ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1181/2021 от 15.11.2021 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1181/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Тихорецк 15 ноября 2021 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Сухорутченко В.А.,

секретаря судебного заседания Сафроновой М.А.,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю Павлють Т.А., действующей по доверенности №60-юр от 01.10.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчагиной Елены Николаевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

установил:

Иск мотивирован тем, что 25.01.2019 Корчагина Е.Н. обратилась
в территориальный орган Пенсионной фонда РФ за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ГУ УПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район №190000009717/125383/19 от 21.06.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях», в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. С указанным решением истец не согласна, считает, что пенсионным органом необоснованно при исчислении специального стажа не засчитаны периоды работы: с 12.05.1994 по 04.04.1995 (00л10м23дн) – в качестве массажистки районной поликлиники Новопокровской ЦРБ, с 15.02.1998 по 02.09.1998 (00л06м18дн) – в качестве медсестры – массажистки стационара, в качестве медсестры – массажистки поликлиники Новопокровской ЦРБ, так как должность «массажистка» не предусмотрена в разделе Наименование должностей списка №781 от 29.10.2002; с 03.09.1998 по 19.11.1998 (00л02м17дн) – в должности медицинской сестрой-массажисткой на 0,5 ставки поликлиники Новопокровской ЦРБ, так как должность «медсестра-массажистка» не предусмотрена в разделе Наименование должностей Списка №781 от 29.10.2002, а также данный период не может быть засчитан в специальный стаж по списку №464 от 06.09.1991, так как документально не подтверждено отнесение должности «медсестра-массажистка» к среднему медицинскому персоналу; с 01.11.1999 по 22.07.2001 (01г08м22дн) – в должности медицинской сестры по массажу на 0,5 ставки Новопокровской ЦРБ, так как в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Однако истец указывает, что в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения полный рабочий день, выполняла работу медицинской сестры по массажу, что подтверждается справкой уточняющей особый характер работы или труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе.

Так же, при исчислении стажа не были засчитаны периоды: с 05.04.1995 по 22.08.1995 (00л04м18дн) – период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности массажистки районной поликлиники Новопокровской ЦРБ, так как должность «массажистка» не предусмотрена в разделе Наименование должностей списка №781 от 29.10.2002; с 23.08.1995 по 05.12.1996 отпуск по уходу за ребенком до 1,6 лет, с 06.12.1996 по 14.02.1998 отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, так как в соответствии с разъяснениями от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на льготную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено включение в специальный стаж отпусков по уходу за детьми после 06.10.1992.

Однако, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Исходя из приведенного выше правового регулирования в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, при исчислении стажа не был засчитан период с 30.03.2015 по 24.04.2015 (00л00м25дн) – нахождение на курсах повышения квалификации, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов обучения в учебных заведениях.

Отказ пенсионного органа во включении в льготный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, истец считает необоснованными. Ссылаясь на положения статьи 187 Трудового кодекса РФ, в силу которой в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя зарплата, истец указывает, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поэтому подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Так же истец считает необоснованным отказ пенсионного органа во включении в льготный стаж периода работы с 14.12.1987 по 20.08.1989 в должности воспитателя в детском саду, поскольку согласно Перечню учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и действовавшему до 01 октября 1993 года, работа учителем, врачом и другим работником просвещения и здравоохранения включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, и предусматривала суммирование медицинского и педагогического стажа.

Истец, указывая, что в период с 14.12.1987 по 20.08.1989 работала в должности воспитателя, а действовавшее на тот период времени законодательство позволяло суммировать медицинский и педагогический стаж, следовательно, период ее работы в должности воспитателя детского сада подлежит включению в специальный стаж.

Истец считает, что ответчиком нарушено её право на получение досрочной страховой пенсии по старости, гарантированное законодательством РФ, с учетом уточненных исковых требований просит обязать ответчика устранить в полном объёме допущенные нарушения прав путём включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы: с 14.12.1987 по 20.08.1989 в должности воспитателя в детском саду; с 12.05.1994 по 04.04.1995 (00л10м23дн) – в качестве массажистки районной поликлиники Новопокровской ЦРБ, с 15.02.1998 по 02.09.1998 (00л06м18дн) – в качестве медсестры – массажистки стационара, в качестве медсестры – массажистки поликлиники Новопокровской ЦРБ; с 03.09.1998 по 19.11.1998 (00л02м17дн) – в должности медицинской сестрой-массажисткой на 0,5 ставки поликлиники Новопокровской ЦРБ; с 01.11.1999 по 22.07.2001 (01г08м22дн) – в должности медицинской сестры по массажу на 0,5 ставки Новопокровской ЦРБ; с 05.04.1995 по 22.08.1995 (00л04м18дн) – период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности массажистки районной поликлиники Новопокровской ЦРБ; с 23.08.1995 по 05.12.1996 отпуск по уходу за ребенком до 1,6 лет, с 06.12.1996 по 14.02.1998 отпуск по уходу за ребенком до 3 лет; с 30.03.2015 по 24.04.2015 (00л00м25дн) – нахождение на курсах повышения квалификации, назначить пенсию с момента первоначального обращения - 25.01.2019.

Истец Корчагина Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлена, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика –Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю Павлють Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать Корчагиной Е.Н. в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд принимает во внимание следующее.

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Основания и порядок назначения пенсии, реализация права на получение пенсии, определены Федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а также Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» и другими нормативными актами.

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 19 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ, согласно ч.3 ст.30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления
в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч.4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст.30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление
от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Согласно п.2 указанных Правил при исчислении стажа работы
в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от11.07.2002№516.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается
в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей
и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия
по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место
в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения
и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В судебном заседании установлено, что 25.01.2019 Корчагина Е.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением ГУ УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) №190000009717/125383/19 от 21.06.2019 Корчагиной Е.Н. отказано в назначении с 25.01.2019 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ при специальном стаже 18 лет 05 месяцев 10 дней, в виду отсутствия специального стажа 25 лет.

Пенсионным органом при подсчете периодов трудовой деятельности истца установлено, что специальный стаж Корчагиной Е.Н. в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-Ф3 составил 18 лет 05 месяцев 10 дней.

При этом не засчитаны в специальный стаж период работы истца: с 14.12.1987 по 20.08.1989 в должности воспитателя в детском саду, поскольку согласно Перечню учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и действовавшему до 01 октября 1993 года, работа учителем, врачом и другим работником просвещения и здравоохранения включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, и предусматривала суммирование медицинского и педагогического стажа; с 12.05.1994 по 04.04.1995 (00л10м23дн) – в качестве массажистки районной поликлиники Новопокровской ЦРБ, с 15.02.1998 по 02.09.1998 (00л06м18дн) – в качестве медсестры – массажистки стационара, в качестве медсестры – массажистки поликлиники Новопокровской ЦРБ, так как должность «массажистка» не предусмотрена в разделе Наименование должностей списка №781 от 29.10.2002; с 03.09.1998 по 19.11.1998 (00л02м17дн) – в должности медицинской сестрой-массажисткой на 0,5 ставки поликлиники Новопокровской ЦРБ, так как должность «медсестра-массажистка» не предусмотрена в разделе Наименование должностей Списка №781 от 29.10.2002, а также данный период не засчитан в специальный стаж по списку №464 от 06.09.1991, так как документально не подтверждено отнесение должности «медсестра-массажистка» к среднему медицинскому персоналу; с 01.11.1999 по 22.07.2001 (01г08м22дн) – в должности медицинской сестры по массажу на 0,5 ставки Новопокровской ЦРБ, так как в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Пенсионным органом также не включены в специальный стаж следующие периоды: с 23.08.1995 по 05.12.1996 отпуск по уходу за ребенком до 1,6 лет, с 06.12.1996 по 14.02.1998 отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, так как в соответствии с Разъяснением от 22.05.1996 №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на льготную пенсию предусмотрено включение в специальный стаж отпусков по уходу за ребенком до 1,6 лет и до 3-х лет только до 06.10.1992 года; с 30.03.2015 по 24.04.2015 (00л00м25дн) – нахождение на курсах повышения квалификации, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли
в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Истец оспаривает правомерность исключения из специального стажа спорных периодов работы; периодов нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком до 16, лет и до 3-х лет.

В целях оценки пенсионных прав истца судом была назначена государственная экспертиза условий труда.

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда
№30/ТЗ-суд от 22.10.2021, проведенной ведущим консультантом отдела государственной экспертизы условий труда управления труда министерства труда и социального развития Краснодарского края Гаркуша С.П. по определению Тихорецкого городского суда от 14.07.2021, детский сад «Ромашка» совхоза «Новопокровский» Новопокровского района Краснодарского края в рассматриваемый судом период с 14.12.1987 по 20.08.1989 – детское дошкольное учреждение, имело статус образовательного учреждения: типа – дошкольное образовательное учреждение, вида – детский сад.

Период с 14.12.1987 по 20.08.1989 работы Корчагиной (Грибановой, Бычковой) Елены Николаевны в должности «воспитатель» в детском саду «Ромашка» совхоза «Новопокровский» Новопокровского района, соответствует требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочное назначение страховой пенсии статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Корчагина Елена Николаевна в основное рабочее время исполняла обязанности должности «медицинская сестра по массажу» в МБУЗ «ЦРБ МО Новопокровский район» в периоды: с 12.05.1994 по 20.04.1995, с 21.04.1995 по 15.02.1998, с 16.02.1998 по 02.09.1998, с 03.09.1998 по 31.10.1999 – в льготном исчислении – 1 год работы засчитывается за 1 год и 3 месяца, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; с 01.11.1999 по 22.07.2001, с 23.07.2001 по 16.07.2002, с 17.01.2002 по 31.10.2009 – в календарном исчислении, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Период с 30.03.2015 по 20.04.2015 – курсов повышения квалификации, на которые направлялась Корчагина Елена Николаевна, работая в должности «медицинская сестра по массажу» физиотерапевтического отделения Новопокровской ЦРБ, соответствует требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата.

Период с 05.04.1995 по 22.08.1995 нахождения Корчагиной Е.Н. в отпуске по беременности и родам (работая в должности «медицинская сестра по массажу»), соответствует требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как за ней сохранялось место работы и выплачивалось пособие по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Экспертом сделан вывод, что в нарушение требований «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях в учреждениях и организациях», утвержденной постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 20 июня 1974 года №162 в трудовую книжку (серия АТ-IV №7948659) Корчаиной Е.Н. в рассматриваемые судом периоды внесено неверное наименование должности «медсестра-массажистка», «медицинская сестра-массажистка» вместо правильного наименования должности «медицинская сестра по массажу (приказ министерства здравоохранения ССР от 18 июня 1987 года №817 «О нормах загрузки медицинских сестер по массажу»; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 года №249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского персонала»).

Оценивая заключение выполненной по делу государственной экспертизы условий труда в соответствии с требованиями статьи 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и другими доказательствами по настоящему делу, суд приходит к выводу о его обоснованности и достоверности. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, обладает необходимыми познаниями, заключение содержит подробное описание проведенного исследования. Выводы государственной экспертизы труда не противоречат другим доказательствам по делу.

Государственная экспертиза условий труда по делу проводилась компетентным органом в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Анализируя записи в трудовой книжке истца с письменными доказательствами и заключением эксперта, суд считает подлежащим зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов: с 14.12.1987 по 20.08.1989 в должности «воспитатель» в детском саду «Ромашка» совхоза «Новопокровский» Новопокровского района; с 01.11.1999 по 22.07.2001 – в должности медицинской сестры по массажу на 0,5 ставки Новопокровской ЦРБ; период нахождения на курсах повышения квалификации с 30.03.2015 по 24.04.2015; период отпуска по беременности и родам с 05.04.1995 по 22.08.1995.

В силу подпункта «а» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Следовательно, периоды с 12.05.1994 по 20.04.1995, с 21.04.1995 по 15.02.1998, с 16.02.1998 по 02.09.1998, с 03.09.1998 по 31.10.1999 подлежит зачету с применением к календарному периоду льготного исчисления 1 год за 1 год 3 месяца.

При суммировании имеющегося специального стажа Корчагиной Е.Н.
и периодов, подлежащих включению в специальный стаж, указанных в экспертном заключении, специальный стаж Корчагиной Е.Н. составит 25 лет 00 месяц 00 дней – 22 февраля 2019 года.

В соответствии с положениями части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у истца в первом полугодии 2019 года, поскольку требуемый специальный стаж 25 лет был выработан Корчагиной Е.Н. по состоянию на 22.02.2019. С заявлением о назначении пенсии истец обратилась в территориальный орган пенсионного фонда 25.01.2019.

С учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», страховая пенсия по старости, при возникновении права на страховую пенсию в первом полугодии 2019 года, назначение пенсии возможно через 6 месяцев, то есть с 23 августа 2019 года.

Проверяя обоснованность решения УПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район от 21.06.2021 об отказе в установлении пенсии Корчагиной Е.Н., суд приходит к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение правомерно не зачел оспариваемые периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку не уполномочен оценивать письменные доказательства, представленные суду, и применять судебную практику, как того требует гражданское судопроизводство. Следовательно, требования истца в части признании незаконным решения пенсионного органа суд считает не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Удовлетворить частично исковые требования Корчагиной Елены Николаевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю зачесть Корчагиной Елене Николаевне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с 14.12.1987 по 20.08.1989 в должности «воспитатель» в детском саду «Ромашка» совхоза «Новопокровский» Новопокровского района; с 01.11.1999 по 22.07.2001 – в должности медицинской сестры по массажу на 0,5 ставки Новопокровской ЦРБ; период нахождения на курсах повышения квалификации с 30.03.2015 по 24.04.2015; период отпуска по беременности и родам с 05.04.1995 по 22.08.1995; с 12.05.1994 по 20.04.1995 – в должности массажистки районной поликлиники Новопокровской ЦРБ (в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца); с 21.04.1995 по 15.02.1998 (в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца); с 16.02.1998 по 02.09.1998 в должности медсестры – массажистки поликлиники Новопокровской ЦРБ (в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца); с 03.09.1998 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры-массажистки на 0,5 ставки в поликлинике Новопокровской ЦРБ (в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца).

Установить, что право Корчагиной Елены Николаевны на страховую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста в соответствии подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло в первом полугодии 2019 года.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю назначить Корчагиной Елене Николаевне страховую пенсию по старости с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 23 августа 2019 года.

В удовлетворении остальной части требований Корчагиной Елене Николаевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Тихорецкого

городского суда В.А. Сухорутченко