РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 марта 2022 года город Тольятти Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Михеевой Е.Я., при секретаре Шошиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий (бездействия), установил: ТОО ЗПП «ЩИТ» обратилась в Автозаводский районный суд <адрес> с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий (бездействия), мотивировав свои требования следующими доводами. ДД.ММ.ГГГГ, в период с 16.06 часов до 17.00 часов, в торговой организации ИП ФИО2, расположенной по адресу: <адрес>, магазин «Profi Laine» в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей и соблюдения торгующей организацией правил торгового обслуживания членами ТООЗПП «ЩИТ» в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Устава организации, проведено мероприятие общественного контроля на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания. В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно: 1. Отсутствуют Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. 2. В продаже находилась и была реализована некачественная косметическая продукция с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой достоверной информации: юридический адрес организации изготовителя/производителя: - гель-лак Serebro prodessional №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код 603741 511451, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. На момент проведения мероприятия истекший срок годности данный продукции составил 45 суток. Все имеющиеся надписи и наклейки зафиксированы фото/видео съемкой. С некачественным товаром была приобретена качественная продукция: питательный шампунь OLLIN по цене 326 рублей, срок годности в норме. Сумма покупки составила 522 рубля, согласно кассового чека о покупке, Приход от ДД.ММ.ГГГГ с наименованием и реквизитами организации, адресом места осуществления торговой деятельности организации, осуществившей реализацию некачественного товара, время продажи: 16.06. В чеке не указано наименование реализованной продукции, количество и цена. Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей от ДД.ММ.ГГГГ№ в присутствии продавца – ФИО8 Полагая, что действиями продавца нарушены права и законные интересы неопределенного круга потребителей, ТОО ЗПП «ЩИТ» просит суд: 1. Признать противоправными действия ИП ФИО2 в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 4, 9 ТР № «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак Serebro prodessional №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код 603741 511451, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. 2. Обязать ИП ФИО2 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 4, 9 ТС РС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак Serebro prodessional №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код 603741 511451, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. 3. Обязать ИП ФИО2 довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста в печатном издании средств СМИ <адрес> и уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения). Предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt.ru/ за счет ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации в случае неисполнения ответчиком решения суда (п. 1 ст. 206 ГПК РФ). В судебное заседание представитель истца не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. До начала слушания дела от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 93). Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил (л.д. 93). Представитель третьего лица ИП ФИО7 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела направил заключение по делу и просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Пункт 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Согласно Уставу ТООЗПП «ЩИТ» данная организация представляет собой независимую общественную организацию добровольно объединившихся физических лиц, имеет своей целью защиту прав потребителей. Одним из видов деятельности общественной организации «ЩИТ» является осуществление общественного контроля за соблюдением прав потребителей, и при необходимости, направление в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информации о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов, и принятия, в случае их подтверждения, мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, по результатам проведения мероприятий общественного контроля составляется акт, отчет, либо иной другой внутренний документ организации «ЩИТ» установленного образца. Таким образом, истец вправе осуществлять закупку товара, составлять акты и организовать проведение независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг) на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей и соблюдения торгующей организацией правил торгового обслуживания членами ТОО ЗПП «ЩИТ» в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Устава организации, проведено мероприятие общественного контроля торговой организации ИП ФИО2, расположенной по адресу: <адрес>, магазин «Profi Laine», на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания. Таким образом, суд считает, что мероприятие, проведенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП ФИО2, является именно мероприятием общественного контроля по факту не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» и продажи продукции с истекшим сроком годности, затрагивающим права неопределенного круга потребителей. При этом, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не применимы, поскольку согласно ст. 1 данного нормативно-правового акта настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, тогда как ИП ФИО2 не относится к перечисленным субъектам и проведение мероприятий общественного контроля в отношении нее регулируется положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» и потому находится за пределами правового регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ, не подлежащего применению в данном случае. Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» не обязывает субъектов общественного контроля предварительно ставить в известность проверяемого о таком контроле и не устанавливает определенных и конкретных правил его осуществления, что и отличает его от общественного контроля, осуществляемого за деятельностью субъектов, перечисленных в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Вместе с тем, составляемые общественными организациями - объединениями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не являются для суда абсолютными доказательствами, поскольку составляются негосударственными контролирующими органами, являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших. Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Согласно ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители имеют право на просвещение в области защиты своих прав. Это право обеспечивается, в том числе, «посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав». Как указывалось судом, в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», Уставом Организации, в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей и соблюдения торгующей организацией правил торгового обслуживания членами Организации ДД.ММ.ГГГГ было проведено мероприятие общественного контроля ИП ФИО2 по месту фактической деятельности, расположенному в <адрес>, магазин «Profi Laine» на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания. В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно: 1. Отсутствуют Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. 2. В продаже находилась и была реализована некачественная косметическая продукция с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой достоверной информации: юридический адрес организации изготовителя/производителя: - гель-лак Serebro prodessional №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код: 603741 511451, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. На момент проведения мероприятия, истекший срок годности данный продукции составил 45 суток. Все имеющиеся надписи и наклейки зафиксированы фото/видео съемкой. С некачественным товаром была приобретена качественная продукция: питательный шампунь OLLIN по цене 326 рублей, срок годности в норме. Сумма покупки составила 522 рубля, согласно кассового чека о покупке, Приход от ДД.ММ.ГГГГ с наименованием и реквизитами организации, адресом места осуществления торговой деятельности организации, осуществившей реализацию некачественного товара, время продажи: 16.06. В чеке не указано наименование реализованной продукции, количество и цена. Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей от ДД.ММ.ГГГГ№ в присутствии продавца – ФИО8 Кроме того, в Книге отзывов и предложений сделана запись о проведенном мероприятии (стр. 2 №). Доказательств иного в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ сторона ответчика суду не представила. При этом, как следует из материалов, мероприятие по общественному контролю проводилось в присутствии представителя продавца: Бескакотовой Ольги. Некачественный товар был предложен в продажу, находился на витрине, приобретенная некачественная продукция с истекшим сроком годности была продемонстрирован продавцу, замечаний, дополнений к представителям ТООЗПП «Щит», проводившим мероприятие общественного контроля, от продавца не поступило, что подтверждается видеозаписью от ДД.ММ.ГГГГ. Возврат товара и денежных средств произведен, копия составленного Акта была предоставлена, что зафиксировано в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, и подтверждается видеозаписью, подписью в составленном Акте инспекторов ТОО ЗПП «Щит», а также подписью продавца отдела. Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Но даже при отсутствии в договоре условий о качестве продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя. При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» не устанавливает конкретных способов, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения. Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения могут определяться законами, а также иными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ). В частности, перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством РФ. В тех случаях, когда указанными выше документами способ доведения информации до потребителя не определен, предусмотренная ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме. Информация о товарах, работах, услугах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (далее Правила). Согласно п. 2 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. На упаковке непродовольственного товара должна быть этикетка, в которой подлежит размещению информация для потребителей. В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: - наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение. Это может быть ссылка на декларацию о соответствии и сертификат о соответствии (при наличии и обязательности сертификации товара), штриховое кодирование, например, знак EAN, знак обращения продукции на рынке таможенного союза ЕАС; - сведения об основных потребительских свойствах товаров. Коротко указывается описание и предназначение товара; - цену в рублях и условия приобретения товаров; - гарантийный срок, если он установлен; - правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; - срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с указанным законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; - адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Указывается юридический адрес изготовителя (продавца); - информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в п. 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Указывается ссылка на соответствующий документ о соответствии товара, если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами; - информацию о правилах продажи товаров. В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация, предусмотренная п. 2 ст. 10, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Особым образом регулируется право на информацию в тех случаях, когда товары поставляются в Россию из-за рубежа. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» установлены меры по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке. Согласно п. 1 указанного постановления информация о непродовольственных товарах, ввозимых из-за рубежа, с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке: - наименование товара; - наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита); - назначение (область использования), основные свойства и характеристики; - правила и условия эффективного и безопасного использования; - иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи. Под иными сведениями понимается информация, которая помимо указанного обязательна к указанию на этикетках в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Правила маркировки парфюмерно-косметической продукции и оценки соответствия установлены требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (TP №) (Решение Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№). В соответствии со ст. 4 TP № парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам ТС, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте ТС требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия. Парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к размещению на рынке. В соответствии с п. 1 ст. 5 TP № безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований: 1) к составу; 2) к физико-химическим показателям; 3) к микробиологическим показателям; 4) к содержанию токсичных элементов; 5) к токсикологическим показателям; 6) к клиническим (клинико-лабораторным) показателям; 7) к производству; 8) к потребительской таре; 9) к маркировке продукции. и 2. Требования к составу парфюмерно-косметической продукции. На основании п.п. 9.1 – 9.5 ст. 5 TP № маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге. Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию: - наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции; - назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции; - косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке; - наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); - страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя); - наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена Таможенного Союза; - номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции; цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств); массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ррm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора; срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год); описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенная в настоящем техническом регламенте; номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно- косметической продукции; сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции; список ингредиентов. При этом списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав». Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава. Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова «нано» или «папо» в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI). Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: «может содержать» или знака (+/-). Маркировка с информацией должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно- косметической продукции приводится на государственном, официальном языке государств - членов Таможенного Союза, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции. Кроме того, в TP № приведён перечень из 1328 веществ, запрещённых к использованию в парфюмерно- косметической продукции (приложение №) и имеется перечень парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации. В соответствии с требованиями ст. 6 TP № оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям настоящего технического регламента ТС осуществляется изготовителем продукции (уполномоченным представителем изготовителя, импортером), зарегистрированным в установленном порядке в государствах - членах ТС. Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, за исключением парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, указанной в приложении 12, проводится путем подтверждения соответствия в форме декларирования на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Декларация о соответствии парфюмерно-косметической продукции настоящему техническому регламенту ТС и свидетельство о государственной регистрации продукции оформляется на одно или несколько названий продукции одного наименования и действует до внесения изменений в название продукции и/или в рецептуру продукции, приводящих к изменениям показателей безопасности. Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, перечень которой приведен в приложении 12, проводится путем государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации продукции. Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС. Таким образом, приоритет имеет информация, указанная на маркировке товара. Согласно п. 5 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» продажа товара по истечении установленного срока годности, запрещается. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации. Таким образом, доводы ответчика о том, что датой изготовления, указанной на наклейке со штрих-кодом товара, является ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства. Ссылка ответчика на пояснения производителя о том, что информацию по срокам годности на штрих-коде следует считать приоритетной, а информацию на этикетке считать недействительной, судом не принимается, поскольку производитель не наделен правом устанавливать приоритетность информации, включая сроки годности. Кроме того, указанная информация отсутствовала в открытом доступе, способа получения указанной информации покупателю в месте размещения продукции не предлагалось. На запрос суда о предоставлении товаросопроводительных документов, содержащих информацию о сроке изготовления спорной продукции, ответчиком не представлено. Исходя из материалов дела, заключения по делу, представленному территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, пояснений ответчика, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, связанных с реализацией некачественной косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой достоверной информации: юридический адрес организации изготовителя/производителя: - гель-лак Serebro prodessional №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код: 603741 511451, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. На момент проведения мероприятия, истекший срок годности данный продукции составил 45 суток. Доводы ответчика относительно нахождения Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи суд также находит необоснованными и не соответствующими требованиям пункта 11 указанных Правил, поскольку их размещение должно осуществляться в наглядной и доступной форме. Факт их нахождения у продавца и предоставление потребителям по их просьбе, не свидетельствует об их размещении и не соответствует установленным формам размещения, в частности, наглядная форма в этом случае отсутствует. В статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплены права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей, и другие права; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). В статье 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов. В п. 20 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей, доказательств обратного, стороной ответчика суду не представлено. Таким образом, исковые требования общественного объединения по защите прав потребителей в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» о признании установленных действий ответчика противоправными, а также обязании ответчика прекратить противоправные действия подлежат удовлетворению, поскольку являются законными и обоснованными. В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает конкретизации в решении суда средств массовой информации, через которые следует доводить до сведения неопределенного круга потребителей решение суда. Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Согласно п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» удовлетворяя иск о признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении их действий, суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до потребителей решение суда. С учетом характера выявленного нарушения, которое существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей, и создают угрозу их здоровью, суд считает возможным обязать ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в общественных местах общего пользования. При этом, суд считает необоснованными требования истца о предоставлении ему права доведения до сведения неопределенного круга потребителей решение суда через средства массовой информации за счет ответчика с взысканием с ответчика стоимости производимых работ, поскольку судом в решении не определено средство массовой информации, а совершение истцом действий по доведению решения суда через средство массовой информации по собственному выбору нарушит право ответчика. Поскольку при подаче иска в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, то при вынесении решения с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина соразмерно удовлетворенным исковым требованиям в размере 300 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий (бездействия) – удовлетворить частично. Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО2 в отношении неопределенного круга потребителей по факту: Признать противоправными действия ИП ФИО2 в отношении неопределенного круга потребителей по факту: – не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 ФЗ «О защите прав потребителей», ст.ст. 4, 5, 6 Технического регламента Таможенного Союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак Serebro prodessional №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код 603741 511451, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. 2. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту: - не доведения до сведения потребителей (отсутствие) «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» с нарушением требований, предусмотренных п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», - реализации некачественной парфюмерно-косметической продукции с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой и достоверной информации от изготовителя/производителя на маркировке, обеспечивающей возможность их правильного выбора, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 4, 5, 7, 8, 10 ФЗ «О защите прав потребителей», ст. ст. 4, 5, 6 Технического регламента Таможенного Союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»: - гель-лак Serebro prodessional №, в индивидуальной упаковке, 11 мл., по цене 196 рублей, штрих код 603741 511451, совместное производство: Япония/Россия, ИП ФИО5, www.serebronail.ru, ЕАС, юридический адрес изготовителя/производителя отсутствует, дата изготовления: 10/2018, годен: 36 месяцев с даты изготовления. С истекшим сроком годности 45 суток. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе путем размещения в общественных местах общего пользования. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 300 руб. Решение может быть в течение в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через суд Автозаводского района г. Тольятти. Судья Е.Я. Михеева Решение в окончательной форме изготовлено 30.03.2022 г. Судья Е.Я. Михеева |