Мотивированное решение изготовлено 23.01.2018 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18.01.2018 года Невьянский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кордюковой Н.А. с участием прокурора Дубовик М.Д. при секретаре Стариковой О. А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Аятское» о возложении обязанности У С Т А Н О В И Л: Невьянский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Аятское» о возложении обязанности: Организовать вывоз отходов птицеводства с земельных участков без координат границ, с условным центром в точке с географическими координатами 57,413436° северной широты; 60,656601° восточной долготы; с условным центром в точке с географическими координатами 57,406764° северной широты; 60,713895° восточной долготы; Приостановить деятельность ЗАО «Аятское» по приему и дополнительному складированию отходов производства на указанные земельные участки; Взыскать с ЗАО «Аятское» в пользу муниципального образования «Невьянский городской округ» денежные средства в сумме 1617 040 рублей в счет компенсации ущерба, причиненного почве земельного участка в результате нарушения правил обращения с отходами птицеводства. В обоснование своих исковых требований прокурор указал на то, что Невьянской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства ЗАО «Аятское». В ходе проверки установлено, что ЗАО «Аятское» осуществляет складирование на земельные участки биологического вещества - помета птичьего, что является нарушением частей 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По договору №15-В от 21.09.2017 ООО «Птицефабрика «Среднеуральская» передавало сырье для производства органических удобрений на основе куриного помета в ЗАО «Аятское». В соответствии с п. 2.2 указанного Договора товар выгружался на земельные участки ЗАО «Аятское», то есть на территории ..... В ходе проверочных мероприятий установлен факт вывоза и размещения отходов производства и потребления в нарушение установленных санитарных требований. Складирование осуществлялось: 1) на земельный участок без координат границ, расположенный примерно в 1 400 м. в западном направлении от ...., площадью 2231 кв. м., с условным центром в точке с географическими координатами *** северной широты; *** восточной долготы. Согласно сведениям публичной кадастровой карты указанный участок местности расположен в кадастровом квартале ***, 2) на земельный участок без координат границ, расположенный примерно в 177 м. в восточном направлении от ..... с условным центром в точке с географическими координатами *** северной широты; ***° восточной долготы, площадью 440 кв. м. Согласно сведениям публичной кадастровой карты указанный участок местности расположен в кадастровом квартале ***. На данном участке обнаружены сооружения из железо-бетонных плит — силосные ямы (траншеи) с железо-бетонными основанием и стенами. В ходе проверки установлено, что на указанные земельные участки допускался вывоз и размещение отходов производства и потребления (куриный помет) в нарушение требований СанПиН *** (п.3.1-обезвреживание твердых бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях). Кроме того, установлено нарушение требований к складированию отходов производства и потребления (куриный помет) - допускается складирование на открытой площадке, что не соответствует требованиям п.2.5, 3.2 СанПиН 2.00.00.0000-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Кроме того, в ходе проверочных мероприятий установлено несоблюдение условий при размещении и хранении отходов производства и потребления: отсутствует обваловка, изоляционный (подстилающий) и укрывной материал, что является нарушением требований п. 3.7 СанПиН 2.00.00.0000-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Общий объем отходов птицеводства на земельном участке в кадастровом квартале *** составляет не менее 1189 м3. Географические координаты крайних точек мест несанкционированного складирования отходов - *** В ходе проверочных мероприятий установлено, что размер вреда, причиненного почвам земель на земельном участке в кадастровом квартале *** в районе 1 км на запад от ...., в результате складирования отходов производства и потребления, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда,, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденный приказом Минприроды России от 00.00.0000*** составил 1 617 040 рублей. Прокурор исковые требования в судебном заседании поддержал в полном объеме. Представитель администрации Невьянского городского округа против удовлетворения исковых требований не возражает. Ответчик представитель ЗАО «Аятское», исковые требования признал частично и пояснил, что планировали развести удобрение по полям осенью, но прокурор запретил им проводить работы. Теперь они смогут вывезти удобрение только в весеннее время. Против взыскания ущерба они также возражают. 3 лицо -Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, в судебное заседание не явилось. О месте и времени рассмотрения дела извещено своевременно. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу: В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. На основании ст. 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе судебного заседания установлено, что по договору ***-В от 00.00.0000 ООО Птицефабрика «Среднеуральская» передавало сырье для производства органических удобрений на основе куриного помета ЗАО «Аятское». В соответствии с п. 2.2 указанного Договора товар выгружался на земельные участки ЗАО «Аятское», то есть на территории ..... В ходе проверочных мероприятий прокуратуры установлен факт вывоза и размещения отходов производства и потребления в нарушение установленных санитарных требований. Складирование осуществлялось: на земельный участок без координат границ, расположенный примерно в 1 400 м. в западном направлении от ...., площадью 2231 кв. м., с условным центром в точке с географическими координатами 57,413436° северной широты; 60,656601° восточной долготы; на земельный участок без координат границ, расположенный примерно в 177 м. в восточном направлении от ..... с условным центром в точке с географическими координатами 57,406764° северной широты; 60,713895° восточной долготы, площадью 440 кв. м. Согласно сведениям публичной кадастровой карты указанные участки местности расположены в кадастровом квартале ***. и в кадастровом квартале ***, Обнаружены сооружения из железо-бетонных плит — силосные ямы (траншеи) с железо-бетонными основанием и стенами. На бетонном основании которых обнаружены отходы производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на указанные земельные участки допускался вывоз и размещение отходов производства и потребления (куриный помет). Требования СанПиН 42-128-4690-88 (п.3.1-обезвреживание твердых бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях). Установлено нарушение требований к складированию отходов производства и потребления (куриный помет) - допущено складирование на открытой площадке, что не соответствует требованиям п.2.5, 3.2 СанПиН 2.00.00.0000-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В соответствии с п.2.5 СанПиН 2.00.00.0000-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» различают, в том числе, следующие основные способы складирования: -складирование вне производственной территории-на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению; - складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений. На основании п. 3.2 СанПиН 2.00.00.0000-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается: - на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; - на приемных пунктах сбора вторичного сырья; - на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; - на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В ходе проверочных мероприятий установлено несоблюдение условий при размещении и хранении отходов производства и потребления: отсутствует обваловка, изоляционный (подстилающий) и укрывной материал, что является нарушением требований п. 3.7 СанПиН 2.00.00.0000-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в соответствии с которыми при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: -временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; -поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); -поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); -по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; -поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Общий объем отходов птицеводства на земельном участке в кадастровом квартале *** составляет не менее 1189 м3. Географические координаты крайних точек мест несанкционированного складирования отходов - *** Кроме того, были изъяты образцы почвы на указанном выше земельном участке без координат границ, расположенном примерно в 1 400 м. в западном направлении от ..... Согласно экспертному заключению от 00.00.0000 в отобранных пробах почв выявлено превышение индекса БГКП в 10 раз (100 кл/г при величине допустимого уровня 10 кл/г). Невыполнение требований земельного и природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем и нарушению прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. 07.12.2017г. по факту загрязнения земли вредными продуктами хозяйственной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными биологическими веществами при их хранении, повлекшее причинение вреда окружающей среды отделом дознания МО МВД России «Невьянский» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 254 УК РФ. В ходе проверочных мероприятий установлено, что размер вреда, причиненного почвам земель на земельном участке в кадастровом квартале *** в районе 1 км на запад от ...., в результате складирования отходов производства и потребления, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда,, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденный приказом Минприроды России от 00.00.0000*** составил 1 617 040 рублей. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 00.00.0000 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы. В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 76 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с ЗАО «Аятское» в пользу муниципального образования «Невьянский городской округ» денежные средства в сумме 1 617 040 рублей в счет компенсации ущерба, причиненного почве земельного участка в результате нарушения правил обращения с отходами птицеводства. Рассматривая требования прокурора об освобождении земельного участка от отходов птицеводства, суд считает необходимым установить срок до 31 05.2018г., поскольку в зимних условиях невозможно качественно освободить земельный участок. Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Возложить на ЗАО «Аятское» обязанность организовать вывоз отходов птицеводства с земельных участков без координат границ, с условным центром в точке с географическими координатами 57,413436° северной широты; 60,656601° восточной долготы; с условным центром в точке с географическими координатами 57,406764° северной широты; 60,713895° восточной долготы; до 31 05.2018г. Приостановить деятельность ЗАО «Аятское» по приему и дополнительному складированию отходов производства на указанные земельные участки до 31 05.2018г. Взыскать с ЗАО «Аятское» в пользу муниципального образования «Невьянский городской округ» денежные средства в сумме 1 617 040 рублей в счет компенсации ущерба, причиненного почве земельного участка в результате нарушения правил обращения с отходами птицеводства. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме с подачей жалобы через Невьянский городской суд. Судья: |