ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1181/19 от 07.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2- 1181/2019

УИД 21RS0023-01-2019-000303-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2019 года г. Чебоксары.

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Прокуратуры Чувашской Республики ФИО2, при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Прокуратуре Чувашской Республики о признании незаконным п----- приказа ------к от дата в части лишения премии по итогам службы за дата за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в снижении эффективности и результативности прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ненадлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, исполнением уголовно-исполнительного законодательства, взыскании премии, компенсации морального вреда

установил:

ФИО1, уточнив и дополнив исковые требования, окончательно обратился в суд с исковым заявлением к Прокуратуре Чувашской Республики о признании незаконным п----- приказа ------к от дата в части лишения премии по итогам службы за дата за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в снижении эффективности и результативности прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ненадлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, исполнением уголовно-исполнительного законодательства, взыскании премии, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы следующим.

ФИО1, проходивший государственную гражданскую службу в должности ------ Чувашской Республики, на основании п. ----- приказа прокурора Чувашской Республики ------к от дата «О премировании, лишении, снижении размера премии по итогам службы за дата» лишен премии по итогам службы за дата на 100% за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в снижении эффективности и результативности прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ненадлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, исполнением уголовно-исполнительного законодательства. Истец считает приказ незаконным, поскольку утверждение о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей не соответствует действительности, конкретная причина лишения премии в приказе не указана в нарушение п. ----- Положения о порядке выплаты премии по итогам службы, материальной помощи и единовременного поощрения прокурорским работникам в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от дата----- (далее – Положение).

Истец считает приказ в оспариваемой части незаконным по следующим основаниям.

1. В нарушение положений п. ----- Положения руководителями структурных подразделений при вынесении предложений о лишении премии рапорта с указанием конкретных причин, явившихся основанием для депремирования, не подготовлены.

2. К приказу приложены справки руководителей структурных подразделений, из которых следует, что причинами, явившими основанием для принятия такого решения, послужили цифровые данные отчета Чебоксарской прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики за дата, где указаны цифры за аналогичный период прошлого года. Указанные в справках причины не основаны на приказах Генерального прокурора РФ и Законе «О прокуратуре РФ», которыми не предусмотрено оценивать надлежащее исполнение служебных обязанностей на основании цифровых данных по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

3. В п. ----- Положения приведены основания для снижения премии прокурорскому работнику, и справки руководителей структурных подразделений, по мнению истца, не являются доказательствами ненадлежащего исполнения служебных обязанностей. Прокуратурой республики с выездом в Чебоксарскую спецпрокуратуру и в поднадзорных ей исправительных учреждениях не проверены организация работы спецпрокуратуры по осуществлению законов в исправительных учреждениях, а также эффективность и результативность принятых Чебоксарской спецпрокуратурой надзорных мероприятий. Только цифровые данные не дают возможности оценить работу прокурора на предмет снижения эффективности и результативности надзора. Снижение эффективности и результативности прокурорского надзора, указанные в справках руководителей структурных подразделений прокуратуры ЧР не доказано, так как контрольная проверка эффективности и результативности надзора не проводилась.

4. Чебоксарская спецпрокуратура при организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих уголовные наказания, руководствуется требованиями Федерального закона «О прокуратуре», требованиями приказа Генерального прокурора от дата----- «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ( далее – приказ Генеральной прокуратуры РФ -----).

По результатам анализа работы спецпрокуратуры за первое полугодие дата и сдачи отчета претензий к её работе не имелось.

Данные по результатам работы спецпрокуратуры за дата также показывают, что результаты работы не ухудшились.

Эффективность и результативность работы спецпрокуратуры в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ ----- должна вытекать из состояния законности в поднадзорных исправительных учреждениях: отсутствие чрезвычайных ситуаций, побегов осужденных, совершения преступлений в местах лишения свободы, совершения преступлений должностными лицами исправительных учреждений в отношении осужденных, соблюдении прав осужденных, установленного порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Однако в справках руководителей структурных подразделений Прокуратуры ЧР такие нарушения не указаны.

5. В нарушение п. ----- Положения предложения руководителей структурных подразделений не согласованы с курирующим заместителем прокурора ЧР по направлению деятельности, протокол оперативного совещания об этом не свидетельствует.

6. Все справки руководителей структурных подразделений Прокуратуры ЧР, положенные в обоснование оспариваемого приказа, сводятся к снижению количества выявленных нарушений. Однако при этом не учтено, что в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от дата----- «Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «Надзор за законностью исполнения уголовных наказаний» по форме УИС и Инструкции по его формированию» (далее – приказ Генеральной прокуратуры РФ -----) изменена методика подсчета выявленных нарушений – если установлены однотипные нарушения прав нескольких лиц, они подлежат учету как одно нарушение (ранее учитывались по количеству лиц). Следовательно, снижение количества выявленных нарушений носит объективный характер.

7. В нарушение п. ----- Положения при снижении истцу премии не учтено наличие уважительных причин – в период с дата по дата спецпрокуратура работала не в полном составе, в связи с чем организовать надлежащим образом прокурорский надзор не представлялось возможным.

Истец просил признать оспариваемый приказ незаконным, взыскать с ответчика в пользу истца премию по итогам службы за дата в сумме 6 283 руб.68 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом его уточнения и дополнения.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление, указав на законность приказа в оспариваемой части, доказанность нарушений и отсутствие уважительных причин ненадлежащего исполнения служебных обязанностей.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с Положением о порядке выплаты премии по итогам службы, материальной помощи и единовременного поощрения прокурорским работникам в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от дата----- Премирование прокурорских работников производится по итогам службы, связанной с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на органы и организации прокуратуры Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре, а также в целях повышения их материальной заинтересованности в добросовестном и качественном исполнении служебных обязанностей, повышения уровня ответственности за их выполнение.( п. -----)

Премии исчисляются исходя из должностных окладов и доплат за классный чин, установленных прокурорским работникам (п. -----).

При принятии решения о премировании прокурорских работников учитываются: степень сложности и важности выполненных заданий; эффективность достигнутых результатов; соблюдение установленных сроков и качество исполнения приказов, указаний, распоряжений, поручений вышестоящих должностных лиц; личный вклад прокурорского работника в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на орган или организацию прокуратуры; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию конкретного прокурорского работника; соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка (п. -----).

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации, заместители Главного военного прокурора, заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, проректоры и директора институтов, институтов (филиалов) вносят предложения о премировании начальников курируемых ими структурных подразделений, осуществляют контроль за правильностью рассмотрения вопросов премирования в этих подразделениях.

Руководители структурных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, структурных подразделений прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов, другие территориальные и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур вносят предложения о премировании подчиненных им прокурорских работников.

Решение о премировании прокуроров городов, районов, других территориальных и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур принимают прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур.(п. -----)

Должностные лица, указанные в пункте ----- настоящего Положения, в пределах установленного фонда оплаты труда подготавливают письменные предложения, содержащие список прокурорских работников с указанием размера причитающейся каждому прокурорскому работнику премии в зависимости от итогов его службы, а также предложения о снижении размера премии или лишении премии полностью с указанием причины.

Предложения о премировании, вносимые руководителями структурных подразделений прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, согласовываются с курирующими заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур.

Размер премии, выплачиваемой прокурорскому работнику, устанавливается в процентах к его должностному окладу и доплате за классный чин, установленным на дату подписания приказа о выплате премии. Премия максимальным размером не ограничивается (п. -----).

В качестве премируемого (отчетного) периода для начисления премии принимается квартал.

При определении размера премии прокурорскому работнику основаниями для снижения ее размера (лишения премии полностью) являются: несоблюдение установленных сроков выполнения поручений руководителей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин; ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин; ненадлежащее качество работы с документами; недостаточный уровень исполнительской дисциплины; недостаточный уровень профессиональной ответственности за выполнение служебных обязанностей и поручений руководителей; нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка.( п. -----)

Лишение премии или снижение ее размера с указанием причины оформляется приказом руководителя органа прокуратуры, Университета прокуратуры Российской Федерации, института, института (филиала), наделенного правом принятия решения о премировании, и производится только за тот период, в котором имело место нарушение.

Руководитель структурного подразделения при внесении предложения о лишении премии, снижении ее размера подчиненному прокурорскому работнику указывает в рапорте конкретные причины, явившиеся основанием для принятия такого решения. К рапорту прилагается копия протокола оперативного совещания, на котором принято соответствующее решение, с подписью прокурорского работника об ознакомлении с ним.(п. -----)

Из материалов дела следует, что в период прохождения истцом службы в должности ------ Чувашской Республики, на основании п. ----- приказа прокурора Чувашской Республики ------к от дата «О премировании, лишении, снижении размера премии по итогам службы за дата» лишен премии по итогам службы за дата на 100% за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в снижении эффективности и результативности прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ненадлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, исполнением уголовно-исполнительного законодательства и на основании приказа ------к от дата.

Законность приказа ------к от дата и лишения премии этим приказом оспаривается истцом в рамках другого гражданского дела, в связи с чем при рассмотрении данного дела названное основание депремирования оставляется без судебной оценки.

В обоснование приказа ------к в оспариваемой части положены следующие документы.

Из протокола оперативного совещания при первом заместителе прокурора Чувашской Республики ФИО4 от дата следует, что на совещании были обсуждены причины снижения эффективности деятельности по основным направлениям за дата рядов прокуроров, в том числе, истца. Эти прокуроры были заслушаны, истец доложил о причинах снижения эффективности деятельности по основным направлениям за дата и принимаемых мерах по активизации работы. По результатам обсуждения было принято решение ходатайствовать перед прокурором Чувашской Республики о снижении истцу премии за дата на 100%.

В справке начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики ФИО5, согласованной с начальником этого Управления ФИО6, указано на недостатки в организации и осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в Чебоксарской спецпрокуратуре дата – за дата ослаблена результативность работы на отдельных направлениях надзора за исполнением федерального законодательства, допущено общее снижение выявленных нарушений закона при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства – с ------ до ------, - ------%; отсутствуют результаты работы по направлению материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (------); в отчетном периоде не выявлено ни одного нарушения закона в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина (------); снижена активность по осуществлению надзора за выполнением природоохранного законодательства, в указанный период за дата внесено 1 представление (------).

В справке начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Чувашской Республики ФИО7 о результатах анализа работы Чебоксарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики за дата не выявлено ни одного коррупционного нарушения, связанного с неурегулированием конфликта интересов, несоблюдением иных запретов, неуведомления о склонении к коррупционному правонарушению, несоблюдением иных запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции. Недостаточное внимание уделено исполнению федерального законодательства, регламентирующего использование бюджетных средств, средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Не выявлено ни одного нарушения антикоррупционного законодательства в деятельности исправительных учреждений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, государственной и муниципальной собственности. Ненадлежащим образом организована работа по выявлению нарушений, связанных с исполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений, установленных у целях противодействия коррупции. Отсутствуют результаты работы по надзору за исполнением законодательства по контролю над расходами. Уголовные дела по результатам рассмотрения материалов прокурорских проверок, направленных в порядке ст. 37 УПК РФ, следственными органами дата не возбуждались. За упущения в организации надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции предлагается рассмотреть вопрос о лишении истца премиального вознаграждения по итогам работы за дата.

В справке старшего помощника прокурора Чувашской Республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, о противодействии экстремизму и терроризму и.о. старшего помощника прокурора республики по надзору за исполнением уголовных наказаний ФИО8 по основным показателям деятельности за дата Чебоксарской спецпрокуратуры, согласованной с первым заместителем прокурора республики ФИО4, указано на недостатки надзорной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму – в сфере противодействия экстремизму снижение количества лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности; в сфере противодействия терроризму снизилось количество выявленных нарушений закона. В сфере соблюдения уголовно-исполнительного законодательства значительно снизилось количество выявленных прокуратурой нарушений закона на 53,1%, снизилось количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности. В справке содержится ходатайство о лишении истца премии за дата.

Данные указанных справок подтверждены соответствующими отчетами и в суде представитель ответчика ФИО3 также подтвердил их составленной к судебному заседанию на основании отчетов Чебоксарской спецпрокуратуры таблицей «Основные результаты прокурорской деятельности за дата Чебоксарской спецпрокуратуры» (л.д. 64-65, 238-239 т. 1), в которых показатели, по которым допущено снижение, выделены красным цветом.

Истцом заявлено о фальсификации протокола и справок.

Данный довод был проверен в ходе рассмотрения дела и не нашел своего подтверждения – из показаний свидетеля ФИО8 следует, что результаты деятельности прокуратуры им обобщались, справка составлялась и подписывалась. Несмотря на наличие нарушений прав заключенных в исправительных учреждениях, эти нарушения истцом не были выявлены, поскольку проверки не инициировались.

Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что в процессе подготовки оспариваемого приказа, справки руководителей структурных подразделений и протокол оперативного совещания имелись и находятся в номенклатурном деле.

Согласно объяснениям истца от дата (л.д. 62-63), снижение основных результатов прокурорской деятельности по ряду направлений допущено по объективным причинам – вследствие изменения методики оценки количественных показателей приказом Генеральной прокуратуры -----, отражении достигнутых показателей в отчетах иных периодов; указано на принятие дополнительных мер по активизации надзорной деятельности в дата, а также то, что некоторые упущения в работе связаны с нахождением двух сотрудников из четырех в учебных командировках.

Оценивая доводы истца о незаконности оспариваемого приказа, суд приходит к следующему.

Доводы истца о нарушении порядка депремирования – отсутствие рапортов руководителей структурных подразделений о снижении премии, фальсификации справок и протокола не принимаются судом, поскольку из пояснений свидетелей ФИО8 и ФИО10 следует, что предложения о депремировании истца были выражены в справках руководителей структурных подразделений прокуратуры ЧР, согласованных с курирующими начальником управления и заместителем прокурора ЧР; вопрос депремирования истца обсуждался на оперативном совещании и был доведен до истца там же.

Ранее курировавший работу спецпрокуратуры ФИО11, бывший заместитель прокурора Чувашской Республики, дата приказом Генерального прокурора назначен заместителем прокурора адрес, и другой заместитель не был назначен. Вследствие этого, курирующего работу спецпрокуратуры заместителя прокурора субъекта в период депремирования истца в прокуратуре ЧР не имелось.

Доводы истца об отсутствии нормативных документов, регламентирующих обязанности, за неисполнение которых истец депремирован, для спецпрокуроров также не могут быть приняты во внимание, поскольку приказ Генерального прокурора ----- от дата «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приказ ----- от дата «Об организации прокурорского надзора за исполнениемзаконодательства о противодействии коррупции», приказ Генерального прокурора Российской Федерации ----- от дата «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов и противодействия экстремистской деятельности», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации ----- от дата «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» содержат указание на их распространение на спецпрокуратуры. Поэтому ссылка истца на вышеуказанный приказ Генерального прокурора РФ ----- как на основной приказ Генерального прокурора Российской Федерации для спецпрокуратур, является безосновательной. Все названные приказы имеют равное действие и обязательны для исполнения всеми прокурорами, в том числе, и спецпрокурорами.

Доводы истца о том, что только цифровые данные не могут служить критериями снижения эффективности и результативности прокурорского надзора, указанного в справках руководителей структурных подразделений прокуратуры ЧР также не принимаются судом во внимание, поскольку иных критериев оценки деятельности прокуратур нормативные акты, регламентирующие деятельность прокуратуры, не содержат. Ссылки истца на Положение о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата и Положение о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности горрайспецпрокуратур Чувашской Республики, утвержденное приказом ----- от дата также не могут быть приняты во внимание, поскольку регламентируют вопросы проведения комплексных и отраслевых проверок прокуратур. В данном же случае проверок деятельности спецрокуратуры не проводилось, а проводился анализ статистической отчетности.

Доводы истца о невозможности исполнения служебных обязанностей по уважительной причине – вследствие неполного состава прокуратуры в связи с отпусками, больничными и учебой также не принимаются судом как основание незаконности оспариваемого приказа – в случае необходимости истец мог поставить вопрос об отзыве сотрудников спецпрокуратуры из отпуска, либо поставить перед прокурором субъекта вопрос временного прикомандирования сотрудников иных подразделений для выполнения поставленных задач.

Исходя из изложенного, с учетом доказанности данными статистической отчетности снижения эффективности и результативности прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ненадлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, исполнением уголовно-исполнительного законодательства, оснований для отмены приказа ------к от дата в оспариваемой части, взыскания премии и компенсации морального вреда суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Прокуратуре Чувашской Республики о признании незаконным п. ----- приказа ------к от дата в части лишения премии по итогам службы за дата за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в снижении эффективности и результативности прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ненадлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, исполнением уголовно-исполнительного законодательства, взыскании премии, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Шопина Е. В.

Мотивированное решение суда принято 12 июня 2019 года.