<данные изъяты>
№ 2-50/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 08 февраля 2022 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Завьяловой А.В.,
при секретаре – Газизулаевой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-50/2022 по иску ФИО7 к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о признании здания жилым домом, о возложении обязанности по изменению назначения нежилого здания на жилой дом, возложении обязанности по принятию жилого дома в муниципальную собственность, признании права пользования жилым домом, возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с иском к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о признании здания жилым домом, о возложении обязанности по изменению назначения нежилого здания на жилой дом, возложении обязанности по принятию жилого дома в муниципальную собственность, признании права пользования жилым домом, возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого дома, с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>
Свои исковые требования мотивировала тем, что в сентябре 2002 года председатель СПК им Чкалова ФИО1 разрешил семье истца: ФИО7, ее мужу ФИО2 занять полуразрушенное и заброшенное помещение ветеринарной лечебницы, которое пустовала около 15-ти лет, расположенное по адресу: <адрес>. Заняв помещение истец с семьей привели его в состоянии пригодное для проживания, выкорчевали деревья на территории прилегающей к дому, установили в доме окна, двери, перестелили полы, отремонтировали крышу, оштукатурили стены, возвели хозяйственные постройки, выкопали колодец, разработали огород, обнесли усадьбу забором. С 2002 года здание используется как индивидуальный жилой дом, имеется электрическое отопление, вода.
По данным Росреестра здание, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м состоит на кадастровом учете с адресным описанием: <адрес>, назначение - нежилое здание, наименование - административное здание.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 19 сентября 2005 года, здание указано как административное, состоящее из основного строения (два кабинета) и сени площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно сообщению ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» отсутствуют сведения о регистрации права собственности на нежилое строение по адресу: <адрес>
В октябре 2021 года истец ФИО7 обратилась с заявлением в Администрацию Ялуторовского района о признании здания с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание - жилым домом и заключить с ней договор социального найма жилого дома с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В ответе Администрация Ялуторовского района Тюменской области указывает, что для перевода нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в жилое необходимо собственнику данного помещения обратиться с заявлением в МФЦ, также информируют, о том, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью Ялуторовского
района, в связи с этим провести процедуру перевода из нежилого в жилой объект и заключить договор социального найма не представляется возможным.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, согласно ч.1 ст.23 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления.
Характеристики спорного объекта - в части его назначения и адресного описания не соответствуют данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно Технического плана здания изготовленного ООО «Рельеф», здание используется как индивидуальный жилой дом, реконструкции в здание не подвергалось, однако внутри зданий дополнительно установлены перегородки и заложен оконный проем в тамбуре. Фактически спорное здание является жилым домом общей площадью <данные изъяты> кв.м с адресным описанием: <адрес>
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» изменение назначения здания и его адресного описания требует безусловного внесения изменений в ЕГРН.
Учитывая изложенное, жилой дом по адресу: <адрес>, подлежит передаче в муниципальную собственность.
Истец ФИО7 состояла в трудовых отношениях с СПК им.Чкалова, из ее заработной платы удерживали квартплату, что подтверждается трудовой книжкой, протоколом правления № 12 от 23.09.2003 года.
В настоящее время в досудебном порядке узаконить право пользование жилым домом невозможно, в связи с тем, что решением общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива им.Чкалова от 18.03.2005 года, в соответствии с ГК РФ принято решение о ликвидации кооператива и прекращение его деятельности (согласно справке № Т-47 от 21.06.2021 года Архивного отдела Администрации Ялуторовского района ТО).
Истец ФИО7 пользуется жилым помещением с 2002 года, вселилась в жилое помещение на законных основаниях, на условиях применительно к договору найма по решению работодателя. На протяжении всего периода проживания в спорном жилом доме, требования о выселении к ней не предъявлялись, право пользования жилым домом, никем не оспаривалось.
Просит суд: 1)Признать здание с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание - жилым домом с адресом: <адрес>. 2)Возложить на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области обязанность изменить назначение здания с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> назначение: нежилое здание, жилым домом с <адрес>. 3)Возложить на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области обязанность принять в муниципальную собственность жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. 4)Признать за ФИО7 право пользования жилым домом по адресу: <адрес>. 5)Обязать Администрацию Ялуторовского района Тюменской области заключить с ФИО7 договор социального найма жилого дома с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Истец ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнения. Пояснила, что в настоящее время в доме проживает она, ее сын с семьей. Они несут расходы по электроэнергии и отоплению, водопровода, канализации и газа в доме нет. Указала, что общая площадь дома не изменялась с момент их вселения в него. Пояснила, что она проживает в спорном доме с момента вселения постоянно. Ее бывший муж умер, спора в отношении жилого помещения у нее с детьми не имеется.
Представитель истца – адвокат Карамчакова О.Г., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнения, просила их удовлетворить. Пояснила, что земля под строением является муниципальной.
Представитель ответчика Администрации Ялуторовского района Тюменской области ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда. Указал, что спорное жилое помещение никогда в реестре муниципального имущества не значилось. На настоящий момент Администрация Ялуторовского района Тюменской области не несет расходов по содержанию спорного жилого помещения. Указал, что споров о выселении семьи истца из спорного строения не имеется, с 2005 года СПК им.Чкалова ликвидировано, план приватизации его имущества отсутствует.
Третьи лица ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласны (л.д.94-97). Суд признает неявку третьих лиц, не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представители третьих лиц Департамента имущественных отношений Тюменской области, Межрегионального территориального управления Росимущества Тюменской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд признает неявку третьих лиц, не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО7 к Администрации Ялуторовского района Тюменской области.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что
Как установлено судом из исследованных материалов дела и не опровергнуто сторонами, спорное строение, расположенное по адресу: <адрес>, является нежилым, назначение: нежилое строение (административное здание), 1-этажный, кирпичное, общая площадь <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №, собственник – отсутствует, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 ноября 2021 года (л.д.25-26).
Техническая документация на указанное строение отсутствует, что подтверждается уведомлением ГБУ Тюменской области «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации от 07 октября 2021 года (л.д.24) и от 17 декабря 2021 года (л.д.48). При этом имеется технический паспорт на нежилое строение (административное здание), общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.31-34).
Согласно данных Технического плана, составленного ООО «Рельеф» по состоянию на 26 февраля 2021 года (л.д.17-23), указанное здание используется как индивидуальный жилой дом приблизительно с 2002 года, год постройки неизвестен, число этаже – 1, кирпичное, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на кадастровом учете стояло с 25.11.2011 года по 24.12.2019 года. Вид разрешенного использования здания, согласно правил землепользования застройки: для индивидуального жилищного строительства. Здание находится в границах кадастрового квартала №. Какие-либо документы о сменен назначения здания, как и правоустанавливающие документы – отсутствуют. Реконструкции здание не подвергалось, однако внутри здания дополнительно установлены перегородки и заложен оконный проем в тамбуре.
Из выписок из похозяйственной книги за периоды с 2002 по 2006гг., с 2007 по 2011гг., с 2012 по 2016гг. по настоящее время в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживали: ФИО7 (жена), ФИО2, ФИО4 (дочь), ФИО3 (дочь), ФИО9 (сын), ФИО5 (дочь) (л.д.61-63). Как следует из справки администрации Памятнинского сельского поселения от 20 декабря 2021 года (л.д.64), по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО7, ФИО9, ФИО10 Указанное обстоятельство также подтверждается данными их паспортов.
Из пояснений сторон в ходе судебного разбирательства следует, что ФИО7, ФИО9 фактически проживают в спорном строении до настоящего времени. Факт проживания семьи истца ФИО7 в спорном помещении также подтвержден показаниями свидетеля ФИО6
Судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> было предоставлено семье истца ФИО7 председателем СПК им.Чкалова ФИО1 Данный факт не оспорен ответчиком, доказательств иного суду не представлено.
В обоснование вселения истцом представлен договор аренды от сентября 2002 года, заключенный между председателем СПК им.Чкалова ФИО1 (Арендодатель) и ФИО2. (Арендатор) (л.д.11). Согласно указанного договора, арендовано помещение ветеринарной клиники, принадлежащей СПК им.Чкалова, по адресу: <адрес>, сроком на один год для использования его по усмотрению арендатора. За арендованное помещение арендатор ежемесячно вносит в кассу арендодателя 300 рублей, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Договор может быть продлен еще на год по соглашению сторон.
Также в качестве доказательства основания вселения в спорное помещение истцом представлена выписка из протокола правления № 12 от 23 октября 2003 года (л.д.16), а также копия трудовой книжки ФИО7 (л.д.65-69), согласно которой в период с 06 апреля 2002 года по 29 июля 2007 года она работала <данные изъяты> в СПК им.Чкалова и архивная справка от 13 января 2021 года № Т-1, подтверждающие трудоустройство истца ФИО7 в СПК им.Чкалова (л.д.92).
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 2002 года, то есть с момента вселения, в спорное помещение ФИО7 были вселены: ФИО4 (дочь), ФИО3 (дочь), ФИО9 (сын), ФИО5 (дочь).
Отсутствие спорного помещения по адресу: <адрес>, как объекта недвижимого имущества в реестрах государственного имущества Тюменской области, федерального имущества РФ, подтверждается сведениями, предоставленными: Департаментом имущественных отношений Тюменской области от 20.12.2021 года (л.д.51), Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯМАО от 22.12.2021 года (л.д.76).
Также суду не представлено доказательств передачи объекта по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, то есть, не представлен план приватизации имущества СПК им.Чкалова. Отсутствие спорного объекта недвижимости в муниципальной собственности, подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности от 16 декабря 2021 года (л.д.120) и от 30 июня 2021 года (л.д.15).
Из архивной справки от 16 декабря 2021 года № Т-100 (л.д.121) установлено, что в соответствии с приказом Главы администрации Ялуторовского района от 25.05.1999 года № 200-од, был зарегистрирован СПК Чкалова, созданный на базе ТОО «Чкаловское». Решением общего собрания членов СПК им. Чкалова от 18.03.2005 года, в соответствии с ГК РФ принято решение о ликвидации кооператива и прекращении его деятельности. Сведений о правопреемниках СПК им.Чкалова сторонами суду не представлено.
Указанные обстоятельства не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства, доказательств уважительности причин столь длительного срока непринятия занимаемого истцами жилого помещения в муниципальную собственность, ответчиком, в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (часть 2).
Частью 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Согласно положений статей 1,2 и 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передаче в собственность в порядке приватизации подлежат только жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, занимаемые гражданами на основании договоров социального найма.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст. 8 указанного закона № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, кроме того, в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в частности: вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения; назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования (подп. 4, 9 - 11 п. 5 ст Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с подп. б п. 5 ст. 14 указанного закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (подл. 4 п. 2 ст. 15).
Назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется исключительно через характеристики "нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение" (подп. 9 п. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно пункту б части 1 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от б октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
До принятия постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность» все объекты, независимо от того, на чьем балансе они находились, являлись государственной собственностью.
Согласно пункту 2 указанного Постановления и приложения 3 к названному постановлению жилищный и нежилой фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Приложением 3 Постановления определялся перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, которые состояли из объектов социальной направленности, служащих удовлетворению потребностей населения соответствующих муниципалитетов, это: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной структуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, находящиеся на территории муниципалитетов предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения и объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта).
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению № 3020-1.
Изложенные выше нормативные положения направлены на обеспечение сохранения целевого назначения жилищных объектов и защиты публичных интересов, связанных с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере, и, кроме того, обеспечивают защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Статьей 47 указанного Кодекса было предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов гражданину выдавался ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Таким образом, приобретение права пользования жилым помещением ставится в зависимость от ряда условий, указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации и ранее действующем до (дата) Жилищном кодексе РСФСР.
Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был предусмотрен статьей 43 ЖК РСФСР, в соответствии с которой жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Анализ положений ст. ст. 10, 43 Жилищного кодекса РСФСР позволяет сделать вывод о том, что жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту работы, предприятиями, учреждениями, организациями, с которыми они состояли в трудовых отношениях, в бессрочное пользование.
Согласно части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения ФИО7 в спорное жилое помещение, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
В соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма (ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»). В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне - гражданину жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Статья 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Из анализа указанных норм материального права судом установлено, что при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность.
Поскольку спорные правоотношения возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, суд полагает, что при разрешении спора применены, в том числе и положения Жилищного кодекса РСФСР.
Так, в соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного помещения, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.
Аналогичное содержание имела ст. 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики», определяющая структуру жилищного фонда как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Таким образом, на момент вселения истца и членов ее семьи в спорное помещение, которое использовалось в качестве жилого, факт того, что данное помещение числилось как нежилое здание не противоречил действовавшему в тот период жилищному законодательству.
Поскольку истец ФИО7 занимает спорное помещение, которое фактически является индивидуальным жилым домом и между сторонами сложились также фактические жилищные правоотношения, то оснований для отказа в удовлетворении иска по тому мотиву, что спорное помещение является нежилым, не имеется.
Отсутствие у гражданина служебного ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное ему помещение в связи с трудовыми отношениями, не свидетельствует о незаконности вселения. Факт длительного (около 20 лет) проживания истца и членов ее семьи в указанном жилом помещении, их регистрация по месту жительства не оспариваются.
Учитывая, что ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не содержат нормы, касающейся служебных помещений, переданных впоследствии в ведение органов местного самоуправления, судами правомерно применена аналогия закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), исходя из которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, при переходе строения из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, вышеуказанное нежилое здание, которое следует признать жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, по поводу которого возник спор, подлежало передаче в муниципальную собственность в силу закона.
Как следует из сообщения архивного отдела Администрации Ялуторовского района Тюменской области от 16 декабря 2021 года (л.д.121), документы ликвидационного баланса СПК им.Чкалова в архивный отдел на хранение не поступали.
Судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что истцы продолжают распоряжаться спорным жилым домом с момента вселения и по настоящее время, проживают в нем со своей семьей, несут расходы по оплате электроэнергии и коммунальные расходы.
Суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», деятельность органов муниципального образования должна осуществляться, в том числе и исходя из интересов населения.
Принимая во внимание все изложенное, суд полагает, что в рассматриваемом случае неисполнение администрацией Ялуторовского района Тюменской области обязанности, возложенной на нее законом, в частности по принятию нежилого здания, фактически являющегося жилым домом, по поводу которого возник спор, в муниципальную собственность, нарушают права граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не принимались меры по принятию нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> в муниципальную собственность, доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Кроме того, истец ФИО7 обращалась к ответчику Администрации Ялуторовского района Тюменской области с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей приватизации жилого помещения. Однако, Администрацией Ялуторовского района Тюменской области от 11 ноября 2021 года ей было отказано, по причине того, что указанное помещение является нежилым, оно не является муниципальной собственностью Ялуторовского района Тюменской области и решения о его переводе из нежилого в жилое никто не принимал (л.д.35).
В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что неисполнение органом муниципального образования возложенной на него федеральным законом обязанности по принятию в муниципальный жилищный фонд передаваемых жилых и нежилых помещений, не может повлиять на права истца пользоваться жилым помещением по договору социального найма. Вины истца в не включении спорного дома в реестр муниципальной собственности не усматривается.
Таким образом, оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что невыполнение собственником жилищного фонда (уполномоченными им лицами) обязанности по надлежащему и своевременному оформлению жилищных правоотношений, а также бездействие должностных лиц не может быть поставлено в вину гражданам и повлечь утрату их права на жилище.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и опираясь на изложенные правовые нормы, суд полагает исковые требования ФИО7 к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о признании здания с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание - жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>; возложении на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области обязанности изменить назначение здания с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> назначение: нежилое здание, на назначение: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>; возложении на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области обязанности принять в муниципальную собственность жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: Тюменская <адрес>; признании за ФИО7 право пользования жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>; возложении обязанности на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области заключить с ФИО7 договор социального найма жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО7 к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о признании здания жилым домом, о возложении обязанности по изменению назначения нежилого здания на жилой дом, возложении обязанности по принятию жилого дома в муниципальную собственность, признании права пользования жилым домом, возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого дома – удовлетворить.
Признать здание с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание - жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>.
Возложить на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области обязанность изменить назначение здания с кадастровым <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое здание, на назначение: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>
Возложить на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области обязанность принять в муниципальную собственность жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>
Признать за ФИО7 право пользования жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Ялуторовского района Тюменской области заключить с ФИО7 договор социального найма жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья - А.В. Завьялова