ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1183/19 от 19.06.2019 Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-1183/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2019 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего судьи А.А. Дзуцевой,

при секретаре судебного заседания Сабановой М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северо-Осетинской таможни к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания о признании бездействий по непринятию имущества обращенного в федеральную собственность и конфискованного незаконным, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания осуществить приемку у Северо-Осетинской таможни и вывоз имущества, транспортных средств

У С Т А Н О В И Л:

Северо-Осетинская таможня обратилась в Промышленный районный суд г.Владикавказ с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания (далее ТУ Росимущества в РСО-Алания), который мотивирован тем, что на учете Северо-Осетинской таможни числится движимое имущество признанное бесхозяйным имуществом и обращенное в собственность Российской Федерации. Однако данные транспортные средства в пределах указанного срока Росимуществом приняты не были имущество не вывозилось и мер по его реализации не проводилось. Вследствие незаконного бездействия ответчика Северо-Осетинская таможня лишена возможности своевременно исполнить судебные акты в отношении такого имущества.

Представитель СОТ ФИО1 действующая на основании доверенности от 22.05.2019г. №08-17\06819 в судебном заседании полностью поддержал. Ранее выразил свою позицию, полностью поддержав заявленные требования. Дополнительно указав, что реализация конфискованного имущества в доход государства в данном случае бесхозяйных машин возложена на ответчика.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания в судебное заседание не явился. Был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения гражданского дела.

Суд, аслушав представителя истца, исследовав материалы дела приходит к к следующему :

Согласно ч.1 ст.324 Федерального закона от 3.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании субного акта, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.203 №311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 №311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального для учета, оценки и реализации, переработки( утилизации), уничтожения.

Указом Президента РФ от 12.05.2008г. №724 и Постановлением Правительства РФ о 05.06.2008гю № 432 организация реализации имущества, арестованного во исполнения судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства возложена на Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ « Российский фонд федерального имущества».

Согласно п.п. 5.5(2) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению

государственным имуществом" Росимущество, в том числе, в лице его территориальных органов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:

учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;…

уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в пункте 2 Положения (далее именуется - соответствующий федеральный орган исполнительной власти), о наличии и месте нахождения этого имущества.

Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким- имуществом, и уполномоченным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти, или по акту приема-передачи, подписываемому судебным приставом-исполнителем и уполномоченным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его филиала) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", в целях упорядочения взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федерального агентства по распоряжению государственным имуществом (его территориальных управлений), между ФТС России и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом было заключено Соглашение от 12, сентября 2011 г. № 01-69/37/01-20/417 о порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема- передачи отдельных категорий имущества (далее - Соглашение).

Указанное Соглашение было доведено до таможенных органов Приказом Федеральной таможенной службы от 26 сентября 2011 г. № 1937 "Об объявлении Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и

Федерального агентства по распоряжению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества". Согласно п. 2 названного приказа таможенным органам было предписано организовать взаимодействие с Федеральным агентством по распоряжению государственным имуществом (его территориальными управлениями) в соответствии с Соглашением.

Соглашение определяет порядок, условия, сроки и последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и Росимущества (его территориальных органов) при приеме-передаче, в том числе: для реализации, переработки/утилизации, уничтожения конфискованного (в случаях, когда исполнение судебного акта о конфискации возложено судом на таможенный орган), движимого бесхозяйного, изъятого имущества, товаров и транспортных средств, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Таможенного союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.1. Соглашения).

Таможенный орган, владеющий отдельными категориями имущества, по вопросам организации его передачи взаимодействует с Росимуществом (его территориальным органом), в регионе деятельности которого находится таможенный орган (п. 1.3. Соглашения).

Согласно положениям раздела 2 Соглашения структурное подразделение таможенного органа, в компетенцию которого входит реализация полномочий в части распоряжения (передачи для распоряжения) имуществом, обращенным в собственность государства, не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих факт обращения имущества в собственность государства, направляет Росимуществу (его территориальному органу) уведомление о наличии и месте нахождения имущества. К уведомлению таможенным органом прилагаются копии следующих документов по описи:

судебного акта об обращении Имущества в собственность государства;…,

Срок принятия Имущества уполномоченным лицом Росимущества (его территориального органа) исчисляется с даты получения Росимуществом (его территориальным органом) от таможенного органа оригинала уведомления и не может превышать 30 (тридцати) рабочих дней.

В пределах указанного срока Росимущество (его территориальный орган) письменно, а также по электронным каналам связи (факсимильная связь, электронная почта и т.д.) при их наличии информирует таможенный орган об уполномоченном лице Росимущества (его территориального органа), которому предоставлено право принимать имущество у таможенного органа и подписывать документы по его принятию. Уполномоченные лица Росимущества (его территориального органа) и таможенного органа не позднее 5 (пяти) рабочих дней до предполагаемой даты принятия имущества согласовывают в рабочем порядке дату принятия имущества.

Северо-Осетинской таможней в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства" и Соглашением, в адрес ТУ Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания направлялись уведомления о наличии и месте нахождения имущества, подлежащего передаче.

Так, в период с марта по октябрь 2018 года были направлены 30 уведомлений о наличии и месте нахождения 30 единиц транспортных средств сведения об актах, в соответствии с которыми передается имущество, а также даты, когда истек срок приема-передачи такого имущества, указаны в перечне, приложенном к настоящему заявлению).

Однако, меры по приемке у Северо-Осетииской таможни обращенного в федеральную собственность, конфискованного имущества и своевременной его реализации, не принимаются, т.е. не выполняются функции, возложенные на него законом.

Свое бездействие ответчик обосновывает отсутствием мест для размещения и хранения транспортных средств (письма ТУ Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания от 18.06.2018 № 05/1041, от 31.07.2018 № 05-1304). Обращение Северо-Осетинской таможни непосредственно к Росимуществу письмо Северо-Осетинской таможни от 15.08.2018 № 25-22/10619) также не было удовлетворено (ответ Росимущества 04.10.2018 № 12/33315). В письмах содержались обещания ответчика решить проблему с размещением транспортных средств в ближайшее время, в течение следующего месяца, указанный срок неоднократно продлевался.

Между тем, обязанность по созданию таких мест (своевременному заключению договоров аренды, хранения и т.п.), в том числе, в необходимом количестве, позволяющем разместить на хранение необходимое имущество, лежит на ответчике, поэтому отсутствие у него условий (достаточного количества мест) для хранения имущества не может служить основанием для освобождения его от обязанности своевременно принимать такое имущество и от ответственности за нарушение порядка его приема и реализации.

В то же время, в связи с невывозом ответчиком транспортных средств, Северо-Осетинская таможня не располагает свободными местами для размещения других транспортных средств. Обращенные в федеральную собственность и не принятые своевременно ответчиком для реализации транспортные средства занимают места, предназначенные для размещения автомобилей, задержанных, изъятых в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Незаконное бездействие препятствует полноценному выполнению Северо - Осетинской таможней функций таможенного органа, возложенных на нее Таможенным кодексом ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Общим положением о таможне, утвержденным Приказом ФТС России от 31.05.2018 № 833; как следствие, в полной мере не выполняется фискальная функция государства и создается угроза экономической безопасности страны. Кроме того, невыполнение Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания функции по приемке и реализации имущества препятствует своевременному поступлению в федеральный бюджет средств от его реализации.

Помимо указанного, Северо-Осетинская таможня вследствие незаконного бездействия ответчика лишена возможности своевременно исполнить судебные акты в отношении такого имущества, являясь должником по исполнительным документам.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственного имущества в РСО-Алания, выразившееся в непринятии имущества, обращенного в федеральную собственность и обязании осуществить приемку и вывоз имущества обоснован и подлежит удовлетворению.

В период рассмотрения дела, часть транспортных средств была принята и вывезена Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северо-Осетинской таможни к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания о признании бездействий по непринятию имущества обращенного в федеральную собственность и конфискованного незаконными, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания осуществить приемку у Северо-Осетинской таможни и вывоз имущества, транспортных средств, удовлетворить. Признать бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания по непринятию имущества обращенного в федеральную собственность и конфискованного незаконными.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания осуществить приемку у Северо-Осетинской таможни и вывоз имущества, транспортных средств:

....

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд РСО-Алания в течение месяца.

Судья Дзуцева А.А.