Дело № 2-1184/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Мариной С.А.
при секретаре Козейкиной Т.Л.,
с участием представителя истца Брянской природоохранной прокуратуры ФИО7, представителя ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ФИО8, соответчиков Суховей А.И., ФИО9, ФИО10, ФИО11, его представителя ФИО12, ФИО13, действующей на основании доверенности в интересах соответчиков ФИО14, ФИО15, ФИО16, действующей на основании доверенности в интересах соответчика ФИО17, соответчика ФИО18, представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области ФИО19,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Брянской области, ФИО17, Суховею А.И., ФИО20, ФИО9, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО10, ФИО25, ФИО15, ФИО14, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО11 о признании недействительными приказов о предоставлении земельных участков, договоров аренды, договоров купли-продажи земельных участков, аннулировании регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, аннулировании и исключении сведений о соответствующих земельных участках из Государственного кадастра недвижимости,
установил:
<дата> Брянский природоохранный прокурор, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, в котором просил суд:
признать, недействительным приказ Управления имущественных отношений Брянской области от <дата>№ о предоставлении в аренду ФИО17 областного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;
признать недействительной (ничтожной) сделку - договор аренды №
от <дата>, заключенный между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО17, предметом которого является: земельный участок с кадастровым номером №, площадь <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1
до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками;
аннулировать регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от <дата>;
аннулировать и исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками, адрес объекта: <адрес>, из государственного кадастра недвижимости.
<дата> Брянский природоохранный прокурор, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, в котором просил:
признать, недействительными приказы Управления имущественных отношений Брянской области от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№;
признать, недействительными протоколы Управления имущественных отношений Брянской области о результатах аукциона от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№;
признать недействительными (ничтожными) сделки:
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО26 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО23 в лице ФИО29 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО10 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО24 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО14 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО18 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО15 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО27 (основание заключения договора - протокол о результатах аукциона от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО28 (основание заключения договора - протокол о результатах аукциона от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО11 (основание заключения договора - протокол о результатах аукциона от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО1, по договору переуступки прав по договору аренды от <дата> передан Суховей А.И. (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО2, по договору переуступки прав по договору аренды от <дата> передан ФИО20 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО3 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и Суховей А.И. договора об уступке прав по договору аренды от <дата> от Суховей А.И. к ФИО22 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> Управления имущественных отношений Брянской области и ФИО21 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
аннулировать регистрационные записи о переходе права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>).
аннулировать и исключить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, № из государственного кадастра недвижимости с установленной зоной усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ), земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками;
в соответствии со статьей 167 ГК РФ применить последствия недействительности сделок.
Определением суда от <дата> выше указанные гражданские дела объединены в одно производство, с присвоением гражданскому делу номера 2-1184/2016.
Заявленные Брянским природоохранным прокурором исковые требования мотивированы тем, что Брянской природоохранной прокуратурой проведена проверка обращения жителя города Брянска по факту нарушения природоохранного законодательства при ведении жилищного строительства. В ходе проверки установлено, что решением коллегии при главе администрации Брянской области от 25 апреля 1994 года № 3/1 «О новом генеральном плане и проекте городской черты города Брянска» утвержден Генеральный план города Брянска.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26 ноября 2014 года № 58 срок действия Генерального плана города Брянска продлен до утверждения нового Генерального плана муниципального образования в установленном порядке. В связи с тем, что срок действия генерального плана города Брянска продлен, данный документ территориального планирования в настоящее время является действующим.
В соответствии с генеральным планом города Брянска <дата> кадастровый квартал № относится к рекреационной зоне (парки, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги). Следовательно все входящие в кадастровый квартал земельные участки также относятся к рекреационной зоне. Согласно Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от <дата>№, в настоящее время в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами №, № установлена зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (Ж3), земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей включая мансардный этаж, с придомовыми участками.
Управлением имущественных отношений Брянской области приняты меры по получению свидетельств о государственной регистрации права, внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним по вышеуказанным спорным участкам и заключению оспариваемых договоров купли-продажи, аренды. Основанием к заключению оспариваемых договоров купли-продажи, аренды послужили приказы (протоколы) Управления имущественных отношений Брянской области.
Истец полагает, что оспариваемые договоры купли-продажи, аренды, приказы (протоколы) Управления имущественных отношений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № являются недействительными в силу следующего.
Решением исполнительного комитета Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 1979 года № 309 были утверждены границы и площади участков городского леса. Городские леса состоят из 15 обособленных участков, в число которых входит Урочище «Снежка» площадью <...> га, расположенное в <адрес>. Описание границ участков лесного фонда городских лесов изложено в проекте организации и ведения лесного хозяйства городских лесов города Брянска, составленном ФГУП «Западное государственное лесоустроительное предприятие» в <дата>. Урочище «Снежка» с севера примыкает к левому берегу реки Снежеть, с востока граничит с огородами <адрес> и с других сторон – с коллективными садами и городской застройкой. Кроме того, наличие на спорных земельных участках территории, занятой городскими лесами, подтверждено вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Брянска от <дата> по иску Брянского природоохранного прокурора о признании бездействия Брянской городской администрации и Управления имущественных отношений Брянской области по исполнению требований лесного законодательства и апелляционным определением Брянского областного суда от <дата>. Указанными судебными постановлениями установлены пересечения границ городских лесов, в том числе Урочища «Снежка», с границами земель иных категорий (Урочище «Снежка» имеет пересечение с земельными участками иной категории с кадастровым номером №, площадь пересечения <...> кв.м для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства). Информацией Управления имущественных отношений Брянской области от <дата>№ сообщено, что вышеуказанные спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером №.
Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» сообщено, что на основе имеющихся в филиале материалов лесоустройства 2003 года спорные земельные участки имеют пересечения с землями гослесфонда (городские леса Урочище «Снежка») в границах всей их площади. Проверкой с выездом на место установлено, что строения на спорных земельных участках отсутствуют.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 11.9, 85, 98 Земельного кодекса РФ, статьи 6, 72, 102, 105,131 Лесного кодекса РФ, статью 1 Градостроительного кодекса РФ, статьи 167, 168, 262 Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» Брянский природоохранный прокурор просит суд:
признать, недействительным приказ Управления имущественных отношений Брянской области от <дата>№ о предоставлении в аренду ФИО17 областного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;
признать недействительной (ничтожной) сделку - договор аренды №
от <дата>, заключенный между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО17, предметом которого является: земельный участок с кадастровым номером №, площадь <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1
до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками;
аннулировать регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от <дата>;
аннулировать и исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками, адрес объекта: <адрес>, из государственного кадастра недвижимости;
признать, недействительными приказы Управления имущественных отношений Брянской области от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№;
признать, недействительными протоколы Управления имущественных отношений Брянской области о результатах аукциона от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№;
признать недействительными (ничтожными) сделки:
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО26 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО23 в лице ФИО4 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО10 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО24 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО14 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО18 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО15 (основание заключения договора - приказ Управления имущественных отношений от <дата>№, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО27 (основание заключения договора - протокол о результатах аукциона от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО28 (основание заключения договора - протокол о результатах аукциона от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор № купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений <адрес> и ФИО11 (основание заключения договора - протокол о результатах аукциона от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО1, по договору переуступки прав по договору аренды от <дата> передан Суховей А.И. (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО2, по договору переуступки прав по договору аренды от <дата> передан ФИО20 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и ФИО3 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> между Управлением имущественных отношений Брянской области и Суховей А.И. договора об уступке прав по договору аренды от <дата> от Суховей А.И. к ФИО22 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., заключенный <дата> Управления имущественных отношений Брянской области и ФИО21 (основание заключения договора - приказ от <дата>№ Управления имущественных отношений, регистрационная запись № от <дата>);
аннулировать регистрационные записи о переходе права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>); регистрационная запись № от <дата>).
аннулировать и исключить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, № из государственного кадастра недвижимости с установленной зоной усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (ЖЗ), земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками; в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса РФ применить последствия недействительности сделок.
Определением суда третьи лица ФИО17, Суховей А.И., ФИО20, ФИО9, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО10, ФИО18, ФИО15 ФИО14, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО11 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
В судебном заседании представитель Брянской природоохранной прокуратуры по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. Настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности ФИО8 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материала дела (том 1 л. д. 60-68, том 2 л.д. 301-309). Пояснила суду, что в период с <дата> по <дата> межевание и постановка на государственный кадастровый учет городских лесов не производилась, изменения в Проект лесоустройства и лесоустроительное дело не вносились. Указанные документы по проекту организации лесного хозяйства на территории Брянска в установленном законом порядке органами государственной власти, органами местного самоуправления не утверждались, что установлено определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от <дата> по делу №. В связи с чем, Проект лесоустройства <дата>, на который ссылается истец в обоснование исковых требований носит информативный, а не нормативный характер, не может быть принят как доказательство определения местоположения городских лесов. По изложенным основаниям решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 1979 года № 309 также не является документом, определяющим местоположение границ участков городских лесов. В соответствии с нормами действующего законодательства Лесоустроительный регламент городских лесов города Брянска разработан и утвержден в 2015 году на основании материалов лесоустройства 2013 года, проведенного филиалом ФГБУ «Рослесинфор» «Заплеспроект». Полагала, что истцом не представлено доказательств пересечения спорных земельных участков с участком Урочище «Снежка».
Привлеченные в качестве соответчиков Суховей А.И., ФИО9, ФИО10, ФИО11, его представитель ФИО12, соответчик ФИО18 исковые требования не признали по основаниям, изложенным представителем Управления имущественных отношений Брянской области.
ФИО13, действующая на основании доверенности в интересах соответчиков ФИО14, ФИО15 исковые требования Брянского природоохранного прокурора просила оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела ( том 3 л.д. 151-153).
ФИО16, действующая на основании доверенности в интересах соответчика ФИО17, исковые требования не признала по основаниям, изложенным представителем Управления имущественных отношений Брянской области.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области ФИО19 разрешение исковых требований Брянского природоохранного прокурора полагала на усмотрение суда.
Соответчик ФИО27, его представитель ФИО30, соответчики ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО15, ФИО14, ФИО26 ФИО28, ФИО17, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела не явились.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц,
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО5, ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявленные Брянским природоохранным прокурором исковые требования основаны на том, что в соответствии с генеральным планом города Брянска <дата> кадастровый квартал № относится к рекреационной зоне (парки, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги). Следовательно, по мнению истца все входящие в кадастровый квартал земельные участки, в том числе спорные, также относятся к рекреационной зоне, которая должна использоваться для отдыха граждан и туризма. Но Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от <дата>№, в настоящее время в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами №, № установлена зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками (Ж3), земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей включая мансардный этаж, с придомовыми участками. Данная деятельность, а равно хозяйственная и иная деятельность на землях рекреационного назначения запрещена. Соответственно приказы управления имущественных отношений Брянской области, совершенные на их основании сделки по отчуждению, передаче в аренду земельных участков в рекреационной зоне в силу ч.2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ являются недействительными.
Оценивая законность и обоснованность заявленных исковых требований суд учитывает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из п. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (например, землях населенных пунктов).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 этой же статьи).
Согласно ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в п. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Порядок проведения лесоустройства определяется Правительством Российской Федерации (статья Кодекса в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 № 442-ФЗ).
Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2009 года ранее действовавшая лесоустроительная документация утрачивает силу, а к этому времени должен быть введен в действие соответствующий лесохозяйственный регламент.
В соответствии с ранее действовавшим Лесным кодексом 1997 года леса, расположенные на землях обороны и землях городских и сельских поселений, не относились к лесному фонду (ст. 7, 10 названного Кодекса).
Все предыдущие законодательные акты (Лесной кодекс РСФСР 1978 года, Основы лесного законодательства Российской Федерации от 06 марта 1993 года № 4613-1) и ныне действующий Лесной кодекс Российской Федерации (введен в действие с 01 января 2007 года) относят городские леса к лесному фонду. В то же время не все земли на территории населенного пункта, на которых произрастает лес, относятся к землям лесного фонда, а лишь земли городских лесов, территории которых должны быть определены в установленном порядке.
Доказательств проведения лесоустроительных работ в отношении городских лесов города Брянска, в порядке и с периодичностью, предусмотренными Инструкцией по проведению лесоустройства в Едином государственном лесном фонде СССР, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12 сентября 1985 года № 4, истцом не представлено.
Также отсутствуют доказательства проведения лесоустройства в соответствии с более поздней Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15 декабря 1994 № 265, которая применяется и при проведении парко- и лесоустройства в лесах, расположенных на землях городских поселений (городские леса) (Приказ Федеральной службы лесного хозяйства от 15 июля 1997 года № 94).
По смыслу выше указанных норм в системном толковании с положениями статей 7, 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ, статьей 4.1 ФЗ от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» решение исполнительного комитета Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 1979 года № 309, проект организации и ведения лесного хозяйства городских лесов города Брянска, подготовленный ФГУП «Западное государственное лесоустроительное предприятие» в 2003 году, документами лесоустройства, определяющими границы городских лесов, не являются.
Ввиду отсутствия действующей лесоустроительной документации, которой были бы установлены границы городских лесов в период с 1979 по 2011 год, отнесение спорных земельных участков к городским лесам со ссылкой на решение исполнительного комитета Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 1979 года № 309, проект организации и ведения лесного хозяйства городских лесов города Брянска, подготовленного ФГУП «Западное государственное лесоустроительное предприятие» в 2003 году, нельзя признать правомерным. Нахождение спорных земельных участков в кадастровом квартале № безусловно не свидетельствует о пересечении спорных земельных участков с участком Урочище «Снежка».
По изложенным выше основаниям, показания свидетелей ФИО5, ФИО6, заключения последнего о пересечении спорных земельных участков с Урочищем «Снежка» также не могут быть приняты как допустимое и достоверное доказательство доводов истца.
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 27, 70, 94 Земельного кодекса РФ, п.11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, ст. 4.1 ФЗ от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», ст. 12, 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
В соответствии с требованиями действующего законодательства инвентаризация городских лесов, с целью их последующей постановки на кадастровый учет с определением местоположения (границ) произведена филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» по госконтракту от 03 апреля 2013 года №1. По результатам данных работ в период 2013-2014 годов, осуществлена постановка на кадастровый учет участков городских лесов с описанием их границ. Органом, осуществляющим кадастровый учет при постановке участков городских лесов на кадастровый учет, в том числе Урочища «Снежка», пересечений со спорными земельными участками не установлено.
Сведения, полученные в результате данных работ по инвентаризации городских лесов, послужили также основанием к утверждению в 2015 году Лесохозяйственного регламента городских лесов города Брянска.
Лесохозяйственный регламент городских лесов города Брянска утвержден постановлением Брянской городской администрации от 19 июня 2015 года № 1766-п. Срок действия лесохозяйственного регламента - с 2015 года по 2024 год включительно.
Лесохозяйственный регламент, в соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ, является единственным документом лесоустройства, определяющим границы городских лесов, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов.
Данными государственного кадастра недвижимости, Лесохозяйственного регламента городских лесов города Брянска опровергаются доводы истца о пересечении спорных земельных участков с участками городских лесов, в том числе Урочищем «Снежка».
Ссылка истца на то, что пересечение границ городских лесов, в том числе Урочища «Снежка», с границами земель иных категорий с кадастровым номером № (для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, площадь пересечения <...> кв.м) установлено решением Советского районного суда города Брянска от <дата>, апелляционным определением Брянского областного суда от <дата> несостоятельна, так как земельный участок с кадастровым номером № снят с учета, что не позволяет установить наличие (отсутствие) пересечений с участком Урочище «Снежка».
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом доказательств об отнесении спорных участков к землям городских лесов не представлено, соответственно управление имущественных отношений Брянской области в рамках своей компетенции имело право распорядиться спорными земельными участками, передав их в аренду, в собственность соответчикам. В связи с чем, исковые требования о признании недействительными спорных договоров купли-продажи, аренды земельных участков по данному основанию и в соответствии со ст. 167, 168 Гражданского кодекса РФ, удовлетворению не подлежат.
Суд также учитывает, что решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 года № 991 утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (далее по тексту Правила). Данные Правила являются нормативным правовым актом и применяются в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной культурно-исторической среды.
Правилами спорные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов, к зоне жилой застройки (отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный) с придомовыми участками. Представленные в материалы дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сделок с ним подтверждают фактическое отнесение спорных земельных участков соответчиков к землям, не отнесенным к лесному фонду. Изложенное выше также опровергает доводы истца об отнесении спорных земельных участков к зонам рекреационного значения, имеющим статус особо охраняемых территорий, в связи с чем, ссылка истца на Генеральный план города Брянска 1994 года является несостоятельной.
Кроме того, Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск в части отнесения земельных участков соответчиков к зоне жилой застройки противоречащими Градостроительному, Земельному, Лесному кодексам РФ, не признаны. В связи с чем, правовые основания для аннулирования регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, аннулировании и исключении сведений о соответствующих земельный участках соответчиков из государственного кадастра недвижимости, отсутствуют.
Оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ собранные по делу доказательства, с учетом предмета и основания исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению исковых требований Брянского природоохранного прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Брянского природоохранного прокурора к Управлению имущественных отношений Брянской области, ФИО17, Суховею А.И., ФИО20, ФИО9, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО10, ФИО25, ФИО15, ФИО14, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО11 о признании недействительными приказов о предоставлении земельных участков, договоров аренды, договоров купли-продажи, аннулировании регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, аннулировании и исключении сведений о соответствующих земельный участках из государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд в апелляционном порядке через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья С.А. Марина