ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1180/2012 от 28.01.2013 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2- 63/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2013 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе:

Председательствующего Смирновой Н.А.

При секретаре Масловой Н.С.,

с участием

представителя прокуратуры Судогодского района ФИО1,

истца ФИО2,

представителя ответчика -администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области ФИО3, действующей по доверенности от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Судогда Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Судогодского района, действующего в интересах ФИО2, к администрации муниципального образования « Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Судогодского района Владимирской области, действуя в интересах ФИО2, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Судогодский район Владимирской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой Судогодского района Владимирской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства на территории Судогодского района, в части внеочередного обеспечения жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Проверкой установлено, что ФИО2, ... года рождения, уроженец ..., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО4, являясь одинокой матерью, была лишена в отношении него родительских прав, а сам ФИО2 направлен в государственное учреждение. ФИО2, в настоящее время, в зарегистрированном браке не состоит, детей не имеет. Жилье в ..., которое было за ним закреплено, согласно акта обследования главы МО «Головинское сельское поселение», фактически разрушено, восстановлению и ремонту не подлежит. В собственности ФИО2 жилья не имеет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь на получение жилья. Следовательно, ФИО2 является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет в установленном порядке был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, окончил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, работает, не учится, на государственном обеспечении не состоит, закрепленного жилья фактически не имеет, в собственности жилья не имеет.

Поскольку, администрацией муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области ФИО2 не обеспечен жильем по договору социального найма, чем нарушаются его законные интересы, прокурор, действуя в интересах последнего, просит суд обязать администрацию МО Судогодский район Владимирской области обеспечить вне очереди ФИО2, ... года рождения, уроженца ..., и являющегося лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением, расположенным на территории муниципального образования Головинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области, общей площадью не менее 26 кв.м., по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.

Определением Судогодского районного суда от ... для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены администрация Владимирской области, Департамент образования администрации Владимирской области, Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, Управление образования администрации МО Судогодский район Владимирской области.

В судебном заседании представитель прокуратуры Судогодского района Владимирской области ФИО1 исковые требования, заявленные в интересах ФИО2, поддержала в полном объеме, поддержав доводы, указанные в иске.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика-администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, мотивируя это тем, что на органы местного самоуправления возлагается обязанность предоставить жилое помещение детям, оставшимся без попечения родителей, лишь после перечисления средств областного бюджета в бюджет муниципального образования. Собственных средств в бюджете муниципального образования «Судогодский район» на обеспечение ФИО2 жильем не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в лице Управления образования администрации МО Судогодский район на судебное заседание, будучи извещенным надлежащим образом о его месте и времени, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в лице Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому средства на приобретение жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции. Однако, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей лежит непосредственно на органе местного самоуправления -администрации МО «Судогодский район».

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в лице администрации Владимирской области и департамента образования администрации Владимирской области ФИО5 (действующая по доверенностям) просила суд рассмотреть дело без её участия, указав, что департамент образования администрации Владимирской области, органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в лице администрации МО Головинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области в судебное заседание, будучи извещенным надлежащим образом о его месте и времени, не явился, об уважительных причинах своей неявки не сообщил, в связи с чем судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии с ч 3. ст. 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции РФ гарантируется каждому право на судебную защиту.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для обеспечения права на жилище. Жилищное законодательство, в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В силу абзацев 2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Как следует из ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-03 « О государственном обеспечении и государственной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенций устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан- не менее 26 кв. метров. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007г. № 55 « О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется, в том числе за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Размер и порядок использования субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определяются соответствующим постановлением Губернатора области.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как установлено в судебном заседании ФИО2, ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца- ФИО4 лишена в отношении него родительских прав.

Тот факт, что собственного жилья ФИО2 не имеет подтверждается уведомлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ... об отсутствии сведений о правах ФИО2 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, а также справкой Судогодского отделения ГУ ВО «Бюро технической инвентаризации».

Согласно паспорта гражданина РФ серии 17 06 ..., выданного истцу ... Покровским ГОМ ОВД Петушинского района Владимирской области, ФИО2 зарегистрирован по адресу: ..., однако по месту регистрации не проживает, поскольку согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от ... данное жилое помещение для проживания не пригодно, восстановлению и ремонту не подлежит.

Постановлением главы МО Головинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области ...А от ... утверждено решение жилищной комиссии администрации МО Головинское сельское поселение от ..., которым ФИО2 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь на получение жилья.

В данное время органом опеки и попечительства управления образования администрации Судогодского района ФИО2 включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых имеется право на получение жилья на 01.09.2012.

До настоящего времени отдельное благоустроенное жилье по договору социального найма истцу и членам его семьи не предоставлено.

Из пояснений представителя ответчика следует, что жилые помещения с учетом установленных социальных норм для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также- для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, приобретаются районной администрацией за счет субвенций из областного бюджета, предусмотренных на эти цели, после чего заключается договор социального найма с лицом из числа вышеуказанной категории.

Указанные обстоятельства согласуются с постановлением Губернатора Владимирской области за ... от 13.07.2005 г. «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения», в соответствии с которым департамент образования администрации области обеспечивает перечисление средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований, выделенных на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают целевое использование средств из областного бюджета, выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец ФИО2 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющий закрепленного за ним жилого помещения, и в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, учитывая, что финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в соответствии с положениями закона системно, то есть в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, подлежит, по мнению суда, на администрацию муниципального образования Судогодский район Владимирской области.

Таким образом суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Судогодского района, действующего в интересах ФИО2 к администрации муниципального образования Судогодский район Владимирской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Судогодского района, действующего в интересах ФИО2, к администрации муниципального образования « Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области за счет средств субвенций бюджета Владимирской области предоставить ФИО2, ... года рождения, уроженцу ..., являющемуся лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м. в границах муниципального образования Головинское сельское поселение Судогодского района Владимирской области.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Смирнова

Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2013 года