Дело № 2-1180\2019
УИД 24RS0002-01-2019-000690-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2019 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Лазовской Г.И.,
с участием представителя процессуального истца Ачинского межрайонного прокурора – помощника прокурора Малиновской Р.А.,
ответчика ФИО1,
при секретаре Полатовской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств в сумме 77 240 руб. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по вопросу предоставления единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан, было установлено, что КГКУ «ЦЗН г.Ачинска» и ФИО1 был заключен договор от 10.09.2018 г. о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности безработных граждан, по условиям которого ответчик должен был зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя согласно бизнес-плану «Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования», для чего ему была предоставлена единовременная финансовая помощь в размере 77 240,00 рублей. В силу п. 2.1.3, 2.1.4 Договора ФИО1 обязался произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом для приобретения оборудования, не позднее 90 календарных дней с момента перечисления, предоставить в КГКУ «ЦЗН г. Ачинска» копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи. Однако, данное обязательство не исполнил должным образом. Письмом от 27.12.2018 КГКУ «ЦЗН г.Ачинска» направило ФИО1 уведомление о необходимости возврата денежных средств, на основании п.п.2 п.4.1 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 №429-п. После направления уведомления, ФИО1 представил документы, свидетельствующие о приобретении им оборудования, часть из которого отличалась от заявленного в бизнес-плане, а, кроме того, не предоставлены были документы, подтверждающие приобретение оборудования на сумму 6000 рублей. Таким образом, ответчиком не исполнены обязательства по договору от 10.09.2018 г., в связи с чем, на основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор посчитал необходимым обратиться в суд с настоящим исковым заявлением ( л.д. 2-3 ).
В судебном заседании представитель процессуального истца- помощник Ачинского межрайпрокурора Малиновская Р.А. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям.
Представитель третьего лица Краевого государственного Казенного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска», будучи неоднократно извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил, письменного отзыва на исковые требования не представил.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражая против заявленных исковых требований, указал, что бизнес-план ему составляла соответствующая организация, поскольку он с этим ранее никогда не сталкивался, после оформления документов и получения единовременной финансовой помощи в сумме 77 240 рублей от Центра занятости населения, он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, приобретение оборудования заняло гораздо больше времени, чем он предполагал, часть из заявленного в бизнес плане он не нашел, поэтому приобретал его аналог, а часть приобрел на вторичном рынке. Какого-либо уведомления из Центра занятости он не получал и уже в декабре 2018 г. самостоятельно принес документы, подтверждающие освоение им 73 814 рублей, а также приобретение не заявленной в бизнес-плане, но необходимой для предпринимательской деятельности флешки в сумме 8000 рублей для использования электронной подписи. Полагал, что этого будет достаточно. Однако, после вызова его в прокуратуру г. Ачинска и сообщения о том, что он не в полном обьеме исполнил свои обязательства, поскольку не приобрел заявленные в бизнес-плане стеллаж на сумму 3200 руб. и термопистолет на сумму 3000 руб, которые на самом дела у него имелись и приобретались на вторичном рынке, он вынужден был из приобрести и чеки попытался представить в марте 2019 г. в Центр занятости, однако, документы у него уже никто не принял. Однако, уже с декабря 2018 года он осуществляет активно свою предпринимательскую деятельность, заключив договора фактически со всеми муниципальными дошкольными учреждениями и другими учреждениями города, имеет уже большое количество актов выполненных работ, которые представляет суду на обозрение. Полагает, что после взыскания с него предоставленного на открытие бизнеса единовременного пособия, он вынужден будет бизнес прекратить и еще на одного безработного снова станет меньше.
Выслушав представителя процессуального истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013г. №502-п утверждена государственная программа Красноярского края "Содействие занятости населения" Согласно п. 3.1. которого исходя из тенденций развития экономики и рынка труда в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2012г. №429-п утверждена утверждены порядок,, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядок подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядок возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, согласно приложению. (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 04.03.2014 N 65-п).
Пунктами 1.2, 1.3 Постановления Правительства Красноярского края от 30 августа 2012г. №429-п предусмотрено, что предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Получатель имеет право на получение единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации один раз в 5 лет. (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2014 N 434-п)
Согласно п. 2.9. указанного постановления единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства направляется на: аренду нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности; реконструкцию, капитальный ремонт зданий, помещений, сооружений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и находящихся в собственности получателя, в том числе приобретение строительных и отделочных материалов в указанных целях; текущий ремонт зданий, помещений, сооружений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и находящихся в собственности получателя или предоставленных ему в аренду (если обязанности по текущему ремонту возложены на получателя условиями договора аренды), в том числе приобретение строительных и отделочных материалов в указанных целях; приобретение (строительство) зданий, помещений, сооружений, земельных участков; приобретение (изготовление, производство, сборку, установку) основных средств (оборудования, мебели (в том числе офисной), инструментов, электронно-вычислительной техники и иного оборудования для обработки информации, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, контрольно-кассовой техники, факса); изготовление и размещение рекламных материалов.
В силу п.п. 4.1., 4.3. названного постановления Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях: представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение единовременной финансовой помощи; невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 30.04.2015 N 201-п); несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре; ликвидация юридического лица или прекращение получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства; фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого являлся получатель, без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Центр занятости населения в течение 5 календарных дней с момента возникновения нарушений условий предоставления единовременной финансовой помощи, указанных в разделе 2 настоящего Порядка, направляет получателю уведомление о возврате единовременной финансовой помощи в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления.
В случае если получатель не возвратил средства единовременной финансовой помощи в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, денежные средства подлежат возврату в краевой бюджет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании заявления ФИО1 ( л.д.7 ), между ним и КГКУ "Центр занятости населения города Ачинска" 10 сентября 2018 г. заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину (л.д.37-40 ). Предметом договора является предоставление Гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на подготовку документов для соответствующей регистрации в размере 77 240 руб. (пункт 1.1.). Согласно п.2.1.1 Гражданин ФИО1 обязался в течение 30 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности «ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования» и предоставить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИПа и документы, подтверждающие произведенные расходы на подготовку учредительных действий. На основании п.2.1.3 обязался произвести целевое расходование средств единовременной помощи в соответствии с бизнес-планом на приобретение оборудования и не позднее 90 календарных дней представить в Центр занятости населения документы, подтверждающие целевое расходование единовременной финансовой помощи.
При составлении бизнес-плана для предоставления в Центр занятости населения по виду деятельности «Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования», ФИО1 указал в качестве необходимых расходов для предоставления ему единовременной финансовой помощи следующее оборудование: стол компьютерный Вишня Оксфорд-3000 р., стул «Венеция»-2600 р., стеллаж стойка стола компьютерного-3200 р., ноутбук LenovoIdeaPad-22000 р., принетр лазерный -8500 р., телефон BQ BQD-2052 стационарный – 3600 р., термопистолет – 3000 р., набор инструментов CABLEXPERT TK-SOLDER – 1240, тонерный пылесос ЗМ -24000 р., паяльная станция – 5000 р., государственная пошлина при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – 800 руб., всего- на 77240 руб. ( л.д. 29 )
На основании Приказа №215 от 21.09.2018 г. Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска», ФИО1 была назначена и впоследствии перечислена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 76440 рублей и 800 рублей-на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, в целях содействия самозанятости гражданина, признанного в установленном порядке безработным. ( л.д. 47,49-50 )
Во исполнение условий соглашения ФИО1 19.09.2018 г. встал на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя ( л.д. 43 ), был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (л.д.44 )
Как следует из акта от 26 декабря 2018 г., Центр занятости населения города Ачинска подтвердил использование ФИО1 в соответствии с договором №217 от 10.09.2018 г. финансовой единовременной помощи в соответствии с бизнес-планом выбранного вида деятельности на сумму 73 814 рублей ( л.д. 79 ), поскольку им были представлены чеки на приобретение товаров: тонерный пылесос ЗМ-21999 р., ноутбук ASUS- 14490 р., МФУ Лазерный – 16 985 р., термовоздушная паяльная станция – 3300 р., смартфон – 1590 р., стол СК-1 венге – 2000 р., стул венский 2 шт. – 1800 р., принтер лазер – 7999 р., кабель HDMI (M) 3 шт.-650 р.( л.д.53-68)
Данный факт подтвердила в судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела КГКУ «Центр занятости населения г.Ачинска» К.Н.Ю.
Таким образом, в отношении всего заявленного в бизнес-плане оборудования, за исключением стеллажа стойки и термопистолета, ФИО1 представил 26 декабря 2018 г. необходимые документы, подтверждающие их приобретение. В настоящее время им приобретены также стеллаж стойка на сумму 4050 рублей ( л.д. 82-83 ), дополнительный кабель и ноутбук ( л.д. 80-81 ) в целях расширения возможностей бизнеса, т.е. денежные средства, полученные им в качестве финансовой единовременной помощи для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и приобретения оборудования для осуществления деятельности «Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования», использованы ФИО1 в полном объеме. Следовательно, их получение ранее безработным гражданином Российской Федерации, достигли своей цели. На обозрение суду ФИО1 представил суду многочисленные договоры с муниципальными и другими государственными учреждениями города Ачинска на оказание услуг по открытому им виду деятельности, акты выполненных работ.
Процессуальный истец-Ачинский межрайпрокурор, действующий, как указано в исковом заявлении в интересах Российской Федерации, в обоснование своих исковых требований ссылается лишь на то обстоятельство, что ФИО1, в нарушение императивного требования, изложенного в пункте 3.1 договора, представил документы в Центр занятости населения с опозданием и в отношении части оборудования- не соответствующего бизнес-плану по названиям фирм.
Однако, согласиться с такими выводами процессуального истца суд не может.
Так, согласно п. 3.1 договора, гражданин обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в следующих случае: а) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение единовременной финансовой помощи; б) невыполнение обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; в) несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре на предоставление единовременной финансовой помощи; г) ликвидации юридического лица, прекращение получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства- ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации предпринимательской деятельности; д) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого является гражданин, без прекращения гражданином, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства; е) предоставление документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи, по истечении срока, установленного пунктами 2.1.4 и 2.1.5 настоящего договора.
Однако, тот факт, что часть из приобретенного ФИО1 оборудования по названиям фирмы производителя и цене (+ или-) не соответствовала заявленным им в бизнес-плане, а также предоставление документов в Центр занятости населения на 2 дня позже срока, предусмотренного пунктом 2.1.4 Договора от10 сентября 2018 г., нельзя признать существенным нарушением договора, влекущим его расторжение в одностороннем порядке стороной -КГКУ «Центр занятости населения г.Ачинска» и соответственно, истребованием денежных средств у гражданина обратно в краевой бюджет.
Как следует из пункта 4.1 договора о предоставлении единовременной финансовой помощи от 10.09.2018 г., он вступает в силу с момента подписания и действует до момента полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных им.
Вместе с тем, до настоящего времени ни одна из сторон не заявляла и не требовала расторжения договора. Ответчик пояснил в судебном заседании, что продолжает выполнять принятые на себя по данному договору обязательства, осуществляет предпринимательскую деятельность согласно принятому на себя обязательству в соответствии с пунктом 2.1.2 договора.
Доказательств направления ФИО1 уведомления о возврате денежных средств, копия которого представлена прокурором в материалы дела ( л.д. 52 ), не имеется. Ответчик его получение отрицал. Кроме того, данное уведомление не содержит требования одной из сторон договора от 10.09.2018 г.-КГКУ «Центр занятости населения г.Ачинска» об его расторжении в одностороннем порядке.
Однако, согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу требований ст. 450 ГК РФ, одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Вместе с тем, указанных необходимых для расторжения договора в одностороннем порядке существенных нарушений договора со стороны Кисслер АК.Д., судом установлено не было.
Несмотря на направление в Ачинскую межрайпрокурорату заявления с просьбой обратиться в суд в их интересах с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств в сумме 77 240 рублей, каких-либо приказов о возврате единовременной финансовой помощи Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Ачинска» не издавалось. Материальным истцом КГКУ «ЦЗН г.Ачинска» в иске не заявлен, в судебные заседания своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил, письменного отзыва о поддержании исковых требований суду также не представил.
Кроме того, суд учитывает, что прокурор, заявляя исковые требования, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации, требуя взыскания с ответчика денежных средств в доход КГКУ «Центр занятости населения г. Ачинска» и в дальнейшем их обратного поступления в краевой бюджет, с ранее безработного гражданина, достигшего цели произведенной ему финансовой выплаты в целях содействия его самозанятости, не обосновал какие именно интересы Российской Федерации в данном случае им защищаются.
Поскольку выплаченные ФИО1 денежные средства в виде единовременной финансовой помощи на открытие предпринимательской деятельности, несмотря на незначительные нарушения им условий договора, использованы им в полном объеме и достигли своей цели, по мнению суда, взыскание с ФИО1 предъявленной истцом суммы, приведет к материальным затруднениям, что поставит под угрозу осуществление им активно развивающейся предпринимательской, общественно востребованной деятельности, тогда как, целевая программа «Содействия занятости населения» была разработана именно для создания условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность на территории Красноярского края.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ачинского межрайпрокурора в интересах Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Лазовская Г.И.
Мотивированное решение изготовлено судом 26.03.2019 г.