ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1181/18 от 13.07.2018 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

...<адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Колобковой В.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации местного самоуправления <адрес>, Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации местного самоуправления <адрес>, третье лицо – Управление Росреестра по <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) Администрации местного самоуправления <адрес> по отказу истцу в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов для строительства торгово-офисного объекта, выраженному в ответе Управления муниципальным имуществом и земельных ресурсов <адрес> от 28.12.2017г.; признании незаконным и отмене постановления Администрации местного самоуправления <адрес><адрес> от 08.06.2018г. об отмене постановления АМС <адрес> от 19.09.2014г. «О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2. по <адрес>»; обязании Администрации местного самоуправления <адрес> заключить с ФИО2. договор аренды в отношении земельного участка из земель населенных пунктов для строительства торгово-офисного объекта; взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей,

установил:

...ФИО2. обратился в суд с указанным иском к Администрации местного самоуправления <адрес> (АМС <адрес>) и Управлению муниципального имущества и земельных ресурсов <адрес> (УМИЗР <адрес>), который с учетом произведенных в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнений исковых требований, обосновал следующим образом.

...ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес> для строительства торгово-офисного объекта. При этом объявление о возможном предоставлении данного земельного участка было опубликовано в газете «Владикавказ» от ... На основании ст. ст. 30 и 31 ЗК РФ и решения Собрания представителей <адрес> от ... «Об утверждении «Порядка оформления (переоформления) прав на земельные участки и предоставления земельных участков на территории <адрес>» ... АМС <адрес> было вынесено постановление о предварительном согласовании ФИО2 места размещения объекта и проекта границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес>»). ...ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду для строительства торгово-офисного здания указанного земельного участка по <адрес>. На указанное заявление ФИО2 было получено письмо УМИЗР <адрес> от ..., согласно которому для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду указанного земельного участка ФИО2. необходимо было предоставить документ (копию), подтверждающий личность заявителя. В связи с чем, ...ФИО2 последовательно обратился в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, приложив к данному заявлению копию своего паспорта. Однако в удовлетворении указанного заявления ФИО2 согласно содержанию ответа УМИЗР <адрес> от ... было отказано на том основании, что постановлением АМС <адрес> от ... заявителю было предварительно согласовано место размещения объекта для строительства торгово-офисного здания, однако данное постановление имеет свой срок действия, который составляет 3 года, и в настоящее время данный срок истек. Действия (бездействия) АМС <адрес> по отказу ФИО2. в заключении договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский»), выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ..., являются незаконными по следующим основаниям. При этом действия АМС <адрес> по отказу ФИО2. в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> выраженному в ответе УМИЗР <адрес> являются незаконными и свидетельствуют о злоупотреблении АМС <адрес> своими правами, что запрещено ст. 10 ГК РФ. В обоснование указанного отказа указано, что трехлетний срок действия постановления АМС <адрес> от ... о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного здания истек. Однако первоначально ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявление о предоставлении ему земельного участка ..., то есть когда срок действия постановления АМС от ... еще не истек. Таким образом, ФИО2. обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский») в установленный постановлением АМС <адрес> срок. На данное обращение ФИО2 получил ответ, в котором было указано, что ему необходимо предоставить документ (копию), подтверждающий личность заявителя. Однако данный ответ не соответствует действующему законодательству, так как необходимость предоставления документ (копию) подтверждающий личность заявителя в данном конкретном случае не предусмотрена действующим законодательством, в частности в силу п.п. 1 и 4-6 п. 2 ст. 39.15, ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ. При этом Земельным кодексом РФ установлен перечень документов прилагающихся к заявлению о предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и документ, подтверждающий личность заявителя в указанный перечень не входит. Кроме того, копия паспорта ФИО2. была предоставлена в АМС <адрес> еще ... при обращении с просьбой о предоставлении земельного участка по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский») для строительства торгово-офисного объекта, поэтому необходимости в повторном предоставлении паспорта не имелось. Таким образом, ФИО2 обратился в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка в сроки, установленные постановлением АМС <адрес> от ....

На основании изложенного ФИО2 в соответствии со ст.ст. 39.15, 39.17 ЗК РФ, ст. 10 ГК РФ просил суд: признать незаконными действия (бездействие) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу ФИО2. в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес>, выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ...-В002; обязать АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> заключить с ФИО2 договор аренды в отношении указанного земельного участка.

Указанному гражданскому делу по иску ФИО2., поданному ..., судом был присвоен .

При этом в ходе рассмотрения данного гражданского дела стороной ответчика - АМС <адрес> было предоставлено в суд постановление АМС <адрес> от ... об отмене постановления АМС <адрес> от ... "О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2 по <адрес>".

В связи с этим, ...ФИО2 обратился в суд с самостоятельным иском к АМС <адрес>, третьему лицу - УМИЗР <адрес>, о признании незаконным и отмене постановления, взыскании денежной суммы в счет компенсации причиненного морального вреда, который был обоснован следующим образом.

Постановление АМС <адрес> от ... от ... является незаконным и подлежит отмене, в связи с тем, что данное постановление вынесено во избежание удовлетворения исковых требований ФИО2. к АМС <адрес> об обязании АМС <адрес> заключить с ФИО2. договор аренды в отношении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский») <адрес>. При этом постановление АМС <адрес> от ... об отмене постановления АМС <адрес> от ... «О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2 по <адрес> является незаконным и вынесено с единственной целью воспрепятствовать удовлетворению исковых требований ФИО2 по обязанию АМС заключить договор аренды в отношении указанного земельного участка, что свидетельствуют о злоупотреблении АМС <адрес> своими правами, что запрещено ст. 10 ГК РФ. С учетом того, что постановление о согласовании ФИО2 места расположения объекта было вынесено ... а постановление об его отмене лишь ... в ходе рассмотрения гражданского дела по иску ФИО2 отмена указанного постановления от ... является произволом со стороны АМС <адрес>, так как никаких законных оснований для его отмены не имелось. В результате вынесения незаконного постановления АМС <адрес> от ... были нарушены права и законные интересы истца, гарантированные действующим законодательством, в результате чего ему был причинен также и моральный вред, который он оценивает в 100 000 рублей, так как допущенные нарушения закона со стороны АМС <адрес> причинили ему существенные физические и нравственные страдания.

На основании изложенного ФИО2. в соответствии со ст. 10 ГК РФ просил суд: признать незаконным и отменить постановление АМС <адрес> от ... об отмене постановления АМС <адрес> от ... "О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2 по <адрес>"; взыскать с АМС <адрес> в пользу ФИО2 денежную сумму в размере 100 000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда.

Указанному гражданскому делу по иску ФИО2., поданному ..., судом был присвоен .

Впоследствии в ходе дальнейшего судебного разбирательства указанных гражданских дел и , по ходатайству стороны истца ФИО2., на основании определения суда от ... гражданские дела и в соответствии со ст. 151 ГПК РФ были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения данных гражданских дел, в которых участвуют одни и те же стороны, при этом данному гражданскому делу был присвоен .

Истец ФИО2., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах своей неявки в суд не сообщил.

В судебном заседании представитель истца ФИО2. - ФИО3 действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ..., исковые требования ФИО2. поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их по доводам и основаниям, изложенным в указанных исковых заявлениях от ... и ..., с учетом произведенных в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнений исковых требований.

Представитель ответчиков АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> - ФИО4., действующий на основании надлежащим образом оформленных доверенностей соответственно от ... № Д-13 и от ... № Д-7, исковые требования ФИО2., предъявленные к АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>, не признал и просил отказать в их удовлетворении ввиду необоснованности по следующим основаниям. Отказ АМС <адрес> в предоставлении ФИО2 в аренду указанного земельного участка, выраженный в ответе УМИЗР <адрес> от ... является законным, так как заявителем пропущен трехлетний срок, предусмотренный постановлением АМС <адрес> от ..., имеющим силу до ... При этом по своей сути истец ФИО2. обжалует отказ УМИЗР <адрес> от .... Вместе с тем, направляя заявление от ...ФИО2. согласился с тем, что необходимо направить копию паспорта, что он и сделал, не обжаловав отказ УМИЗР <адрес> от ..., и подав новое обращение от ... Таким образом, истцом ФИО2. пропущен трехмесячный срок обжалования действий (бездействия) органов местного самоуправления, предусмотренный п. 1 ст. 219 КАС РФ. Более того, отказ УМИЗР <адрес> от ... является законным, так как в силу п. 2 приказа Министерства экономического развития РФ от ... «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством РФ, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление и приобщается к поданному заявлению. При этом отказ УМИЗР <адрес> от ... был мотивирован именно указанным обстоятельством. Вместе с тем, постановление АМС <адрес> от ..., оспариваемое ФИО2 в полной мере соответствует нормам действующего законодательства. Так, постановлением АМС <адрес> от ... «Об утверждении проектов планировки территории <адрес>» утверждены проекты планировки следующих территорий <адрес>, территория между <адрес>. Строительство торгово-офисного объекта на испрашиваемом земельном участке проектом планировки не предусмотрено. Частями 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ, действовавшими на момент издания постановления АМС <адрес> от ..., предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В силу ч. 3 ст. 44 ГрК РФ, действовавшей на момент издания постановления АМС <адрес> от ..., в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке. Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ). Согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, действовавшей на момент издания постановления АМС <адрес> от ..., следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории). По смыслу ст. ст. 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Таким образом, при наличии утвержденной документации о планировке и межевании территории отсутствие градостроительного плана земельного участка не может являться основанием для вывода о неприменении к спорным правоотношениям пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса. Согласно п. 2.3 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ... (в силу ст. 7 Федерального закона РФ от ... № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу), градостроительный план земельного участка не входит в перечень градостроительной документации о застройке территории поселений и других муниципальных образований, который включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений, проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений. Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая 11 градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания, в рассматриваемом случае - для строительства торгово-офисного объекта. Таким образом, АМС <адрес> правомерно издало постановление АМС <адрес> от ... «Об отмене постановления АМС <адрес> от ... «О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2 по <адрес> руководствуясь ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон РФ № 131-ФЗ), согласно которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Часть 1 статьи 48 указанного Федерального закона РФ № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, - уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ). По смыслу ч. 1 ст. 48 Федерального закона РФ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт. Исходя из содержания вышеуказанной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. С учетом положений, изложенных в ст. 151 ГК РФ и п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», истец ФИО2 в нарушение требований действующего законодательства не представил в суд никаких доказательств понесенных им моральных страданий.

Управление Росреестра по <адрес>, привлеченное на основании определения суда от ... в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило, о причинах неявки своего представителя в суд не сообщило, при этом в ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель указанного третьего лица - ФИО5 действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности от ..., возможность вынесения судебного решения по исковым требованиям ФИО2. оставила на усмотрение суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 48, ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть указанное гражданское дело в отсутствие истца ФИО2., а также в отсутствие представителя третьего лица - Управления Росреестра по РСО-Алания, с участием представителей сторон.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

...ФИО2 обратился в АМС <адрес> с просьбой о выделении в аренду земельного участка по <адрес> для строительства торгово-офисного объекта.

В связи с упомянутым обращением ФИО2. в газете «Владикавказ» от ... было опубликовано объявление АМС <адрес> о возможном предоставлении указанного земельного участка.

В дальнейшем на основании ст. ст. 30 и 31 Земельного кодекса РФ и решения Собрания представителей <адрес> от ... «Об утверждении «Порядка оформления (переоформления) прав на земельные участки и предоставления земельных участков на территории <адрес>» ... АМС <адрес> было вынесено постановление о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес>ФИО2 при этом было указано, что срок действия постановления от ... составляет 3 года, вместе с тем, указанным постановлением был утвержден прилагаемый акт выбора земельного участка по <адрес><адрес>

Впоследствии ...ФИО2 обратился в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> на основании постановления АМС г. <адрес> от 19.09.2014 г. №

На указанное заявление от 06.09.2017 г. ФИО2. был получен ответ УМИЗР <адрес> от ..., согласно которому ФИО2 сообщалось о том, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка ему необходимо предоставить документ (копию), подтверждающий личность заявителя в силу п. 2 приказа Минэкономразвития России от ... "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".

В связи с этим, ...ФИО2 обратился в АМС <адрес> с дополнительным заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, приложив к данному заявлению копию своего паспорта.

На указанное заявление от ...ФИО2. был получен ответ УМИЗР <адрес> от ...-В002, согласно которому сообщалось о том, что постановлением АМС <адрес> от ...ФИО2. было предварительно согласовано место размещения объекта для строительства торгово-офисного здания, однако данное постановление имеет свой срок действия, который составляет 3 года, который к настоящему времени истек, в связи с чем, удовлетворить заявление не представляется возможным.

ФИО2, посчитав незаконными действия (бездействия) АМС <адрес> по отказу в заключении с ним договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский»), выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ...-В002), обратился в суд с соответствующим исковым заявлением.

При этом в ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком АМС <адрес> в суд было предоставлено постановление АМС <адрес> от ... об отмене постановления АМС <адрес> от ... "О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2. по <адрес>

Анализ материалов гражданского дела при их сопоставлении с нормами действующего законодательства, а также правовыми позициями сторон, позволяет суду прийти к следующим выводам.

Гражданские правоотношения по вопросам предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.I ЗК РФ.

В статье 39.16 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

При этом как установлено судом и следует из содержания ответов УМИЗР <адрес> от ... и от ..., законных оснований для отказа в предоставлении ФИО2. указанного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности <адрес> (без проведения торгов), предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, не имелось.

Частью 1 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрены требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ: К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При этом согласно подпунктам 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством и подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В силу ч. 2 приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 г. № 1 (в редакции от 12.10.2016 г.) "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов": Лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством РФ, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению. В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя.

Таким образом, действующим законодательством, в частности, Земельным кодексом РФ и указанным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 г. № 1 установлен перечень документов прилагающихся к заявлению о предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при этом копия документа, подтверждающий личность заявителя, к числу которого относится и паспорт гражданина РФ, заверяется должностным лицом органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, при подаче ФИО2. в АМС <адрес> своего заявления от ... о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> заявителем были представлены все необходимые для разрешения указанного вопроса документы, предусмотренные ч. 2 ст. 39.17, п.п. 1 и 4-6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития России от ..., за исключением документа, подтверждающего личность заявителя, в данном случае паспорт гражданина РФ.

Вместе с тем, исходя из содержания ответа УМИЗР <адрес> от ... на заявление ФИО2. от ... о предоставлении в аренду упомянутого земельного участка, заявителю было рекомендовано дополнительно предоставить документ (копию), подтверждающий личность заявителя, при этом иные основания, препятствующие удовлетворению заявления в указанном ответе не приведены.

С учетом изложенных обстоятельств суд соглашается с позицией ответчиков АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> и приходит к выводу о том, что ответ УМИЗР <адрес> от ... (на заявление ФИО2 от ...) соответствует всем требованиям действующего законодательства, в том числе и в отношении данной ФИО2. рекомендации о необходимости дополнительного предоставления документа (копии), подтверждающего личность заявителя.

Однако анализ содержания ответа УМИЗР <адрес> от ... на заявление ФИО2 от ... о предоставлении в аренду упомянутого земельного участка, позволяет прийти к выводу о том, что данный ответ по своей сути не может быть отнесен к отказу в удовлетворении указанного заявления, а лишь содержит предписание о дальнейших необходимых дополнительных действиях, подлежащих исполнению ФИО2. для разрешения по существу поданного им заявления.

В связи с этим ответ УМИЗР <адрес> от ... на заявление ФИО2. от ... о предоставлении в аренду упомянутого земельного участка, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ФИО2 в отношении спорного земельного участка, при этом данный ответ от ... и не оспаривается истцом в суде в установленном законом порядке путем предъявления соответствующих исковых требований.

Таким образом, после получения ответа УМИЗР <адрес> от ...ФИО2. необходимо было дополнительно предоставить в АМС <адрес> документ (копию), подтверждающий личность заявителя, что и было им сделано при подаче ФИО2 заявления от ..., к которому была приложена копия его паспорта гражданина РФ.

Однако на указанное заявление от ...ФИО2. был получен ответ УМИЗР <адрес> от ...-В002, согласно которому ФИО2 было отказано в предоставлении в аренду указанного земельного участка, на том основании, что к моменту подачи им заявления от ... истек трехгодичный срок предварительного согласования места размещения объекта для строительства торгово-офисного здания, предусмотренный постановлением АМС <адрес> от ..., при этом иных оснований, препятствовавших удовлетворению заявления, в указанном ответе не приведены.

Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В связи с этим следует учитывать, что первоначально ФИО2. обратился в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский») <адрес> - ..., то есть в пределах календарного периода действия постановления АМС от ..., а также в пределах трехгодичного срока, установленного п. 8 ст. 31 ЗК РФ.

При этом дополнительное заявление ФИО2. от ..., к которому была приложена копия его паспорта гражданина РФ, является составной и неразрывной частью, а также продолжением первоначального заявления ФИО2. от ..., отразившего волю заявителя на предоставление ему в аренду указанного земельного участка для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> в установленный указанным постановлением АМС от ... трехлетний срок.

Таким образом, изначально ФИО2... обратился в АМС <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду указанного земельного участка в срок, установленный постановлением АМС <адрес> от ... о предварительном согласовании ФИО2. места размещения объекта и проекта границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес>, а также в пределах трехгодичного срока, установленного п. 8 ст. 31 ЗК РФ, что было проигнорировано при даче ответа УМИЗР <адрес> от ...-В002 об отказе ФИО2. в предоставлении в аренду указанного земельного участка.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что права истца ФИО2. на предоставление ему в аренду спорного земельного участка были нарушены ни указанным ответом УМИЗР <адрес> от ... (на заявление ФИО2 от ...), а были нарушены именно ответом УМИЗР <адрес> от ..., содержавшим отказ в удовлетворении по существу заявления ФИО2. о предоставлении ему в аренду упомянутого земельного участка.

При таких обстоятельствах трехмесячный срок обжалования действий (бездействия) органов местного самоуправления, предусмотренный п. 1 ст. 219 КАС РФ, о применении которого заявлено ответчиками АМС <адрес> и УМИЗР <адрес>, не подлежит применению, так как ФИО2. оспаривает именно отказ в предоставлении в аренду указанного земельного участка, выраженный в ответе УМИЗР <адрес> от ...-В002, при этом, со своим иском он обратился в суд ..., то есть в пределах указанного трехмесячного срока.

Поэтому действия (бездействие) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу ФИО2 в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский») <адрес>, выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ...-В002, следует признать незаконными.

Кроме того, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, спорный земельный участок в настоящее время никому не передан и сведения о других правообладателях этого земельного участка отсутствуют.

При этом в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> в суд не было представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что земельный участок, на котором ФИО2. предполагается строительство торгово-офисного объекта, занят другими объектами недвижимости, либо передан третьим лицам, а также о наличии других правообладателей этого земельного участка, либо о возможности использования земельного участка, на котором будет расположен указанный объект строительства, для благоустройства территории города, либо о наличии в пределах данного земельного участка инженерных коммуникаций, доступ к которым в целях их эксплуатации и обслуживания может быть затруднен или невозможен в результате возведения объекта строительства.

Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ: Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ: Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9-11 ЗК РФ.

В силу ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ: В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно ч. 4 ст. 39.17 ЗК РФ: Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ: В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно ч. 6 ст. 39.17 ЗК РФ: Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с ч. 7 ст. 39.17 ЗК РФ: Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

В силу ч. 16 ст. 39.15 ЗК РФ: Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ ("Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов").

Как установлено судом действия (бездействие) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу ФИО2 в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес>, выраженному в ответе УМИЗР <адрес> от ...-В002, являются незаконными, что влечет за собой необходимость возложения на соответствующие муниципальные органы <адрес> обязанности заключить с ФИО2 в установленном законом порядке договор аренды в отношении указанного земельного участка.

При этом согласно материалам гражданского дела полномочия по заключению договоров аренды в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес>, АМС <адрес> делегировала Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 445 ГК РФ: В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В силу ч. 4 ст. 445 ГК РФ: Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Таким образом, следует обязать АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> заключить с ФИО2 в установленном законом порядке договор аренды в отношении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (на срок от трех до десяти лет в силу п.п. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

Вместе с тем, как следует из материалов гражданского дела спорный земельный участок из земель населенных пунктов площадью 0,088 га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> до настоящего времени не был поставлен на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке.

При этом согласно постановлению АМС <адрес> от ... о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта по <адрес>ФИО2. данным постановлением был утвержден прилагаемый акт выбора земельного участка по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский»), а также указано на то, что вопрос предоставления земельного участка следует рассмотреть после прохождения государственного кадастрового учета.

Поэтому до исполнения АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> своих обязанностей по заключению с ФИО2. договора аренды в отношении указанного земельного участка, заинтересованные лица должны произвести все необходимые действия по осуществлению государственного кадастрового учета спорного земельного участка (в силу п.п. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ) на основании утвержденного постановлением АМС <адрес> от ... акта выбора земельного участка по <адрес>, содержащего схему расположения земельного участка и план границ земельного участка.

В ходе рассмотрения гражданского дела ответчиком АМС <адрес> в судебное заседание, состоявшееся ..., было предоставлено постановление АМС <адрес> от ... об отмене постановления АМС <адрес> от ... "О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2. по <адрес>".

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона РФ от ... № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

При этом исходя из содержания указанного постановления АМС <адрес> от ... следует, что постановление АМС <адрес> от ... было отменено в связи с допущенными АМС <адрес> нарушениями норм ЗК РФ от ... № 136-ФЗ (п. 11 ст. 30 ЗК РФ).

Однако доводы АМС <адрес> о том, что постановлением АМС <адрес> от ... «Об утверждении проектов планировки территории <адрес>» были утверждены проекты планировки следующих территорий <адрес>: Северо-Западный муниципальный округ, территория между <адрес>, Генерала Доватора, Московская; Затеречный муниципальный округ, территория между <адрес>, Московской, ФИО6, ФИО7 (<...>), согласно которым в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ, а также ст. ст. 41-46, 51, 55 ГрК РФ строительство торгово-офисного объекта на испрашиваемом земельном участке проектом планировки не предусмотрено, являются несостоятельными по следующим причинам.

Из самого представленного в суд постановления АМС <адрес> от ... «Об утверждении проектов планировки территории <адрес>» не усматривается установленный запрет на строительство торгово-офисного объекта на испрашиваемом земельном участке.

Кроме того, непосредственно сам проект планировки указанных территорий <адрес> (Затеречный муниципальный округ, территория между <адрес>, Московской, ФИО6, ФИО7 (<...>)), в пределах которых располагается спорный земельный участок, в суд представлен не был.

Поэтому в силу ст. 56 ГПК РФ указанный довод АМС <адрес> о том, что строительство торгово-офисного объекта на испрашиваемом земельном участке проектом планировки не предусмотрено и нарушает требования п. 11 ст. 30 ЗК РФ, не был подтвержден в суде необходимыми и допустимыми доказательствами.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что постановление АМС <адрес> от ... "О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2. по <адрес>" соответствовало требованиям действующего законодательства, действовавшим на момент его вынесения, при этом доказательств обратного в суд представлено не было.

Более того, в силу ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно ч. 2 ст. 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В связи с этим суд принимает во внимание то обстоятельство, что постановление АМС <адрес> от ... (об отмене постановления АМС <адрес> от ...) было вынесено лишь спустя почти 4 года после издания указанного постановления АМС <адрес> от ..., и было представлено в суд при разрешении по существу исковых требований ФИО2. о признании незаконными действия (бездействие) АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> по отказу в предоставлении ему в аренду упомянутого земельного участка и обязании АМС <адрес> и УМИЗР <адрес> заключить с ним договор аренды земельного участка, что свидетельствует о попытке АМС <адрес> воспрепятствовать данным образом удовлетворению исковых требований ФИО2

С учетом того, что АМС <адрес> свое постановление от ... (об отмене постановления АМС <адрес> от ...) издало лишь ... в ходе рассмотрения данного гражданского дела по иску ФИО2., отмена указанного постановления АМС <адрес> от ... при таких обстоятельствах свидетельствует также о наличии незаконных действий со стороны АМС <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд оценивает действия АМС <адрес> по изданию своего постановления от ... (об отмене постановления АМС <адрес> от ...) как злоупотребление правом, что запрещено ст. 10 ГК РФ.

Помимо этого, в силу п. 9 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

В связи с этим, суд полагает, что постановление АМС <адрес> от ... не могло быть отменено АМС <адрес> самостоятельно, в административном порядке (на основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона РФ от ... № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"), непосредственно в период судебного разбирательства по иску ФИО2. в отношении указанного земельного участка, так как подобная односторонняя отмена акта органа местного самоуправления влечет нарушение прав и законных интересов ФИО2 на данный земельный участок, в связи с чем, при таких обстоятельствах, законность вынесения постановления АМС <адрес> от ... должна была оспариваться заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом, следует признать незаконным и отменить постановление АМС <адрес> от ... об отмене постановления АМС <адрес> от ... "О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2 по <адрес>".

Что касается искового требования ФИО2. о взыскании с АМС <адрес> в его пользу денежной суммы в размере 100 000 рублей в счет компенсации причиненного ему морального вреда в виде существенных физических и нравственных страданий, обусловленных нарушением его прав и законных интересов в результате вынесения указанного незаконного постановления АМС <адрес> от ..., то данное исковое требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в частности путем компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, вместе с тем, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, при этом суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправии сторон, при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из указанных выше требований действующего законодательства для присуждения денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) ответчика, истцом должно быть указано, какие неблагоприятные последствия для него данное обстоятельство повлекло, а также представлены доказательства в подтверждение этих обстоятельств.

Однако истцом ФИО2. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено в суд ни одного доказательства, подтверждающего причинение ему нравственных или физических страданий по вине ответчика АМС <адрес> при издании незаконного постановления АМС <адрес> от ....

Вместе с тем, сам по себе факт признания судом незаконным указанного постановления АМС <адрес> от ... не может свидетельствовать об одновременном причинении истцу морального вреда изданием данного постановления, поскольку не установлена причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействиями) ответчика АМС <адрес> и причинением истцу нравственных и физических страданий вследствие указанных действий АМС <адрес>.

Таким образом, при отсутствии доказательств, подтверждающих причинение ФИО2 ответчиком АСМС <адрес> физических и нравственных страданий (морального вреда), обусловленных изданием АМС <адрес> незаконного постановления от ..., суд пришел к выводу о том, что оснований для возмещения истцу морального вреда не имеется.

Поэтому в удовлетворении искового требования ФИО2 о взыскании с АМС <адрес> в его пользу денежной суммы в размере 100 000 (сто тысяч) рублей в счет компенсации причиненного морального вреда, следует отказать.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО2 к Администрации местного самоуправления <адрес>, Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации местного самоуправления <адрес>, третье лицо – Управление Росреестра по <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) Администрации местного самоуправления <адрес> по отказу истцу в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов для строительства торгово-офисного объекта, выраженному в ответе Управления муниципальным имуществом и земельных ресурсов <адрес> от 28.12.2017г.; признании незаконным и отмене постановления Администрации местного самоуправления <адрес> от 08.06.2018г. об отмене постановления АМС <адрес> от 19.09.2014г. «О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2 по <адрес>»; обязании Администрации местного самоуправления <адрес> заключить с ФИО2 договор аренды в отношении земельного участка из земель населенных пунктов для строительства торгово-офисного объекта; взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) Администрации местного самоуправления <адрес> по отказу ФИО2 в предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес> (рядом с парком «Олимпийский»), выраженному в ответе Управления муниципальным имуществом и земельных ресурсов <адрес> от 28.12.2017г.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации местного самоуправления <адрес> от 08.06.2018г. об отмене постановления АМС <адрес> от 19.09.2014г. «О предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгово-офисного объекта ФИО2 по <адрес>».

Обязать Администрацию местного самоуправления <адрес> заключить с ФИО2 договор аренды в отношении земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,088га для строительства торгово-офисного объекта по <адрес>

В части требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.В. Колобкова