ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-117/18 от 01.02.2018 Ивантеевского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2018 года

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи: ГУРКИНА С.Н.

при секретаре: Гвоздевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-117/18 по иску Прокурора города Ивантеевки в интересах Буланов В.Г. к Министерству социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения о восстановлении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ивантеевки Московской области в интересах Буланова В.Г. обратился в суд с требованиями к Министерству социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения о восстановлении мер социальной поддержки. В обоснование иска истец указал, что в ходе проверки в деятельности Ивантеевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выявлены нарушения прав ветеранов боевых действий на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Установлено, что с 01.05.2015 Ивантеевским управлением социальной защиты населения выплата меры социальной поддержки прекращена "в соответствии с указанием Министерства социального развития Московской области" 57 ветеранам боевых действий, в том числе Буланов В.Г.. Буланов В.Г. является военнослужащим ВВ МВД РФ и ветераном боевых действий, проходил службу по контракту с 17.06.1994 по 07.04.2017 во Внутренних войсках МВД и фактически проживал в служебном помещении, предоставленном воинской частью с 14.12.2012 по 18.08.2017 по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено Буланову В.Г. на основании договора найма служебного жилого помещения № 14 от 14.12.2012 в связи с прохождением военной службы во внутренних войсках МВД России. 22.06.2017 Буланову В.Г. на основании договора пользования жилым помещением № 285 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. С октября 2004 года Буланов В.Г. является участником боевых действий и до мая 2015 года пользовался мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». 28 апреля 2015 года Управлением социальной защиты населения г. Ивантеевки Московской области, в отношении Буланова В.Г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 мая 2015 года в связи с отсутствием штампа в паспорте о регистрации по месту жительства. В соответствии с ч.3 ст.15 Закона о статусе военнослужащих Буланов В.Г. зарегистрирован постоянно по месту прохождения службы, по адресу: <адрес>. По адресу: <адрес> период времени с 14 декабря 2012 года по 18 августа 2017 года Буланов В.Г. проживал. Указанное жилое помещение предоставлено Буланову В.Г. по договору служебного найма № 14 от 14.12.2012, договору пользования жилым помещением № 285 от 22.06.2017. По указанному адресу открыт лицевой счет и производились начисления коммунальных платежей исходя из проживающих лиц. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации. Решением Ивантеевского УСЗН от 28.04.2015 Буланову В.Г. с 01.05.2015 прекращена выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в г. Ивантеевке. Регистрация Буланова В.Г. по месту прохождения службы и проживание его в служебном жилом помещении полностью соответствует указанной правовой норме, из которой также следует, что предоставление служебного жилого помещения автоматически не прекращает регистрацию военнослужащего при войсковой части. Такая обязанность возникает у военнослужащего лишь после обеспечения жилым помещением по договору социального найма либо в собственность. Регистрация Буланова В.Г. по месту жительства в служебном жилом помещении (отсутствие таковой) не может служить условием реализации права на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки. Устанавливая меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, государство, тем самым, признает необходимость оказания материальной поддержки лицу, исполняющему обязанности по несению военной службы и имеющему заслуги по защите Отечества. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение ветераном реальных затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право ветерана на возмещение указанных затрат, при том что данное место жительства является единственным. Таким образом, прекращение Ивантеевским управлением социальной защиты населения гарантированных государством выплат ветеранам боевых действий является незаконным, существенно нарушает права и законные интересы указанной категории граждан. Просил обязать Министерство социального развития Московской области произвести с 01 мая 2015 года по 21 июня 2017 года выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Буланов В.Г..

В судебном заседании старший помощник прокурора Шубина Т.Ю. требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Ивантеевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Карпунина А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, пояснила, что из искового заявления и материалов дела следует, что Буланов В.Г. зарегистрирован по адресу <адрес>. Согласно постановлению Правительства Московской области от 19.12.2017 г. № 1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации по месту жительства получателя. Понятие «место жительства» дается в статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания* и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон РФ). В данную статью Федеральным законом от 21.12.2013 № 376 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым, с 3 января 2014 года определено, что местом жительства гражданина признаётся жилой дом, квартира, комната.. ., и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлено, что место жительства удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. Нормы указанных правовых актов распространяются на всех граждан Российской Федерации независимо от их социального статуса. Министерством проведена работа по тщательному изучению нормативных правовых актов и опыта других субъектов Российской Федерации, однако каких- либо исключений в отношении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг для военнослужащих не установлено. Таким образом, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан предоставляются только по месту их жительства, которое удостоверяется отметкой в паспорте гражданина. Истребование у гражданина органом социальной защиты населения сведений о наличии регистрации по месту жительства в Московской области, не имеет целью ограничения прав и свобод гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а направлено на обеспечение организационных условий реализации действующего законодательства, а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области. Учитывая, что реализация гражданами прав на меры социальной поддержки, предполагает расходование денежных средств конкретного субъекта Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать определённые организационно-учётные правила, способствующие, с одной стороны, беспрепятственной реализации гражданами прав на меры социальной поддержки, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данными правами, в частности - путём их реализации не только по месту жительства. Указанная позиция соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 06 февраля 2003 года № 105-0. Необходимо учитывать, что предоставление мер социальной поддержки органами социальной защиты населения осуществляется не произвольно - по выбору гражданина, а в соответствии с определёнными правилами и нормами, что не противоречит действующему законодательству. То обстоятельство, что Исаков Шаров А.В. не реализует свои права на меры социальной поддержки в г. Москве (то есть в том субъекте Российской Федерации, где он зарегистрирован по месту жительства) нельзя рассматривать в качестве основания для предоставления ему мер социальной поддержки по месту проживания в служебном жилом помещении без регистрации. Министерством социального развития Московской области получен ответ на запрос из Министерства обороны Российской федерации от 15.03.2016 года № 194/7/6713 по вопросу регистрации по месту жительства военнослужащих, проживающих в специализированных жилых помещениях. Право военнослужащего на обращение в ФМС России о регистрации по адресу дислокации воинской части, предусмотренное пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», носит заявительный характер и не пресекает права на обращение в ФМС России с заявлением о регистрации по месту жительства в специализированном жилом помещении Минобороны России. Таким образом, решение об отказе в выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения является законным, обоснованным, и отмене не подлежит.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора г. Ивантеевки, заявленные в интересах Буланова В.Г. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16, статьей 10 и статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий, является компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки, установленные статьей 16 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Материалами дела установлено, что Буланов В.Г. как ветеран боевых действий, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», в том числе и оспариваемое право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов.

Между истцом и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключен контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России сроком на три года.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" истец постоянно зарегистрирован по месту прохождения военной службы в войсковой части по адресу: <адрес>, помещение жилым не является.

С военнослужащим Булановым В.Г. заключен договор найма служебного жилого помещения от 14 декабря 2012 года, согласно которому Государственное учреждение Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России передало истцу во владение и пользование жилое помещение – <адрес>. Жилое помещение предоставлено истцу в связи с прохождением военной службы.

22.06.2017 с Булановым В.Г. заключен договор пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству № 1780 от 10 сентября 2014 года, выданному МП №4 ФМС России по Московской области в городском поселении Пушкино Буланов В.Г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с 09 сентября 2014 года по 09 сентября 2017 года.

До мая 2015 года истец состоял на учете в Ивантеевском управлении социальной защиты населения как ветеран боевых действий, и ему производилась компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов.

С 01 мая 2015 года Ивантеевское управление социальной защиты населения прекратило предоставление истцу мер социальной поддержки в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание фактическое проживание истца в г. Ивантеевки Московской области, что ответчиком не оспорено, суд находит решение Ивантеевского УСЗН о прекращении мер социальной поддержки в отношении истца незаконным, а право истца на получении оспариваемой поддержки подлежащим восстановлению.

При этом довод ответчика, что выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения должна предоставляться только по месту жительства, то есть по месту регистрации, указанной в паспорте, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

В силу статей 1 и 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Под местом жительства, в соответствии с названным Законом, понимается жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

Между тем, из толкования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, именно «проживающим в жилых помещениях…», смысловой нагрузки, что это лицо должно «иметь место жительства», именно в понимании наличия регистрации по месту жительства и отметки в паспорте, не усматривается.

Суд также принимает во внимание положение статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которой предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Не имеет правового значения и ссылка ответчика на постановление Правительства Московской области от 30.12.2008 № 1235/52 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», согласно которому меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации именно по месту жительства получателя, то есть по месту его регистрации, поскольку право на получение мер социальной поддержки предусмотрено Федеральным законом, и оно не может быть ограничено актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что сам по себе факт регистрации гражданина по месту жительства в <адрес>, при войсковой части, не может являться основанием для отказа в предоставлении ему мер социальной поддержки в Московской области.

При таких обстоятельствах, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание доказанность фактического проживания истца в городе Ивантеевка Московской области, суд считает, что требования истца о признании права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения в Московской области, о компенсации социальных выплат с 01 мая 2015 года по 21 июня 2017 года, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора города Ивантеевки в интересах Буланов В.Г. к Министерству социального развития Московской области в лице Ивантеевского управления социальной защиты населения о восстановлении мер социальной поддержки удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Московской области произвести Буланов В.Г. с 1 мая 2015 года по 21 июня 2017 года выплаты денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: ГУРКИН С.Н.

решение в окончательной форме

изготовлено 05 февраля 2018 года