ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1182/20 от 07.12.2020 Ростовского районного суда (Ярославская область)

76RS0010-01-2020-001417-78 Дело № 2-1182/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2020 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего: Батыревой Е.И.

при секретаре Алеевой О.В.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя третьего лица – директора ООО «Ростовский управдом» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове

гражданское дело по иску ФИО3 к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о принятии документов, изменении способа формирования фонда капитального ремонта, перечислении денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о признании решения от 21.04.2020 о непринятии пакета документов по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома незаконным; понуждении изменить способ формирования фонда капитального ремонта, перечислить накопленные денежные средства со счета собственников дома № 4 в Микрорайоне № 2 г.Ростова Ярославской области у регионального оператора на специальный счет ООО «Ростовский управдом», открытый в АО « Альфа-Банк».

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры № <адрес>. Собственники помещений дома осуществляли формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, ежемесячно вносили платежи, накопилась значительная сумма, за счет которой можно было выполнить некоторые виды работ, относящиеся к капитальному ремонту, однако ответчиком дом поставлен в долгосрочный план капитального ремонта.

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 24 Закона Ярославской области от 28.06.2013 № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» в феврале 2020 года было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений дома по вопросу изменения способа формирования фонда капитального ремонта и принято решение о переходе с общего счета регионального оператора на специальный счет (протокол общего собрания собственников от 03.02.2020). Владельцем специального счета собственниками МКД была выбрана ООО «Ростовский управдом», осуществляющая управление домом согласно договору, размещенному в свободном доступе в ГИС ЖКХ.

Пакет документов о переходе на спецсчет был направлен ответчику 27.02.2020. Но он принят не был со ссылкой на то, что документы не соответствуют Приказу № 44/пр от 28.01.2019 «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор».

Считает, что ответчик неправомерно отказывает собственникам в реализации их прав на распоряжение собственными денежными средствами, аккумулированными на его счетах, намеренно затягивая перечисление денежных средств. Не являясь уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, которому только дано право определять законность принятых собранием собственников решений, правильность их оформления и хранить оригиналы, удерживает их у себя. Протокол общего собрания от 03.02.2020 не оспорен в суде. Ответчик злоупотребляет своими полномочиями и препятствует законному праву граждан определять способ формирования фонда капитального ремонта, отсутствие возможности выполнить ремонт общего имущества МКД негативно сказывается на условиях их проживания.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в судебное заседание не явился. Представитель по доверенности ФИО4 просила рассмотреть дело в отсутствии представителя, представила письменный отзыв, в котором просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование изложенной позиции указывает, что ответчик не чинит препятствий собственникам реализовать свое право на изменение способа формирования фонда капитального ремонта МКД после приведения документов в соответствие с требованиями действующего законодательства. Заявитель письмом Регионального фонда от 21.04.2020 был проинформирован о возможности отзыва пакета документов, выявленные нарушения являются устранимыми и непринятие документов не лишает истца права на повторное обращение с заявлением после устранения выявленных нарушений.

Представитель третьего лица – директор ООО «Ростовский управдом» ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы представителя истца по заявленным требованиям, пояснив, что удержание ответчиком денежных средств капитального ремонта препятствует капитальному ремонту МКД, замечания, указанные ответчиком, не являются существенными, не влияют на результат голосования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных положениями ЖК РФ частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно частям 1, 3, 4 ст. 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (ч.4).

Частью 1 ст. 180 ЖК РФ определено, что функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии со ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Такие же положения закреплены в ст.ст.22,24 Закона Ярославской области от 28 июня 2013 года N 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области».

Судом установлено, что ФИО3 является собственником жилого помещения – квартиры № 50 в многоквартирном жилом доме № 4 Микрорайона № 2 г. Ростова Ярославской области.

По инициативе собственника жилого помещения <адрес> ФИО5 3 февраля 2020 года проведено общее собрание собственников помещений данного дома в форме очно–заочного голосования, в том числе по вопросам об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, об установлении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, об определении владельца специального счета, которое оформлено Протоколом № 2.

Подлинник Протокола на 6 листах с приложениями № 1 - уведомление о проведении собрания, № 2 - реестр присутствующих на общем обсуждении вопросов повестки дня общего собрания собственников, № 3 - реестр вручения уведомления, № 4 - реестр собственников, № 5 решения собственников и справка об открытии счета были направлены ответчику и получены им 27 февраля 2020 года.

По результатам рассмотрения представленных документов Региональным фондом 21.04.2020 года было принято решение о непринятии их в связи с оформлением с нарушением требований ст. ст. 45, 46 ЖК РФ – порядка проведения общего собрания, пп. 4, 8-9, 13, 15, 16, 20, 21 приказа Минстроя России, с указанием о возможности их отзыва.

Анализируя положения закона, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Региональный фонд не наделен полномочиями на отказ в принятии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по вопросу изменения способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества, которое не оспорено и не признано недействительным.

Проведение проверки соответствия представленных документов требованиям закона на ответчика не возложено.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 28 января 2019 года за № 44/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решения и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Ответчик не относится к органам, осуществляющим государственный жилищный надзор.

Указанные им недостатки оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 4 во 2 МКР гор. Ростова не делают незаконным и непонятным решение, принятое собственниками, не являются основанием для признания протокола недействительным.

На этом основании направленное решение общего собрания собственников должно было быть принято ответчиком.

В этой части требование ФИО3 является обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В удовлетворении же других требований истице должно быть отказано, поскольку изменение способа формирования фонда капитального ремонта является исключительно правом собственников помещений в многоквартирном доме, какого либо иного решения других органов, включая Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, для этого не требуется. Обязанность перечисления накопленных на счете регионального оператора денежных средств собственников дома № 4 во 2 МКР гор. Ростова в настоящий момент не наступила.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования ФИО3 частично:

Обязать Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области принять документы по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес>

В остальной части иска ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: