№2-1182/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 года г. Астрахань
Советский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Аверьяновой З.Д.,
при секретаре Локтионовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <ФИО>1 к Южному таможенному управлению об отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания,
у с т а н о в и л:
Истец, <ФИО>1 обратился в суд с исковым заявлением к Южному таможенному управлению об отмене дисциплинарного взыскания в виде замечания, указав, что в соответствии с приказом Южного таможенного управления от <дата><номер> «О внеплановой целевой инспекторской проверке Астраханской таможни», в период с <дата> по <дата> Южным таможенным управлением (далее - ЮТУ), проведена внеплановая целевая инспекторская проверка Астраханской таможни обоснованности соблюдения должностными лицами Астраханской таможни требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля в отношении судов товарной позиции 8901 TH ВЭД ЕАЭС, находившихся в 2018 - 2020 гг. под таможенной процедурой временного ввоза (допуска). Согласно Акту ЮТУ от <дата>г. <номер>.1-06/3 «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки Астраханской таможни» Комиссией ЮТУ по направлению ОТПиТК были установлены многочисленные признаки, свидетельствующие о возможном несоблюдении положений ст. 222 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Комиссия ЮТУ установила лишь определенные признаки, в дальнейшем на их основании были сделаны выводы о том, что в Астраханской таможне ненадлежащим образом организована работа по контролю за соблюдением условий нахождения судов под таможенной процедурой временного ввоза (допуска) в соответствии со ст. 220 ТК ЕАЭС, требований, предъявляемых к нахождению данной категории морских судов, в соответствии с Решением Комиссии <номер>, ограничений по владению и пользованию временно ввезенными морскими судами, установленными ст. 222 ТК ЕАЭС. Комиссия ЮТУ на основании выявленных признаков пришла к выводу о том, что на протяжении нескольких лет контроль за условно выпущенными товарами в Астраханской таможне, в том числе в отношении морских судов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), не был организован и не осуществлялся в полной мере, однако не брался во внимание и не учитывался тот факт, что контроль после выпуска товаров осуществляется не одним, а несколькими подразделениями таможни (СТКПВТ, ОТП, ОПСУР, ОРО), включая таможенные посты. Обозначенные подразделения на регулярной основе осуществляют проверочные мероприятия в отношении обозначенной категории товаров в зависимости от компетенции отделов, а также в соответствии с их положением об отделе. Вся необходимая информация по морским судам размещена в КПС «Портал Морской порт». Инспектор, имеющий доступ к соответствующей базе данных, обладает оперативной информацией, как на прибытие, так и на убытие судов. Выявленные комиссией ЮТУ определенные признаки нарушений, и на основании них сделанные отдельные выводы и заключения позволили обобщенно обозначить всё это как выявленные нарушения, которые стали возможными вследствие ослабления контроля за действием (бездействием), а также решениями подчиненных должностных лиц со стороны начальника ОТПиТК. При поступлении акта в Астраханскую таможню, им было подготовлено объяснение, в котором он изложил по каждому вменяемому факту опровержение выводов, сделанных комиссией ЮТУ. Просит суд отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное на него приказом ЮТУ от <дата><номер>-км «О привлечении к дисциплинарной ответственности <ФИО>1».
В судебном заседании <ФИО>1 явился, просил исковые требования удовлетворить, поскольку считает, что наложенное на него дисциплинарное взыскания не правомерно и незаконно.
В судебном заседании представители ответчика «Южное таможенное управление» <ФИО>3, <ФИО>4 возражали относительно исковых требований, просили оказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель третьего лица Астраханской таможни <ФИО>5 в прениях участвовать не желала.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 указанного Федерального закона).
Как следует из ст. 3 Федерального закона 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", сотрудниками таможенных органов являются должностные лица этих органов - граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания.
Согласно подпунктам 3, 5 п. 1 ст. 17 данного Федерального закона сотрудник таможенного органа обязан выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.
Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией (п. 2 ст. 17 Федерального закона 114-ФЗ).
На основании приказа ЮТУ от <дата><номер> «О внеплановой целевой проверке Астраханской таможни» проведена внеплановая целевая инспекторская проверка Астраханской таможни по вопросам соблюдения должностными лицами права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля в отношении судов, классифицированных в товарной позиции
и осуществлении таможенного контроля в отношении судов, классифицированных в товарной позиции 8901 ТН ВЭД ЕАЭС, находившихся в 2018-2020 гг. под таможенной процедурой временного ввоза (допуска). Комиссией осуществлялась проверка деятельности Астраханской таможни по проведению таможенного контроля в отношении иностранных морских судов, находившихся в 2018-2020 годах на таможенной территории Евразийского экономического союза под таможенной процедурой временного ввоза (допуска). По итогам проведенной проверки издан приказ ЮТУ от <дата><номер> «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки Астраханской таможни».
В акте проверки от <дата><номер>.1-06/03 представлена информация о судах, находившихся в период 2018-2020 года по таможенной процедурой временный ввоз (допуск) в регионе деятельности Астраханской таможни (л.д. 147, Т1), а также информация об условно рассчитанных таможенных пошлинах, налогах в отношении заявленных к помещению под таможенную процедуру временного ввоза товаров (л.д. 171 Т.1)
В ходе проверки установлено, что реализация функций по обеспечению соблюдения таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, требующих в соответствии с таможенным законодательством специального учета и контроля, в том числе условно выпущенных, а также контроля, в пределах своей компетенции, таможенных постов по вопросам соблюдения требований и положений таможенных процедур, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов (п.12.19 Положения об ОТПи ТК), не осуществлялись ОТП и ТК Астраханской таможни в полном объеме. Контроль за достоверностью сведений, содержащихся в отчетности лиц, выступающих судовладельцами морских судов, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), осуществляется формально, без сопоставления сведений из баз данных таможенных органов. Таможенный контроль после выпуска товаров в отношении большинства морских судов, помещенных под таможенную процедуру временно ввоза (допуска) не осуществлялся при наличии информации в базе данных таможенных органов о возможном использовании (эксплуатации) иными лицами, без разрешения таможенного органа. Поручения по обеспечению соблюдения ст.222 ТК ЕАЭС при использовании их в качестве транспортных средств международной перевозки при таможенном декларировании товаров, не доводилась до таможенного поста, в связи с чем отсутствует надлежащее взаимодействие между таможенными постами в Астраханской таможне.
В соответствии с Положением об отделе таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни на отдел возложены следующие функции: отдел организует и контролирует установленный порядок осуществления таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза; обеспечивает соблюдение права Европейского экономического союза, законодательства РФ о таможенном регулировании, принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при помещении под таможенные процедуры, обеспечивает соблюдение таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, требующих в соответствии с таможенным законодательством специального учета и контроля, в том числе условно выпущенных, обеспечивает осуществление таможенного контроля и соблюдение условий таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств, осуществляет контроль, в пределах своей компетенции, таможенных постов по вопросам соблюдения требований и положений таможенных процедур, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов и другие функции и полномочия. Контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и их использованием относится к компетенции ОТПиТК. Непосредственное руководство деятельностью данного отдела осуществляет начальник отдела.
Приказом и.о. начальника Астраханской таможни от <дата><номер>-к с <дата><ФИО>1 назначен на должность начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни.
<дата> издан приказ Южного таможенного управления <номер>-км о наложении дисциплинарного наказания <ФИО>1 в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившихся в ненадлежащем исполнении отдельных пунктов должностных инструкций –подп. 5 пункта 11 Должностной инструкции от <дата>, от <дата>, подп. 53 пункта 11 Должностной инструкции от <дата>, от <дата>, подп. 125 пункта 13 Должностной инструкции от <дата>, подпункта 5 пункта 1 ст. 17 Федерального закона 114-ФЗ.
Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации.
В пункте 1 Устава определяются сущность служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.
Из положений п. 2 Устава следует, что служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета РФ, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.
Статьей 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлено, что за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе в виде замечания.
Дисциплинарное взыскание может быть применено работодателем только в том случае, когда установлен факт совершения дисциплинарного проступка конкретным сотрудником, время, место, обстоятельства его совершения, вина сотрудника при совершении проступка, причинно-следственная связь между действиями
В соответствии с разделом 4 Дисциплинарного устава таможенной службы нарушением служебной дисциплины является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей (п. 17).
Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются Должностной инструкцией (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
Выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе допущенные начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни <ФИО>1 отражены в акте проверки ЮТУ от <дата> в приказе от <дата><номер> «Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки Астраханской таможни».
Астраханской таможней, <дата> в адрес начальника организационно-инспекторской службы ЮТУ направлен письменный отчет об исполнении мероприятий плана контрольных мероприятий по устранению выявленных проверкой нарушений и их последствий. Начальником отдела <ФИО>1 во исполнение пунктов 7,21 плана контрольных мероприятий разработана схема взаимодействия таможенных постов и структурных подразделений Астраханской таможни.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности наложения <дата> дисциплинарного взыскания <ФИО>1 в виде замечания, поскольку факт совершения истцом дисциплинарного проступка нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдены, тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, работодателем учтены, вид наложенного взыскания соразмерен совершенному нарушению служебной дисциплины.
При этом, следует признать незаконным приказ Южного таможенного управления от <дата><номер>-км «О привлечении к дисциплинарной ответственности <ФИО>1» в части указания на нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни <ФИО>1 подпункта 125 пункта 13 должностной инструкции начальника ОТПиТК от <дата><номер>, поскольку <ФИО>1 назначен на должность начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни с <дата>, в акте проверки указано на нарушение должностным лицом <ФИО>1 невыполнения возложенных на отдел задач, функций и неисполнение отдельных пунктов должностных инструкций в период: «с <дата> по настоящее время». В период вступления его в должность действовала инструкция <номер> от <дата>, в последующем была принята должностная инструкция от <дата><номер>, что в свою очередь свидетельствует о незаконности выводов о нарушении им подпункта 125 пункта 13 должностной инструкции начальника ОТПиТК от <дата><номер>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <ФИО>1 удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Южного таможенного управления от <дата><номер>-км «О привлечении к дисциплинарной ответственности <ФИО>1» в части указания на нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля Астраханской таможни <ФИО>1 подпункта 125 пункта 13 должностной инструкции начальника ОТПиТК от <дата><номер>.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен <дата>.
Судья З.Д. Аверьянова