Дело №2-1185/2020
УИД61RS0009-01-2020-000974-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.05.2020 года г.Азов
Азовский городской суд Ростовской области в составе судьи Бакулиной О.Н.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика - ФИО3,
при секретаре Севостьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1185/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественно-земельных отношений Администрации города Азова о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и об обязании заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1(далее - истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту имущественно-земельных отношений Администрации <адрес> о признания незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и об обязании заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Истец в обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, №. К земельному участку с кадастровым номером 61№ примыкают «неразмежеванные» земли, находящиеся в муниципальной (публичной) собственности.
Решив оформить земельный участок в собственность по фактическому использованию, в соответствии с действующим ЗК РФ, истец обратился в ДиЗО <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка, находящегося в собственности. К заявлению приложил все необходимые документы, в том числе и схему, составленную с учетом охранных зон действующего ГРП. СНИП ДД.ММ.ГГГГ-89, копию ИНН, топосьемку, документ, подтверждающий согласование с ПК «Черномор».
ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественно - земельных отношений Администрации <адрес> направил в адрес истца письмо №.01-11.01/3406, из которого следует, что истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, а также в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что, согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89: расстояние от газа низкого давления до сооружений 2 метра, согласно СНиП 42-01-2002: расстояние от ГРП до зданий и сооружений при давлении газа до 0,6 Мпа - 10 метров, в связи, с чем, ДИЗО полагает, что границы представленной схемы не соответствуют указанным нормативам.
Истец просил признать незаконным отказ Департамента имущественно-земельных отношений Администрации <адрес> от 19.12.2019г. №.01-11.01/3406 и обязать Департамент имущественно-земельных отношений администрации <адрес>, утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, №, и заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца ФИО2, представлявшая интересы истца в судебном заседании по его ходатайству, в соответствии со ст.53 ГПК РФ, исковые требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Ответчика - Департамента имущественно-земельных отношений администрации <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, согласно которому, удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Суд определил, рассмотреть дело, согласно ст.167 ч.4 ГПК РФ, в отсутствии представителя третьего лица.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регламентирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с соответствующим заявлением. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3)принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (пп. 9).
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, №.
В материалах реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером №, имеется Постановление Главы муниципального образования Мэра <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, относящийся к категории земель «земли поселений» для ведения садоводства в СНТ «Мичуринец-3» участок № в <адрес>, площадью 570,6 кв.м, в соответствии с прилагаемым планом.
К земельному участку с кадастровым номером № примыкают «неразмежеванные» земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Истец обратился к главе Администрации <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности истца, с приложением схемы, составленной с учетом охранных зон действующего ГРП. Вид разрешенного использования земельного участка - «Сады, огороды».
Департамент имущественно - земельных отношений Администрации <адрес> направил в адрес истца письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, а также в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что, границы представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, площадью 912 кв.м., не соответствуют нормативам СНиП по расположению ГРП до зданий, сооружений.
Согласно ответу-согласованию ПК «Черномор», последний, являясь собственником газораспределительных сетей, к границам формируемого участка по адресу: <адрес>, №, согласно схеме на КПТ, претензий не имеет. Согласно схеме проходящего газопровода и их охранных зон, будет предоставляться беспрепятственный своевременный доступ для проведения работ по ремонту или иному техническому обслуживанию данных сетей.
В то время, как представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в отзыве на исковое заявление указал, что согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, генеральным подрядчиком ООО «Газсервис» был предъявлен к приемке заказчиком - ФИО5 (председатель правления ПК по строительству газопровода «Прометей») законченный строительством объект- с/т Мучуринец-3, кооператив «Прометей» 17-я, 2-я, 14-я, 19-я улицы, <адрес>, № А ГРПШ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Потребительский кооператив по строительству газопровода «Прометей» прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, сооружение газохимического комплекса по адресу: <адрес>, ДНТ «Мичуринец-3» по ул. 17-ой, 20-ой, 14-ой, 19-ой принадлежит муниципальному образованию <адрес>. При этом ГРПШ, расположенное по <адрес>№<адрес>, не находится в собственности муниципального образования <адрес>.
На территории земель, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых ФИО1 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка, находится газопровод низкого давления - <адрес> с/т «Мичуринец -3», кооп. «Черномор», заказчиком строительства которого, в соответствии с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, является кооператив «Черномор».
В соответствии с подп. "е" п. 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №), охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями пользования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В подп. "а" п. 7 Правил №, установлены охранные зоны газораспределительных сетей вдоль трасс наружных газопроводов в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 м с каждой стороны газопровода, а подп. «г» п. 7 Правил № установлены охранные зоны отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов.
При этом, согласно п. 48 Правил №, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев ипользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
Газораспределительных сетей, принадлежащих ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» на праве собственности, или на ином законном праве в границах земельного участка отношении которого ФИО1 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о перераспределении, нет.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ и вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ), до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 171-ФЗ и вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ), в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Таким образом, действующее законодательство указывает на возможность приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого объединения граждан при определенных условиях.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Подобная позиция отражена в п. 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. Кроме того, участок не должен быть изъятым из оборота, ограниченным в обороте либо зарезервированным для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч.3 ст.39.3 Земельного Кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
Согласно приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГN 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", к заявлению о приобретении земельного участка по основанию, предусмотренному подп. подп. 3 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, прикладываются следующие документы: решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка некоммерческой организации для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением случаев, если такое право зарегистрировано в ЕГРП, документ подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации и решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю (п. 3 Перечня).
В соответствии с п. 14 Правил №, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:
а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
ж) разводить огонь и размещать источники огня;
з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
В соответствии с п.25 Правил №, эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить следующие работы в охранных зонах:
а) техническое обслуживание, ремонт и диагностирование
газораспределительных сетей;
б) устройство за счет организаций - собственников
газораспределительных сетей дорог, подъездов и других сооружений, необходимых для эксплуатации сетей на условиях, согласованных с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков;
в) рытье шурфов и котлованов, бурение скважин и другие земляные работы, осуществляемые с целью определения технического состояния газораспределительных сетей или их ремонта;
г) расчистка трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.
При этом, согласно п. 48 Правил №, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
Оценивая представленные истцом в обоснование своих исковых требований письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности иска. У суда не возникает сомнений в том, что истец является членом ДНТ «Мичуринец-3», созданного до вступления в силу ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и он правомерно пользуется спорным земельным участком, находящимся в границах земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ДНТ «Мичуринец-3». Поэтому, у органа местного самоуправления имелись все предусмотренные действующим законодательством основания для передачи истцу в собственность занимаемого земельного участка. Следует учитывать и то обстоятельство, что сторона ответчика не заняла в ходе рассмотрения дела принципиальной позиции к отказу в иске, равно как не представила доказательств того, что испрашиваемый земельный участок в силу закона не может быть предоставлен истцу в собственность.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что право собственности истца должно иметь ограничение по запрету возведения и строительству капитальных объектов. На данном участке истец может заниматься садоводческой, огороднической работой по выращиванию овощей и фруктов, но иметь на участке садовый дом(для отдыха) не может, поскольку это небезопасно для граждан, находящихся в зоне отчуждения.
Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту имущественно-земельных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и об обязании заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественно-земельных отношений Администрации <адрес> в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на котором не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,№.
Обязать Департамент имущественно-земельных отношений Администрации <адрес> заключить соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на котором не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,№, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с ограничением – без права капитального строительства на земельном участке.
Решение может быть обжаловано в Ростовский облсуд в течение 30 дней, с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.05.20г.
Судья О.Н.Бакулина