиации «Хелипорт Ульяновск» о признании деятельности незаконной и запрете деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к Некоммерческому партнерству «Содействие развитию гражданской авиации «Хелипорт Ульяновск» (сокращенное наименование НП «Хелипорт Ульяновск») с иском о признании деятельности ответчика по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров незаконной, запрете деятельности по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров до получения сертификата эксплуатанта и лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом.
В обоснование иска указывается, что Ульяновской и Сызранской транспортными прокурорами Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в организациях, выполняющих полеты с пассажирами в экскурсионных целях и в качестве воздушного такси, по результатам которой в деятельности НП «Хелипорт Ульяновск» выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» при осуществлении своей уставной деятельности используется 1 воздушное судно – вертолет «Robinson R-44» RA-04276, принадлежащее на праве собственности ООО «Технодром», управление указанным воздушным судном осуществляется директором НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» на основании доверенности, выданной ему 12.09.2016 генеральным директором ООО «Технодром» ФИО1
Также установлено, что вышеуказанное воздушное судно с 14.09.2016 имеет место постоянного базирования и хранения – посадочная вертолетная площадка и ангар, принадлежащие НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск», и расположенные по адресу: г. Ульяновск, северо-западнее <...>.
НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» на управляемом его директором ФИО2 воздушном судне – вертолете Robinson R-44» RA-04276, в период с 14.09.2016 по 14.11.2016 систематически осуществлялись коммерческие перевозки пассажиров, в отсутствие полученной в установленном порядке лицензии на право осуществления перевозок пассажиров воздушным транспортом, а также в отсутствие сертификата эксплуатанта.
Так, на различных интернет ресурсах в сети Интернет в открытом доступе, и, в частности, на официальном интернет-сайте НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» http://www.heliport-ulyanovsk.ru/, на Интернет-сайтах http://syzran- small.ru/index.php?go=News&in=view&id=17575; http://ktv-ray.ru/novost/v-syzrani- mogut-otkryt-prokat-vertoletov/9973/; http://syzran-small.ru/index.php?go=News&in=view&id=????????http://ktv-ray.ru/novost/v-syzrani- voznik-ajiotaj-na-vertoletnye-progulki/10529/; http://ktv-ray.ru/novost/v-syzranslcom- rechportu-proveli-probnye-vertoletnye-progulki/10197/; http://ktv-ray.ru/novost/vo- vremya-vertoletnoy-progulki-nad-syzranyu-passajiru-razreshat-sest-za-shturval/10690/; http://ktv-ray.ru/novost/pilot-progulochnogo-vertoleta-v-syzrani-imeet-medal-za-tvagu- i-zvanie-kapitana/10547/), а также на рекламных щитах (баннерах) в городах Ульяновске (на проспекте Олимпийский) и Сызрань Самарской области (на пересечении улицы Урицкого и Набережной), размещена информация об оказании названным некоммерческим партнерством услуг по коммерческим перевозкам пассажиров воздушным транспортом («вертолетные прогулки», «ознакомительные полеты», «Трансфер на охоту или рыбалку», «срочная доставка груза и ценных бумаг», «воздушное такси» и «VIP-перевозки» и т.п.).
Таким образом, НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск», разместив на различных интернет ресурсах в сети Интернет и на рекламных щитах в открытом доступе информацию, содержащую предложения по коммерческим перевозкам пассажиров воздушным транспортом, в отношении неопределенного круга лиц фактически осуществлена публичная оферта, которая является основанием для заключения договора, в том числе, договора перевозки пассажиров.
Существенным условием договора перевозки пассажира является его предмет, конкретно определенный в информационных сообщениях, размещенных в общем доступе на публичных информационных ресурсах в сети Интернет, в том числе на сейте НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск», в виде предложения совершить полет по любому маршруту, избранному пассажиром.
В ходе прокурорской проверки в деятельности НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» была получена информация Ульяновского центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» от 16.11.2016 № 1766 о совершении НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» на вертолете «Robinson R-44» RA - 04276 под управлением его директора ФИО2 в период с 14.09.2016 по 14.11.2016 18-ти полетов в различные населенные пункты, в том числе, в пределах г. Ульяновска и Ульяновской области, городов Сызрань Самарской области и Казань Республики Татарстан.
Факты перевозки НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» в период с 14.09.2016 по 14.11.2016 пассажиров по маршрутам Ульяновск-Сызрань-Ульяновск, Ульяновск-Казань-Ульяновск, в пределах г. Ульяновска, и по другим направлениями подтверждаются и объяснениями директора НА «СРГА «Хелипорт Ульяновск» ФИО2
Также в ходе проверки установлено, что граждане, принявшие предложение о совершении полета в качестве пассажиров вертолета по избранному маршруту, обращались в НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск», где им предлагалось заполнить бланк заявления о вступлении в члены названного некоммерческого партнерства и оплатить вступительные и членские взносы в указанном представителем некоммерческого партнерства размере. Кроме этого, гражданами подписывалось обязательство о соблюдении Устава некоммерческого партнерства и Положения о членстве, а также указание на то, что они доверяют представлять свои интересы в НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» директору клуба.
Опрошенные сотрудниками Ульяновского ЛОO МВД России на транспорте в ходе проверки ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, совершившие полет в качестве пассажиров НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск», пояснили, что они не преследовали цели вступления в члены НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» и заполняли предложенные документы исключительно для совершения полета на вертолете в качестве пассажиров. Никому из опрошенных в ходе проверки граждан Устав НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» для ознакомления не предъявлялся, удостоверения о членстве в партнерстве не вручалось.
Так, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 07.10.2016 воспользовались услугами НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» и совершили прогулочный полет на вертолете, оплатив при этом услугу на сумму 14 000 руб., а ФИО6 совершил полет 20.10.2016, оплатив данные услуги на сумму 17 900 руб.
Вышеуказанное свидетельствует о намерении ответчика придать своей деятельности видимость использования своего воздушного судна исключительно в интересах НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» и скрыть фактическую коммерческую деятельность - систематическое получение прибыли от оказанных гражданам услуг по проведению полетов (перевозок) в качестве пассажиров вертолета по согласованным маршрутам.
Невыполнение НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» воздушного законодательства и законодательства о лицензировании создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - граждан, пользующихся услугами по перевозке пассажиров воздушного транспорта, а также для организаций - участников воздушного движения.
В судебном заседании транспортный прокурор требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что НП «Хелипорт Ульяновск» создано для некоммерческой деятельности – с целью популяризации авиации и для удовлетворения потребностей членов партнерства.
Целевые взносы на проведение ознакомительных полетов для членов некоммерческого партнерства не является основным и единственным источником получения доходов НП «Хелипорт Ульяновск».
Размещенная информация на сайте НП «Хелипорт Ульяновск» и в других открытых источниках рекламная информация о возможности проведения ознакомительных полетов на вертолетах не является публичной офертой, так как такая возможность предусмотрена только для членов некоммерческого партнерства, о чем указано в размещенной информации.
В сентябре 2016 г. НП «Хелипорт Ульяновск» был заключен договор аренды воздушного судна без экипажа (вертолета Robinson R-44» RA-04276) с ООО «Технодром». С 14 сентября 2016 г. данный вертолет хранится в одном из ангаров административно-складского здания с кафе, принадлежащим ООО «Авиакомпания «Сим-Авиа» (многофункционального вертолетного комплекса). Полеты осуществлялись только с членами партнерства. Деятельность ответчика по осуществлению полетов с членами партнерства не относится к коммерческим воздушным перевозкам и не подлежит обязательной сертификации, относится к авиации общего назначения. Поскольку НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» не оказывает услуги по коммерческой перевозке пассажиров и относится к авиации общего назначения, используя легкие гражданские воздушные суда, оно в соответствии с законом не обязано проходить обязательную сертификацию для осуществления учебных, прогулочных и экскурсионных полетов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Уставу НП «Хелипорт Ульяновск», утвержденному 03.06.2014 общим собранием его учредителей, названное партнерство создано с целью содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на развитие авиации, в том числе, на удовлетворение потребностей членов партнерства в организации полетов авиационной техники, предполетной подготовке и проверке участников полетов, оказание иных необходимых действий пр организации полетов; организации качественного технического, эксплуатационного и иного обслуживания авиационной техники членов Партнерства; содействию в осуществлении образовательной деятельности в области авиации, и др.
Для достижения уставной цели НП «Хелипорт Ульяновск» в своей деятельности вправе использовать принадлежащие на праве собственности, аренды и другом законном основании воздушные суда, создавать авиационные учебные центры гражданской авиации, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
В силу ст. 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лиц или индивидуального предпринимателя) (п. п. 22 и 23).
Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лиц или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 года N 457, определяется порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров.
Согласно п.п. 3,4 указанного Положения деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
Согласно ч. 3 ст. 101 Воздушного кодекса Российской Федерации коммерческой воздушной перевозкой является воздушная перевозка, предоставляемая за плату.
В силу ч. 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
Согласно статьям 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 103 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушная перевозка пассажира выполняется на основании договора воздушной перевозки пассажира, сторонами которого являются перевозчик и пассажир.
Согласно ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Из системного толкования положений вышеуказанных нормативных актов следует, что лицензированию подлежит любая деятельность по перевозкам пассажиров воздушным транспортом, за исключением, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом лицензия выдается при наличии у лицензиата сертификата эксплуатанта. При ее отсутствии осуществление указанной деятельности возможно только для собственных нужд.
Из представленных суду доказательств следует, что в сети Интернет, а также на рекламных щитах в городах Ульяновске и Сызрани Самарской области была размещена информация об оказании НП «Хелипорт Ульяновск» услуг по коммерческим перевозкам пассажиров воздушным транспортом («вертолетные прогулки», «ознакомительные полеты», «Трансфер на охоту или рыбалку», «срочная доставка груза и ценных бумаг», «воздушное такси» и «VIP-перевозки» и т.п.).
Согласно информации Ульяновского центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» с площадки «Хелипорт» Ульяновск на воздушном судне 04276 в период с 14.09.2016 по 14.11.2016 были совершены 18 полетов.
Из объяснений директора НП «СРГА «Хелипорт Ульяновск» ФИО2 от 17.11.2016, следует, что на воздушном судне «Robinson R-44» RA-04276 он выполнял полеты по доверенности на право управления воздушным судном, и соответственно, осуществлял деятельность, предусмотренную уставом НП «Хелипорт Ульяновск», то есть деятельность по выполнению полетов, а также по перевозке пассажиров – членов НП «Хелипорт Ульяновск» как на территории Ульяновской области, так и за ее пределами.
Опрошенные в ходе прокурорской проверки граждане, совершившие полет в качестве пассажиров вертолета, пояснили, что они обращались в НП «Хелипорт Ульяновск», где им предлагалось заполнить бланк заявления о вступлении в члены названного некоммерческого партнерства и оплатить вступительные и членские взносы в указанном представителем некоммерческого партнерства размере, они подписывали обязательство о соблюдении Устава некоммерческого партнерства и Положения о членстве, однако, не преследовали цели вступления в члены партнерства и заполняли предложенные документы исключительно для совершения полета на вертолете в качестве пассажиров, оплатив при этом услугу.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что деятельность ответчика заключалась в перевозке пассажиров и осуществлялась за плату, т.е осуществлялись коммерческие воздушные перевозки. Доказательств того, что учреждение имеет специальное разрешение на указанный вид деятельности, ответчиком не представлено.
Вопреки доводам представителя ответчика используемая ответчиком гражданская авиация не относится к авиации общего назначения, так как используется для коммерческих воздушных перевозок, поэтому осуществляемые ответчиком воздушные перевозки подлежат обязательному лицензированию.
В силу п. 3 ст. 101 Воздушного кодекса Российской Федерации коммерческая воздушная перевозка - воздушная перевозка, предоставляемая за плату.
По смыслу приведенных норм коммерческая авиация предоставляет услуги по перевозке и осуществлению авиационных работ за плату на основании договоров, то есть на коммерческой основе.
В то же время авиация общего назначения используется на безвозмездной основе при осуществлении перевозок или иной авиационной деятельности в интересах физических и юридических лиц с использованием принадлежащих им авиационного персонала и имущества.
В силу ст. 62 Воздушного кодекса Российской Федерации коммерческая деятельность в области гражданской авиации осуществляется только при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Ответчик, как установлено судом, использует гражданскую авиацию не для общего назначения, а для коммерческой деятельности, поэтому обязан иметь как сертификат эксплуатанта, так и лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Деятельность ответчика по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров при отсутствии сертификата эксплуатанта и лицензии на осуществление указанной деятельности создает угрозу безопасности полетов. Поскольку определить конкретных лиц, которым вследствие нарушения ответчиком законодательства о безопасности полетов может быть причинен вред, не представляется возможным, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 194 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать деятельность Некоммерческого партнерства «Содействие развитию гражданской авиации «Хелипорт Ульяновск» по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров незаконной.
Запретить Некоммерческому партнерству «Содействие развитию гражданской авиации «Хелипорт Ульяновск» деятельность по осуществлению коммерческих воздушных перевозок до получения сертификата эксплуатанта и лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Давыдова