УИД 26RS0035-01-2020-001995-15
Дело № 2 - 1186/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 09 июня 2020 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Дириной А.И.,
при секретаре Воробьевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края исковое заявление администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края обратилась в Шпаковский районный суд Ставропольского края с Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от исполнительского сбора.
Истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов К.Г. Алиханов вынес постановление № о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета, в размере 50 000 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№, возбужденному на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ.
По решению суда на администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края возложена обязанность зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу «<адрес>, расположенную на территории муниципального образования.
Администрация муниципального образования указала, что приняла меры для надлежащего исполнения решения Шпаковского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, своевременно исполнить решение не представлялось возможным из-за достаточного объема финансовых средств на проведение кадастровых работ, а также в связи с необходимостью уточнения границ земельного участка под дорогой со смежными землепользователями.
Для исполнения решения должником в 2018 году проведены мероприятия по доведению лимитов бюджетных средств на проведение кадастровых работ по образованию земельного участка, заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Шпаковский гипрозем» на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, на выполнение кадастровых работ по изготовлению межевого и технического планов под автомобильной дорогой: «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ подготовлен технический план на сооружение автомобильную дорогу «<адрес>».
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером: №, номер записи о принятии на учет: от ДД.ММ.ГГГГ№
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 50 000 рублей, вынесенного по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№
Представитель администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в судебное заседание не явился.
Шпаковский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю уведомленный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Решение просил принять на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Прокурор Шпаковского района Ставропольского края в судебное заседание не явился.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что решением Шпаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Шпаковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу «<адрес>» <адрес>, расположенную на территории муниципального образования, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в рамках бюджетного финансирования, удовлетворены.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество - автомобильную дорогу «<адрес>» <адрес>, расположенную на территории муниципального образования, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и ООО «Шпаковский гипрозем» заключен договор подряда № на выполнение кадастровых работ по изготовлению межевого и технического плана на земельный участок по <адрес> (дорога).
ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с условным номером №, площадью 2079 кв.м., по <адрес>, что подтверждается распоряжением комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края направила прокурору Шпаковского района Ставропольского края письмо об оказании помощи по вопросу постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под автомобильными дорогами местного значения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края направила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю письмо о разъяснении вопроса постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под автомобильными дорогами местного значения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края направила письмо об оказании помощи по вопросу постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под автомобильными дорогами местного значения и в оформлении водопроводных сетей, расположенных на территории муниципального образования Темнолесского сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края направила письмо об оказании помощи по вопросу постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под автомобильными дорогами местного значения и в оформлении водопроводных сетей, расположенных на территории муниципального образования Темнолесского сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края обратилась с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по <адрес>, что подтверждается распоряжением комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю вынесено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости расположенного по <адрес>, расположенного на территории муниципального образования
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов Алиханов К.Г. вынес постановление № о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета в размере 50 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края подано заявление о постановке на учет бесхозяйственного имущества - автомобильную дорогу «<адрес>, расположенную на территории муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов Алиханов К.Г. вынес постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края направила судебному приставу-исполнителю Алиханову К.Г. письмо информирующее о выполнении следующих работ: земельный участок под автомобильной дорогой оформлен в постоянное (бессрочное) пользование, сооружение автомобильная дорога «<адрес>» постановлено на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.
Статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать требованиям, предъявляемым к мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Суда Российской Федерации в пункте 75 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Из представленных в материалы дела документом следует, что должником по исполнительному производству - администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края приняты меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Вины администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в неисполнении судебного решения судом не установлено, в связи с чем, не имеется оснований для несения ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением Шпаковского районого отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 50 000 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда, в соответствии со ст. 199 ГПК РФ, изготовлено в окончательной форме 11 июня 2020 года.
Председательствующий судья А.И. Дирина