ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1180/2022 от 12.07.2022 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2-1180/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

Председательствующего судьи Ершовой Н.Г., при секретаре судебного заседания Зайцевой О.Ю., с участием заместителя прокурора города Новотроицка Кирякова Д.В., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новотроицка в интересах Российской Федерации, МО город Новотроицк и неопределенного круга лиц к Администрации МО г.Новотроицк Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании ответчика устранить нарушения законодательства в сфере защиты конкуренции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд в интересах РФ, МО город Новотроицк и неопределенного круга лиц с иском, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации МО г.Новотроицк Оренбургской области, по не устранению нарушений законодательства о защите конкуренции в части не проведения реорганизации либо ликвидации МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению». Истец просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о защите конкуренции путем проведения реорганизации либо ликвидации в отношении МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города Новотроицка 06 декабря 2021 года в адрес главы Администрации МО город Новотроицк внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Представление вручено 06 декабря 2021 года, но до настоящего времени оно не исполнено.

По данным из ЕГРЮЛ МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 июня 2020 года. Среди видов его экономической деятельности указаны деятельность по благоустройству ландшафта, подметание улиц и уборка снега, деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и магистралей. Ответчиком при создании данного предприятия были допущены нарушения законодательства о защите конкуренции путем создания унитарного предприятия и осуществления им деятельности на конкурентном товарном рынке. Из ответа Администрации от 29.12.2021 следует, что процедура преобразования МКП «НПБО» будет осуществлена до 01 апреля 2022 года. Однако, до настоящего времени организационные мероприятия по реорганизации или ликвидации муниципального казенного предприятия не завершены.

В судебном заседании заместитель прокурора города Новотроицка Киряков Д.В. требования иска поддержал в полном объеме, на удовлетворении иска настаивал по основаниям указанным в нем. Считает, что со стороны администрации допущены длительные бездействия.

Представитель ответчика Администрации МО г.Новотроицк ФИО1 не возражала против иска, просил суд предоставить разумный срок для устранения указанных нарушений, поскольку процедура ликвидации предприятия инициирована в настоящее время, но не завершена, потребуется значительное время для ее завершения.

Определением суда от 30.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению».

Представители Финансового управления Администрации МО города Новотроицк и МКП «НПБО» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г.Новотроицка обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнен главой 7.1 «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности».

В соответствии со ст. 35.1 Федерального закона № 135-ФЗ не допускается создание, в том числе путем реорганизации унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев предусмотренных в п.1-7 ч.1, а также ч.3 ст. 35.1 Закона № 135- ФЗ, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Согласно ст. 35.2 Закона № 135-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные организации, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий (далее - заявитель), вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

Указанные изменения положения закона вступили в законную силу 08 января 2020 года.

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

(п. 6 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

8) создание дискриминационных условий;

(п. 8 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

(п. 9 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(п. 10 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По данным из ЕГРЮЛ МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 июня 2020 года. Среди видов его экономической деятельности указаны деятельность по благоустройству ландшафта, подметание улиц и уборка снега, деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и магистралей. Ответчиком при создании данного предприятия были допущены нарушения законодательства о защите конкуренции путем создания унитарного предприятия и осуществления им деятельности на конкурентном товарном рынке.

На указанные допущенные нарушения со стороны Администрации МО г. Новотроицк было указано прокурором г. Новотроицка в представлении от 06.12.2021 года. Таким образом, ответчиком допущены нарушения законодательства о защите конкуренции, путем создания унитарного предприятия МКП «НПБО» и осуществления им деятельности на конкурентном товарном рынке.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Ответчиком в судебное заседание доказательств добровольного исполнения представления прокурора от 06.12.2021 в части проведения реорганизации или ликвидации казенного предприятия до вынесения настоящего решения не представлено, процедура реорганизации МКП «НПБО» не проведена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что со стороны ответчика допущено длительное бездействие в части не устранения нарушений законодательства о защите конкуренции и не проведения реорганизации либо ликвидации МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению».

Срок для исполнения указанных требований прокурора города Новотроицка суд считает разумным установить до 30 сентября 2022 года, поскольку представление прокурора было вручено ответчиком 06.12.2021 года, ответчик в своем ответе от 29.12.2021 года указывал на срок выполнение всех необходимых мероприятий в отношении МКП «НПБО» до 1 апреля 2022 года, срок для завершения реорганизационных мероприятий установленный решением суда является разумным и исполнимым.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора г. Новотроицка удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО г.Новотроицк Оренбургской области по не устранению нарушений законодательства о защите конкуренции в части не проведения реорганизации либо ликвидации МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению».

Обязать администрацию МО г.Новотроицк Оренбургской области в срок до 30 сентября 2022 года устранить нарушения законодательства о защите конкуренции путем проведения реорганизации либо ликвидации в отношении МКП «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Н.Г. Ершова

Мотивированное решение составлено 18 июля 2022 года

Судья: Н.Г. Ершова