ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1182/2017 от 25.01.2018 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-50/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2018 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Егоровой ОВ о возложении обязанности заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск,

У С Т А Н О В И Л :

ОАО «РЖД» обратилось в Сосногорский городской суд РК с иском к Егоровой О.В. о возложении обязанности заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Егорова О.В. является собственником объекта недвижимости – железнодорожного тупика протяженностью <данные изъяты> м. Указанный железнодорожный тупик примыкает стрелочным переводом № <данные изъяты>.

В соответствии с нормами, закрепленными в УЖТ РФ, объект, принадлежащий ответчику на праве собственности, является железнодорожным путем необщего пользования.

Статьёй 55 УЖТ РФ установлено, что отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

По смыслу главы VI УЖТ РФ договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования относится к числу публичных и является обязательным для перевозчика и владельца железнодорожного пути необщего пользования.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск. Проект договора получен ответчиком, однако, подписанный проект договора либо протокол разногласий к договору не возвращен в адрес истца.

Также истец в заявлении указал, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Представитель истца ОАО «РЖД» - Боженова Е.Ч. в судебном заседании на требованиях настаивала, по доводам, изложенным в письменных объяснениях, из которых следует, что в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с нормами, закрепленными в Уставе, объект, принадлежащий ответчику, является железнодорожным путем необщего пользования. Ответчик владеет объектом на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Предметом договора является эксплуатация объекта, принадлежащего ответчику (параграф 1 и 2 договора ).

Контрагентами в силу статьи 60 Устава являются ООО «Авега», ООО «Магистраль Сервис», ООО «Транспромстрой».

В связи с тем, что железнодорожные пути контрагентов примыкают к железнодорожному пути необщего пользования ответчика, подача и уборка вагонов для них осуществляется через железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ответчику.

Такая подача и уборка вагонов возможна с согласия владельца железнодорожного пути необщего пользования (ответчика), как указано в статье 60 Устава (абзац 3 статьи 60 Устава).

ООО «Авега», ООО «Магистраль Сервис», ООО «Транспромстрой» обратились к истцу (перевозчик) для заключения договоров на эксплуатацию принадлежащих им железнодорожных путей необщего пользования по станции Сосногорск.

Во исполнение требований статьи 60 Устава указанными контрагентами были представлены письменные согласия ответчика на пропуск вагонов через железнодорожный путь необщего пользования ответчика, а также договоры на оказание услуг по предоставлению проезда через железнодорожный путь необщего пользования ответчика.

После представления документов, подтверждающих согласие ответчика на предоставление проезда через принадлежащий ему путь, были заключены договоры с указанными контрагентами (договор от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Магистраль Сервис», договор от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транспромстрой», договор от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авега»).

Таким образом, ответчик за плату предоставляет контрагентам проезд по железнодорожному пути необщего пользования для осуществления перевозчиком подачи и уборки вагонов таким контрагентам.

Во исполнение требований пункта 1.7 Правил, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 №26, в ДД.ММ.ГГГГ году истец (перевозчик) согласовал Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ответчика, примыкающего к станции Сосногорск.

Указанная Инструкция разработана и утверждена ответчиком. Во исполнение требований закона (статьи 55, 64 Устава) и положений пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 №30, истец (перевозчик) направил ответчику (владелец железнодорожного пути необщего пользования) проект договора (далее - Договор).

Предметом договора является вопрос эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ответчика (параграф 1 и 2 Договора).

Проект договора разработан в соответствии с Инструкцией, утвержденной ответчиком.

Договор заключается на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет <данные изъяты> (параграф 2 Договора, пункт 1.5.1 Инструкции).

Границы железнодорожного пути необщего пользования указаны в параграфе 1 Договора (пункт 1.3 Инструкции).

Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования состоит из железнодорожных путей, указанных в пункте 1.5.1 Инструкции.

Уклоняясь от подписания договора, ответчик тем самым не выполняет требования законодательства, регулирующего пользование железнодорожной инфраструктуры.

Ответчик не исполняет обязанность по соблюдению требований безопасности движения, по содержанию железнодорожного пути необщего пользования в надлежащем техническом состоянии, что является нарушением положений Устава железнодорожного транспорта, Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ», Правил утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 №26, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути.

Ответчик не оспаривает факт ненадлежащего технического состояния железнодорожного пути необщего пользования. Кроме того, указанные нарушения подтверждаются материалами дела №2-1426/2016, рассмотренного Сосногорским городским судом РК.

Поскольку через железнодорожный путь необщего пользования ответчика подаются вагоны иным контрагентам, проезд вагонов по такому железнодорожному пути необщего пользования угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров.

Учитывая отсутствие договора между истцом и ответчиком, истец не вправе приостановить подачу вагонов для иных контрагентов, подача вагонов которым осуществляется через железнодорожный путь ответчика.

Ответчик Егорова О.В. в суд не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, направила в суд письменные объяснения, из которых следует, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку она не является индивидуальным предпринимателем, услуги железнодорожным транспортом ею не оказываются, погрузочно-разгрузочные работы, на принадлежащем ей пути не осуществляет, железнодорожный тупик <данные изъяты> м находится в нерабочем состоянии.

Заслушав объяснения представителя ответчика ОАО «РЖД» - Боженовой Е.Ч., исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Федеральный закон от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность (статья 1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляется в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Статья 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет основные понятия:

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю);

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Согласно статье 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии со статьей 64 Устава железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно статье 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Заключение указанного договора обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Из материалов дела следует, что Егорова О.В. является собственником недвижимого имущества – железнодорожного подъездного пути от изолированного сигнала <данные изъяты> метра, расположенного по адресу: <адрес>; железнодорожного тупика от стрелки <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; железнодорожного тупика от стрелки <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; железнодорожного тупика от стрелки <данные изъяты> м, расположенного по адресу: <адрес>, указанные обстоятельства подтверждаются правоустанавливающими документами.

Собственником Егоровой О.В. составлена инструкция о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования Егоровой О.В., примыкающего к станции Сосногорск Северной железной дороги и согласованная ДД.ММ.ГГГГ с начальником Сосногорского отделения Северной ж.д. – филиала ОАО «РЖД» Н.В.Дейнега.

Согласно указанной инструкции путь необщего пользования обслуживается локомотивами и составительскими бригадами железной дороги.

Пунктом 5.3.2 Указанной инструкции предусмотрено, что владелец пути необщего пользования обязан содержать территорию пути необщего пользования в состоянии, обеспечивающем безопасные условия работы маневровых бригад и приемосдатчиков грузов. Ветвевладелец обязан не реже одного раза в три месяца обеспечить доступ для осмотра путей, стрелочных переводов, других устройств на пути необщего пользования комиссией под председательством начальника станции.

Владелец пути несет ответственность: за закрепление вагонов в период от подачи до уборки; за техническое содержание и очистку путей, стрелочных переводов, переезда, технологического проезда, водоотводных устройств; за соблюдение габаритов (в том числе при выгрузке грузов); исправность технических средств и инвентаря; правильность погрузки и крепления грузов; наличие и исправность средств закрепления; безопасность погрузочно-разгрузочных работ; освещение грузовых фронтов, стрелочных переводов; обозначение негабаритных мест (в том числе временно возникших); сохранность подвижного состава при погрузочно-разгрузочных работах и в период от подачи до уборки вагонов.

Также из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Егоровой О.В. заключен договор с ООО «Магистраль Сервис», в соответствии с которым Егорова О.В. обязуется предоставить ООО «Магистраль Сервис» проезд по железнодорожному подъездному пути от изолированного стыка сигнала <данные изъяты> до стыка рамного рельса стрелки <данные изъяты> м и по части железнодорожного подъездного пути от стрелочного перевода до стрелочного перевода по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком Егоровой О.В. и ООО «Транспромстрой» заключен договор , согласно которому Егорова О.В. обязуется оказать ООО «Транспромстрой» услугу по предоставлению проезда по железнодорожному подъездному пути от изолированного стыка сигнала <данные изъяты> до стыка рамного рельса стрелки <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком Егоровой О.В. и ООО «Авега» заключен договор , в соответствии с которым Егорова О.В. обязуется оказать ООО «Авега» услугу по предоставлению проезда по железнодорожному подъездному пути от изолированного стыка сигнала <данные изъяты> до стыка рамного рельса стрелки <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>.

Из справок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Егорова О.В. разрешает право проследования вагонов в адрес ООО «СервисИнвест» от сигнала <данные изъяты> до стыка рамного рельса стрелки <данные изъяты>.

ОАО «РЖД» также заключены договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с ООО «Магистраль Сервис», ООО «Транспромстрой», ООО «Авега», которые, как следует из материалов дела, являются контрагентами Егоровой О.В. на станции Сосногорск Северной железной дороги.

Решением Сосногорского городского суда РК от 22 декабря 2016 года на Егорову О.В. возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном пути необщего пользования: в срок до ДД.ММ.ГГГГ очистить полосу отвода железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метра от изолированного стыка сигнала <данные изъяты> до стыка рамного рельса стрелки <данные изъяты> от кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанное решение вступило в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы Егоровой О.В. о том, что она не является индивидуальным предпринимателем, услуги железнодорожным транспортом ею не оказываются, погрузочно-разгрузочные работы не осуществляются, железнодорожный тупик <данные изъяты> м находится в нерабочем состоянии, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ответчик является собственником железнодорожных путей необщего пользования, за плату предоставляет контрагентам услуги по проезду по железнодорожным путям необщего пользования для осуществления перевозчиком подачи и уборки вагонов таким контрагентам. В ДД.ММ.ГГГГ году истец согласовал инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ответчика, примыкающего к станции Сосногорск, разработанную и утвержденную ответчиком.

Таким образом, ответчик, отказываясь от подписания договора, не выполняет требования законодательства, регулирующего пользование железнодорожной инфраструктуры.

В связи с изложенными обстоятельствами требование ОАО «РЖД» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое требование Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Егоровой ОВ о возложении обязанности заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск удовлетворить.

Обязать Егорову ОВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключить с Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Сосногорск на условиях, закрепленных в договоре
на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Егоровой О.В. по станции Сосногорск Северной железной дороги, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Егоровой ОВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2018 года (27, 28 января 2018 года выходные дни).

Председательствующий: В. В. Катрыч

Копия верна: судья- В. В. Катрыч