ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1182/19 от 16.09.2019 Сысертского районного суда (Свердловская область)

решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.09.2019 Сысертский районный суд, Свердловской области в составе председательствующего Сидоровой С. А., при секретаре Остроуховой Е.С., с участием представителя истца Генинга А.А., представителей ответчика ФИО1, ФИО2, представителя третьего лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1182/2019 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Природный парк «Бажовские места» о признании незаконными действий по взиманию платы за посещение, возложении обязанности обеспечить безвозмездный доступ граждан на территорию, признании незаконным приказа в части,

У С Т А Н О В И Л:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Природный парк «Бажовские места» о признании незаконными действий по взиманию платы за посещение, возложении обязанности обеспечить безвозмездный доступ граждан на территорию, признании незаконным приказа в части.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой по обращению главного редактора районной газеты «Наша Сысертская Неделя» ФИО5 проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при взимании платы за посещение особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Бажовские места» (далее – ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места»).

Постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2007 № 275-ПП на территории Сысертского района Свердловской области создан природный парк «Бажовские места», площадь парка 39000 га, парк расположен на землях лесного фонда (территория ГКУ СО «Сысертское лесничество») и частично на землях сельскохозяйственного назначения, образован без изъятия земель.

Согласно Уставу ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места», утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области 14.08.2012 № 401, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере окружающей среды и экологической безопасности.

Одной из основных целей деятельности Учреждения является выполнение мероприятий в области организации и развития регулируемого туризма и отдыха на ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места», учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, в том числе по предоставлению оборудованных туристических стоянок и маршрутов.

В соответствии с прейскурантом на туристско-экскурсионные услуги учреждения на 2019 год, утвержденным приказом директора ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» № 63 от 28.12.2018, плата за пользование оборудованными тропами и стоянками на территории ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места» составляет 100 руб. с человека, взимается со всех граждан, посещающих природный парк.

Посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. (ст. 5.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

До настоящего времени нормативный правовой акт, устанавливающий размер и регулирующий порядок взимания платы за посещение особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации Правительством не принят.

Обустройство и техническое содержание туристических троп и стоянок на территории ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места» не является предоставлением рекреационных услуг, поскольку данная деятельность в соответствии с Уставом ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» направлена на выполнение возложенных на Учреждение задач по организации и развитию регулируемого туризма и отдыха на территории парка. Кроме того, создание, обустройство туристических троп и туристических маршрутов в Парке предусмотрено государственным заданием ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» на 2018 год, плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденным приказом Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области от 29.10.2018 № 1265, в связи с чем, данные работы должны финансироваться из бюджета Свердловской области. Отсутствие бюджетного финансирования на содержание территории парка не влечет за собой возможность осуществления бюджетным учреждением деятельности, выходящей за рамки целей деятельности данного учреждения, созданного для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти в установленном федеральным законодательством порядке.

Таким образом, в нарушение указанных норм, ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» плата за пользование оборудованными тропами и стоянками на территории ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места» в размере 100 руб., фактически взимается с граждан за посещение особо охраняемой природной территории, что противоречит положениям действующего законодательства.

Ссылаясь на ст. 27 Конституции Российской Федерации, ст. 1, ст. 5.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просит:

Признать незаконными действия ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» по взиманию платы за посещение особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Бажовские места».

Обязать ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» обеспечить безвозмездный доступ граждан на особо охраняемую природную территорию областного значения «Природный парк «Бажовские места».

Признать незаконным приказ директора ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» № 63 от 28.12.2018 в части взимания платы за пользование оборудованными тропами на особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Бажовские места».

В судебном заседании старший помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Генинг А.А. полностью поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика ФИО1 (директор ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места») и ФИО2 возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку платы за посещение парка учреждение не устанавливало, территория парка не огорожена, попасть на территорию парка бесплатно можно несколькими путями. Плата установлена исключительно за пользование оборудованными тропами и стоянками, что полностью соответствует целям и задачам учреждения, его Уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Государственное задание финансируется не только из бюджета, размер субсидии данному бюджетному учреждению определяется в следующих пропорциях: 43% - за счет бюджетных средств, 57% - за счет средств от приносящей доход деятельности. Оборудованные тропы необходимо содержать, а также необходимо оплачивать труд внештатных сотрудников. Отмена установленной платы негативно скажется на содержании всего парка.

Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области ФИО4, также возражал против удовлетворения иска прокурора, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам стороны ответчика. Кроме того пояснил, что тропы и стоянки на территории парка, были оборудованы за счет бюджета и переданы ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места». Необходима экономия бюджета.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Указом Губернатора Свердловской области от 22.03.2007 N 193-УГ "О создании государственного учреждения Свердловской области "Природный парк "Бажовские места" было создано государственное учреждение Свердловской области "Природный парк "Бажовские места", в соответствии с которым вышеуказанным Постановлением Правительства Свердловской области от 02.04.2007 N 275-ПП было учреждено государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Природный парк "Бажовские места" (до 18.11.2018 - областное государственное учреждение "Природный парк "Бажовские места") (далее ГБУ СО "Природный парк "Бажовские места").

Правительству Свердловской области поручено выступить учредителем данного учреждения и утвердить Устав.

Постановлением Правительства ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Бажовские места" (далее Постановление № 275-ПП) в Сысертском городском округе Свердловской области была организована особо охраняемая природная территория областного значения "Природный парк "Бажовские места" площадью 39938 гектаров.

Этим же Постановлением утверждено "Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Бажовские места" (далее ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места»).

Устав ГБУ СО "Природный парк "Бажовские места" утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14.08.2012 № 401.

Согласно ст. 2 Закона Свердловской области от 21.11.2005 N 105-ОЗ (ред. от 06.11.2018) "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В главе 2 Постановления № 275-ПП определены задачи создания парка, в том числе развитие экологического и познавательного туризма и обеспечение отдыха населения.Главой 3 данного постановления определены основные направления деятельности парка, в том числе: охрана территории парка, развитие туризма на территории парка (обеспечение отдыха посетителей; создание туристической инфраструктуры - строительство мест размещения посетителей (кордоны, туристические центры, кемпинги); создание мест для парковки автомобильного транспорта; предоставление различных видов услуг посетителям; прокладка дорожно-тропиночной сети; предоставление в прокат различных средств передвижения: катамаранов, лодок, снегоходов, мотовездеходов; разработка туристских маршрутов; оказание услуг по предоставлению гидов и экскурсоводов).

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии с Уставом ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» и вышеуказанными положениями ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, имущество Бюджетного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, земельные участки - на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судом также установлено из пояснений прокурора, представителей ответчика и представителя третьего лица, что туристические тропы на территории ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места» были оборудованы за счет средств бюджета и также переданы ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» для реализации возложенных на учреждение задач. Данное обстоятельство никем не оспаривается.

Государственным заданием ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» на 2018 год, плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденного приказом Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области от 29.10.2018 № 1265, предусмотрено создание и содержание точечных объектов туристической инфраструктуры (турстоянки, малые архитектурные формы и другие), создание и обустройство экологических троп, содержание линейных объектов рекреационной инфраструктуры в Парке.

Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению главного редактора районной газеты «Наша Сысертская Неделя» ФИО5 была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при взимании платы за посещение ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места».

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с прейскурантом на туристско-экскурсионные услуги учреждения на 2019 год, утвержденным приказом директора ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» № 63 от 28.12.2018, плата за пользование оборудованными тропами и стоянками на территории ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места» составляет 100 руб. с человека, взимается со всех граждан, посещающих природный парк.

Наличие данного приказа и установленной платы стороной ответчика и третьего лица оспорено не было. Доводы стороны ответчика и Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, сводятся к тому, что данная плата не является платой за посещение ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места», что территория парка не огорожена, попасть на территорию возможно бесплатно несколькими неорганизованными маршрутами, по лесу, в отсутствие оборудованных троп, в том числе через брод.

Пояснения представителя ответчика ФИО1 также подтверждаются представленной стороной ответчика копией статьи, подписанной ФИО5

Кроме того, из пояснений представителя ответчика ФИО1, следует, что плата за пользование оборудованными тропами взимается со всех посетителей, которые желают пройти на территорию парка по оборудованному мосту, где установлен шлагбаум.

Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что по сути, плата, взимаемая ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» в размере 100 руб. (для льготной категории данная сумма составляет 60 руб.), указанная как плата за пользование оборудованными тропами, действительно является платой за посещение территории природного парка.

Данные тропы и туристические маршруты, по мнению суда, были оборудованы за счет средств бюджета именно для реализации возложенных на ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» задач.

Доводы стороны ответчика и третьего лица о том, что прейскурантом не предусмотрено платы за посещение парка, не имеют юридического значения, поскольку судом установлена идентичность платы за пользование оборудованными тропами и платы за посещение данного парка, в отсутствие каких-либо иных доступных и организованных для широкого круга граждан мест посещения ООПТ ОЗ «Природный парк «Бажовские места».

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На момент рассмотрения дела по существу, нормативный акт, регламентирующий Порядок определения платы за посещение особо охраняемых природных территорий, а также случаи освобождения от взимания платы, Правительство Российской Федерации не принят.

Отсутствие Порядка определения платы за посещение особо охраняемых природных территорий, утвержденного Правительством Российской Федерации, не наделяет ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» правом устанавливать самостоятельно такую плату, даже с согласия учредителя в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Отсутствие либо недостаточность финансирования ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» из бюджета для выполнения государственного задания, также не является основанием для взимания такой платы.

Доводы стороны ответчика о том, что при отсутствии платы за пользование оборудованными тропами, ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» не сможет в полной мере выполнять свои задачи, судом отклоняются как не состоятельные, поскольку учреждение вправе в соответствии с действующим законодательством и Уставом осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, помимо взимания данной платы.

Ссылка представителя ответчика ФИО2 на положения п.6 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", не относится к данному спору, поскольку данная норма регулирует режим национального парка, а не особо охраняемых природных территорий.

Действия ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» по взиманию платы за посещение территории парка, а также приказ директора ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» № 63 от 28.12.2018 в части взимания платы за пользование оборудованными тропами на особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Бажовские места», нельзя считать законными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» по взиманию платы за посещение особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Бажовские места».

Обязать ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» обеспечить безвозмездный доступ граждан на особо охраняемую природную территорию областного значения «Природный парк «Бажовские места».

Признать незаконным приказ директора ГБУ СО «Природный парк «Бажовские места» № 63 от 28.12.2018 в части взимания платы за пользование оборудованными тропами на особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Бажовские места».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: С. А. Сидорова