Дело № 2-117/2021
УИД 66RS0036-01-2020-001707-20
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
с участием помощника прокурора г. Кушва Щербинина В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственное коммерческое предприятие Синергия» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризма,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в Кушвинский городской суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственное коммерческое предприятие Синергия» (ООО «ПКП Синергия», в котором просит обязать ответчика в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по категорированию эксплуатируемых объектов топливно-энергетического комплекса: котельная «Рудничная» (г. Кушва Промышленный район, участок № 8), котельная «КЗПВ» (<...>), котельная «КуЭМЗ» (<...>), «Котельная «ЗТО» (<...>), котельная «Блочная» (<...>), котельная «Квартальная» (<...>), котельная «Уральская» (<...>), котельная «БЛПК» (<...>).
В обоснование иска указано, в прокуратуру города Кушва из Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области поступила информация о нарушении ООО ПКП «Синергия» требований федерального законодательства о противодействии терроризму, о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, выразившихся в не проведении обязательных мероприятий по категорированию эксплуатируемых объектов топливно-энергетического комплекса. Проверкой установлено, что ООО ПКП «Синергия» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирует котельные, расположенные на территории Кушвинского городского округа и предназначенные для подачи пара и горячей воды в систему теплоснабжения для отопления жилого и производственного фонда: котельная «Рудничная»; котельная «КЗПВ»; котельная «КуЭМЗ»; котельная «ЗТО»; котельная «Блочная»; котельная «Квартальная»; котельная «Уральская»; котельная «БЛПК». Распоряжением Губернатора Свердловской области от 16.06.2020 № 104-РГ/ДСП «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК), подлежащих категорированию, на территории Свердловской области» указанные котельные включены в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию. Уведомление о включении эксплуатируемых котельных направлено ООО «ПКП Синергия» Министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области 14.07.2020, установлен срок завершения категорирования объектов - до 25.09.2020. Уведомление направлено в адрес общества 16.07.2020. При этом ООО ПКП «Синергия» от получения почтовой корреспонденции уклонилось, почтовое отправление возвращено в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. В нарушение названных норм федерального законодательства о противодействии терроризму ООО ПКП «Синергия» в срок до 25.09.2020 категорирование эксплуатируемых на территории Кушвинского городского округа объектов ТЭК не произвело, процедуру категорирования не инициировало до настоящего времени. Указанные недостатки, выразившиеся в непринятии мер по -антитеррористической защищенности, не проведении категорирования эксплуатируемых объектов ТЭК, являются грубым нарушением требований действующего федерального законодательства, создают предпосылки к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность объекта топливно-энергетического комплекса.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кушва Щербинин В.Ю., поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ООО «ПКП Синергия» ФИО1 действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований прокурора. Пояснил, что не соблюден порядок извещения юридического лица о включении объектов в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, в связи с чем, данная работа обществом не проводилась. После надлежащего вручения уведомления ООО «ПКП Синергия» приступи к проведению необходимых мероприятий.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в суд не явился, просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что перечень объектов ТЭК, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих категорированию, утвержден Распоряжением Губернатора Свердловской области от 16.06.2020 № 104-РГ/ДСП. Котельные, расположенные на территории Кушвинского городского округа, эксплуатируемые ответчиком на основании концессионного соглашения от 29.04.2019 №1, включены в указанный перечень и подлежат категорированию, о чем Министерство уведомило Общество письмом от 14.07.2020 с указанием на необходимость обеспечить выполнение обязательных мероприятий по категорированию. Информация о проведении обязательных мероприятий по категорированию объектов ТЭК, а также наличие паспортов безопасности от ответчика в Министерство не поступала. Общество, владеющее объектами ТЭК на законном основании – на основании концессионного соглашения от 29.04.2019 № 1, как лицо, эксплуатирующее спорные объекты, выступает субъектом ТЭК, то есть лицом, на которое в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ возлагается обязанность по обеспечению безопасности объекта ТЭК /л.д. 76-78/.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Принимая во внимание доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2).
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (ч. 3).
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
К числу основных принципов противодействия терроризму относятся, в том числе, принципы: обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета мер предупреждения терроризма.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма): выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористической защищенностью объектов (территорий) является состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
К субъектам топливно-энергетического комплекса, в силу п. 13 ст. 2 Федерального закона №256-ФЗ, относятся физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, т.е. объектами электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объектами нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
В соответствии с ч. 2,3 ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ субъекты топливно - энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами
Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК является обязанностью руководителей субъектов ТЭК.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О безопасности объектов топливно - энергетического комплекса» для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители Федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно- энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» и определены исходные данные для проведения категорирования объекта топливно- энергетического комплекса, порядок его проведения и критерии категорирования объекта.
Так, в соответствии с требованиями Положения, для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.
Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта. Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.
По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 № 460.
Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.
Установлено, что ООО «ПКП Синергия» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирует котельные, расположенные на территории Кушвинского городского округа и предназначенные для подачи пара и горячей воды в систему теплоснабжения для отопления жилого и производственного фонда /л.д. 26-54/.
Распоряжением Губернатора Свердловской области от 16.06.2020 № 104-РГДСП «Об утверждении перечня объектов топливно – энергетического комплекса, подлежащих категорированию, на территории Свердловской области», утвержден перечень объектов топливно – энергетического комплекса, подлежащих категорированию; котельные, эксплуатируемые ООО «ПКП Синергия» включены в перечень объектов, подлежащих категорированию. Соответствующее уведомление с приложением было направлено Министерством энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Свердловской области 14.07.2020 на имя директора ООО «ПКП Синергия» по адресу г. Челябинск, проспект Победы, д. 290, оф. 200/1 с просьбой обеспечить выполнение обязательных мероприятий по категорированию эксплуатируемых объектов ТЭК, включенных в перечень и завершить категорирование в срок до 25.09.2020 /л.д. 22-23, 61-62/, согласно копии почтового конверта письмо было возвращено отправителю с отметкой «истек срок хранения» /л.д. 64-65/.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ПКП Синергия» находится по адресу <адрес>, офис 200/1, лицо имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица – директор /-/ /л.д. 12-16/.
В установленный срок мероприятия по категорированию эксплуатируемых объектов ТЭК, включенных в перечень, ООО «ПКП Синергия» не выполнены.
22.09.2020 прокуратурой города Кушвы принято решение о проведении проверки исполнения требований законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в деятельности ООО «ПКП Синергия»; целью проверки является – оценка исполнения требований законодательства о безопасности объектов ТЭК; предметом исполнения - требование законодательства о безопасности объектов ТЭК; основанием проверки - информация Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области /л.д. 18/.
23.09.2020 прокуратурой г. Кушвы директору ООО «ПКП Синергия» направлено требование о предоставлении сведений о категорировании объектов, а в случае его не проведения, подробной информации о причинах /л.д. 19-20/.
29.09.2020 в адрес прокуратуры г. Кушвы ООО «ПКП Синергия» был направлен ответ на письмо от 23.09.2020, согласно которого, категорирование объектов ТЭК ООО «ПКП Синергия» не проводилось по причине того, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, не направил в адрес общества сведения о включении эксплуатируемых объектов в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования, после предоставления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления о включении объектов перечень объектов ТЭК на предприятии будет создана комиссия, по окончании процедуры категорирования объекты будут включены в реестр объектов ТЭК /л.д. 24-25/.
По итогам проведённой проверки 10.11.2020 в адрес ООО «ПКП Синергия» прокуратурой г. Кушвы вынесено представление об устранении нарушений закона, незамедлительном принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им сопутствующим, а также к недопущению подобных нарушений закона впредь /л.д. 55-58/.
Таким образом, установлено, что в нарушение названных норм федерального законодательства о противодействии терроризму ООО «ПКП Синергия» в срок до 25.09.2020 категорирование эксплуатируемых на территории Кушвинского городского округа объектов ТЭК не произвело, процедуру категорирования не инициировало до настоящего времени.
Указанные недостатки, выразившиеся в непринятии мер по антитеррористической защищенности, не проведении категорирования эксплуатируемых объектов ТЭК, являются грубым нарушением требований действующего федерального законодательства, создают предпосылки к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность объекта топливно-энергетического комплекса.
Длительное бездействие ООО «ПКП Синергия», выразившееся в непринятии мep по антитеррористической защищенности, не проведении категорирования эксплуатируемых объектов ТЭК свидетельствует о необходимости понуждения общества к проведению мероприятий по категорированию объектов ТЭК в судебном порядке.
Доводы представителя ответчика о том, что категорирование объектов ТЭК обществом не проводилось по причине не получения уведомления уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении объектов в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, являются несостоятельными, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Уведомление уполномоченным органом направлено по месту регистрации юридического лица, не было им получено в отделении почтовой связи, в связи с чем, возвращено отправителю с отметкой «истек срок хранения». При этом, обязанность ответчика по категорированию объектов не поставлена законом в зависимость от получения или неполучения соответствующего уведомления. Неполучение данного уведомления не может является основанием для уклонения субъекта топливно-энергетического комплекса от исполнения обязанности по категорированию и обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. При этом, судом учитывается, что информация об объектах топливно – энергетического комплекса, подлежащих категорированию, является общедоступной, с момента утверждения перечня объектов ТЭК до рассмотрения дела в суде, истек длительный срок, ответчик знает о включении эксплуатируемых объектов в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, однако на момент рассмотрения дела к исполнению возложенной на него обязанности не приступил.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что бездействием ООО «ПКП Синергия» нарушаются права неопределенного круга потребителей тепловой энергии, а также особую социальную значимость требований, исходя из принципов разумности, суд полагает, что передоложенный истцом сроком устранения указанных нарушений закона является обоснованным и разумным, суд с ним соглашается.
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственное коммерческое предприятие Синергия» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризма - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Производственное коммерческое предприятие Синергия» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по категорированию эксплуатируемых объектов топливно-энергетического комплекса: котельная «Рудничная» (г. Кушва Промышленный район, участок № 8), котельная «КЗПВ» (<...>), котельная «КуЭМЗ» (<...>), «Котельная «ЗТО» (<...>), котельная «Блочная» (<...>), котельная «Квартальная» (<...>), котельная «Уральская» (<...>), котельная «БЛПК» (<...>).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Производственное коммерческое предприятие Синергия» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кушвинский городской суд Свердловской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья В.В. Мальцева