Дело № 2-118(2)/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 мая 2016 года р.п. Екатериновка
Ртищевский районный суд Саратовской области
в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.
при секретаре Чунчурове Р.С.,
с участием представителя ответчика – администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области об оспаривании решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории,
установил:
ФИО2 обратился в Ртищевский районный суд Саратовской области с указанными исковыми требованиями.
В обоснование исковых требований, с учетом уточнений и дополнений, истцом указано, что Постановлением администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 593000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 450000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области, указанные земельные участки на основании дежурной кадастровой карты и картографических материалов являются частью инвестиционной площадки, входящей в инвестиционный паспорт Екатериновского муниципального района Саратовской области, утвержденный Решением Екатериновского районного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ и включенной в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ведении государственной информационно-аналитической базы данных инвестиционных проектов и единой информационной базы свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки».
Истец указывает, что не согласен с указанными постановлениями, поскольку ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, не предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, по мнению истца, указанные испрашиваемые земельные участки не входят в состав инвестиционных площадок, предусмотренных инвестиционным паспортом.
В настоящее время испрашиваемые земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет под номером № и номером №, что, по мнению истца, также является незаконным.
Истец просит суд:
- признать незаконным и отменить решение администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 593000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;
- признать незаконным и отменить решение администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 450000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;
- обязать администрацию Екатериновского муниципального района Саратовской области согласовать предоставление земельных участков и утвердить схему земельных участков на кадастровом плане территории;
- обязать администрацию Екатериновского муниципального района Саратовской области опубликовать решение суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок;
- снять с государственного кадастрового учета земельные участки № и №.
В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал об отложении судебного заседания, причина заявления ходатайства не указана.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца, признав причины его неявки неуважительными.
Представитель ответчика - администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области ФИО1 исковые требования не признала, указав, что поступившие ДД.ММ.ГГГГ заявления ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории были своевременно рассмотрены, по ним приняты решения об отказе ФИО2 в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, оформленные постановлениями Главы администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, поскольку испрашиваемые земельные участки на основании Решения Екатериновского районного Собрания Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инвестиционного паспорта Екатериновского муниципального района Саратовской области на 2014 год» включены в Инвестиционный паспорт района в раздел «Пустующая промышленная площадка, неосвоенная земля и природные ресурсы», как незастроенный земельный участок, площадью 500 га, находящийся в двух км от р.п. Екатериновка, предназначенный для строительства животноводческой фермы, и из него не исключался.
В настоящее время на указанной территории сформированы земельные участки с кадастровыми номерами и №, № и №, которые Решением Екатериновского районного Собрания Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инвестиционного паспорта Екатериновского муниципального района Саратовской области на 2016 год» также включены в Инвестиционный паспорт района, а поэтому указанные земельные участки не могли быть предоставлены ФИО2, в связи с чем ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (пункт 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (пункт 2).
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно информационному письму Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 года № 7-ВС-7105/15, в исковом порядке рассматриваются гражданские дела о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве.
На основании пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, установленной указанным пунктом, в том числе, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
На настоящее время в соответствии с Законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
На основании пункта 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В силу пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Как предусмотрено подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию Екатериновского муниципального района Саратовской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, площадью 593000 кв.м. и 450000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
В поступивших заявлениях о предварительном согласовании предоставления земельных участков основания предоставления земельных участков без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации указаны не были.
Государственная собственность на испрашиваемые земельные участки, являющиеся землями сельскохозяйственного назначения, не разграничена.
Заявления были зарегистрированы в установленном порядке и своевременно рассмотрены в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлениями администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и № ФИО2 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
По заключению отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, указанные земельные участки на основании дежурной кадастровой карты и картографических материалов являются частью инвестиционной площадки, входящей в инвестиционный паспорт Екатериновского муниципального района Саратовской области, утвержденный Решением Екатериновского районного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ и включенной в Постановление Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ведении государственной информационно-аналитической базы данных инвестиционных проектов и единой информационной базы свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки».
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из преамбулы Закона Саратовской области от 28.06.2007 N 116-ЗСО (ред. от 24.12.2015) "О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области", настоящий Закон направлен на развитие инвестиционной деятельности, создание для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Саратовской области, режима наибольшего благоприятствования, на увеличение налогооблагаемой базы и доходов бюджетов всех уровней, а также в соответствии с федеральными законами устанавливает формы и условия предоставления инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Саратовской области, режима наибольшего благоприятствования и формы прямого участия органов государственной власти области в инвестиционной деятельности.
На основании статьи 1 Закона Саратовской области от 28.06.2007 N 116-ЗСО режим наибольшего благоприятствования - совокупность мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории области. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется инвесторам, поставленным на налоговый учет в налоговых органах на территории области и заключившим инвестиционный договор в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Саратовской области от 28.06.2007 N 116-ЗСО органы исполнительной власти области во взаимодействии с инвесторами осуществляют формирование информационно-аналитической базы данных инвестиционных проектов, реализуемых на территории области, и единой информационной базы свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки.
Согласно Положению о ведении информационно-аналитической базы данных инвестиционных проектов и единой информационной базы свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки, утвержденному Постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2008 N 145-П, настоящее Положение определяет порядок ведения информационно-аналитической базы данных инвестиционных проектов и единой информационной базы свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки.
Информационно-аналитическая база данных инвестиционных проектов и единая информационная база свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки созданы и ведутся с целью обеспечения в соответствии с законодательством свободного доступа потенциальных инвесторов и иных лиц к информации об инвестиционных проектах, реализуемых и планируемых к реализации на территории области, в том числе требующих финансирования, свободных производственных площадках, оборудовании, территориях для застройки, расположенных в Саратовской области и пригодных для осуществления инвестиционной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Саратовской области от 04.04.2008 N 145-П, органом, уполномоченным на ведение единой информационной базы данных, является министерство экономического развития и инвестиционной политики области
Согласно сообщению Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, информация о запрашиваемом земельном участке была направлена в Министерство приложением к письму главы администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и размещена на официальном двуязычном Интернет-портале «Инвестиционный портал Саратовской области» http://invest.saratov.gov.ru в течение 10 рабочих дней со дня поступления в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 04.04.2008 года «О ведении государственной информационно-аналитической базы данных инвестиционных проектов и единой информационной базы свободных производственных площадок и оборудования, территорий для застройки». Указанная база создана и ведется с целью информирования потенциальных инвесторов и иных лиц о свободных производственных площадках, оборудовании, территориях для застройки.
Согласно карточке свободной производственной площадки и оборудования, территории для застройки №, испрашиваемый земельный участок площадью 59,3 га с возможностью расширения до 500 га, расположен в <адрес>, является производственной площадкой под строительство животноводческой фермы, предприятия, растениеводство.
ФИО2, как следует из материалов дела, инвестором не является, не относится к числу лиц, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также к числу иных лиц, указанных в подпункте 22 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имело права на приобретение земельного участка без проведения торгов, то у администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, установленные подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 и пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
При рассмотрении настоящего дела установлено, что администрация Екатериновского муниципального района имела полномочия на принятие обжалуемых решений, порядок принятия решений соблюден, содержание оспариваемых решений соответствует требованиям закона, а поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Екатериновского муниципального района Саратовской области об оспаривании решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.
Судья