ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1183/2016 от 22.12.2016 Данковского городского суда (Липецкая область)

Дело № 2-1183\2016 г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Данковский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Шатохиной Г.А.

при секретаре Мавриной Ю.Н.,

с участием представителей ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Данкове гражданское дело по иску ФИО3, действующей за себя и несовершеннолетнюю Н. к администрации городского поселения г.Данкова Липецкой области о признании право собственности на жилое помещение в порядке приватизации

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации городского поселения г.Данков о признании право собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования мотивировала тем, что ее мать ФИО4 и отец ФИО5 в 1967 году на основании ордера №9 от 14.01.1967 года, выданного по решению исполкома Данковского горсовета депутатов трудящихся, получили квартиру по адресу: ..... С 1974 года в указанной квартире также стала проживать истица, а с 1999 года и ее дочь Н.

В 1977 году умер отец ФИО5, в 1997 году умер брат ФИО6, а в 2001 году умерла мать ФИО4. При жизни квартира приватизирована не была.

19 августа 2016 года между администрацией городского поселения г.Данков и ФИО3 был заключен договор социального найма жилого помещения №973.

22 августа она обратилась с заявлением в администрацию г.Данкова о приватизации указанного жилого помещения, но в связи с тем, что квартира не значится в Реестре муниципального имущества городского поселения г.Данков, в выдаче разрешения на передачу жилого помещения в собственность ей было отказано.

Просила суд признать за ней право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В судебном заседании истица ФИО3 уточнила заявленные требования и просила суд признать право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации за ней и ее несовершеннолетней дочерью Н. Доводы иска поддержала и дополнительно пояснила, что отсутствие на балансе в администрации указанного жилого помещения, не может лишить ее возможности воспользоваться правом на приватизацию квартиры, поскольку ранее она в приватизации не участвовала. Отдел опеки и попечительства не дал согласие на исключение из приватизации ее дочери, а потому просила удовлетворить уточненные требования.

Представить ответчика администрации городского поселения г.Данков ФИО1, с исковыми требованиями изначально не согласилась и пояснила, что жилое помещение по адресу: <адрес>, не значится в муниципальном жилом фонде городского поселения г.Данков. Заключение договора социального найма с истцом является ошибкой. И данный договор расторгнут администрацией в одностороннем порядке. В настоящем судебном заседании представитель ответчика ФИО1 с иском согласилась.

Представитель третьего лица администрации Данковского района Липецкой области ФИО2 пояснил, что указанное жилое помещение не передавалось на баланс администрации городского поселения г. Данков. Сведениями о собственнике квартиры администрация Данковского района не располагает.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Согласно п. 1 и 3 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, а также в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом (пункт 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской федерации).

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской федерации" № 1541-1 от 04 июля 1991 года (далее Закон), приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно ч.1 ст.2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ч.1 ст.4 Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Судом установлено, что 14 января 1967 года ФИО4 на семью из трех человек включая ее, мужа ФИО5 и сына ФИО6, на основании решения исполкома Данковского горсовета депутатов трудящихся был выдан ордер №9 серии ДИ на <адрес>.

Согласно справке ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Данковское БТИ от 08.12.2016 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> 1967 по 1974 год значился под №17, а с 1975 года по сегодняшний день значится под №11.

Как видно из копий поквартирных карточек 04.10.1979 года по данному адресу была зарегистрирована ФИО7, поскольку являлась дочерью ФИО5 С ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу также была зарегистрирован несовершеннолетняя дочь ФИО3, что подтверждается выпиской из лицевого счета предоставленной ООО «Районный коммунальный сервис».

В 1977 году умер отец истицы ФИО5, в 1997 году умер брат ФИО6, а в 2001 году умерла мать ФИО4, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о смерти. При жизни квартира ни кем из них приватизирована не была, что подтверждается справкой Данковского БТИ от 03.10.2016 года. Согласно сведениям из ЕГРП от 31.10.2016 года право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано.

Согласно пояснениям истицы ФИО3, с момента регистрации в квартире она и ее дочь фактически проживают по данному адресу. После смерти ее матери в 2001 году именно ею оплачивались коммунальные услуги, с ней 23.04.2010 года и 27.10.2016 года был заключен договор энергоснабжения данной квартиры, 13.01.2004 года и 27.10.2016 года заключены договора поставки газа, 25.10.2016 года заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования. Данные обстоятельства подтверждаются копиями квитанций и вышеперечисленных договоров. По данным технического паспорта, составленного по состоянию на 03.11.2016 года, общая площадь квартиры составляет 43,1 кв.м., жилая-27,4 кв.м.

В соответствии со ст. 4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года N 5150-Х, действовавших на момент вселения истца ФИО3 в спорное жилое помещение, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. К этим домам применялись правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения (ст. 43 ЖК РСФСР).

Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на жилое помещение в доме государственного или общественного жилищного фонда выдавался ордер, являвшийся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В силу ст.ст. 50, 51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения.

19 августа 2016 года между администрацией г.Данкова Данковского района Липецкой области и ФИО3 был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, являющегося собственностью городского поселения г.Данкова, что подтверждается копией договора и копией постановления администрации городского поселения г.Данков №432 от 16 августа 2016 года.

Однако, после того, как наниматель 22 августа 2016 года обратилась с заявлением в администрацию города за выдачей разрешения на передачу жилого помещения в собственность, ей в этом было отказано по той причине, что данная квартира не значится в реестре муниципального имущества городского поселения г.Данков. (письмо администрации г.Данкова от 26.08.2016г) А потому постановлением администрации №524 от 10.10.2016 года пункт 5 постановления №432 от 16 августа 2016 года, которым было утверждено заключение вышеназванного договора социального найма, был признан утратившим силу с 16.08.2016г.

Решением Данковского районного Совета депутатов №384 от 17.07.2006 года утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности Данковского района в муниципальную собственность г.Данкова. В данном перечне под порядковым номером 553 значится 2-х комнатная квартира №47, расположенная в <адрес>, ранее состоящая на балансе предприятия МУП ЖКХ . А под номерами с 471 по 476 значатся квартиры в <адрес>.

Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 5 июля 2007 года под номером 477 также значится 2-х комнатная квартира №47, расположенная в <адрес>.

Вместе с тем, согласно справке ООО «Районный коммунальный сервис» от 12.12.2016 года в <адрес> находится только 35 квартир.

Как следует из сообщения ОАО «Доломит» от 19.12.2016 года, жилой <адрес> в г. Данкове был передан в 1993 году с баланса ОАО «Доломит (анее АООТ «Доломит») на баланс МУП ЖКХ.

Анализируя вышеперечисленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что жилой дом <адрес> в г. Данкове, в котором находится спорная квартира, с 1993 года находился на балансе муниципального образования. При составлении перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности Данковского района в муниципальную собственность г.Данкова и акта приема-передачи муниципального имущества, была допущена явная описка в номере дома, и под № 553 перечня и №477 акта значится 2-х комнатная квартира №47, расположенная в <адрес>.

Следовательно <адрес> в <адрес>, занимаемая истицей и ее несовершеннолетней дочерью, была передана в муниципальную собственность и должна значится в реестре муниципального имущества городского поселения г.Данков.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В том случае, если жилые помещения должны были быть переданы в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (п.8).

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно статье 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд признает спорную квартиру подлежащей приватизации в общем порядке, определенном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В силу ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Согласно ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

А потому, учитывая, что ФИО3 и ее несовершеннолетняя дочь Н. проживают в спорной квартире на законном основании, несут бремя содержания спорной квартиры, право на приватизацию жилья ими ранее не использовалось, за ними может быть признано право собственности на спорное жилое помещение в равных долях.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать за ФИО3 и Н. в равных долях право собственности на жилое помещение - квартиру <адрес> городе Данкове Липецкой области, общей площадью 43,1 кв.метра, в том числе жилой 27,4 кв.метра, в порядке приватизации.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Данковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.А. Шатохина

Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2016 года