ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-117/2014 от 22.04.2014 Печорского районного суда (Псковская область)

     Дело № 2-117/2014г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 **.**.**** г.     г.Печоры Псковской области

 Печорский районный суд Псковской области в составе:

 судьи Алексеевой Н.В.

 при секретаре Собот М.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печорского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» о признании действий по взиманию платы незаконными,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Печорского района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» (далее ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»») о признании действий по взиманию платы незаконными.

 Заявленные требования мотивированы тем, что по вопросу законности взимания платы ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» за посещение крепости «Изборск» прокуратурой проведена проверка.

 В ходе проверки установлено, что в соответствии с прейскурантом цен на услуги, оказываемые ответчиком, утвержденным приказом директора музея-заповедника «Изборск» № *** от **.**.**** г. посещение Изборской крепости является платной услугой стоимостью *** руб. для взрослых и *** руб. для учащихся.

 Согласно Уставу, ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» является некоммерческой организацией. В числе прочих видов деятельности в Уставе ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» предусмотрена туристическая деятельность, обеспечение туристических заказов, экскурсионная деятельность.

 Статья 24 ч.2 ФЗ от **.**.**** г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

 В соответствии со ст.26.1. ФЗ от **.**.**** г. № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» музей-заповедник вправе осуществлять, в том числе экскурсионное обслуживание и предоставлять информационные услуги, создавать условия для туристической деятельности.

 Как следует из ст.1 ФЗ от **.**.**** г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ», туристическая деятельность включает в себя туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

 Взимание денежных средств за посещение Изборской крепости не является туристической деятельностью, при посещении крепости не организуется экскурсионное обслуживание, то есть денежные средства взимаются с посетителей только за вход в крепость. При этом посещение башни «Луковка», находящейся в Изборской крепости также является платной услугой стоимостью *** руб. для взрослого и *** руб. для учащихся и студентов.

 Ранее прокуратурой в адрес директора ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» вносилось представление об устранении данных нарушений, но доводы представления не были приняты руководителем, плата взимается до настоящего времени.

 Прокурор просит признать действия ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» по взиманию денежных средств за посещение Изборской крепости незаконными.

 Прокурор Печорского района Миловидова О.В. в судебном заседании, заявленные требования, и доводы, изложенные в иске, поддержала, пояснив, что посещение крепости без оказания услуг (экскурсионного обслуживания) нельзя признать законным. При этом они не оспаривают, что взысканные денежные средства расходуются в интересах музея, в том числе на сохранение объектов культурного наследия - ансамбля Изборской крепости.

 Представители ответчика ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать, пояснив, что в состав ансамбля Изборской крепости входят: крепостные стены, 6 башен, тайный лаз, два захаба, на территории крепости имеются указатели, справки с информацией об объектах, организованы экспозиции и выставки. Входная плата установлена не за вход на площадь, а за публичное представление объекта культурного наследия - ансамбль Изборской крепости по типу экспозиции под открытым небом.

 Кассы расположены на территории самой крепости.

 За посещение Никольского собора, расположенного на территории крепости, плата не взимается, граждане беспрепятственно проходят в храм.

 Музей-заповедник существует за счет бюджетных и внебюджетных средств. Прейскурант цен разработан с учетом стоимости расходов, связанных с содержанием музея-заповедника. При этом денежные средства, выделяемые областным бюджетом, не покрывают всех расходов, связанных с содержанием музея-заповедника, и в большей мере содержание осуществляется именно за счет взимание входной платы, в противном случае музей будет вынужден отказаться от содержания ансамбля Изборской крепости.

 Представители ответчика считают, что оказывая услуги гражданам по посещению и осмотру исторических объектов, взымая за это денежные средства, направляемые в дальнейшем на сохранение и поддержание самого ансамбля, действуют в рамках действующего законодательства и Устава учреждения.

 Кроме того, представители ответчика показали, что все остальные подобные музеи-заповедники, расположенные на территории РФ, также производят взимание платы за посещение.

 Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по культуре ФИО5 в суде исковые требования не признал, поддержав доводы, высказанные представителями ответчиков, пояснив, что услуга, которую оказывает ответчик, относится к просветительской, обеспечивается доступ к объектам культурного наследия, которые находятся в надлежащем состоянии, в том числе за счет собранных денежных средств за посещение ансамбля.

 Ответчик и третье лицо представили в суд письменный отзыв на иск, где в удовлетворении требований просят отказать.

 Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

 ФИО6 музей оборонного зодчества (в дальнейшем преобразованный в Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск») входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 года.

 ГБКУ «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» является некоммерческой организацией - государственным учреждением, по типу бюджетного учреждения, создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и законодательством Псковской области полномочий органа государственной власти области в сфере культуры (п.1.5. Устава).

 В ходе судебного заседания установлено, что посещение Изборской крепости на Жеравьей горе является платной услугой, за посещение которой ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» производит взимание денежных средств в размере *** руб. для взрослых и *** руб. для учащихся, студентов.

 Данные обстоятельства подтверждаются показаниями сторон, материалами дела (прейскурантом цен на услуги, оказываемые музеем-заповедником «Изборск», утвержденным приказом директора ГБУК «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» № *** от **.**.**** г.).

 Прейскурант введен в действие с **.**.**** г..

 Прокурор, обосновывая заявленные требования, указывает на незаконность взимания ответчиком указанных денежных средств по причине отсутствия экскурсионного обслуживания.

 Вместе с тем суд не может согласиться с таковой позицией прокурора по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.9.2. п.2 ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

 В соответствии со ст.24 указанного выше ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

 Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

 Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

 Согласно ст.33 ФЗ от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», музеи в РФ в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством РФ и соответствующую целям деятельности музеев в РФ, которые предусмотрены настоящим ФЗ.

 Музеи в РФ в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим ФЗ.

 Цели создания музеев-заповедников в РФ и их виды деятельности определены в ст.27, ст.26.1 указанного ФЗ, в том числе:

 музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов; экскурсионное обслуживание и предоставляет информационные услуги; осуществляет просветительную, научно-исследовательскую и образовательную деятельность.

 Согласно УставуГБКУ «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» предметом деятельности учреждения, в том числе является: выявление, изучение, популяризация, охрана и использование историко-культурных и природных объектов и комплексов в границах территории Учреждения и утвержденных зон охраны в целях реализации государственной политики в сфере культуры и охраны природы; организация научно-исследовательской, научно-методической, экспертной, образовательной, просветительской работы; организация и осуществление хозяйственной и творческо-производственной деятельности, привлечение внебюджетных средств для выполнения уставных целей Учреждения; хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций (п.2.3. Устава).

 Основными видами деятельности ГБКУ «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» среди прочих являются: популяризация памятников истории, культуры, природы путем проведения экскурсий, реализации экскурсионно-туристических программ, организации массовых мероприятий (литературных, фольклорных, музыкальных и т.п., праздников, зрелищных, спортивных мероприятий, ярмарок-продаж, аукционов), в том числе и на коммерческой основе (п.2.4.1. Устава).

 Согласно п.2.6. Устава, Учреждение вправе сверх установленного государственного задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

 Анализируя приведенные выше положения в совокупности с показаниями сторон, представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что ГБКУ «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» при взимании платы за посещение крепости оказывает услугу: осмотр, изучение гражданами памятников истории и культуры (ансамбля Изборской крепости), тем самым осуществляется просветительская деятельность - популяризация объекта культурного наследия.

 Данный вид деятельности не противоречит действующему законодательству РФ, регулирующему отношения в области музейного дела, и в полном объеме соответствует целям, отраженным в Уставе ГБКУ «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»».

 Руководствуясь ст.195-199 ГПК РФ суд,

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований прокурора Печорского района о признании действий Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»» по взиманию денежных средств за посещение Изборской крепости незаконными - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательно форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено **.**.**** г..

 Судья Алексеева Н.В.

 Апелляционным определением Псковского областного суда решение Печорского районного суда оставлено без изменения, жалобу без удовлетворения.