ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1183/2014 от 19.03.2014 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 19 марта 2014 года г. Ханты-Мансийск

 Тюменской области

 Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

 при секретаре Ямелинец Н.Ю.,

 с участием истца, ее представителя ФИО3, действующей на основании ч.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса РФ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1183/14 по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратилась в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с требованиями к ответчику о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда».

 Требования мотивированы тем, что ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда», так как знак отличия «Отличник ФНС России», которой награжден истец, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п. Считает отказ в присвоении звания ветеран труда незаконным, так как в соответствии со ст. 7 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» относится к числу лиц, принадлежащих к категории ветеранов труда. Таковыми в частности являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

 Истец, ее представитель в судебном заседании настаивают на удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы изложенные в исковом заявлении.

 Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился; направил возражение против удовлетворения исковых требований, указав, что вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, при этом законом ХМАО-Югры самостоятельно определен перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания ветерана труда. В частности законом ХМАО-Югры от 07.11.2006 года № 115-оз предусмотрено, что при присвоении звания ветерана труда учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде; постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года № 103-п утвержден перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания ветерана труда. Поскольку среди указанного списка отсутствует знак «Отличник ФНС России», отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры полагает законным.

 В соответствии с правилами ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика.

 Заслушав истца, ее представителя, проанализировав и исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на ФИО1 в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской ФИО1 и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1270 (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.

 Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:

 1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;

 2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

 3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 442 (с изм.).

 Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

 Порядок награждения орденами и медалями, ведомственными знаками отличия, а также присвоения почетных званий определен Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

 В соответствии с названным Положением в системе государственных наград установлены почетные звания, в обширном перечне которых присутствуют, в частности, следующие:

 "Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации";

 "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации";

 "Заслуженный юрист Российской Федерации";

 "Заслуженный архитектор Российской Федерации";

 "Заслуженный военный летчик Российской Федерации";

 "Заслуженный военный специалист Российской Федерации";

 "Заслуженный военный штурман Российской Федерации" и др.

 Перечень таких знаков отличия, порядок и условия награждения ими утверждаются руководителем соответствующей службы, министерства или ведомства.

 Так, приказом Федеральной налоговой службы от 7 июня 2005 года N САЭ-3-15/243@ "О ведомственных знаках отличия Федеральной налоговой службы" установлены такие ведомственные знаки отличия, как "Почетный работник ФНС России" и "Отличник ФНС России".

 Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от ДД.ММ.ГГГГ № "Об учреждении ведомственных наград Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" установлены звание "Почетный сотрудник ФСТЭК России"; знак отличия ФСТЭК России "За заслуги в защите информации"; медаль ФСТЭК России "За укрепление государственной системы защиты информации" I и II степени.

 Согласно копии трудовой книжки серии № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж истца составляет <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ истец является <данные изъяты>, о чем стоит печать УПФРФ в г.Ханты-Мансийске ХМАО-Югры.

 В период службы в УФНС по ХМАО-Югре с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истец награждена знаком отличия «Отличник ФНС России» за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную службу в налоговых органах, о чем ему выдано удостоверение к знаку отличия, внесена запись в трудовую книжку.

 Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение истца ведомственным знаком отличия было произведено от имени Министерства налоговой службы России.

 В письме от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ № Департаментом социального развития ХМАО-Югры сообщено истцу об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку знак отличия «Отличник ФНС России» не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия.

 Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

 Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.

 Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийского округа – Югры) незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», что недопустимо.

 Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

 Такие законы, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

 При установленных обстоятельствах, награждение истца ведомственным знаком отличия относится к ведомственным знакам отличия в труде, а потому при наличии у истца трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным. Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем признания за ним права на присвоение звания «Ветеран труда».

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО2 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда ФИО2.

 Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ФИО2 звание ветеран труда.

 Взыскать Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу ФИО2 судебные расходы в размере <данные изъяты>

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда А.А. Литвинова