ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-117/2014 от 19.06.2014 Курагинского районного суда (Красноярский край)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 19 июня 2014 года п. Краснокаменск

 Курагинский районный суд Красноярского края

 в составе председательствующего, судьи Горбовой А.М.,

 с участием прокурора Илющенко П.А.,

 при секретаре Фистиной Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-117-2014 по заявлению прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования поселок Чижек о признании незаконным бездействия по разработке муниципальной долгосрочной целевой программы по противодействию и профилактике коррупции, возложении обязанности разработать и реализовать мероприятия муниципальной целевой программы о противодействии коррупции в срок до 15 октября 2014 года,

 установил:

 прокурор Курагинского района обратился в суд с заявлением к Администрации п.Чибижек о признании незаконным бездействия по разработке муниципальной долгосрочной целевой программы по противодействию и профилактике коррупции, возложении обязанности разработать и реализовать мероприятия муниципальной целевой программы о противодействии коррупции в срок до 15 октября 2014 года.

 В исковом заявлении указано, что в соответствии со ст. 14 ФЗ №131 к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию и профилактике коррупции в границах поселения.

 Согласно ст.2 ФЗ от 25 декабря 2008 года №273 «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты.

 Во исполнение норм антикоррупционного законодательства поселковым Советом принято решение №9-21-р от 12 ноября 2010 года «О Положении о противодействии и профилактике коррупции в п. Чибижек», предусматривающее противодействие и профилактику коррупции с разработкой и реализацией муниципальных антикоррупционных программ (п.1.1).

 Пунктом 2.2 этого муниципального нормативного акта обязанность по разработке антикоррупционной программы возложена на Администрацию п. Чибижек.

 В соответствии со ст.179 БК РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Порядок принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программ утверждается законом о бюджете. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного года, подлежат утверждению местной Администрацией муниципального образования не позднее месяца со дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный орган, то есть не позднее 15 октября.

 В ходе проведения проверки прокуратурой Курагинского района установлено, что в нарушении вышеуказанных норм законодательства и муниципального нормативного правового акта, Администрацией п. Чибижек длительное время не разработана и не утверждена в установленный срок муниципальная долгосрочная целевая программа по противодействию коррупции на территории муниципального образования, что повлекло за собой невозможность принятия и реализации мероприятий целевой программы на 2014 год.

 Проведенная проверка показала, что в муниципальном образовании длительное время не принимаются организационные меры к искоренению причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

 Бездействие ответчика нарушает права граждан, закрепленных в ст. 46 Конституции РФ, противоречит интересам населения, создает угрозу распространения коррупционных проявлений.

 Прокурор Илющенко П.А. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что Администрация п.Чибижек приняла Положение о противодействии коррупции, первым пунктом которого предусмотрено разработка и реализация муниципальных антикоррупционных программ. Однако, до настоящего времени программа не разработана и не принята. Полагает, что первый пункт Положения о противодействии коррупции следует расценивать как установленную обязанность по разработке антикоррупционной программы.

 Администрация муниципального образования п. Чибижек требования прокурора не признала, сообщив в письменных возражениях, что законодатель не конкретизирует полномочия органов местного самоуправления в противодействии коррупции, отсылая к правовым документам, устанавливающим компетенцию органов местного самоуправления.

 Поэтому обязанности принять программу по противодействию коррупции не имеется.

 Во исполнении антикоррупционного законодательства Администрация п. Чибижек проводит антикоррупционную экспертизу правовых актов, разработаны административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, приняты Положения о порядке размещения сведений о доходах служащих, Положение о порядке уведомления нанимателя о фактах склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов в Администрации п. Чибижек.

 Глава Администрации п.Чибижек Писакина В.А. в судебном заседании требования прокурора не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что Администрация муниципального образования п.Чибижек не бездействует, принимает организационно-правовые меры профилактического характера по борьбе с коррупцией, что подтверждается принятыми Положениями и разработанными регламентами. То есть в пределах своих полномочий Администрация п.Чибижек осуществляет меры по противодействию коррупции на территории муниципального образования. Обязанности принять антикоррупционную программу в нормативных актах органа местного самоуправления, в том числе, и в Положении о противодействии коррупции, не имеется.

 Выслушав прокурора, Главу Администрации п. Чибижек, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

 Требования прокурора обоснованы ссылками на ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ №237 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года и Положением о противодействии и профилактике коррупции в п. Чибижек от 12 ноября 2010 года.

 Правовыми нормами вышеуказанных законов, а так же Законом Красноярского края №8-3610 от 7 июля 2009 года в редакции от 4 апреля 2013 года обязанность по разработке и принятию муниципальной антикоррупционной программы на органы местного самоуправления не возлагается.

 Так, в соответствии со ст.5 Закона Красноярского края №8-3610 органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции.

 В соответствии со ст. 14 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление мер по противодействию коррупции в границах населения.

 Согласно ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года в редакции от 28 декабря 2013 года мерами по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей, развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и др.

 Таким образом, разработка и принятие муниципальной программы, направленной на профилактику коррупции, является правом, а не обязанностью Администрации муниципального образования.

 Осуществление деятельности по профилактике коррупции возможно и без принятия муниципальной программы, а путем принятия профилактических, в том числе воспитательных, пропагандирующих мер, направленных на предупреждение коррупции.

 В Положении «О противодействии и профилактики коррупции в п. Чибижек» от 12 ноября 2010 года части первой «Общие положения» перечислены меры по противодействию и профилактике коррупции, которые могут приниматься на территории муниципального образования:

 разработка и реализация муниципальных программ;

 антикоррупционная экспертиза правовых актов;

 внедрение административных регламентов;

 депутатский и общественный контроль индивидуальных правовых актов;

 иные меры, предусмотренные законодательством.

 В части второй «Антикоррупционные программы» даётся понятие, порядок разработки и принятия антикоррупционной программы.

 В части третьей «Антикоррупционная экспертиза» дается понятие антикоррупционной экспертизы; в части четвертой – административных регламентов, в части пятой – депутатского и общественного контроля, в части шестой - обязанностей муниципальных служащих по предоставлению сведений о доходах, в части седьмой – финансовое обеспечение реализации мер по противодействию коррупции, в части восьмой – порядок урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе.

 Таким образом, обязанность принять антикоррупционную программу, сроки принятия такой программы и т.д. Положением от 12 ноября 2010 года №9-21-р, утвержденным решением Чибижекского поселкового Совета, не предусмотрена.

 Учитывая, что законом либо нормативным актом органа местного самоуправления обязанность принять долгосрочную целевую программу по противодействию коррупции не предусмотрена, суд не вправе возлагать эту обязанность на орган местного самоуправления либо обсуждать целесообразность принятия или непринятия нормативного правового акта (программы), поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и их должностных лиц.

 Кроме того, Администрацией п. Чибижек в целях противодействия коррупции проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, разработано два административных регламента, разработаны и приняты Положение о порядке размещения сведений о доходах, Положение о порядке уведомления нанимателя о фактах склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов в Администрации п. Чибижек, что подтверждено Главой Администрации путем представления в суд соответствующих документов.

 Поэтому правовых оснований для удовлетворения требований прокурора не установлено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

 решил:

 в требованиях прокурору Курагинского района к Администрации муниципального образования поселок Чибижек о признании незаконным бездействия по разработке муниципальной долгосрочной целевой программы по противодействию и профилактике коррупции, возложении обязанности разработать и реализовать мероприятия муниципальной целевой программы о противодействии коррупции в срок до 15 октября 2014 года, отказать.

 Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в вышестоящий суд, судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через суд, вынесший решение.

 СУДЬЯ: Горбова А.М.