ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1185/18 от 10.05.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1185/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2018 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Щеглакова Г.Г., при секретаре судебного заседания Киштеевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, Министерству труда и социального развития Омской области о присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что не согласна с отказом ей в присвоении звания «Ветеран труда». Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.06.2016 года г. Москва за № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающим право на присвоение «Ветеран труда» значится, что для получения нужно проработать в одной организации 15 лет и общий стаж должен составлять 20 лет для женщин. Считает, что подходит под указанные условия.

Кроме того, ссылается на п. «в» указанного постановления: «наличие профессиональных заслуг в соответствующей сфере деятельности, т.е. сведения о поощрениях и наградах за добросовестную трудовую деятельность, о победах во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах профессионального мастерства». Истец имеет 5 грамот в социальных соревнованиях разных годов, о чем сделана запись в трудовой книжке.

В 2017 году Министерство труда и социального развития по г. Омску дважды отказало в присвоении «Ветерана труда», мотивируя тем, что организация, в которой она работала не является федеральным органом государственной власти.

В Муромцевском районе она проработала 19 лет товароведом и ее организация относилась к Облпотребсоюзу и соответственно центрсоюзу г. Москвы.

В третьем отказе от 07.03.2018 года Министерство труда и социального развития Омской области указало, что почетные грамоты от имени Председателя райпо и комитета профсоюзов не могут быть учтены и не являются органом государственной власти. Указывает, что в предыдущем году ее наградили 5 грамотами за достигнутые успехи в соцсоревнованиях от органов государственной власти в системе которого проходила ее работа. Таким образом, награждение ее почетными грамотами «Победитель социалистического соревнования производилось Министерством Центросоюза и ЦК профсоюза совместным решением Администрации Муромцевского района совместно с профсоюзом строго в соответствии с действующим законодательством на тот момент и является достаточным основанием для присвоения ей «Ветерана труда».

Просит обязать ответчика присвоить ей звания «Ветеран труда». (л.д. 3-4)

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что ей отказали в присвоении «Ветеран труда», в связи с тем, что Потребкооперация не является федеральной организацией. Ссылается на положения ст.ст. 1, 31 Закона РФ «О потребкооперации в РФ», Центральный союз потребительских обществ является центральным учреждением по отношению к нижестоящим союзам, обладающими контрольными и распределительными функциями, решения которого имеют обязательный характер. Это свидетельствует о том, что потребкооперация является организованной на уровне РФ, которая имеет соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящая организация потребкооперации является ФИО2. Данные признаки характеризуют ведомство, как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики. Ранее действовавший Роспотребсоюз был переименован в ФИО2 на основании Постановления пятого собрания Совета Роспотребсоюза (бывшего СССР) на основании Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1992 года за № 3086-2 «О введении в действие закона РФ «О потребкооперации в РФ». Центрасоюз потребительских обществ является уполномоченным центральным органом некоммерческих организаций. Также, следует учитывать, что согласно п. 5.3 Постановления правления ФИО3 профсоюза, работники торговли и потребкооперации от 12.08.1982 года и действующий на момент награждения грамотой имели право награждать на местном уровне путем делегирования. Решения Центрсоюза не требовалось. Система потребкооперации, учитывая ее значительную роль в государстве, и являлось также ведомством, как на уровне государственной власти. Центрсоюз обязал на месте принимать решения, так как они лучше знали, кто работал хорошо, кто плохо. Грамоты давали отличившимся работникам. Пояснила, что работала товароведом. Рабочий день был ненормированный, также были командировки.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д. 18), исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск (л.д. 16-17), а также дополнение к отзыву на иск. (л.д. 29-30) В судебном заседании указала, что потребительский кооператив это один из разновидностей кооперативов, но не является ведомством, не может рассматриваться на уровне бывшего СССР и РСФСР. Учитывать грамоту, которой награждали истца, оснований нет потому, что такие полномочия не были делегированы Центрсоюзу. Это была инициатива местных кооперативов. Награждали своих работников на местном уровне.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д. 24), представила письменный отзыв на иск (л.д. 19-23). Полагает, что местах могли награждать почетными грамотами, тем не менее они не дают право на получение звания «Ветеран труда». В заявленных исковых требования просит отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Из преамбулы к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах») следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, т.е. по нормам ранее действующего законодательства.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О ветеранах»).

Согласно статье 1 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 781-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» на территории Омской области» звание «Ветеран труда» присваивается следующим лицам, проживающим на территории Омской области:

1) награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

По смыслу приведенных норм права награждения ведомственными знаками отличия в труде, которое дает основание для признания лица «Ветераном труда», должно носить индивидуальный характер и быть связанным с исполнением работником своих непосредственно трудовых обязанностей.

Юридически значимым обстоятельством для рассматриваемого данного дела является то, что истец, претендующий на звание «Ветеран труда» награжден ведомственным знаком отличия за заслуги в труде и имеет трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет.

В соответствии со ст. 2 Закона Омской области от 24.067.2006 года № 781-ОЗ звание «Ветеран труда» присваивается на основании распоряжения Правительства Омской области. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Омской области.

Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» утверждено «Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия» (далее - Положение).

Согласно пунктам 2, 4, 25, 28 Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением.

Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется приказом федерального органа исполнительной власти.

Награждение знаком отличия производится в соответствии с приказом федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с названным Положением федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который определяется им самостоятельно и является видом награждения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Для принятия указанного решения федеральными органами исполнительной власти Правительством Российской Федерации дан трехмесячный срок, начиная с даты вступления в законную силу Положения.

В силу п. 4, 8 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда на территории Омской области», утв. постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 100-п, лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», должно обратиться непосредственно с заявлением по форме, утвержденной Министерством труда и социального развития Омской области, в том числе с использованием электронных носителей, или с заявлением в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», государственной информационной системы Омской области «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области», в том числе с использованием универсальной электронной карты, в территориальный орган Министерства по месту жительства

Территориальный орган Министерства в 10-дневный срок со дня поступления заявления и необходимых документов проверяет представленные заявителем документы на соответствие требованиям, установленным настоящим Положением, и при установлении соответствия указанным требованиям включает заявителя в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее - список), по форме, утверждаемой Министерством, и направляет его в Министерство. Список подписывается руководителем территориального органа Министерства и заверяется печатью территориального органа Министерства. Если представленные заявителем документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением, заявителю в 3-дневный срок направляется уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»:

1) в письменной форме в случае подачи заявления непосредственно в территориальный орган Министерства, в том числе с использованием электронных носителей;

2) в форме электронного документа в случае подачи заявления с использованием Единого портала, Портала.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 имеет трудовой стаж с 1978 года по 1997 год. Изначально принята товароведом Муромцевского района, 31.05.1996 года утверждена начальником торгового отдела. (л.д. 5).

Согласно записей в трудовой книжке на основании приказов № 64 от 16.06.1982 года, № 145 от 16.12.1982 года, № 125 от 03.07.1985 года, № 262 от 01.07.1987 года, № 430 от 25.06.1991 года ФИО1 награждена почетными грамотами (л.д. 5 оборот).

В подтверждении вышеуказанных фактов истцом представлены почетные грамоты, выданные истцу: за достигнутые успехи в социалистическом соревновании 2-го года одиннадцатой пятилетки и по достойной встрече 60-летия СССР (л.д. 6); за достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь 65 годовщины Международного дня потребкооперации (л.д. 7); за достигнутые успехи в социалистическом соревновании 5 месяцев 2-го года II-й пятилетки и в честь Международного дня кооперации, подписанные председателем правления муромцевского Райпо и председателем РК профсоюза. (л.д. 8)

По делу установлено, что письмом от 25.04.2017 года Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску отказано ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленные почетные грамоты председателя Муромцевского райПО, которые не являются наградами федерального органа государственной власти, следовательно, награды, учрежденные данным обществом, не могут рассматриваться в качестве ведомственных знаков отличия в труде. (л.д. 9-10)

Кроме того, 07.03.2018 года Министерство труда и социального развития Омской области также отказало ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда», указывая, что почетные грамоты от имени Председателя правления Муромцевского районного потребительского общества и Председателя районного комитета профсоюза не могут быть учтены при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку руководство предприятия, от имени которого награжден истец, не является органом государственного управления. Решение о награждении государственными наградами или ведомственными знаками отличия в труде принимается работодателем по месту работы награждаемого. (л.д. 11-12)

По своему статусу ведомственные знаки отличия в труде приравнены к государственным наградам СССР, Российской Федерации, а также к почетным званиям СССР, Российская Федерация (ст. 7 ФЗ «О ветеранах»)

Поскольку категория ветеранов труда устанавливается с учетом продолжительного добросовестного труда часть периода трудовой деятельности граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», совпадает с периодом существования СССР, РСФСР.

В соответствии со ст. 131 Конституции СССР ведомства образовывались высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР (Советом Министров СССР – Правительством СССР).

Согласно п. 6 ст. 125 Конституции РСФСР, Совет Министров РСФСР, как высший исполнительный и распорядительный органом государственной власти РСФСР, в случае необходимости образовывал комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Российской Федерации по делам хозяйственного и социально-культурного строительства.

В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ возлагает на ведомства осуществление строго определенных функций в различных областях государственной деятельности.

Таким образом, под ведомством подразумевается орган государственного управления, образованный для управления отдельными направлениями хозяйственного и социально-культурного развития. Ведомство организационно действует (действовало) в виде федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств РФ, комитетов, комиссий, главных управлений, иных органов СССР и РСФСР.

К ведомственным знакам отличия в труде можно относить знаки отличия в труде (нагрудные и почетные знаки, значки, медали, почетные грамоты), учрежденные государственными органами, в период существования СССР входившими в структуру органов государственного управления СССР, РСФСР, предусмотренную конституциями СССР, в настоящее время входящими в структуру федеральных органов исполнительный власти, утвержденную Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Исходя из ст. 7 ФЗ «О ветеранах» награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

Таким образом, судом установлено, что награждение ФИО1 производилось не от имени федерального органа или по решению федерального органа, а на основании приказов № 5-64 от 16.02.1982 года, № П-145 от 16.12.1982 года, № П-125 от 03.07. 1985 года, № П-262 от 01.07.1987 года, № П-430 от 25.06.1991 года от имени Председателя правления Муромцевского районного потребительского общества и председателя районного комитета профсоюза.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Декрета ВЦИК и СНК СССР, Законом «О потребительской кооперации в СССР» вступление и выход из потребительского общества является добровольным.

Центральный союз потребительских обществ является общественной организацией, которая не входит в систему органов государственной власти. Сведения о том, что Центросоюзу переданы полномочия по награждению почетными грамотами от имени руководства органов государственной власти за продолжительный добросовестный труд суду не представлены.

В связи с чем, данные документы не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а также не повлекло возникновения у ФИО1 права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Законом Омской области от 24 июля 2006 года № 781-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда».

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Центральный Союз потребительских обществ России не входит в структуру органов исполнительной власти. В связи с этим Центральный Союз потребительских обществ России, а равно и Центральный комитет профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации, не обладают полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждению ими, поэтому выводы истца о том, что награды системы потребительской кооперации относятся к ведомственным наградам отличия в труде и подлежат учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", являются неправомерными.

Доказательств наличия статуса органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации у правления Муромцевского районного потребительского общества на момент награждения истца, материалы дела не содержат.

Нормативного акта, который бы приравнивал почетные грамоты, награждение которыми произведено от имени Председателя правления Муромцевского районного потребительского общества и председателя районного комитета профсоюза к наградам исполнительного органа государственной власти Омской области, не имеется.

Учитывая тот факт, что ФИО1 представлены почетные грамоты, подписанные Председателем правления Муромцевского районного потребительского общества и председателем районного комитета профсоюза, которые не обладают полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», суд полагает обоснованным отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, Министерству труда и социального развития Омской области о присвоении звания «Ветеран труда» отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Г.Г. Щеглаков

В окончательной форме решение изготовлено 15 мая 2018 года.