Дело № 2-1184/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 19 сентября 2016 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Л.,
с участием помощника прокурора г. Гремячинска Виноградовой Е.Р.,
представителя ответчика администрации Гремячинского городского поселения ФИО4,
на основании доверенности,
представителя третьего лица ФИО1, на основании доверенности,
при секретаре Долгих Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гремячинского городского поселения <адрес>, открытому акционерному обществу «Александровский машиностроительный завод» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Гремячинского городского поселения <адрес>, открытому акционерному обществу «Александровский машиностроительный завод» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства при использовании земельных участков непосредственно граничащих с территорией ООО «ПЛПК», установлено, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами 59:04:0107014:9 (вид разрешенного использования - под подсобный корпус); 59:04:0107014:8(вид разрешенного использования - под главный корпус табачной фабрики); 59:04:0107014:10 (вид разрешенного использования -подъездная автодорога); 59:04:0107014:117 (вид разрешенного использования - для размещения биржи сырья).
На указанных земельных участках складируются и уничтожаются, путем сжигания, отходы деревопереработки, тем самым оказывается негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
Земельный участок с кадастровыми номерами 59:04:0107014:9; 59:04:0107014:8; 59:04:0107014:10 принадлежит на праве собственности ОАО «Александровский машиностроительный завод», 59:04:0107014:117 - принадлежал на праве аренды ООО «Деревообрабатывающий комбинат Гремячинский» (категория земель земли населенных пунктов).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Деревообрабатывающий комбинат Гремячинский» прекратил свою деятельность как юридическое лицо путем ликвидации на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Площадь занятая отходами деревопереработки составляет 37442 кв.м., из них площадь земельного участка с кадастровым номером 59:04:0107014:8 занятая отходами составляет примерно 14281 кв.м.; с кадастровым номером 59:04:0107014:9 - 9935 кв.м.; с кадастровым номером 59:04:0107014:10 - 1552 кв.м.; с кадастровым номером 59:04:0107014:117 - 11 674 кв.м..
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации определяет общие обязанности землепользователей, в том числе и собственников земельных участков, среди которых - защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения; рекультивация нарушенных земель.
Поскольку земельный участок с регистрационным номером 59:04:0107014:117 относиться к землям населенных пунктов обязанность по ликвидации свалки отходов деревопереработки лежит на Администрации Гремячинского городского поселения <адрес>.
Обязанность по ликвидации свалки отходов деревопереработки расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 59:04:0107014:9; 59:04:0107014:8; 59:04:0107014:10 лежит на собственнике земельного участка ОАО «Александровский машиностроительный завод».
Складирование и уничтожение, путем сжигания, отходов деревопереработки оказывает негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Прокурор <адрес> просит обязать администрацию Гремячинского городского поселения <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку отходов деревопереработки на земельном участке с кадастровым номером 59:04:0107014:117 площадью 11 674 кв.м.; обязать ОАО «Александровский машиностроительный завод» ликвидировать несанкционированную свалку отходов деревопереработки на земельном участке с кадастровыми номерами 59:04:0107014:9 площадью 9935 кв.м.; 59:04:0107014:8 площадью 14281 кв.м.; 59:04:0107014:10 площадью 1552 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивала, в обоснование привела вышеуказанные доводы.
Администрация Гремячинского городского поселения с исковыми требованиями не согласны, в своем отзыве указали, что наличие несанкционированной свалки образует состав правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое несет лицо, нарушившее соответствующие экологические требования.
Администрация городского поселения, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, хозяйственную деятельность не осуществляет, складирование промышленных отходов не производит.
Доказательств, свидетельствующих, что непосредственно администрация складирует и уничтожает, путем сжигания, отходы деревопереработки, тем самым нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц, не представлено.
Каких-либо действий по установлению конкретных лиц, допустивших нарушение, выразившееся в захламлении производственными отходами земельных участков, соответствующими органами не совершалось.
Между тем, свалка отходов лесопиления находится на земельном участке, непосредственно граничившим с производственной территорией ООО «ПЛПК», видами деятельности которого является распиловка и строгание древесины, производство фанеры.
Расположенные на земельном участке с кадастровым номером 59:04:0107014:117 отходы обработки древесины являются промышленными отходами.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, вопросы, связанные с промышленными отходами не относятся к компетенции органа местного самоуправления городского поселения.
Как следует из позиции прокурора, обязанность по ликвидации свалки отходов деревопереработки лежит на органе местного самоуправления на всей территории муниципального образования независимо от формы собственности земельных участков. Между тем, спорный участок расположен на землях, государственная собственность на который не разграничена и в муниципальной собственности не находится.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возникли у администрации городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, по принятию мер по уборке горючих отходов с земельного участка администрации поселения выдано представление инспектора по пожарному надзору, срок исполнения которого не истек и в настоящее время обжалуется в судебном порядке.
Представитель ответчика АГГП ФИО4 указанные выше доводы администрации поддержал, с исковыми требованиями не согласен, считает, что отходы лесопиления образующие несанкционированную свалку принадлежат ООО «ПЛПК», территория которого непосредственно граничит с земельными участками. Считает, что свалка образовалась по вине ООО «ПЛПК» с 2012 года и до настоящего времени не ликвидирована предприятием.
Представитель ответчика ОАО «Александровский машиностроительный завод» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в своих возражениях указали, что ОАО "АМЗ" не может быть признано надлежащим ответчиком по следующим основаниям.
ОАО «Александровский машиностроительный завод» имеет в собственности земельные участки расположенные на территории Гремячинского городского поселения <адрес>: с кадастровым номером 59:04:0107014:8, общей площадью 21532 кв.м., под главный корпус табачной фабрики; с кадастровым номером 59:04:0107014:10, общей площадью 2256 кв.м., разрешенное использование-подъездная автодорога; с кадастровым номером 59:04:0107014:9, общей площадью 12212 кв.м., под подсобный корпус.
В целях уменьшения неэффективного расходования денежных средств на уплату земельного налога, в сумме <данные изъяты> ОАО «АМЗ» планировало отказаться и передать вышеуказанные объекты недвижимости в пользование Администрации Гремячинского городского поселения.
Однако администрацией Гремячинского городского поселения открытому акционерному обществу «Александровский машиностроительный завод» была представлена информация о размещении на указанных земельных участках несанкционированной свалки отходов лесопереработки.
В ходе проверки информации специалистами собственника установлено, что загрязнение земельных участков произошло в результате производственной деятельности ООО "ПЛПК", мощности которого расположены на прилегающей территории.
На запросы ОАО "АМЗ" потенциальный виновник незаконного складирования отходов производства и загрязнения земельных участков – ООО "ПЛПК" не отвечало, от ведения переговоров по урегулированию возникшего спора уклонялось.
Управлением Росприроднадзора по ПК проведена проверка. Информация о виновнике загрязнения нашла свое подтверждение. ООО «ПЛПК» привлечено к административной ответственности.
Решением Гремячинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Постановление Управлении Росприроднадзора по ПК от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО "ПЛПК" к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ признано законным и оставлено без изменения.
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление суда оставлено без изменения.
Таким образом, виновник загрязнения земельного участка - ООО "ПЛПК" установлен вступившим в законную силу судебным актом.
Однако более никаких мер, направленных на фактическое устранение допущенных нарушений, государственными контролирующими органами, в том числе прокуратурой, не предпринято.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «АМЗ» обратилось с заявлением о загрязнении земельных участков в Березниковскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
ДД.ММ.ГГГГ заявление о загрязнении земель отходами производства было направлено прокурору <адрес> по подведомственности.
ДД.ММ.ГГГГ дан ответ на обращение ОАО «АМЗ» по результатам рассмотрения обращения оснований к принятию мep прокурорского реагирования не имеется, в связи с тем, что по заявлению ОАО «АМЗ» - ООО «ДОК Гремячинский» (ООО ПЛПК) было привлечено к ответственности, контролирующими органами, выдано предписание, которое устранено. Указанное не соответствовало действительности. Так как в указанный период объективно провести осмотр указанных земельных участков не представлялось возможным в связи с залеганием значительного снежного покрова, рассмотрение результата ОАО «АМЗ» было отложено на весенний период 2016 года.
Осмотром специалистов ОАО "АМЗ" ДД.ММ.ГГГГ установлено, что до настоящего времени несанкционированная свалка отходов лесопереработки образовавшаяся результате производственной деятельности ООО «ДОК Гремячинский» (ООО «ПЛПК») не ликвидирована.
Предприятие ООО «ДОК Гремячинский» (ООО ПЛПК) отходы производственной деятельности, не вывезло, рекультивация земель не проводилась. Частично участок свалки подожжен, наблюдалось открытое горение, что нарушает и экологические, и противопожарные нормы.
Считает, что требование об обязанности устранить допущенное нарушение должно быть предъявлено юридическому лицу, в результате действий сотрудников которого допущены нарушения закона, т.е. к ООО "ПЛПК».
Представитель третьего лица ООО «ПЛПК» ФИО1 пояснил, что ООО «ПЛПК» граничит с участками, где в настоящее время образовалась несанкционированная свалка. К указанной свалке предприятие отношения не имеет. Все отходы производства общество утилизирует самостоятельно, о чем свидетельствует документация. Решением суда 2013 года на общество была возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку промышленных отходов, которая находилась за установленной границей земельного участка ООО «ПЛПК». Решение суда было исполнено обществом, свалка была ликвидирована, что подтверждается актом проверки, исполнительное производство в отношении общества было прекращено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются компонентами природной среды, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.
Как установлено прокурорской проверкой и подтверждено в судебном заседании, на территории Гремячинского муниципального района <адрес> расположены земельные участки с кадастровыми номерами 59:04:0107014:9 (вид разрешенного использования - под подсобный корпус); 59:04:0107014:8(вид разрешенного использования - под главный корпус табачной фабрики); 59:04:0107014:10 (вид разрешенного использования -подъездная автодорога), принадлежащие на праве собственности ОАО «Александровский машиностроительный завод».; а также земельный участок 59:04:0107014:117 (вид разрешенного использования - для размещения биржи сырья) ранее принадлежащий на праве аренды ООО «Деревообрабатывающий комбинат Гремячинский» (категория земель земли населенных пунктов).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Деревообрабатывающий комбинат Гремячинский» прекратил свою деятельность как юридическое лицо путем ликвидации на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
На указанных земельных участках складируются и уничтожаются, путем сжигания, отходы деревопереработки, тем самым оказывается негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
Площадь занятая отходами деревопереработки составляет 37442 кв.м., из них площадь земельного участка с кадастровым номером 59:04:0107014:8 занятая отходами составляет примерно 14281 кв.м.; с кадастровым номером 59:04:0107014:9 - 9935 кв.м.; с кадастровым номером 59:04:0107014:10 - 1552 кв.м.; с кадастровым номером 59:04:0107014:117 - 11 674 кв.м..
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании принципов охраны окружающей среды, определенных ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий для его жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и др.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации определяет общие обязанности землепользователей, в том числе и собственников земельных участков, среди которых - защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения; рекультивация нарушенных земель.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Согласно примечанию к указанному пункту, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку земельный участок с регистрационным номером 59:04:0107014:117 относиться к землям населенных пунктов, находится в административных границах <адрес>, собственник отходов не установлен, обязанность по ликвидации свалки отходов деревопереработки в соответствии с действующим законодательством лежит на Администрации Гремячинского городского поселения <адрес>.
Обязанность по ликвидации свалки отходов деревопереработки расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 59:04:0107014:9; 59:04:0107014:8; 59:04:0107014:10 лежит на установленном собственнике земельных участков ОАО «Александровский машиностроительный завод», который надлежащим образом не осуществлял контроль за использованием принадлежащей ему земли.
Складирование и уничтожение, путем сжигания, отходов деревопереработки оказывает негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчиков о том, что свалка отходов лесопиления находится на земельных участках, непосредственно граничившим с производственной территорией ООО «ПЛПК», видами деятельности которого является распиловка и строгание древесины, производство фанеры, в связи с чем, именно общество является собственником указанных отходов и ответственным за образовавшуюся свалку, не нашли свого подтверждения в судебном заседании, а напротив опровергаются представленными доказательствами.
Ответчик ОАО «Александровский машиностроительный завод» постановлением Главного государственного инспектора по пожарному надзору привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
В адрес администрации Гремячинского городского поселения внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Доводы представителя ответчика администрации Гремячинского городского поселения ФИО4 о том, что указанная свалка образовалась с 2012 года и не была ликвидирована ООО «ПЛПК» несостоятельны, опровергаются представленным актом проверки государственного земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановлением ОСП об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка ответчика ОАО «Александровский машиностроительный завод» на решения судов о привлечении ООО «ПЛПК» к административной ответственности несостоятельна, поскольку указанные решения в данном случае не имеют прямого отношения к рассматриваемому делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной ответчиков не представлено бесспорных доказательств, что именно ООО «ПЛПК» либо иное лицо является собственником отходов в связи с чем, должно нести ответственность за образовавшуюся свалку.
На основании изложенного, суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать администрацию Гремячинского городского поселения <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку отходов деревопереработки на земельном участке с кадастровым номером 59:04:0107014:117 площадью 11 674 кв.м.
Обязать открытое акционерное общество «Александровский машиностроительный завод» ликвидировать несанкционированную свалку отходов деревопереработки на земельных участках с кадастровыми номерами 59:04:0107014:9 площадью 9935 кв.м.; 59:04:0107014:8 площадью 14281 кв.м.; 59:04:0107014:10 площадью 1552 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в городе Гремячинске Губахинского городского суда в течение одного месяца, начиная с 23.09.2016 года.
Судья Волкова Е.Л.