Дело №2-1181/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2020 года г.Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Лобанова В.А.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о включении спорных периодов работы в страховой стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) о включении спорных периодов работы в страховой стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 31 августа 2020 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подп.16 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа работы на дату обращения с заявлением. Однако с таким отказом пенсионного органа истец не согласен, поскольку в специальный стаж необоснованно не были включены периоды его работы в должности <адрес> по Калининградской области с 01 июля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 января по 31 декабря 2009 года, с 01 января по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года и период нахождения в командировке с 27 октября по 10 декабря 2013 года. Полагая данный отказ незаконным, истец просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды его работы в должности <данные изъяты> с 01 июля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 января по 31 декабря 2009 года, с 01 января по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года и период нахождения в командировке с 27 октября по 10 декабря 2013 года и назначить досрочно страховую пенсию по старости на основании подп.16 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 31 августа 2020 года.
Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства поддержал исковые требования по основаниям, изложенном в заявлении и пояснил, что в спорные периоды истец работал в должности <данные изъяты>, что подтверждается предоставленными документами – трудовой книжкой, книжкой спасателя, справкой работодателя, подтверждающей специальный страховой стаж и характер выполняемой работы в особых условиях труда. Выезд в командировку был связан с повышением квалификации, поэтому также подлежит включению в специальный страховой стаж.
Представитель ответчика – УПФР в Черняховском районе ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что спорные периоды работы истца в должности <данные изъяты> были исключены из специального стажа на основании акта отдела УПФР в <адрес> по результатам документальной проверки специального страхового стажа от 01 сентября 2020 года, в котором указано на то, что в спорные периоды информации о выездах истца на поисково-спасательные работы и каких-либо участиях в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций не имеется, а период нахождения в командировке не предусмотрен п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.
Представитель третьего лица - поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области - филиала ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании, состоявшемся 16 декабря 2020 года, поддержала исковые требования ФИО1 и пояснила, что истец и на настоящее время работает в должности спасателя.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 31 августа 2020 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в Черняховском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подп.16 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако решением УПФР в Черняховском районе от 01 октября 2020 года ему было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, поскольку специальный страховой стаж составил 08 лет 06 месяцев 15 дней при требуемом не менее 15 лет в связи с исключением спорных периодов работы из специального стажа по причине отсутствия сведений об участии ФИО1 в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций и в связи с нахождением в командировке.
Считая такой отказ незаконным, ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями о включении спорных периодов работы в специальный страховой стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при разрешении которых суд руководствуется следующими нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и установление государственной пенсии законом.
По смыслу ст.19 Конституции РФ различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Согласно ст.8 ч.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 01 января 2019 года) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет.
На основании подп.16 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, согласно ч.3 ст.30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подп.»и» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665, а также подп.»а» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. № 702:
- Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
- Перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной-работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1,2,3 класса, спасателям международного класса.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
Из представленной трудовой книжки ФИО1, книжки спасателя, справок, подтверждающих специальный страховой стаж и характер выполняемой работы, определяющие право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда, акта по результатам документальной проверки специального страхового стажа следует, что истец с 01 июля 2005 года по настоящее время работает полный рабочий день в должности <данные изъяты>
Занимаемая истцом должность поименована в Перечнях должностей и специальностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года № 702.
При исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом определен специальный страховой стаж ФИО1 08 лет 06 месяцев 15 дней.
При подсчете в специальный стаж истца не были включены периоды его работы в должности <данные изъяты> с 01 июля 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 января по 31 декабря 2009 года, с 01 января по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года и период нахождения в командировке с 27 октября по 10 декабря 2013 года.
Однако с таким решением пенсионного органа суд не может согласиться в силу следующего.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Статьей 23 данного Федерального закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 24 этого же Федерального закона спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.
Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года. Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.
Аналогичные положения были предусмотрены и действующим в спорный период времени Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
Исходя из вышеизложенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и учитывая, что ФИО1 в спорные периоды работал в должности спасателя и спасателя 3-го класса, отсутствие факта выезда на поисково-спасательные работы и участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций не должно препятствовать ему в льготном пенсионом обеспечении.
Между тем из представленной истцом книжки спасателя и его трудовой книжки следует, что ему квалификация спасателя впервые была присвоена приказом работодателя № 356-к от 28 ноября 2005 года, до указанного времени он такой квалификации не имел, следовательно, статусом спасателя, необходимым для исчисления специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии в период с 01 июля до 27 ноября 2005 года не обладал.
В связи с изложенным в специальный страховой стаж ФИО1 подлежат зачислению периоды его работы в должности спасателя и спасателя 3-го класса с 28 ноября 2005 года по 31 декабря 2006 года, с 01 января по 31 декабря 2009 года, с 01 января по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Правила, утвержденные данным документом, применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665.
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения работника в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Установлено, что командировка истца имела место в период его работы в должности спасателя, которая была учтена в его специальный стаж, что ответчиком не оспаривается. При нахождении в командировке за ним сохранялась заработная плата, более того, нахождение истца в командировке неразрывно связано с возможностью осуществления спасателем своих трудовых обязанностей, участие в таких мероприятиях необходимо для аттестации и дальнейшего подтверждения статуса спасателя, соответственно, период нахождения ФИО1 в командировке с 27 октября по 10 декабря 2013 года подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Учитывая, что на момент обращения истца в пенсионный орган 31 августа 2020 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии его специальный стаж, даже с зачетом вышеуказанных периодов работы, по которым судом было принято решение об обоснованности исковых требований, составлял менее требуемых 15 лет, однако как было установлено в ходе судебного разбирательства, что ФИО1 на момент рассмотрения дела продолжает работу <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании подп.16 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28 ноября 2020 года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему в качестве <данные изъяты> в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций периоды работы:
в должности <данные изъяты> с 28 ноября 2005 года по 31 декабря 2006 года;
в должности <данные изъяты> с 01 января 2009 года по 14 марта 2009 года;
в должности <данные изъяты> с 15 марта по 31 декабря 2009 года;
в должности <данные изъяты> с 01 января по 31 декабря 2012 года и с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года;
а также период нахождения ФИО1 в командировке с 27 октября по 10 декабря 2013 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочно страховую пенсию по старости на основании подп.16 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28 ноября 2020 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 25 декабря 2020 года.
Судья Черняховского городского суда Лобанов В.А.