ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1181/20 от 28.07.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-1181/2020 г.

УИД: 48RS0001-01-2020-000032-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2020 года г. Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего Акимовой Е.А.,

при секретаре Кондратьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриенко Натальи Владимировны к администрации Липецкой области, администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, Управлению ЖКХ Липецкой области, Управлению энергетики и тарифов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку,

У С Т А Н О В И Л:

Дмитриенко Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Липецкой области, администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, указывая, что решением Управления имущественных и земельных отношений <адрес> от 18 февраля 2015 года ей бесплатно предоставлен в собственность земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, кадастровый , площадью 1 200 кв. м, для строительства жилого дома, участок <адрес>. 02 июля 2015 года истице выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. На указанном земельном участке построен дом для проживания многодетной семьи истицы. Однако создание жилищных условий в построенном доме невозможно по причине отсутствия инженерно-технических коммуникаций водо- и газоснабжения на земельном участке истицы. План мероприятий по данному строительству ответчиками не исполнен. В связи с чем истица просит обязать ответчиков обеспечить в течение года с даты вынесения решения суда водопроводом, газопроводом земельный участок <адрес>, кадастровый , площадью 1 200 кв. м.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управление энергетики и тарифов Липецкой области, а в качестве третьих лиц: ОГУП "Липецкобловодоканал", АО «Газпром газораспределение Липецк».

Истица Дмитриенко Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила возложить обязанность по обеспечению водопроводом, газопроводом земельный участок <адрес>, именно на администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области в рамках реализации «дорожной карты».

Представитель ответчиков – администрации Липецкой области и Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенностям Хромов Е.И., представитель ответчика - Управления энергетики и тарифов Липецкой области по доверенности Мурзина Т.П. возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - ОГУП " Липецкобловодоканал" по доверенности Перминова М.А. отнесла разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель ответчика - администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, представитель третьего лица - АО «Газпром газораспределение Липецк» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, представитель АО «Газпром газораспределение Липецк» просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

П. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Судом установлено, что в соответствии со ст.ст. 28, 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», Протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 30.03.2012 № 34, Законом Липецкой области от 07.09.2011 № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющих трех и более детей», на основании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 19.08.2014 года № 3107 «О постановке на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеющих трех и более детей» и заявления Дмитриенко Н.В. решением от 18.02.2015 года Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Дмитриенко Н.В. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, кадастровый , площадью 1 200 кв. м, для строительства индивидуального жилого дома, участок <адрес>.

27.04.2015 года Дмитриенко Н.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 200 кв. м, для строительства индивидуального жилого дома, участок <адрес>.

02.07.2015 года Дмитриенко Н.В. Комитет градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района выдал разрешение на строительство .

08.05.2018 года Комитетом градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района утвержден Акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно данному акту на предоставленном Дмитриенко Н.В. земельном участке произведен монтаж железобетонного монолитного фундамента, возведены стены из газосиликатных блоков.

Как следует из объяснений истицы, на предоставленном ей земельном участке был построен дом для проживания ее многодетной семьи. Однако создание жилищных условий в построенном доме невозможно по причине отсутствия инженерно-технических коммуникаций водо- и газоснабжения к земельному участку.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельских поселений водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).

Статьей 6 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что организация водоснабжения населения на территории сельских поселений, расположенных в границах муниципального района, является полномочием органов местного самоуправления данного муниципального района.

Исходя из статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ, водоснабжение включает в себя подачу питьевой и технологической воды абонентам с использованием как централизованных, так и нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

Законом Липецкой области от 26.12.2014 года № 357-0З «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по организации водоснабжения отнесены к полномочиям органов государственной власти Липецкой области.

Согласно Закону Липецкой области от 08.06.2006 года № 293-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Липецкой области» исполнительные органы государственной власти Липецкой области создаются в целях выполнения полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством области. Структуру исполнительных органов государственной власти области и их наименования определяет глава администрации области, а положения о них утверждает администрация области.

В соответствии с постановлением главы администрации Липецкой области от 28.06.2010 года № 198 «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области» в структуру исполнительных органов государственной власти Липецкой области входит управление жилищно-коммунального хозяйства области и управление энергетики и тарифов Липецкой области.

В соответствии с Положением об управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 26.07.2010 года № 272-р, управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области осуществляет организацию холодного водоснабжения населения муниципальных районов.

В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 25.04.2018 года № 223-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Липецкой области от 23.12.2016 года № 633-р «О принятии решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из областного бюджета в форме капитальных вложений в объекты капитального строительство государственной собственности Липецкой области» были предусмотрены строительство сети водоснабжения в селе Сенцово Липецкого района Липецкой области, общие проектные решения (1 этап) по строке 12 (2017 год), сети водоснабжения в поселке для многодетных семей село Сенцово Липецкого района Липецкой области (I очереди) протяженностью 2,06 км по строке 13 (2018 год), сети водоснабжения в поселке для многодетных семей село Сенцово Липецкого района Липецкой области (II очереди) протяженностью 1,85 км по строке 14 (2018 год) главным распорядителем средств которых являлось управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 12.12.2019 года № 770-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Липецкой области от 29.11.2017 года № 499-р «О принятии решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из областного бюджета в форме капитальных вложений в объекты капитального строительство государственной собственности Липецкой области» сети водоснабжения в поселке для многодетных семей село Сенцово Липецкого района Липецкой области (III очереди) протяженностью 2 км по строке 10 (2019 год) главным распорядителем средств которых являлось управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 20.09.2019 года № 609-р «О принятии решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из областного бюджета в форме капитальных вложений в объекты капитального строительство государственной собственности Липецкой области» сети водоснабжения в поселке для многодетных семей село Сенцово Липецкого района Липецкой области (IV очереди) протяженностью 4 км по строке 9 (2021 год) главным распорядителем средств которых являлось управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

Приведенным положением предусмотрены разведочно-эксплуатационная скважина в с. Сенцово Липецкого района 1 скважина по строке 24 (2021 год) главным распорядителем средств которых являлось управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

В соответствии с Положением об управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2010 года № 280-р осуществляет на территории области в рамках своих полномочий (компетенции) в газоснабжении и топливоснабжении:

- контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения специальных надбавок;

- контроль за деятельностью региональной системы газоснабжения Липецкой области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- контроль за применением цен (тарифов, плат и т.п.) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Программой газификации и реконструкции газораспределительных сетей Липецкой области на 2017-2019 годы, утвержденной постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2016 года (далее - Программа на 2017-2019 годы), были предусмотрены мероприятия по строительству сетей газораспределения для газификации территории жилой застройки в селе Сенцово площадью 42 га по строке 159 (на 2018 год) и по строке 228 (на 2019 год).

В связи с тем, что работы по газификации вышеуказанного земельного участка завершены 2018 году (а именно - построено и введено в эксплуатацию 14,35 км газораспределительных сетей) постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 8 июня 2018 года мероприятия по строке 228 (на 2019 год) были исключены из Программы на 2017-2019 годы.

В соответствии с Программой газификации и реконструкции газораспределительных сетей Липецкой области на 2020-2023 годы, утвержденной постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24.12.2019 года , предусмотрены мероприятия по строительству сетей газораспределения для газификации территории жилой застройки в селе Сенцово площадью 300 га по строке 146 (на 2019 год), по строке 147 (на 2020 год), по строке 148 (на 2021 год), по строке 149 (на 2022 год), по строке 150 (на 2023 год).

Федеральными законами от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.4 части 1 статьи 15), от 31.03.1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (статьи 7, 8.1) организация в границах муниципального района газоснабжения поселений, а также организация газоснабжения населения сельских поселений является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Объекты газоснабжения, предназначенные для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям находятся в собственности организации собственника газораспределительной системы (специализированная организация), осуществляющей эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статьи 17, 23.2 69-ФЗ).

Согласно Постановлению администрации Липецкой области от 07.11.2013 года N 503 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» планируемые ориентировочные объемы и источники финансирования мероприятий предусмотрены за счет внебюджетных источников (т.е. инвестиционных программ соответствующих сетевых организаций) в сумме 293,6 млн. рублей в 2013-2018 годах (таблица 4 приложения к постановлению). Финансирование мероприятий по газификации за счет средств областного и местного бюджетов «дорожной картой» не предусматривалось.

Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, порядок разработки, утверждения и реализации которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 17 69-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. N 903 утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных в региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.

Постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 года N 335 утвержден Порядок установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно распоряжению администрации Липецкой области от 27 июля 2010 г. N 280-р "Об утверждении Положения об управлении энергетики и тарифов Липецкой области" Управление энергетики и тарифов Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, к функциям которого отнесены вопросы определения размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке природного газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации области и утверждение указанных программ.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Постановлением администрации Липецкой области от 13.11.2017 года N 519 «Об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Липецкой области на 2018 - 2022 годы» утверждена соответствующая программа газификации области и постановлениями управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2016 г. N 48/29 «Об утверждении Программы газификации и реконструкции газораспределительных сетей Липецкой области на 2017 - 2019 годы» и от 24.12.2019 г. N 50/3 «Об утверждении Программы газификации и реконструкции газораспределительных сетей Липецкой области на 2020 - 2023 годы» утверждены Программы газификации и реконструкции газораспределительных сетей Липецкой области на 2017-2019 и 2020-2023 годы соответственно.

Строительство газораспределительных сетей (низкого давления) принимается в зависимости от количества поступивших заявок собственников земельных участков на подключение, направляемых в АО «Газпром газораспределение Липецк» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 года N 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения специализированной организации предоставляются в соответствии с земельным законодательством земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения (ст. 28 69-ФЗ).

В целях реализации мероприятий «дорожной карты» между АО «Газпром газораспределение Липецк» и Управлением имущественных и земельных отношений было заключено Соглашение -ЛР об установлении сервитута на часть земельного участка площадью 4 364 кв.м, относящуюся к земельному участку с кадастровым , площадью 1 666 469 кв. м, под строительство объекта газоснабжения: «Газопровод высокого давления с ШРП, с/д, н/д, <адрес> (жилая застройка 42 га)» в <адрес>. Участок истицы находится за границами указанной части участка (участка жилой застройки 42 га), что наглядно можно определить по публичной кадастровой карте <адрес> и проекту планировки территории <адрес>, Липецкий p-он, с/п Сенцовский сельсовет, <адрес> 300 га. Участок истицы входит в состав объекта: «Газопровод <адрес> (жилая застройка 300 га РЖС) (4 этап)».

На основании предложений по формированию программ газификации с указанием ориентировочной стоимости строительства объектов газоснабжения и газификации и мероприятий по подключению потребителей Программой газификации и реконструкции газораспределительных сетей <адрес> на 2017-2019 годы были предусмотрены мероприятия по строительству сетей газораспределения для газификации территории жилой застройки в <адрес> по строкам 85, 88 (2017 год), 159, 172 (на 2018 год), 228, 229 (на 2019 год) с разбивкой по видам работ относительно двух объектов: «Газопровод высокого давления с ШРП, с/д, н/д, <адрес> (жилая застройка 42 га)» и «Газопровод <адрес> (жилая застройка 300 га РЖС) (4 этап)».

Работы по газификации жилой застройки 42 га завершены 2018 году (построено и введено в эксплуатацию 14,35 км газораспределительных сетей из предусмотренных 14,7 км), в связи с чем постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 8 июня 2018 года мероприятия по строке 228 (на 2019год) были исключены из Программы (отчеты АО «Газпром газораспределение Липецк» о выполнении Программы 2017, 2018, 2019 годы и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию с актами приемки).

В отношении объекта «Газопровод <адрес> (жилая застройка 300 га РЖС) (4 этап)» Программой 2017-2019 было предусмотрено только проведение проектно-изыскательских работ, строительно-монтажные работы включены в Программу 2020-2023 г.г. их начало запланировано в 2021 году.

Для завершения газификации участка жилой застройки в 300 га в <адрес> необходимо ликвидировать дефицит пропускной способности существующих сетей газораспределения в районе <адрес>. С этой целью в 27 декабря 2019 год был заключено четырех-стороннее Соглашение (Регуляторный контракт) -р, предусматривающее разработку проектно-сметной документации и начало строительно-монтажных работ по объекту «Закольцовочный газопровод от газопровода высокого давления на «Тепличный комбинат » до газопровода высокого давления к совхозу «Красный колос» Липецкого района. Окончание работ по данному объекту, а также по строительству газопровода низкого давления, обеспечивающего газификацию участков жилой застройки 300 га запланированно завершить в 2023 году в соответствии с Приложением 4 к указанному Соглашению и Программой газификации и реконструкции газораспределительных сетей Липецкой области на 2020 - 2023 годы.

Таким образом, как следует из материалов дела, администрацией области и Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и Управлением энергетики и тарифов области полностью исполнен План мероприятий («дорожной карты») и проводится работа по дальнейшему обеспечению газопроводом земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в том числе, земельного участка, выделенного Дмитриенко Н.В. с кадастровым номером .

В тоже время суд не может согласиться с доводами администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о том, что понуждение администрации муниципального образования к установлению расходных обязательств в определенный срок является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение, а также о невозможности реализации мероприятий ввиду отсутствия бюджетных ассигнований на реализацию вышеуказанных мер из средств областного или федерального бюджета, по следующим причинам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Из приведенного Определения следует, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Федерального закона закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.

Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.

Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшая ранее, предусматривала, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным закономФедеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" эта статья была отменена, а Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 39.5, которая в числе случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно называет предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6), а также предоставление земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7).

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р "Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей").

Между тем, в системе как прежнего, так и действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).

При этом федеральный законодатель допускает возложение субъектом Российской Федерации на органы местного самоуправления обязанности по отчуждению находящихся в собственности муниципальных образований земельных участков в пользу граждан путем определения случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан в качестве меры социальной поддержки. Однако это не предполагает определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации конкретных подлежащих приватизации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, органы местного самоуправления в вопросе подбора земельных участков, пригодных для соответствующих целей, действуют по своему усмотрению, в том числе самостоятельно оценивая нуждаемость муниципального образования в тех или иных земельных участках для решения вопросов местного значения, притом что они соответствуют требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.

Таким образом, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления семье Дмитриенко Н.В. указанного земельного участка до момента обращения истицы в суд - 09 января 2020 года прошло более пяти лет, между тем, обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведённым жилым объектом, не выполнена.

Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области должных мер для обеспечения данного земельного участка, необходимой инженерной инфраструктурой (газопроводом и водопроводом)

Факт того, что администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области принимаются меры для обеспечения земельного участка газопроводом и водоснабжением, материалами дела не подтверждается. При этом довод об отсутствии необходимых денежных средств не может свидетельствовать об отсутствии обязанности органа местного самоуправления обеспечить земельный участок, принадлежащий семье истицы объектами инженерной инфраструктуры для газоснабжения и водоснабжения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность обеспечить земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , принадлежащий Дмитриенко Н.В., объектами инженерной инфраструктуры (газопроводом и водопроводом) подлежит исполнению органом местного самоуправления - администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области.

В тоже время в части исковых требований о возложении обязанности обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку к администрации Липецкой области, Управлению ЖКХ Липецкой области, Управлению энергетики и тарифов Липецкой области суд полагает необходимым отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на администрацию Липецкого муниципального района Липецкой области обязанность обеспечить земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , принадлежащий Дмитриенко Наталье Владимировне, объектами инженерной инфраструктуры (газопроводом и водопроводом) в срок до 01 сентября 2021 года.

В удовлетворении исковых требований Дмитриенко Натальи Владимировны к администрации Липецкой области, Управлению ЖКХ Липецкой области, Управлению энергетики и тарифов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Акимова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 августа 2020 года.