ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1181/2017 от 17.10.2017 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1181/2017 копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» о возложении обязанности обеспечить нормативный запас резервного топлива,

установил:

Лысьвенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (далее – ООО «Лысьва-теплоэнерого» о возложении обязанности обеспечить нормативный запас резервного топлива – мазута, для ТЭЦ (<...>) в объеме 731 тонна.

В иске указал, что ООО «Лысьва-теплоэнерго» является теплоснабжающей организацией и осуществляет регулируемый вид деятельности – теплоснабжение. Согласно схеме теплоснабжения муниципального образования «Лысьвенский городской округ», утвержденной постановлением администрации г. Лысьвы, теплоснабжение потребителей Лысьвенского городского округа осуществляется от теплоисточников, находящихся на обслуживании теплоснабжающих организаций, в том числе ООО «Лысьва-теплоэнерго», теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), находящаяся на обслуживании ООО «Лысьва-теплоэнерго», предназначена для теплоснабжения жилищного фонда, объектов соцкультбыта, промплощадки и прочих потребителей.

Имущественный комплекс ТЭЦ принадлежит ООО «Лысьва-теплоэнерго» на праве субаренды, основным видом топлива для ТЭЦ является природный газ, резервным – мазут.

ООО «Лысьва-теплоэнерго» является поставщиком тепловой энергии для МУУП «Теплоэнергоремонт», которое в свою очередь является единой теплоснабжающей организацией в соответствии с постановлением администрации г. Лысьвы от 18.12.2014 № 187.

Согласно расчетам ООО «Лысьва-теплоэнерго» нормативный неснижаемый запас резервного топлива (мазута), рассчитанный в соответствии с приказом Минэнерго России от 22.08.2013 № 469, составляет 731,7 тонны. По информации, представленной ответчиком в наличии у ООО «Лысьва-теплоэнерго» имеется резервное топливо в объеме 110 тонн, что недостаточно для бесперебойной работы ТЭЦ в аварийном режиме.

Отсутствие необходимых запасов резервного топлива не может гарантировать надежного и бесперебойного теплоснабжения, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, проживающих на территории Лысьвенского городского округа, а также может повлечь причинение значительного ущерба имуществу граждан, юридических лиц, имуществу объектов социальной сферы, муниципальному имуществу.

Впоследствии Лысьвенский городской прокурор исковые требования уточнил, просил обязать ООО «Лысьва-теплоэнерго» обеспечить нормативный неснижаемый запас резервного топлива (мазута) для ТЭЦ (<...>) в объеме 731,7 тонн в течение отопительного сезона 2017-2018 года.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Исцелемова А.И. требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила обязать ООО «Лысьва-теплоэнерго» обеспечить нормативный неснижаемый запас резервного топлива (мазута) для ТЭЦ (<...>) в объеме 731,7 тонн в течение отопительного сезона 2017-2018 года.

Представитель ответчика ООО «Лысьва-теплоэнерго» ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что в наличии у ООО «Лысьва-теплоэнерго» имеется запас резервного топлива (мазута) в количестве 110 тонн, и, кроме того, имеется гарантийное письмо с ООО «Соликамская ТЭЦ» о гарантированном отпуске мазута в количестве 730 т, в случае возможного ограничения поставки основного топлива при условии самовывоза и возмещения затрат по восполнению запаса топлива. Также, ООО «Лысьва-теплоэнерго» с ООО «Профнефтересурс» заключен договор на оказание транспортных услуг, обеспечивающий перевозку нефтепродуктов (мазута) по заявке заказчика. Полагает, что ООО «Лысьва-теплоэнерго» со своей стороны предприняло все необходимые меры для обеспечения необходимого запаса резервного топлива. Приобретать мазут в количестве 730 тонн в настоящее время ООО «Лысьва-теплоэжнерго» не имеет возможности в связи с отсутствием денежных средств, в том числе и по причине задолженности со стороны МУУП «Теплоэнергоремонт». Кроме того, полагает, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации теплоснабжения на территории городского округа лежит на органах местного самоуправления, в частности на администрации г. Лысьвы, которая в свою очередь также должна принимать меры для бесперебойного теплоснабжения жителей г. Лысьвы, в том числе и путем приобретения резервного топлива. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица администрации г. Лысьвы ФИО2 в судебном заседании считает требования прокурора законными и обоснованными, поскольку ООО «Лысьва-теплоэнерго» является теплоснабжающей организацией и осуществляет регулируемый вид деятельности, и в соответствии с требованиями нормативных актов, устанавливающих обязанности теплоснабжающих организаций, обязано обеспечить наличие резервного топлива в объеме, определяемом в соответствии с приказом Минэнерго.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела постановлением Главы Лысьвенского городского округа Пермского края от 16.06.2014 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «Лысьвенский городской округ» Пермского края на период с 2014 по 2028 годы (л.д. 45-50). Постановлением Главы Лысьвенского городского округа от 18.12.2014 № 187 муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергоремонт» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории г. Лысьвы в зоне теплоснабжения ООО «Лысьва-теплоэнерго» с 01.07.2015 (л.д. 61).

Постановлением администрации г. Лысьвы от 28.02.2013 № 524 МУУП «Теплоэнергоремонт» в хозяйственное ведение передано муниципальное имущество, в том числе тепловые сети (л.д. 58-60).

Согласно указанной схеме, теплоснабжение Лысьвенского городского округа осуществляется от диверсифицированной системы теплоснабжения на основе централизованных и децентрализованных источников тепловой энергии. Центральным теплоснабжением городского округа обеспечены все многоэтажные многоквартирные жилые дома города, общественные организации, предприятия и коммунально-складские объекты. Централизованное теплоснабжение потребителей Лысьвенского городского округа производится от теплоисточников, находящихся на обслуживании четырех теплоснабжающих организаций, в том числе ООО «Лысьва-теплоэнерго». ТЭЦ, находящаяся на обслуживании ООО «Лысьва-теплоэнерго» предназначена для теплоснабжения жилищного фонда, предприятий соцкультбыта, промплощадки и прочих потребителей.

В соответствии с уставом целями и видами деятельности ООО «Лысьва-теплоэнерго» являются производство и распределение тепловой энергии (л.д. 21-44).

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 18.12.2015 № 277-Т утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Лысьва-теплоэнерго» (л.д.54-54).

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2016 № 20.12.2016 № 349-т утверждены тарифы на теплоноситель ООО «Лысьва-теплоэнерго» (л.д. 55).

Как видно из договоров аренды и субаренды (л.д. 6-20), во владении ООО «Лысьва-теплоэнерго» находится имущественный комплекс ТЭЦ по адресу <...>.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Лысьва-теплоэнерго» является теплоснабжающей организацией, осуществляет регулируемый вид деятельности по выработке и поставке тепловой энергии через открытую систему водоснабжения МУУП «Теплоэнергоремонт», являющейся единой теплоснабжающей организаций по поставке тепловой энергии жителям города Лысьвы.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с п. 2 "Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон" (далее Порядок), утвержденных Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 г. N 469, владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Порядка владельцы тепловых электростанций создают ННЗТ для обеспечения безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие пять лет, в целях поддержания положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях, а также для бесперебойного энергоснабжения потребителей, указанных в пункте 8 настоящего порядка (далее - режим выживания), и используют его при полном отсутствии НЭЗТ.

Согласно п. 11.9 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Согласно обоснованию, утвержденному директором ООО «Лысьва-теплоэнерго» (л.д. 57) нормативный неснижаемый запас резервного топлива (мазута) необходимый в отопительный период 2017-2018 годов составляет 731,7 тонн. При этом в наличии у ООО «Лысьва-теплоэнерго» имеется мазут в количестве 110 тонн.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение установленных нормативными актами требований, у ООО «Лысьва-теплоэнерго» отсутствует неснижаемый нормативный запас резервного топлива, необходимый для обеспечения надежной и стабильной работы ТЭЦ для поставки тепловой энергией неопределенного круга лиц.

При этом наличие гарантийного письма ООО «Соликамская ТЭЦ» на поставку мазута, не может быть расценено как исполнение обязанности по обеспечению резервным топливом, поскольку в силу действующего законодательства, резервное топливо в количестве, определяемом в соответствии с приказом Минэнерго от 22.08.2013 г. N 469, должно иметься в наличии на начало отопительного сезона и течение всего отопительного сезона.

Неисполнение указанной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц Лысьвенского городского округа на надежное и бесперебойное теплоснабжение, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а также может повлечь причинение значительного ущерба имуществу граждан, юридических лиц, имуществу объектов социальной сферы, муниципальному имуществу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» обеспечить нормативный неснижаемый запас резервного топлива (мазута) для ТЭЦ (<...>) в объеме 731,7 тонн в течение отопительного сезона 2017-2018 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья Н.Р. Войтко