ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-118 от 14.02.2012 Абинского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Абинский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Абинский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        К делу № 2-118/2012 г.РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«14» февраля 2012 г. г. Абинск Абинский районный суд Краснодарского края в составе:председательствующего Осташевского М.А.,при секретаре Синченко С.С.,с участием старшего помощника прокурора Титовой Е.В.,представителей администрации МО Абинский район Демидовой Е.А. Семендяева А.В.,представителя ИФНС России по Абинскому району Тенгелиди М.Ю.,представителя администрации Абинского городского поселения Китаева В.В.,представителя Светлогорского сельского поселения Мироненко П.П.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Абинского района Парпула В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Абинский район к администрации муниципального образования Абинский район о признании незаконными решения (действия) администрации муниципального образования Абинский район,УСТАНОВИЛ:Исполняющий обязанности прокурора Абинского района Парпула В.В. обратился в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования Абинский район к администрации муниципального образования Абинский район в котором просит признать незаконным решение (действия) администрации муниципального образования Абинский район по реализации ст. 6 Соглашения о взаимодействии администрации муниципального образования Абинский район, администраций городских и сельских поселений Абинского района и ИФНС России по Абинскому району от ДД.ММ.ГГГГ в части оказания содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Обязать администрацию муниципального образования Абинский район устранить допущенные нарушения закона путем исключения из ст. 6 Соглашения о взаимодействии положений, касающихся вручения налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 НК РФ, по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогооблажения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения налогового законодательства установлен факт заключения ДД.ММ.ГГГГ территориальным налоговым органом с органами местного самоуправления Абинского района соглашения о взаимодействии, условия которого противоречат требованиям действующего законодательства. Так, администрацией муниципального образования Абинский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, ИФНС России по Абинскому району заключено соглашение о взаимодействии. Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как НК РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено. Ненадлежащее уведомление налогоплательщика влечет принятие судом решения о нарушении прав налогоплательщика и является основанием для признания действий налогового органа, и последующих решений о взыскании незаконными. Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципальных образований, что противоречит требованиям ч.2 ст.132 Конституции. РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Старший помощник прокурора Абинского района - Титова Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.

Представители администрации МО Абинский район -Семендяев А.В. и Демидова Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований и пояснили, что администрацией МО Абинский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, ИФНС России по Абинскому району заключено соглашение о взаимодействии. Прежде чем направить заказным письмом уведомление и требование об уплате налогов налоговый орган обязан использовать все возможные способы вручения уведомлений, требований плательщику, результатом чего должен быть утвержден факт получения этого требования и уведомления. В качестве такого способа налоговые органы используют такую форму взаимодействия, как Соглашения с органами местного самоуправления. Налоговое законодательство не содержит запрета на использование именно этого способа вручения. Взаимодействие между Администрацией МО Абинский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, ИФНС России по Абинскому району осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Администрацией муниципального образования Абинский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, ИФНС России по Абинскому району заключено соглашение о взаимодействии. Данное Соглашение составлено на основе Типового Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, направленного для использования в работе письмами УФНС России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № @ и от ДД.ММ.ГГГГ № @. Налоговый орган не передает, а муниципальное образование не принимает государственные полномочия, а лишь оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий, а именно: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. При передаче каких-либо полномочий иному органу должна быть предусмотрена ответственность. Обжалуемое соглашение не содержит положений о какой-либо ответственности органов местного самоуправления. За неисполнение данного соглашения последствия не вручения требований и уведомлений, возлагается на налоговый орган. Содействие органов местного самоуправления заключается в оказании помощи работникам налогового органа по розыску и установлению фактического места нахождения и проживания налогоплательщиков с целью вручения налогоплательщикам уведомлений и требований. Практика направления налоговых уведомлений заказным порядком через почтовые отделения Почты России показывает, что значительный объем, направленных таким образом уведомлений и требований, фактически плательщику не вручается, возвращается с пометкой «не проживает», либо «с истечением срока хранения». При этом плательщик фактически проживает по указанному адресу и только не явился в почтовое отделение. С целью экономии бюджетных средств и при наличии непосредственной обязанности по обеспечению полноты и своевременности уплаты налогов, налоговые органы вынуждены применять альтернативные почте способы доставки налоговых уведомлений.

Представитель ИФНС России по Абинскому району Тенгелиди М.Ю. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований и пояснил, что администрацией МО Абинский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, ИФНС России по Абинскому району заключено соглашение о взаимодействии. Прежде чем направить заказным письмом уведомление и требование об уплате налогов налоговый орган обязан использовать все возможные способы вручения уведомлений, требований плательщику, результатом чего должен быть утвержден факт получения этого требования и уведомления. В качестве такого способа налоговые органы используют такую форму взаимодействия, как Соглашения с органами местного самоуправления. Налоговое законодательство не содержит запрета на использование именно этого способа вручения. Взаимодействие между Администрацией МО Абинский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, ИФНС России по Абинскому району осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. Администрацией муниципального образования Абинский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, ИФНС России по Абинскому району заключено соглашение о взаимодействии. Данное Соглашение составлено на основе Типового Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, направленного для использования в работе письмами УФНС России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № @ и от ДД.ММ.ГГГГ № @. Налоговый орган не передает, а муниципальное образование не принимает государственные полномочия, а лишь оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий, а именно: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. При передаче каких-либо полномочий иному органу должна быть предусмотрена ответственность. Обжалуемое соглашение не содержит положений о какой-либо ответственности органов местного самоуправления. За неисполнение данного соглашения последствия не вручения требований и уведомлений, возлагается на налоговый орган. Содействие органов местного самоуправления заключается в оказании помощи работникам налогового органа по розыску и установлению фактического места нахождения и проживания налогоплательщиков с целью вручения налогоплательщикам уведомлений и требований. Практика направления налоговых уведомлений заказным порядком через почтовые отделения Почты России показывает, что значительный объем, направленных таким образом уведомлений и требований, фактически плательщику не вручается, возвращается с пометкой «не проживает», либо «с истечением срока хранения». При этом плательщик фактически проживает по указанному адресу и только не явился в почтовое отделение. С целью экономии бюджетных средств и при наличии непосредственной обязанности по обеспечению полноты и своевременности уплаты налогов, налоговые органы вынуждены применять альтернативные почте способы доставки налоговых уведомлений. Кроме того, в заявлении не указано, какие именно права муниципальных образований нарушены в результате оказания содействия, какие положения нормативно-правовых документов нарушены налоговым органом.

Представитель администрации Абинского городского поселения - Китаев В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления.

Глава Светлогорского сельского поселения Абинского района Мироненко П.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления.

Глава Федоровского сельского поселения Абинского района Бублик М.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении требований в его отсутствие. Против удовлетворения заявления не возражал.

Глава Холмского сельского поселения Абинского района Ахуба В.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении требований в его отсутствие.

Представитель Ахтырского городского поселения Абинского района в судебное заседание не явился, о времени и дне судебного заседания извещен.

Представитель Варнавинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и дне судебного заседания извещен.

Представитель Мингрельского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и дне судебного заседания извещен.

Представитель Ольгинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и дне судебного заседания извещен.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Абинский район и органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, а также ИФНС России по Абинскому району заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно ст. 6 вышеуказанного Соглашения, органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Однако, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 от 27.11.2010 «О налоговых органах Российской Федерацию» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Согласно ст.4 НК РФ налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.1 НК РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст.85 НК РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

Из ст.ст.358, 362, 396 НК РФ следует, что суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Согласно п.9 ч.1 ст.32 НК РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также возложена обязанность ежегодно до 01 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено.

В судебном заседании установлено, что выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципальных образований.Таким образом, суд приходит к выводу, что заключенное между администрацией муниципального образования Абинский район и органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, а также ИФНС России по Абинскому району соглашение о взаимодействии, противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления.При таких обстоятельствах суд полагает требования и.о. прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, судРЕШИЛ:Заявление и.о. прокурора Абинского района Парпула В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Абинский район к администрации муниципального образования Абинский район о признании незаконными решения (действия) администрации муниципального образования Абинский район удовлетворить.Признать незаконным решение (действия) администрации муниципального образования Абинский район по реализации ст. 6 Соглашения о взаимодействии администрации муниципального образования Абинский район, администраций городских и сельских поселений Абинского района и ИФНС России по Абинскому району от 16 ноября 2010 года в части оказания содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст.102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Обязать администрацию муниципального образования Абинский район устранить допущенные нарушения закона путем исключения из ст. 6 Соглашения о взаимодействии положений, касающихся вручения налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст.102 НК РФ, по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Абинский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.Председательствующий