ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-117/2023 от 13.11.2023 Чаинского районного суда (Томская область)

Дело № 2-117/2023

70RS0022-01-2023-000140-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.11.2023 Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи: Кошелевой Н.В.,

при секретаре: Матросовой О.Н.,

помощники судьи: Гаммель Е.А., Тимасова Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по иску Томского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чаинского района Томской области о признании бездействия незаконным, о понуждении совершить действия, о запрете эксплуатации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, указывая, что в ходе осуществления надзорных мероприятий в период 2022-2023 годов выявлены нарушения в деятельности ответчика при эксплуатации сооружений на внутренних водных путях, а именно ответчик на протяжении длительного периода времени на постоянной основе для прохода жителей и проезда техники осуществляет на территории Чаинского района установку и содержание 3 наплавных мостов на р. Чая, состоящих из: 7 несамоходных понтонов (пять понтонов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 понтона длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории с левого берега на правый у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино; 6 несамоходных понтонов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории с левого берега на правый у 111,1 км. р.Чая у с.Подгорное; одной несамоходной баржи с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенной в акватории с левого берега на правый у 145,6 км. р. Чая у с.Стрельниково. В связи с выявленными нарушениями по эксплуатации указанных объектов (дата) транспортной прокуратурой вносилось представление, по результатам рассмотрения которого никаких мер не принято. До настоящего времени нарушения не устранены, что создает высокий риск угрозы безопасности судоходства, опасности причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, возникновению транспортных происшествий. Река Чая определена как часть внутреннего водного пути Российской Федерации, на котором расположен судовой ход протяженностью 172 км. от устья (р. Обь), проходящий также через с. Подгорное, с.Гришкино, с.Стрельниково. Таким образом, размещение вышеуказанных плавучих объектов связано с деятельностью на внутреннем водном транспорте и с осуществлением судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации ввиду фактического допуска движения в указанных местах судов, которые не смогут пройти по р. Чая по причине установки наплавных мостов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением. Указанные плавучие объекты на учете не стоят, не классифицированы и не освидетельствованы организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. При этом 7 несамоходных понтонов у с.Гришкино и 6 несамоходных понтонов у с.Подгорное собственников не имеют, но устанавливаются и содержатся на р.Чая силами ответчика. Названные плавучие объекты являются безхозяйным движимым имуществом, поскольку не относятся к объектам, прочно связанным с землей, и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Однако ответчиком меры по предъявлению в суд требований о признании права муниципальной собственности на указанное имущество длительное время не предпринимаются. Таким образом, эксплуатация указанных плавучих объектов не может в полной мере способствовать полноценному содержанию внутренних водных путей, организации технологической связи на внутреннем водном транспорте, а также выполнению иных функций со стороны администрации бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства, может создать опасность причинения вреда неограниченному кругу лиц. Истец неоднократно изменял исковые требования. Просит суд в окончательном варианте исковых требований признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по признанию движимого имущества: 7 плавучих объектов, состоящих из 5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объектов длиной 18 м. и шириной 2,5 м., размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное Чаинского района Томской области бесхозяйным и принятию его в собственность муниципального образования, по эксплуатации, установке и содержанию 3 плавучих объектов на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, в отсутствие их учета в администрации бассейна внутренних водных путей, по эксплуатации, установке и содержанию 3 плавучих объектов, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, в отсутствие их классификации и освидетельствования в ФАУ «Российское Классификационное Общество»;

обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по признанию движимого имущества: 7 плавучих объектов, состоящих из 5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объектов длиной 18 м. и шириной 2,5 м., размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное Чаинского района Томской области, бесхозяйным и принятию его в собственность муниципального образования, поставить на учет в ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» 3 плавучих объекта на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, классифицировать и освидетельствовать в ФАУ «Российское Классификационное Общество» 3 плавучих объекта на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области;

запретить ответчику эксплуатировать 3 плавучих объекта на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, с момента вступления решения суда в законную силу до признания указанных плавучих объектов годными к эксплуатации по результатам освидетельствования ФАУ «Российское Классификационное Общество».

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в окончательном варианте по доводам, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения, дополнив, что указанные нарушения не устранены до настоящего времени, срок для их устранения - два месяца считает разумным и достаточным. Просит суд иск удовлетворить в полном обьеме.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве, дополнив, что спорные плавучие объекты используются как пешеходные переходы, соединяющие левый и правый берега р.Чая, закрепленные на берегу специальными приспособлениями, позволяющими в период паводка отцеплять одну сторону. Баржа в с. Стрельниково действительно находится в собственности муниципального образования «Чаинский район, плавучие объекты в районе с. Гришкино, с. Подгорное являются бесхозяйным имуществом. Технической документации на указанные плавучие объекты нет, ответчик из бюджета деньги на их содержание не выделял, такой никакой статьи расходов нет, нормативно-правовые акты по этим объектам никогда не издавались, ответственные за их техническое состояние лица ответчиком не назначались. Что касается срока исполнения решения, то считает разумным срок 9 месяцев.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении дела не просили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представитель третьего лица ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» представил отзыв, в котором, ссылаясь на Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, указал, что участок р.Чая, на котором планируется эксплуатировать плавучие объекты, является судоходным, входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р, р.Чая (с.Усть-Бакчар -устье (р.Обь), протяженностью 172 км, наплавные мосты на внутренних водных путях Российской Федерации являются объектами технического регулирования. Просит иск удовлетворить.

Представитель третьего лица Администрации Томской области представил возражения на иск, в которых указал, что оставляет разрешение спора по существу на усмотрение суда.

Из отзыва третьего лица ФАУ «Российское Классификационное Общество» следует, что РКО является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов внутреннего и смешанного плавания в соответствии с федеральными законами, находится в ведении Минтранса России. На классификационном учете в ЗСФ РКО спорные плавучие объекты не состоят. Указанное третье лицо поддерживает позицию истца, вопрос удовлетворения исковых требований оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Администрации Чаинского сельского поселения представил отзыв, из которого следует, что наплавные мосты на балансе Администрации Чаинского сельского поселения не состоят, полномочия в области водных отношений за сельским поселением не закреплялись.

Из отзыва представителя третьего лица Администрации Подгорнского сельского поселения следует, что указанное третье лицо согласно с доводами истца, не имеет отношения к спорным наплавным мостам, которые эксплуатирует ответчик на территории Чаинского района, в том числе наплавной мост, представляющий 6 несамоходных понтонов (длиной 6 м. и шириной 2 м.), размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с.Подгорное. Расположение указанного объекта совпадает с частью земельного участка (в месте пересечения р.Чая) с кадастровым номером 70:15:01000044:146, с видом разрешенного использования – обслуживание и эксплуатация автомобильных дорог, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Чаинский район Томской области».

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 2, ст.7, ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.1, ст.5 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы).

На основании ст.6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Статья 7 ВК РФ предусматривает, что участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 названной статьи).

Таким образом, поверхностный водный объект река Чая находится в собственности Российской Федерации.

На основании п.п. 1, 6 ст. 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах (п.п. 1, 8 ст. 25 ВК РФ).

В соответствии со ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области водных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов полномочиями Российской Федерации, предусмотренными частью 1 настоящей статьи ( ч.ч. 1, 12, 13).

На основании ч. 1 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы. К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения (ч. 2 названной статьи). Полномочия в области водных отношений, установленные ч. 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч. 3 названной статьи). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района (ч. 4 названной статьи).

Исходя из ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи) (ч. 3 названной статьи).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Согласно ст. 1 Закона Томской области № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», настоящим законом за сельскими поселениями Томской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20 (в части, не отнесенной к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ), 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Иных законов Томской области, закрепляющих за сельскими поселениями Чаинского района, полномочия в области водных отношений, не принималось.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ), внутренние водные пути Российской Федерации - это пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень внутренних водных путей включает в себя перечень внутренних водных путей федерального значения и перечень внутренних водных путей регионального значения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р утвержден Перечень водных путей Российской Федерации, согласно которому река Чая (граница по течению: верхняя - с. Усть-Бакчар, нижняя - устье (р. Обь), протяженность 172 км) относится к внутренним водным путям федерального значения.

Река Чая (с. Усть-Бакчар - устье (р. Обь)) относится к Обскому бассейну внутренних водных путей, что следует из приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.08.2012 № 316 «Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации.

Правила движения и стоянки судов в Обском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 27.02.2018 № 73 (далее – Правила № 73), разработаны в соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ, КВВТ РФ и определяют порядок движения и стоянки судов, осуществляющих судоходство в Обском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Обского бассейна).

В соответствии с п. 10 Правил №73 река Чая от с. Усть-Бакчар (172,0 км) до устья относится к участку ВВП Обского бассейна с односторонним движением судов (составов). Движение судов (составов), за исключением движения пассажирских судов на реках Чая, Чузик, разрешено: по четным числам месяца - вверх, по нечетным числам месяца - вниз. Начало суток берется по московскому времени. Пассажирские суда на реках Чая, Чузик осуществляют движение по расписанию и перед пропуском встречных судов согласовывают свои действия по радиотелефонной связи.

На основании ст.1 КВВТ РФ данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.

Положения настоящего Кодекса распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы; порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации (ч. 2 названной статьи).

В соответствии с абз. 4 ст. 3 КВВТ РФ судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта. Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (абз. 5 ст. 3 КВВТ РФ). Администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом (абз. 20 ст. 3 КВВТ РФ). Бассейн внутренних водных путей - часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия (абз. 21 ст. 3 КВВТ РФ). Плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода (абз. 25 ст. 3 КВВТ РФ).

Как следует из п. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 Правил учета плавучих объектов, утвержденных приказом Минтранса России от 01.11.2017 № 470, учет плавучих объектов осуществляется с целью обобщения информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты. Учет плавучих объектов осуществляется администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей по местонахождению плавучего объекта (далее - орган учета). Плавучие объекты подлежат учету в реестре плавучих объектов (далее - реестр). Реестр ведется органом учета на бумажных и электронных носителях. Учету подлежит каждый плавучий объект. Учет плавучих объектов осуществляется посредством внесения информации о плавучих объектах в информационную систему государственного портового контроля (далее - информационная система). Учету подлежат несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадеры, плавучие (находящиеся на воде) дома, гостиницы, рестораны, понтоны, плоты, наплавные мосты, плавучие причалы и другие технические сооружения, освидетельствованные и классифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учет плавучего объекта осуществляется органом учета на основании заявления об учете плавучего объекта (далее - заявление об учете) и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил (далее - документы, необходимые для учета), которые представляются владельцем плавучего объекта (далее - заявитель). Заявление об учете представляется заявителем в орган учета в единственном экземпляре на бумажном носителе. В заявлении об учете должна быть указана следующая информация о плавучем объекте: тип (дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница и иные), назначение и цель использования; размеры плавучего объекта (длина, ширина, высота борта, общая высота и другие); отличительные - признаки (форма, цвет и иные указанные заявителем признаки, позволяющие идентифицировать конкретный плавучий объект); наличие швартовых и осветительных устройств; сроки начала и окончания эксплуатации, использования плавучих объектов (при наличии в документах для учета таких сведений). С заявлением об учете представляются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо заверенные заявителем копии учредительных документов (для юридических лиц); документ, подтверждающий наличие полномочий действовать от имени лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта; копии документов, подтверждающих права заявителя на плавучий объект (при наличии); копия свидетельства о соответствии плавучего объекта, выдаваемого организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование плавучих объектов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2. 4 ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в пп.пп. 3, 4 и 6 п. 1 ст. 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам. Плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.

В силу ст. 16, ст.17 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

В соответствии с приказом Минтранса России от 25.09.2012 №355 организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях в соответствии КВВТ РФ является Федеральное автономное учреждение "Российское Классификационное Общество", которое осуществляет в соответствии с п. 1 ст. 35 КВВТ РФ, уставом классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, классификацию и освидетельствование плавучих объектов, осуществляет осмотры судов, подлежащих государственной регистрации, выдает свидетельство о классификации, ведет учет судов и плавучих объектов, классифицированных учреждением, издает Регистровую книгу судов.

На основании ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", безопасность эксплуатации -это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Исходя из п. 513, п. 516 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, правила оценки соответствия в форме классификации включают в себя рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом объектов регулирования и освидетельствование объектов регулирования в эксплуатации. Для оценки соответствия объектов регулирования, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящего технического регламента, на стадии эксплуатации органом классификации судов проводятся освидетельствования объектов регулирования.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно уставу муниципального образования «Чаинский район Томской области» (далее устав), наименование муниципального образования - муниципальное образование «Чаинский район Томской области». Чаинский район состоит из четырех муниципальных образований со статусом сельского поселения: Коломинское, Подгорнское, Усть-Бакчарское, Чаинское. Администрация Чаинского района Томской области - исполнительно- распорядительный орган муниципального образования «Чаинский район», администрацию возглавляет Глава Чаинского района на принципах единоначалия. Администрация обладает правами юридического лица, осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения (ст.ст. 3, 4, 47 устава). В соответствии ст. 6, ст.49 устава к вопросам местного значения отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Чаинский район»; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования «Чаинский район»; предъявление в суд или арбитражный суд требования в целях защиты интересов Администрации Чаинского района, в том числе о признании права собственности муниципального образования «Чаинский район» на бесхозяйное имущество; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Из материалов дела следует, что Томской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в период 2022-2023 годов, в ходе которых установлено, что ответчик на протяжении длительного периода времени на постоянной основе для прохода граждан и проезда техники осуществляет на территории Чаинского района установку и содержание 3 плавучих объектов на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории с левого берега на правый у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино; 6 плавучих объектов (длиной 6 м. и шириной 2 м.), размещаемых в акватории с левого берега на правый у 111,1 км. р.Чая у с.Подгорное; одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории с левого берега на правый у 145,6 км. р. Чая у с.Стрельниково. Указанные плавучие объекты на учете не состоят, не классифицированы и не освидетельствованы организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Кроме того, 7 плавучих объектов у с. Гришкино, 6 плавучих объектов у с.Подгорное собственников не имеют, но устанавливаются и обслуживаются на р.Чая силами ответчика. Однако ответчиком, вступившим во владение указанными объектами, меры по признанию данных движимых вещей бесхозяйными и принятии их в муниципальную собственность не предпринимались. По результатам проверки (дата) в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства, которые до настоящего времени не устранены, ответчиком работа по устранению указанных в представлении нарушений законодательства о внутреннем водном транспорте не проводится.

Постановлением мирового судьи судебного участка Чаинского судебного района Томской области от 03.05.2023 Столяров В.Н., занимавший должность Главы Администрации Чаинского района Томской области, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание. Постановлениями мирового судьи судебного участка Чаинского судебного района Томской области от 04.05.2023 производство по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации Чаинского сельского поселения, главы Администрации Усть-Бакчарского сельского поселения прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В Реестре муниципальной собственности муниципального образования «Чаинский район Томской области» в разделе Казна муниципального образования «Чаинский район» имеется запись: п.94. Баржа – площадка сухогрузная, бортовой номер 01-86 ТЖ, год постройки 1979, балансовая стоимость 59 000 руб. Остальные спорные плавучие объекты не состоят на балансе Администрации Чаинского района Томской области, лицо, ответственное за обеспечение безопасности, ответчиком не назначалось, обслуживание указанных плавучих объектов ни за кем не закреплено, технической документации нет. Спорные плавучие объекты в реестре государственного имущества Томской области, реестре федерального имущества отсутствуют. Решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 26.08.2016 Администрации Чаинского района Томской области предоставлен в пользование водный объект (участок реки Чая). Автомобильная дорога с. Варгатер – с. Стрельниково (имеет место пересечения дороги плавучими объектами) находится в собственности муниципального района. МБУ «Маяк» Усть-Бакчарского сельского поселения обслуживало в 2022 году указанную автомобильную дорогу на основании муниципального контракта. Плавучий объект –баржу, соединяющий левый и правый берега реки Чая, МБУ «Маяк» не обслуживает. ГУП ТО «Областное ДРСУ» не имеет отношения к плавучим объектам и несамоходной барже с бортовым номером 01-86 ТЖ, указанным в представлении транспортного прокурора.

Указанные факты подтверждаются пояснениями представителя истца, материалами дела, фотографиями, отзывами третьих лиц и не оспорены ответчиком.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, с учетом приведенных выше положений закона, устава муниципального образования «Чаинский район Томской области», суд приходит к выводу, что вопросы эксплуатации названных плавучих объектов относятся именно к компетенции муниципального района «Чаинский район Томской области».

На основании ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Пунктом 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В судебном заседании установлено, что 7 плавучих объектов, размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов, размещаемых в акватории у 111,1 км. р.Чая у с.Подгорное в казне муниципального образования «Чаинский район Томской области» не числятся, ответчиком не принимались меры по оформлению права муниципальной собственности на данные объекты. Указанные плавучие объекты являются движимым имуществом, поскольку не обладают признаками недвижимой вещи, определенными в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть перемещены без несоразмерного ущерба своему назначению и не являются прочно связанными с землей.

В настоящее время собственников данных объектов не имеется, денежные средства на их содержание никем не выделяются, техническая документация, акты осмотра и проверки отсутствуют, контроль за техническим состоянием плавучих объектов, за соответствием их требованиям безопасности, за проведением своевременного технического обслуживания и ремонта не осуществляется, ответственные лица за выполнение названных мероприятий не назначались. Между тем вышеназванными плавучими объектами пользуется неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетние дети. Не оформление ответчиком права собственности на плавучие объекты препятствует их безопасному содержанию и эксплуатации, осуществлению контроля за их техническим состоянием, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Учитывая приведенные нормы права, на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию Чаинского района Томской области возложена обязанность по соблюдению требований вышеуказанного действующего законодательства, устава при эксплуатации и содержании спорных плавучих объектов в пригодном для эксплуатации состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан.

Таким образом, обязанность по принятию мер по постановке на учет в ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть», классификации и освидетельствованию в ФАУ «Российское Классификационное Общество», по признанию движимого имущества бесхозяйным и принятию его в собственность муниципального образования, возложена на органы местного самоуправления, следовательно, Администрация Чаинского района Томской области является надлежащим ответчиком по данному делу.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности, наделенных равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Однако, свою обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия, административный ответчик не исполнил, доказательств обратному, опровергающих материалы проверки, отсутствия бездействия ответчиком суду не представлено.

Поскольку возложенные указанными выше нормативными правовыми актами на ответчика обязанности не исполнены, суд констатирует бездействие Администрации Чаинского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет спорных плавучих объектов, их классификации и освидетельствованию, по признанию указанного движимого имущества бесхозяйным и принятию его в муниципальную собственность, что нарушает права и законные интересы интересы неопределенного круга лиц на безопасное пользование указанными плавучими объектами при переходе с одного берега реки Чая на другой, может создать угрозу их жизни и здоровью, повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации при судоходстве.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Эксплуатация ответчиком данных плавучих объектов в отсутствие классификации, освидетельствования, учета в реестре плавучих объектов, документов, подтверждающих их годное техническое состояние, противоречит требованиям законодательства в сфере внутреннего водного транспорта Российской Федерации, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность судоходства, существенно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

В связи с чем, подлежит удовлетворению требование о запретите ответчику эксплуатировать указанные плавучие объекты на р. Чая с момента вступления решения суда в законную силу до признания указанных плавучих объектов годными к эксплуатации по результатам освидетельствования ФАУ «Российское Классификационное Общество».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, различными органами власти, в т.ч. органами местного самоуправления, их должностными лицами путем совершения действий, предусмотренных ст. 22 Указанного Закона, в т.ч. путем проведения проверок, привлечения специалистов.

Исходя из ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Реализация прокурором права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц соответствует предусмотренному статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Круг лиц, которым может быть причинен ущерб, в данном случае не может быть установлен окончательно и поэтому является неопределенным.

Поскольку требования транспортного прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом он обосновал в своем иске, в чем заключаются интересы, угроза нарушения прав, и как интересы должны быть защищены, суд полагает, что действия транспортного прокурора по обращению с иском осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание бездействие ответчика, являющегося владельцем спорных плавучих объектов и осуществляющего деятельность по их эксплуатации, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, суд принимает во внимание обстоятельства дела, длительность не устранения нарушений, баланс интересов сторон, объем действий, который ответчику необходимо совершить для устранения нарушения требований указанного законодательства, мнения представителей сторон в отношении срока устранения нарушений, интересы неопределенного круга лиц, суд считает необходимым установить срок для совершения указанных действий в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В силу п/п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Поскольку транспортным прокурором подан иск неимущественного характера в интересах неопределенного круга лиц, то в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 300 рублей. Суд также принимает во внимание, что государственная пошлина в размере 300 рублей не уплачена, поэтому данная сумма не приобретает статуса судебных расходов административного истца.

В соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплату государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

То есть, данная категория плательщиков освобождается от уплаты государственной пошлины как при подаче исковых заявлений, так и в случае, если они являются ответчиками при удовлетворении иска, заявленного к ним, лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, независимо от характера спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Томского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чаинского района Томской области о признании бездействия незаконным, о понуждении совершить действия, о запрете эксплуатации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Чаинского района Томской области по непринятию мер по признанию движимого имущества: 7 плавучих объектов, состоящих из 5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объектов длиной 18 м. и шириной 2,5 м., размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное Чаинского района Томской области бесхозяйным и принятию его в собственность муниципального образования, по эксплуатации, установке и содержанию 3 плавучих объектов на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, в отсутствие их учета в администрации бассейна внутренних водных путей, по эксплуатации, установке и содержанию 3 плавучих объектов, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, в отсутствие их классификации и освидетельствования в ФАУ «Российское Классификационное Общество».

Обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по признанию движимого имущества: 7 плавучих объектов, состоящих из 5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объектов длиной 18 м. и шириной 2,5 м., размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное Чаинского района Томской области бесхозяйным и принятию его в собственность муниципального образования, поставить на учет в ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть» 3 плавучих объекта на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, классифицировать и освидетельствовать в ФАУ «Российское Классификационное Общество» 3 плавучих объекта на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области.

Запретить ответчику эксплуатировать 3 плавучих объекта на р. Чая, состоящих из: 7 плавучих объектов (5 плавучих объектов длиной 9 м. и шириной 2,6 м., 2 плавучих объекта длиной 18 м. и шириной 2,5 м.), размещаемых в акватории у 49,8 км. р. Чая у с. Гришкино, 6 плавучих объектов длиной 6 м. и шириной 2 м., размещаемых в акватории у 111,1 км. р. Чая у с. Подгорное, одного плавучего объекта с бортовым номером 01-86 ТЖ, размещенного в акватории у 145,6 км. р. Чая у с. Стрельниково Чаинского района Томской области, с момента вступления решения суда в законную силу до признания указанных плавучих объектов годными к эксплуатации по результатам освидетельствования ФАУ «Российское Классификационное Общество».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий: подпись Кошелева Н.В.

Мотивированный текст решения изготовлен 20.11.2023.

Судья: Кошелева Н.В.

Копия верна: Судья Кошелева Н.В.

Секретарь Матросова О.Н.