ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1184/19 от 09.09.2019 Железногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-1184/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2019 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ЗАТО <адрес> к Верхотурову С.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Верхотурову С.В. с требованием об освобождении самовольно занятого земельного участка, мотивируя свои требования следующим. 26 сентября 2017 года в Администрацию ЗАТО <адрес> поступило обращение Дмитренко В.В. самовольной постройке сооружений Верхотуровым С.В. На основании указанного обращения, с целью предварительной проверки поступившей информации, 13 октября 2017 года произведен комиссионный осмотр территории гаражного кооператива №.... составлен акт осмотра. На осматриваемой территории - севернее земельного участка с кадастровым номером №... (местоположение: <адрес>) расположены два нежилых сооружения и металлический контейнер:

сооружение №...- площадь ориентировочно ... кв. м, представляет собой металлический вагончик, соединенный с постройкой, имеющей гаражные ворота - рольставни, находящиеся под общей деревянной крышей, покрытой шифером;

сооружение №... - площадь ориентировочно ... кв.м, представляет собой сборное сооружение из различных материалов (бетонные блоки, металлический профлист, автомобильная будка и пр.). Сооружение отапливаемое - видна труба печного отопления;

сооружение №... - металлический контейнер площадью ... кв. м.

Договор аренды в отношении спорного участка Администрацией ЗАТО <адрес> не заключался, земельный участок для размещения вышеуказанных сооружений уполномоченным органом не предоставлялся.

24 октября 2017 года Администрацией ЗАТО <адрес> направлен запрос в Межмуниципальное управление МВД России по ЗАТО <адрес> об установлении лица, самовольно разместившего указанные сооружения и самовольно занявшего земельный участок, на котором они расположены.

05 февраля 2018 года в Администрацию ЗАТО <адрес> поступила информация Межмуниципального управления МВД России по ЗАТО <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№...), согласно которой Межмуниципальным управлением МВД России по ЗАТО <адрес> установлено, что металлический вагончик, сборное сооружение, металлический контейнер, указанные в обращении Администрации ЗАТО <адрес>, размещены гражданином Верхотуровым С.В., проживающим по <адрес>.

Истцом была организована внеплановая выездная проверка с целью осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением со стороны Верхотурова С.В. требований земельного законодательства при использовании земельного участка под сооружениями, расположенными севернее земельного участка с кадастровым номером №... местоположением: <адрес>.

29 марта 2018 года на основании распоряжения Администрации ЗАТО <адрес> от 21.03.2018 №... р-з ответчику направлено уведомление №... о проведении проверки в период с 23 апреля 2018 года по 27 апреля 2018 года (получено Верхотуровым С.В. лично 03.04.2018).

При проведении проверки комиссией установлено следующее: севернее земельного участка с кадастровым номером 24:58:0303016:255 местоположением: <адрес>, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположены вышеуказанные сооружения; общая площадь земельного участка, занятого вышеуказанными сооружениями, возведенными Верхотуровым С.В., ... кв.м; земельный участок, на котором расположены вышеуказанные сооружения, не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.27 апреля 2018 года ответчику Верхотурову С.В. направлен акт проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01 августа 2018 года получено Верхотуровым С.В. лично 16.05.2018г. На основании обращения Верхотурова С.В. от 22 мая 2018 года был проведен комиссионный осмотр земельного участка, по результатам которого установлено, что расположенные севернее земельного участка с кадастровым номером 24:58:0303016:255 объекты не являются строительными материалами, используются как единое сооружение,: второе имеет закрытый контур (крыша, стены, двери, окна), отапливаются печным отоплением, присоединено к электрическим сетям.13 августа 2018 года на основании распоряжения Администрации ЗАТО <адрес> от 08.08.2018 №... р-з ответчику Верхотурову С.В. направлено уведомление №... о проведении проверки в период с 03 сентября 2018 года по 05 сентября2018 года (почтовое уведомление Верхотуровым С.В. получено не было).Комиссией установлено, что предписание от 27.04.2018 № 01-39/2705 об устранении выявленных нарушений не исполнено, работы по демонтажу вышеуказанных сооружений не ведутся (акт осмотра земельного участка от 03.09.2018).

Ссылаясь на требования ст. ст. 60, 62,304 ГК РФ, истец просит обязать Верхотуровым С.В. в месячный срок дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок, общей площадью ... кв.м., севернее земельного участка с кадастровым номером №..., местоположением: <адрес>, демонтировав расположенные на нем два нежилых сооружения и металлический контейнер.

В судебном заседании представитель истца Бизюкова М.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просила удовлетворить его в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что границы земельных участков между гаражными кооперативами №... и №... не согласованы, государственная собственность на указанные участки не разграничена.Земельный кодекс РСФСР 1970 предусматривал предоставление земельных участков в целях гаражного строительства на основании актов органов местного самоуправления. Исходя из системного толкования статей 7,19,30,31,66 Земельного кодекса РСФСР, который действовал с 1991 по 2001 года, в целях подтверждения прав на земельные участки, переданные в собственность, бессрочное пользование или пожизненное владение каждому лицу выдался документ, удостоверяющий его право на землю. С 2001 полномочия органа местного самоуправления в отношении земель, государственная собственность не разграничена, регулируются Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3.3. Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Решение Городского совета народных депутатов от 14.01.1993 № 3-з «Об юридическом закреплении земельных участков за гаражными кооперативами и членами гаражных кооперативов» не распространяется на гаражный кооператив №... и его членов, поскольку он образовался 01.06.1994 года. Кроме того, изначально земельный участок был выделен командованию в/ч 3377.В дальнейшем земельные участки под строительство гаражей выделялись согласно спискам граждан в аренду, земли общего пользования предоставлялись г/к №... также в аренду. В списках к решению Городского совета народных депутатов №...-з от 15.10.1991 г., к Постановлению Администрации ЗАТО <адрес> от 13.06.1996 №..., к Постановлению Администрации ЗАТО <адрес> от 21.01.2001 №... -з Верхотуров С.В. не значится. Таким образом, доводы представителя ответчика, высказанные в предыдущем судебном заседании о том, что гаражному кооперативу №... и Верхотрурову С.В., как его члену земельный участок был выделен на праве бессрочного пользования, опровергается вышеуказанными документами. Кроме того, полномочия Администрации ЗАТО <адрес> в отношении земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрены законом вне зависимости от государственной регистрации права собственности. Следовательно, довод представителя ответчика о том, что Администрация должна доказать принадлежность земельного участка не основано на вышеуказанных положениях законодательства.

Ответчик, представитель ответчика Шевченко Е.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли.

В возражениях на иск ответчик указал, что оспаривает факт нахождения каких-либо его строений на земельном участке, право государственной собственности на котором не разграничено.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика Шевченко Е.А. указала следующее.

Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О введении в действие Земельного кодекса» дает перечень земель, относящихся к федеральной собственности в целях разграничения государственной собственности на землю.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами, является одним из принципов регулирования земельных отношений в Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Принцип и утвержденный законодательством порядок разграничения земель обеспечивают определенность земельных отношений в каждом конкретном случае, позволяют установить субъектный состав правоотношений сторон в рамках землепользования отдельными земельными участками. При отсутствии в материалах дела сведений о наличии каких-либо вещных прав у муниципального образования ЗАТО г. Железногорска Красноярского края на земельный участок, на котором расположены спорные строения, встает вопрос о ненадлежащем истце (министерство имущественных отношений Красноярского края, действующем от имени правительства Красноярского края, по данному делу не привлекалось).

Решением Городского Совета народных депутатов от 14.01.93 № З-з (660026, <адрес>) «Об юридическом закреплении земельных участков за гаражными кооперативами и членами гаражных кооперативов» по заявлению о предоставлении в бессрочное пользование земель общего пользования Гаражному кооперативу №... был предоставлен земельный участок общего пользования с кадастровым номером №... общей площадью ... кв.м, категории земель - земли населенных пунктов на основании плана границ земельных участков Г/К 104 инв. №..., о чем имеется Выписка из приложения к вышеуказанному решению от 20.03.2008 №....

Согласно статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Земельный участок с кадастровым номером №... был выделен гаражному кооперативу №... до введения в действие Земельного кодекса РФ, соответственно необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Согласно публичной кадастровой карте Красноярского края 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №... категория земель - земли поселений, по адресу: <адрес> площадью ... кв.м, межевание не проводилось, но данный участок поставлен на учет 14.01.1993 года.

Верхотуров С.В. является членом г/к №..., пользуется землями общего пользования наравне с другими членами кооператива.

Факт расположения спорных строений на территории земель общего пользования гаражного кооператива №... не оспаривается истцом, о чем указывается в пункте 1 Акта осмотра земельного участка от 13.10.2017 года. Но, истец указывает в иске ориентир расположения спорных строений, делая привязку к земельному участку с кадастровым номером №... (земельного участка №...), тогда как спорные строения расположены на земельному участке, поставленном на кадастровый учет еще в 1993 году.

Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Поскольку ранее учтенные объекты недвижимости считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и не носят временного характера. Положения пункта 4 статьи 24 Закона о кадастре на них не распространяются.

Истец не ориентируется на кадастровый номер земельного участка - территории гаражного кооператива №..., что искажает фактические обстоятельства дела.

Верхотуров С. В. не занимал самовольно земельный участок.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам.

Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Кооперативом подтверждено соблюдение Верхотуровым С.В. при возведении строений для хранения транспортного средства (гаража) внутренних правил кооператива, в том числе факт предоставления ему места под их возведение.

Гараж построен на предназначенном для этого земельном участке, предоставленном гаражному кооперативу. При этом такого условия для возникновения у члена гаражного кооператива права на строение, как выдел земельного участка из ранее предоставленного кооперативу земельного участка, действующее законодательство не содержит.

Довод истца о том, что земельный участок Верхотуровым С.В. занят самовольно, без наличия к тому оснований несостоятелен.

Между гаражным кооперативом №... и Верхотуровым С.В. был заключен Договор №... от 02.06.2011 года об использовании территории ПГК №... для размещения временного сооружения на неопределенный срок. Верхотуров С.В. был принят в члены гаражного кооператива №..., ему была выдана членская книжка. За аренду земельного участка из земельного участка общего пользования №... Верхотуров С.В. ежегодно платил денежные средства (копии ордеров прилагаются). Так как разрешено было пользоваться Верхотурову С.В. частью земельного участка лишь испросив согласие членов гаражного кооператива №..., с гаражами которых граничил земельный участок, испрашиваемый Верхотуровым С.В., последним было испрошено согласие, которое было приложено к Договору №... от 02.06.2011 года.

Гаражный кооператив №... за земельный участок общего пользования, в том числе спорный земельный участок, который истец просит освободить, ежегодно уплачивают налоги, следят за его содержанием, благоустройством, не захламлением. Земельный участок, находящийся в бессрочном пользовании гаражного кооператива №... содержится в полном порядке, используется по назначению.

До образования Российской Федерации земля являлась государственной собственностью. После падения Советского Союза страна взяла курс на развитие частной собственности, в том числе в сфере земельных отношений. Одним из первых нормативных актов в этом направлении было Распоряжение Президента Российской Федерации. В силу пункта 9 Распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. №114-РП "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 г. № 3020- 1(Указом Президента РФ от 12 июня 2006 г. № 603 настоящее распоряжение признано утратившим силу).

В связи с поступающими вопросами по утверждению органами местного самоуправления перечней объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2265, Госкомимущество России вносит следующее разъяснение. В перечни объектов (имущества) муниципальной собственности для их утверждения органами местного самоуправления должны включаться только объекты, перечисленные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, предназначенные для нужд городов и районов (Письмо Госкомимущества РФ от 18 марта 1994 г. №А4- 4/2096).

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.

Спорный участок, в том числе земельный участок гаражного кооператива №... в вышеуказанный реестр (перечень объектов) не входил. Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип разграничения государственной собственностина землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса РФразграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Независимо от разграничения собственности на землю возникали права у физических т юридических лиц. В 1993 году Городской Совет народных депутатов, руководствуясь Законом РСФСР «О земельной реформе», Законом РФ«О внесении изменений в статью 7 Закона РСФСР «О земельной реформе», Указом Президента РФ«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Законом РСФСР «Земельный кодекс РСФСР» принял решение «Об юридическом закреплении земельных участков за гаражными кооперативами и членами гаражных кооперативов» от 14 января 1993 года №...-з. Земельный участок был юридически закреплен и за гаражным кооперативом № 104Решение Городской Совет народных депутатов принял в рамках своих полномочий, эти права ему были делегированы государством. В статье 5 Земельного кодекса РФ дано определение понятию землепользователь - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Гаражный кооператив №... как и его члены являются землепользователями земельного участка с кадастровым номером 24:58:0303016:465 общей площадью 12 200 кв.м. категории земель - земли населенных пунктов. В силу статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Лица, являющиеся землепользователями земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Земельного кодекса РФ (статья 41 ЗК РФ). Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ). В силу пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерацииправо муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским

законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. В силу положений статьи 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Основанием для возникновения правна земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности являются решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование(подпункт 1 пункт 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации). В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что негаторный иск подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Гаражный кооператив №... как землепользователь осуществлял права, предоставленные собственнику статьей 40 ЗК РФ в том числе, правом возведения сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка. В силу пункта 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. Прав у Администрации на спорный земельный участок не имеется, права Администрации не нарушены. Чтобы истребовать спорный земельный участок у Верхотурова С.В. Администрация должна доказать, что является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию.предусмотренному законом или договором, и что действия Верхотурова С.В. нарушают права Администрации, что истец не доказал, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

Представители третьего лица ГК №... Кононов А.В. в судебном заседании не явился о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поскольку ответчик возвел сооружения в соответствии с договором аренды, на земле, которой никто не пользовался, с согласия смежных пользователей.

Представители третьего лица ГК №...в судебном заседании не явился о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Ответчик пользуется земельным участком севернее земельного участка с кадастровым номером №... (местоположение: <адрес>). На земельном участке расположены два нежилых сооружения и металлический контейнер:

сооружение №...- площадь ориентировочно ... кв. м, представляет собой металлический вагончик, соединенный с постройкой, имеющей гаражные ворота - рольставни, находящиеся под общей деревянной крышей, покрытой шифером;

сооружение №... - площадь ориентировочно ... кв.м, представляет собой сборное сооружение из различных материалов (бетонные блоки, металлический профлист, автомобильная будка и пр.). Сооружение отапливаемое - видна труба печного отопления;

сооружение №... - металлический контейнер площадью ... кв. м.

Указанное было установлено по результатам проверки, проведенной истцом 13 октября 2017 года.

29 марта 2018 года на основании распоряжения Администрации ЗАТО <адрес> от 21.03.2018 №... р-з ответчику направлено уведомление №... о проведении проверки в период с 23 апреля 2018 года по 27 апреля 2018 года (получено Верхотуровым С.В. лично 03.04.2018).

При проведении проверки комиссией установлено следующее: севернее земельного участка с кадастровым номером №... местоположением: <адрес>, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположены вышеуказанные сооружения; общая площадь земельного участка, занятого вышеуказанными сооружениями, возведенными Верхотуровым С.В., составляет ... кв.м; земельный участок, на котором расположены вышеуказанные сооружения, не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Договор аренды в отношении спорного участка Администрацией ЗАТО <адрес> не заключался, земельный участок для размещения вышеуказанных сооружений уполномоченным органом не предоставлялся.

27 апреля 2018 года ответчику Верхотурову С.В. направлен акт проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01 августа 2018 года получено Верхотуровым С.В. лично 16.05.2018г.

На основании обращения Верхотурова С.В. от 22 мая 2018 года был проведен комиссионный осмотр земельного участка, по результатам которого установлено, что расположенные севернее земельного участка с кадастровым номером 24:58:0303016:255 объекты не являются строительными материалами, используются как единое сооружение,: второе имеет закрытый контур (крыша, стены, двери, окна), отапливаются печным отоплением, присоединено к электрическим сетям.

13 августа 2018 года на основании распоряжения Администрации ЗАТО г Железногорск от 08.08.2018 №... р-з ответчику Верхотурову С.В. направлено уведомление №... о проведении проверки в период с 03 сентября 2018 года по 05 сентября2018 года (почтовое уведомление Верхотуровым С.В. получено не было).

Комиссией установлено, что предписание от 27.04.2018 №... об устранении выявленных нарушений не исполнено, работы по демонтажу вышеуказанных сооружений не ведутся (акт осмотра земельного участка от 03.09.2018).

Согласно ст. 7 Устава, к вопросам местного значения ЗАТО Железногорск относятся, в том числе: утверждение генеральных планов ЗАТО Железногорск, правил использования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных -планов ЗАТО Железногорск документации по планировке территории, выдача разрешений ш строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства. реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории ЗАТО Железногорск, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования ЗАТО Железногорск, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой территории ЗАТО Железногорск, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах ЗАТО Железногорск для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель ЗАТО Железногорск;

Статья 37 Устава, определяющая компетенцию Администрации ЗАТО <адрес>, предусматривает, что Администрация ЗАТО <адрес> в пределах полномочий, в том числе: управляет и распоряжается муниципальными землями, предоставляет в пользование, передает в собственность, сдает в аренду, а также изымает земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством и нормативно-правовыми актами ЗАТО Железногорск; заключает договоры аренды земельных участков; содействует в организации ведения земельного кадастра, проведению работ по землеустройству.инвентаризации земель: осуществляет земельный контроль за использованием земель ЗАТО Железногорск. Пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно статье 10 Устава муниципального образования "Закрытое административно территориального образование <адрес>" Администрация ЗАТО Железногорск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО Железногорск.

Таким образом. Администрация ЗАТО <адрес> вправе осуществлять распоряжение спорным земельным участком.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ, в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие както: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основаниявозникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса РФ называет договоры и сделки.

В настоящее время ответчик продолжает пользоваться спорным земельным участком, вышеуказанные сооружения расположены на земельном участке без установленных правовых оснований.

В силу п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ.на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных Правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с пунктами 2. 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах горчи.самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации остановлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить переделенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что.если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Анализируя установленные судом доказательства в совокупности с приведенными нормами закона, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком без законных оснований возведены строения на земельном участке, государственная собственность на котором не разграничена, следовательно, администрация ГК №... не имела права заключать с ответчиком договор о пользовании спорным земельным участком.

Решение Городского совета народных депутатов от 14.01.1993 №...-з «Об юридическом закреплении земельных участков за гаражными кооперативами и членами гаражных кооперативов» не распространяется на гаражный кооператив №... и его членов, поскольку он образовался 01.06.1994 года.

15.10.1994 г. решением Городского совета народных депутатов №...-з «О закреплении земельных участков для строительства гаражей в районе юго-западнее вч 3377 земельный участок был выделен командованию в/ч 3377. В дальнейшем земельные участки под строительство гаражей выделялись согласно спискам граждан в аренду, земли общего пользования предоставлялись г/к №... также в аренду, в соответствии с постановлением администрации ЗАТО <адрес> от 21.01.2001 г. «О предоставлении земельных участков под строительство индивидуальных гаражей в районе в/ч 3377 из резерва ГК 104». В списках к решению Городского совета народных депутатов №...-з от 15.10.1991 г., к Постановлению Администрации ЗАТО <адрес> от 13.06.1996 №..., к Постановлению Администрации ЗАТО <адрес> от 21.01.2001 №... -з Верхотуров С.В. не значится.

Изсхему сооружения на территории гаражного кооператива №... следует, что ответчиком возведены сооружения на землях общего пользования, которыми руководство не имело право распоряжаться путем предоставления земельного участка в аренду.

Доводы ответчика о том, что ему не принадлежит сооружение №... - металлический контейнер площадью 5 кв. м., опровергаются его же объяснениями, данными в полиции в ходе проводимой проверки и исследованных в судебном заседании, в рамках материала КУСП-18380 от 1.11.2017 г.

Судом установлено нарушение прав истца, имеющего исполнительно-распорядительные полномочия в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем суд принимает решение об удовлетворении иска.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Администрации ЗАТО <адрес> к Верхотурову С.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка, удовлетворить.

Обязать Верхотурову С.В. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок общей площадью 119 кв.м, севернее земельного участка с кадастровым номером №... местоположением: <адрес>, демонтировав расположенные на нем два нежилых сооружения и металлический контейнер..

Взыскать с Верхотурова С.В. в бюджет государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления сторон с мотивированным решением, путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться вЖелезногорском городском суде 14сентября 2019 года с 17 часов.

Судья Железногорского городского суда Я.А. Щербакова